Научная статья на тему 'Формирование благоприятного инновационного климата как основа осуществления инновационной деятельности предприятия'

Формирование благоприятного инновационного климата как основа осуществления инновационной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2416
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РИСКИ / INVESTMENT CLIMATE / BUSINESS CYCLE / ENVIRONMENT / INTERNAL ENVIRONMENT / ECONOMIC RISKS / FAVORABLE INNOVATIVE CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров А. Ю., Егорова О. С.

В статье рассмотрены составляющие инновационного климата предприятия, внутренняя и внешняя среда формирования экономических циклов предприятия. Основное внимание уделено способам снижения хозяйственных рисков в процессе выполнения экономического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FAVORABLE INNOVATIVE CLIMATE AS BASIS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

In article the enterprises making innovative climate, internal and environment of formation of business cycles of the enterprise are considered. The main attention is given to ways of decrease in economic risks in the course of performance of a business cycle.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятного инновационного климата как основа осуществления инновационной деятельности предприятия»

подготовкой пероснала предприятий в условиях инноваций. Сборник докладов участников 50-ой юбилейной научно-технической конференции / И.А.Баев, В.П. Горшенин, С.В. Алюков. - Челябинск, 1998.

2. Камалтдинова Р.М. Человеческий капитал как приоритетный объект инвестиций // Экономически науки. - 2008. № 5.

3. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий // Управление персоналом. - 2009. №3.

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА КАК ОСНОВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор ФАОУДПО ГАСИС Егорова О.С., аспирант Тверского государственного университета

В статье рассмотрены составляющие инновационного климата предприятия, внутренняя и внешняя среда формирования экономических циклов предприятия. Основное внимание уделено способам снижения хозяйственных рисков в процессе выполнения 'экономического цикла.

Ключевые слова: благоприятный инновационный климат, инвестиционный климат, экономический цикл, внешняя среда, внутренняя среда, хозяйственные риски.

FORMATION OF FAVORABLE INNOVATIVE CLIMATE AS BASIS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Egorov A., doctor of economic sciences, professor FAEI ЕРЕ SASI Egorova O., graduate student of the Tver state university

In article the enterprises making innovative climate, internal and environment offormation of business cycles of the enterprise are considered. The main attention is given to ways of decrease in economic risks in the course ofperformance of a business cycle.

Keywords: favorable innovative climate, investment climate, business cycle, environment, internal environment, economic risks.

Формирование благоприятного инновационного климата является одним из основных направлений инновационной политики предприятия. Чаще всего под инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате реализации которых человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе [10].

С одной стороны: инновационный климат - это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности. С другой стороны: инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению перспективной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.

Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы.

1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).

2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).

3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).

4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР) [12].

Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные области.

1. Область хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.

2. Область капиталовложений - инвестиции в развитие новых технологий.

3. Область новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.

4. Область трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих [9].

Создание благоприятного инновационного климата предприятия предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи. Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов (например мозговой штурм) и инновационного климата предприятия в целом.

Для определения уровня инновационного развития предприятия недостаточно только оценки инновационного потенциала, необходимо также осуществлять анализ инновационного климата. Уровень инновационного климата оценивается аналогично инновационному потенциалу, характеризующему способность предприятия достигать поставленных инновационных целей при имеющихся в наличии финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсах.

Фатхутдинов Р.А. [15] предлагает свой вариант оценки состояния инновационного климата организации. Присвоение оценок осуществляется экспертным путем по пятибалльной шкале.

5 - состояние данного компонента (параметра) внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;

4 - состояние данного компонента хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;

3 - состояние данного компонента ненадежно - угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

2 - состояние данного компонента вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;

1 - состояние данного компонента угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

Таким образом, определение организационно-технологического уровня развития предприятия построено на оценке инновационного потенциала организации и является основой для выработки дальнейшей инновационной стратегии.

Разрешение проблем, характерных для сегодняшней российской экономики, невозможно, в том числе, в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Разумеется, тенденция заме-

щения машин живым трудом приводит к снижению темпов безработицы. Но массовое внедрение на производствах автоматизированных систем, заменяющих живой труд, приведет к росту безработицы. Таким образом, необходимо найти разумный компромисс между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты населения, то есть совместить достижение двух целей.

Поэтому единственный выход из создавшегося положения - по возможности быстрее остановить спад производства и создать предпосылки улучшения инвестиционного климата и условия для последующего подъема экономики.

