Научная статья на тему 'Роль и составляющие инновационного климата в современных условиях'

Роль и составляющие инновационного климата в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4130
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАКРО-МИКРО КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ / SNW-АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / INNOVATIVE CAPACITY / MACRO AND MICRO CLIMATE OF ORGANIZATION / SNW-ANALYSIS / INNOVATION PROCESS / ORGANIZATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстухин Сергей Александрович

В данной статье рассмотрены основные вопросы касающиеся методологии и оценки роли инвестиционного климата, как в рамках внешней среды организации, так и в рамках внутренней среды организации, для этого автор проводит исследование теоретических подходов к изучению роли, а так же основных составляющих инвестиционного климата организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND COMPONENT PARTS OF INNOVATION CLIMATE UNDER CURRENT CONDITIONS

The main issues of methodology and assessment of the role of investment climate both external and internal environment of an organization are considered in the article. For these purposes the author pursues a study of theoretical approaches to study the role and the main components of investment climate of an organization.

Текст научной работы на тему «Роль и составляющие инновационного климата в современных условиях»

РОЛЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 005.342:001.895

Сергей Александрович Толстухин,

аспирант кафедры общего и стратегического менеджмента, Тел.: 442-64-88, Эл. почта: STolstuhin@mesi.ru

В данной статье рассмотрены основные вопросы касающиеся методологии и оценки роли инвестиционного климата, как в рамках внешней среды организации, так и в рамках внутренней среды организации, для этого автор проводит исследование теоретических подходов к изучению роли, а так же основных составляющих инвестиционного климата организации.

Кпючевые слова: инновационный потенциал, макро-микро климат организации, SNW-анализ, инновационный процесс, стратегия организации.

Sergey A. Tolstukhin,

Postgraduate student of the Department of General and Strategic Management, Tel.: 442-64-88, E-mail: STolstuhin@mesi.ru

THE ROLE AND COMPONENT PARTS OF INNOVATION CLIMATE UNDER CURRENT CONDITIONS

The main issues of methodology and assessment of the role of investment climate both external and internal environment of an organization are considered in the article. For these purposes the author pursues a study of theoretical approaches to study the role and the main components of investment climate of an organization.

Keywords: innovative capacity, macro and micro climate of organization, SNW-analysis, innovation process, organization strategy.

1. Введение

Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.

Инновационный климат - это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности. Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.

2. Базисная составляющая инновационного климата

Составляющие инновационного макроклимата организации можно подразделить на четыре основные сферы.

1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).

2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).

3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).

4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР).

Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные зоны.

1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.

2. Зона капиталовложений - инвестиции в развитие новых технологий.

3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.

4. Зона трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих.

Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инно-ваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки иннова-торов и инновационного климата организации в целом. Нет систем поддержки -нет инноваторов, нет инноваторов - нет нововведений.

Для определения уровня инновационного развития предприятия недостаточно только оценки инновационного потенциала, необходимо также осуществлять анализ инновационного климата организации.

Уровень инновационного климата оценивается аналогично инновационному потенциалу, характеризующему способность предприятия достигать поставленных инновационных целей при имеющихся в наличии финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсах. Значения инновационного климата предприятия будут находиться в диапазоне от 1 до 3:

3 - состояние данного параметра внешней среды положительно влияет на инновационную деятельность, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как возможность

для предприятия;

2 - состояние данного параметра ненадежно - угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

1 - состояние данного компонента внешней среды отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние определяется как угроза для организации.

Фатхутдинов P.A. предлагает свой вариант оценки состояния инновационного климата организации. Присвоение оценок осуществляется экспертным путем по пятибалльной шкале.[1]

5 - состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;

4 - состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;

3 - состояние данного компонента ненадежно - угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

2 - состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;

1 - состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

Таким образом, определение уровня инновационного развития предприятия, построенного на оценке инновационного климата и потенциала организации, является основой для выработки дальнейшей инновационной стратегии.

Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется через влияние на инновационный потенциал. [2] Другие авторы под инновационным климатом понимают совокупность внешних условий, влияющих на инновационный потенциал предприятия:[3]

- возможности для производства новых или улучшенных видов продукции или услуг (процессные и технологические инновации); возможности для изменения социальных отношений на предприятии (кадровые инновации);

- возможности для разработки новых методов управления (управленчес-

кие инновации);

- возможности для создания новых механизмов продвижения продукции на рынок (рыночные инновации);

- возможности приобретения ноу-хау, патентов; законодательная база, низкая ставка рефинансирования, льготное налогообложение;

- взаимодействие власти и бизнеса;

- практика коммерциализации технологий.

Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия существенно снижается.

Известно, что предпринимательская деятельность осуществляется под воздействием целой совокупности факторов и условий - правовых, политических, социальных и др. Все эти условия формируют уникальную структуру инновационного климата государства. В современной литературе накоплено определенное количество подходов к рассмотрению данной структуры, которые отличаются значительным разнообразием.

Всю совокупность факторов можно классифицировать следующим образом, исходя из содержания более общей категории хозяйственного климата (рис.1)[4]

Спецификой инновационного климата страны является то, что он оказывается в высокой зависимости от других компонентов хозяйственного климата страны, которые можно рассматривать в качестве факторов его развития. Более того, неблагоприятное состояние отдельных компонентов хозяйственного климата ведет к формированию неблагоприятного инновационного климата. Можно отметить, что инновационный климат представляет собой наиболее сложный компонент хозяйственного климата, так как его существова-

ние (благоприятное состояние) невозможно в условиях неблагоприятных значений иных компонентов хозяйственного климата.

Инновационный климат можно определить как двойственное понятие. С одной стороны, он формирует основу для инновационной деятельности субъектов экономики. С другой стороны, сами субъекты экономики в своем стремлении к развитию создают предпосылки для улучшения инновационного климата.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции инновационных предприятий, а, следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли.

Таким образом, для успешного внедрения программы перевода промышленности на инновационный вариант развития необходимо создание действенной системы продвижения наукоемкой продукции на внутренние и мировые рынки.

3. Взаимосвязь инновационного климата организации с инновационной деятельностью субъектов экономики.

Создание инновационного климата в совокупности предопределяет эффективность работы инновационных предприятий. Одним из ключевых компонентов инновационного климата является инновационная инфраструктура.

Исходя из сделанных выводов, сделаем попытку формализации механизма взаимосвязи инновационного климата государства с инновационной деятельностью субъектов экономики.

Следует принять во внимание факт, что в экономической теории понятие «механизм» часто появляется в сочетании со словами «экономический», «хо-

Рис. 1. Факторы инновационного климата страны

зяйственный» и «организационный». В специальной литературе отсутствует конкретное разграничение сфер применения этих определений, многое зависит от предпочтений авторов.

Механизм взаимосвязи инновационного климата государства с инновационной деятельностью субъектов экономики отражен на рисунке 2.

Рассмотрим основные подходы к определению инноваций, инновационных процессов, факторов формирующих инновационную активность, отраженные в исследованиях современных ученых.

Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.[5]

Стадии инновационного цикла:

- Фундаментальные исследования;

- Прикладные исследования;

- Проектно-конструкторские работы;

- Освоение производство продукции;

- Производство новой продукции.

Можно выделить факторы, влияющие на скорость диффузии (распространения) инноваций: относительное преимущество, сложность, совместимость, коммуникативность, возможность апробации.

Инновационный климат - оценка внешней среды организации для инновационных целей - сложившиеся за определенный период времени условия в окружении фирмы, влияющие на эф-

Рис. 2. Механизм взаимосвязи инновационного климата государства с инновационной деятельностью субъектов экономики

фективность осуществления его научно-технической деятельности:

- Социальная инфраструктура (доступ к образовательному, медицинскому и культурному комплексу в регионе)

- Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам)

- Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим ресурсам);

- Технологическая и научно-техническая сфера (рынок разработок и научно-технической информации);

- Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат);

- Политико-правовая сфера;

- Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка);

- Рынок трудовых ресурсов.