Наукоемкие производства (приборостроение, биотехнология, тонкая химия и т.д.), которые в период кризиса не имеют практически никаких рыночных стимулов к существованию, нуждаются в государственной поддержке. Поскольку рыночный спрос на продукцию данных отраслей в период кризиса неизбежно падает (и тем быстрее, чем глубже общий спад производства), то менеджмент предприятия обязан обратить внимание на внутренние резервы компании с целью определения возможностей самофинансирования инновационных видов деятельности за счет других направлений хозяйственного развития [8, 17].

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата [7].

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер.

Существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата, различающиеся в зависимости:

- от цели исследования;

- по количеству анализируемых показателей и понятийным характеристикам;

- по выбору самих показателей.

Различают три методики: 1. Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций. Авторы этой методики - американские экономисты Б. Тойль, Питер Уолтерс. Эта методика позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране и судить о возможности ее развития. Чтобы использовать эту методику, нужна солидная статистическая база, квалифицированные кадры, длительное время, в целом, высокие материальные затраты [14].

2. Методики, используемые на сравнительном анализе инвестиционных климатов в государствах Центральной и Восточной Европы, делающие акцент на темпах и перспективах развития.

3. Методики бальной оценки инвестиционных климатов. Основное преимущество - возможность количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведение результативного показателя, учитывающего увеличение всех составляющих и служащего критерием различных стран и регионов по их привлекательности для иностранных инвесторов [1].

В России используется бальная методика. По мнению специалистов целесообразно оценивать инвестиционный климат в России на основе результативного предпринимательского риска, составляющим которого является социально-политический риск, внутриэко-номический риск и внешнеэкономический риск [3].

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. И может реализовываться как на макро- так и на микроуровне. На макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системе международных расчетов по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику.

Отрицательно на инвестиционном климате сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий. Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы, то есть анализируется стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации и производительности труда [5].

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития, уровень безработицы и возможность забастовок.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

Внешняя среда (external) формирования экономических циклов производственного предприятия определяется информационно-правовым полем перераспределения ресурсного обеспечения (?), благоприятным инновационным и инвестиционным экономическим климатом (CL), а также экономическими условиями (У), являющимися необходимым и достаточным обстоятельством для фокусировки или объединения экономических ресурсов с целью формирования производственного предприятия (?), необходимого для выполнения стоящих перед экономикой хозяйственных задач рис. 1.

В состав информационно-правового поля входят материальные ресурсы (m) определяющие мощности средств производства и свойства конечного продукта, финансовые ресурсы (f) служащие посредником при обмене или эквивалентом объеме ресурсного обеспечения, интеллектуальные ресурсы (i) определяющие проектное обеспечения процессов производства и обмена, а также духовный ресурс (d) необходимый для определения материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей общества.

Экономический климат имеет несколько форм своего развития. Он может быть политическим и экономическим. В свою очередь экономический климат может иметь инновационное (Inn) и инвестиционное (Inv) содержание в зависимости от текущих задач стоящих перед обществом. Направление (Inn) определяет развитие инновационного или проектного направления экономического цикла и предназначено для формирования и внедрения хозяйственных новшеств в финансовую, производственную и рыночную деятельность. Направление (Inv) определяет развитие инвестиционного направления экономического цикла и предназначено для формирования и внедрения финансовых проектов и схем в экономическую деятельность производственного предприятия. Экономическая эффективность инновационного и инвестиционного направлений хозяйствования определяется политической, экономической, производственной и социальной стабильностью. Тогда благоприятные условия для развития экономического климата формируются в результате использования процессов стабилизации и стимулирования отдельных направлений хозяйственной деятельности внутренней среды (internal) или экономических циклов производственного предприятия.

Процессы стабилизации предназначены для упорядочения результатов предыдущего опыта хозяйственного развития. В этой ситуации внутренние процессы предприятия определяют тот уровень экономического потенциала, который необходим для продолжения хозяйственной деятельности в новых условиях.

Процессы стимулирования предназначены для ускоренного развития отдельных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Со стороны внешней среды они обеспечивают эти направления материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Тогда стимулирование внутренней среды экономического субъекта означает благоприятное воздействие внешней среды (external) на хозяйственные процессы предприятия.

Рис. 1 Внутренняя и внешняя среда формирования экономических циклов предприятия

Экономические условия (У) возникают при появлении хозяйственной задачи, для выполнения которой необходимы объединение, трансформация и переработка (фокусировка) некоторых видов ресурсного обеспечения с целью формирования (создания) экономически востребованного объекта, обладающего рядом полезных свойств. Тогда фокусировка экономических ресурсов посредством хозяйствующего субъекта дает возможность создать востребованный обществом продукт.