Инновационный потенциал органи-

зации.[6]

Потенциал организации - это ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия. Для его выявления может быть использован БК'^анализ (сильные, нейтральные, слабые стороны).

Различают:

Научно-технический потенциал (способность к производству новых знаний и технических решений);

Инновационный потенциал (степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта) как «своего», так и «чужого».)

Оценка инновационного потенциала:

1. Обобщенная оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой

2. Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю и основана на составлении комплекса показателей организа-

Рис. 3. Инновационный климат организации

ции с соответствующими характеристиками инновационного потенциала лидера. Блоки оцениваемых показателей: продуктовый, функциональный, ресурсный, управленческий, организационный. Ресурсный блок определяет наличие различных ресурсов для создания и внедрения новшеств:

-материально-технические ресурсы (научное оборудование, приборы, установки, экспериментальные лаборатории ВЦ и т.д.), их структура и эффективность использования;

- трудовые ресурсы;

- информационные ресурсы;

- финансовые ресурсы.

4. Заключение

Таким образом, в существующих взглядах известных ученых превалирует мнение об инновационном климате организации как совокупности внешних факторов, воздействующих на организацию. На наш взгляд нельзя упускать из виду и внутренние факторы развития организации, поэтому инновационный климат организации есть совокупность реальных и потенциальных факторов как внешней, так и внутренней среды, оказывающих влияние на инновационную активность организации. Структура инновационного климата организации представлена на рисунке 3.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Фатхутдинов, P. A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / P. A. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2008. -400 с.

2. Гунин, В. Н., Баранчеев, В. П., Устинов, В. A., Ляпина, С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В. Н. Гунин, В. П. Баранчеев, В. A. Устинов, С. Ю. Ляпи-на. - М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. - 575 с .

4. Безрукова Т.Л. , Аветисян М.В. Механизм взаимосвязи инновационного климата с инновационной деятельностью субъектов экономики //Современные проблемы науки и образования. - № 4. -2011.

5. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / A.A. Бовин, Л.Е. Чередникова, ВА. Якимович.

- 3-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега -Л», 2009. - 415 с. : табл. - (Высшая школа менеджмента).

6. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / A.A. Бовин, Л.Е. Чередникова, ВА. Якимович.

- 3-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега -Л», 2009. - 415 с. : табл. - (Высшая школа менеджмента).

References

1. A. Fatkhutdinov, R. A. Innovation Management: A Textbook for high schools / P. A. Fatkhutdinov. - St. Peter, 2008. -400.

2. Gunin, VN, Barancheev, VP, Ustinov, VA, Lyapina, SY Innovation Management: a 17-module program for the managers' management development organization. "Module 7 / Gunin VN, VP Barancheev, VA Ustinov, S. Yu Lyapina. -Moscow: INFRA-M, 2000.

3. Kokurin, D. Innovation / DI Kokurin. - M.: Examination, 2001. - 575 p.

4. Bezrukova TL Avetisyan, M. The mechanism of interaction with the innovation climate of innovation activity of economic agents / / Modern problems of science and education. - № 4. - 2011.

5. Managing Innovation in Organizations: Textbook. allowance on a specialty "Organization Management" / AA Bovin, L. Cherednikova, VA Yakimovich. - 3rd ed., Sr. - M.: Publishing house "Omega-L", 2009. - 415 p. : Table. -(Graduate School of Management).

6. Upravlenie innovation in organizations: studies. allowance on a specialty "Organization Management" / AA Bovin, L. Cherednikova, VA Yakimovich. - 3rd ed., Sr. - M.: Publishing house "Omega-L", 2009. - 415 p. : Table. -(Graduate School of Management).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.