Внутренняя среда (internal) формирования экономических циклов производственного предприятия объединяет возможности хозяйствующего субъекта для выполнения поставленных экономических задач. Эти возможности определяются экономическим потенциалом целого ряда направлений хозяйственного развития предприятия, развитие которых происходит в обстоятельствах формирования потоков экономических ресурсов (FL) непрерывно взаимодействующих со структурами (S) производственного предприятия, с целью преобразования экономических ресурсов в общественно полезный продукт.

Последовательность основных направлений развития предприятия объединена в экономический цикл (С) или технологическую цепочку, полный или частичный оборот которого-(ой) приводит к выполнению поставленной хозяйственной задачи. Структура цикла представляет собой сбалансированное (Б) взаимодействие инновационного и инвестиционного циклов, когда потребности инновационного развития фирмы соответствуют инвестиционным

возможностям внутренних и внешних структур предприятия. В этой ситуации результатом взаимодействия этих циклов являются формирование общественно-производственных и товарно-рыночных отношений.

В процессе развития общественно-производственных отношений определяется объем производственных мощностей, необходимый для выпуска первых партий готового продукта. В процессе развития товарно-рыночных отношений осуществляется процесс удовлетворения общественных потребностей посредством потребления полезных свойств продукта. Тогда в результате выполнения задач инновационного цикла формируется производственная структура или средства производства. В результате выполнения задач инвестиционного цикла формируется финансовая структура или банковский сектор экономики.

В результате взаимодействия инновационного и инвестиционного экономических циклов, а также соответствующих им общественно-производственных и товарно-рыночных отношений формируются области образования нового поколения ресурсного обеспечения материального (т), финансового (Г), интеллектуального (1) и духовного (ё), которые посредством обратной связи определяют новое содержание информационно правового поля, как основы для создания новых направлений хозяйственного развития.

Направление свободного внедрения востребованных инновационных решений или инновационного потенциала в общественно-производственные отношения определяет благоприятный инно-

68 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

вационный климат. Направление свободного введения востребованных инвестиций или инвестиционного потенциала в общественно-производственные отношения с целью поучения финансовой отдачи от организации товарно-рыночных отношений определяет благоприятный инвестиционный климат.

Каждое направление хозяйственного развития экономического цикла при осуществлении инновационной деятельности содержит в себе элементы экономического риска, который необходимо хеджировать квалифицированной организацией хозяйственной деятельности. Эти рисковые составляющие возникают в процессе взаимодействия потоков экономических ресурсов (FL) и структур ф) хозяйствующего субъекта, особенно в случае несоответствия архитектуры этих структур современным требованиям хозяйственного развития. Рассмотрим основные механизмы снижения хозяйственных рисков, рис. 2, к которым относятся стратегические и тактические составляющие экономических рисков.

Развитие экономического цикла осуществляется по часовой стрелке в направлении преодоления проектных рисков (инновационная составляющая - I), финансовых рисков (инвестиционная составляющая - II), производственных рисков (хозяйственная составляющая - III) и маркетинговых рисков (рыночная составляющая -IV). Тогда, к стратегической группе рисковых составляющих относятся: инновационная, инвестиционная, хозяйственная и рыночная составляющие [2].

К общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции. К таким рискам можно также отнести риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых участников. Стоит отметить, что данный тип рисков возможен как для отдельных проектов, так и для компании в целом [3].

Риск - потенциальная и численно-измеримая возможность потери вложенного в проект ресурсного обеспечения. Риск проекта -степень опасности для успешного завершения проекта. Понятие стратегического риска характеризует неопределенность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе выполнения проекта.

Инновационная составляющая - I. Под инновационной составляющей будем понимать техническую и технологическую возможность выполнения поставленной задачи. В число проектных рисков обычно включаются такие как: технические, риски участников проекта (субъективные, политические, юридические, экологические, военные, строительно-эксплуатационные, риски обстоятельств непреодолимой силы и т.д. [6].

Оценка рисков производится в процессе планирования проекта и включает качественный и количественный анализ. Если по

итогам оценки проект принимается к исполнению, то перед предприятием встает задача управления выявленными рисками [11]. По результатам реализации проекта накапливается статистика, которая позволяет в дальнейшем более точно определять риски и работать с ними. Если же неопределенность проекта чересчур высока, то он может быть отправлен на доработку, после чего снова производится оценка рисков. Рассмотрим качественную и количественную оценку проектных рисков более подробно.

Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта [13]. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты - предназначенные для вывода нового продукта на рынок, состоящие из ряда вопросов, определяющих способы преодоления рисковых обстоятельств, а именно: 1). Вопросы, увязывающие потребности рынка и потребителя связаны с неудовлетворенными потребностями потребителей и возможностями расширения рыночных ниш. 2). Вопросы, определяющие возможности конкурентов с точки зрения завоевания освоенной рыночной ниши. 3). Вопросы, объединяющие компетенции компании, с точки зрения агрессивности и эффективности маркетинго-сбытовой политики.

Эти вопросы после анализа инновационного, инвестиционного, производственного потенциала и рыночной стратегии компании дают следующие ответы на вероятность возникновения рисковой ситуации. На первый вопрос: не достижения плана продаж в связи с наличием риска неверной оценки общественных потребностей. На второй вопрос: не достижения плана продаж в связи с наличием риска неточной оценки размеров рыночной ниши. На третий вопрос: не достижения рыночной доли в связи с наличием риска недооценки возможностей конкурентов. Невыполнение плана продаж в связи с наличием риска недостаточно проработанной системой продвижения продукции.

В результате будет сформирован перечень рисков, которым подвержен проект. Далее их необходимо ранжировать по степени важности и величине возможных потерь, а основные риски проанализировать с помощью количественных методов для более точной оценки каждого из них.

Количественный анализ рисков необходим для того, чтобы оценить, каким образом наиболее значимые рисковые факторы могут повлиять на показатели эффективности инвестиционного проекта. Анализ позволяет выяснить, например, приведет ли небольшое уменьшение объема реализации к значительной потере прибыли или же проект будет выгоден даже при небольшом размере реализации объема продаж.

Существует несколько основных методик проведения подобного анализа: анализ влияния отдельных факторов (анализ чувстви-

Соответствия

sn^oc

Отторжения

форм традиционного развйтия

н

'ч N , \>ч

Уклонения

от рисковых составляющих конкуренции

Локализации

конкеурент-ного

преимуществ а

/< П J > -

V / Ж. _ ч' 4

в

\<ч Т уЯЦ< L//

ч > -L / _I Ч / '

X \ / тЧ ч / / _ч ч , LI ч'.' \_

Концентрации

финансовых ресурсов

Дуалистическая сущность

конечного продукта

Компенсации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

недостатка производственн ых мощностей

Реструктуриза ции

финансовых ресурсов

Рис. 2. Способы снижения хозяйственных рисков в процессе выполнения экономического цикла.

тельности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло) [19].

Анализ чувствительности - это стандартный метод количественного анализа, который заключается в изменении значений критических параметров (в нашем случае физического объема продаж, себестоимости и цены реализации), подстановке их в финансовую модель проекта и расчете показателей эффективности проекта при каждом таком изменении. Анализ чувствительности можно реализовать с помощью как специализированных программных пакетов (Project Expert, «Альт-Инвест»), так и программы Excel.

Инвестиционная составляющая - II. Инвестиция в любой проект сопряжена с неопределенным риском, что отражается на величине процентной ставки. Здесь риск связан с тем, что величина дохода от проекта является случайной величиной или неизвестной в момент принятия решения о начале инвестирования.

Основные характеристики финансового риска позволяют сформулировать его следующим образом: финансовый риск компании представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности причинения экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределенности условий его реализации.

Финансовые риски характеризуются большим многообразием и в целях подготовки и реализации эффективных управленческих решений требуют определенной классификации [18]. В составе основных классификационных признаков финансовых рисков предлагается выделить следующие:

1.Характеризуемый объект оценки риска (отдельной финансовой операции, виды финансовой деятельности, финансовая деятельность в целом).

2.Совокупность исследуемых инструментов (индивидуальный, портфельный).

3.Комплексность риска (простой, сложный).

4.Источник возникновения риска (внешний, внутренний).

5.Характер возможных финансовых последствий риска (только экономические потери, упущенная выгода, и те и другие потери).

6.Характер проявления риска во времени (постоянный, временный).

7.Уровень вероятности реализации риска (низкий уровень, средний, высокий, с неопределяемым уровнем).

8.Уровень возможных финансовых потерь по риску (допустимые, критические, катастрофические финансовые риски).

9.Возможность предвидения риска (прогнозируемые, непрогнозируемые).

10.Возможность страхования риска (страхуемые, не страхуемые).

Хозяйственная составляющая - III. Производственный риск -это правомерное создание опасности в целях достижения общественно полезного результата, который не может быть получен обычными, не рискованными средствами. По своему социально-политическому содержанию оправданный производственный риск является деянием полезным и поэтому правомерным.

Риск также различают по производственному назначению. По этому основанию выделяют: 1. риск из предотвращения вреда; 2. новаторский риск; 3. технический риск [16].

1.1. Риск из предотвращения вреда. Обращение к этому виду риска имеет место при опасности, исходящей от действия стихии, намеренного вступления людей в сферу действия непреодолимой силы, тактико-технического несовершенства машин и механизмов, ненадлежащего поведения людей, обсуживающих технику и с ней соприкасающихся.

1.2. Новаторский риск. Понятие и смысл новаторского риска заключается в целенаправленном использовании рисковых ситуаций в процессе ведения, например, испытательной деятельности. Результат этой деятельности с технической точки зрения может считаться положительным, не смотря на значительные затраты (утрату) объемов материальных и человеческих ресурсов.

Пока идея в голове изобретателя, она бесплотна и, следовательно, безопасна: ее развитие не требует какого-либо риска. Потребность в риске возникает в тот период, когда она приобретает материальные, вещественные формы - в моделях, при лабораторной, полузаводской и заводской ее проверке. Объем и интенсивность влияния модели на внешние условия и, в свою очередь, их обрат-

ное влияние не могут быть заранее определены с исчерпывающей полнотой. Поэтому такие вопросы нужно решать только опытным путем.

1.3. Технический риск. В отдельных случаях с моментом риска связано текущее использование определенных видов техники и проведение известных технологических процессов, поскольку многие из них не являются абсолютно безопасными, например, геологоразведка, связанная со взрывотехникой. Существует ряд работ, органически, конструктивно связанных с моментом производственного риска: профессия моряка, шахтера, металлурга, верхолаза, водолаза и пр.

К техническому риску в широком смысле слова можно отнести и все другие виды риска, связанные с применением специальных знаний, профессиональных навыков и опыта, например, врачебный риск, педагогический риск, военный и др. Однако в силу своего специфического характера они заслуживают специального рассмотрения.

Рыночная составляющая -IV. Маркетинговый риск — это риск падения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта обществом или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой стратегии возникают главным образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности товара или неправильного его ценообразования [4].

К тактической группе рисковых составляющих относятся риски, связанные с невыполнением конкретных видов хозяйственной деятельности, рис.2. Направление (Н) развития общественного или человеческого ресурса в процессе ведения проектной и производственной деятельности может быть сопряжено с риском отторжения или неприятия обществом результатов этой деятельности. Риск неприятия возникает в случае несоответствия свойств конечного продукта и текущих потребностей общества в период завершения выполнения экономического цикла.

Направление (I) развития проектной деятельности или интеллектуального ресурса может быть сопряжено с риском возникновения лобовой конкуренции в ситуации, когда проектируемые характеристики инновационного продукта совпадают с параметрами продукции конкурентов. Хеджирование этого риска осуществляется в процессе уклонения от повторения свойств конечного продукта или путем улучшенного сервисного обслуживания.

Направление (В) развития инвестиционной деятельности или финансового ресурса при поддержке банковских структур может быть сопряжено с риском нехватки объемов финансирования. Риск недофинансирования возникает в случае недооценки последствий финансового кризиса и может быть преодолен в результате концентрации усилий в области самофинансирования или поддержки инвестиционных финансовых структур с целью дополнительного кредитования.

Направление (Ц) развития планово-финансовой деятельности может быть сопряжено с риском несоответствия бизнес планирования текущим объемам финансирования. Риск несоответствия может быть преодолен в результате реструктуризации финансовых и материальных ресурсов. Поочередный ввод в эксплуатацию производственных мощностей согласуется с планами последовательного финансирования этих работ.

Направление (Р) развития производственной деятельности или материального ресурса может быть сопряжено с риском невыполнения планов строительства или модернизации средств производства в связи с нехваткой ресурсного обеспечения. Риск недостатка производственных мощностей может быть компенсирован путем аренды или лизинга непрофильных средств производства, например транспортного обслуживания, с целью выполнения стоящей хозяйственной задачи по достижению требуемых объемов выпуска.

Направление (Т) деятельности по выпуску требуемых объемов конечного продукта может быть сопряжено с риском не достижения характеристик качества выпускаемой продукции. Этот риск может быть компенсирован только вследствие продолжения работ по модификации свойств коечного продукта. Дуалистическая сущность конечного продукта определяет единство цены и качества товара. Ценовая характеристика позволяет произвести расчеты по предоставленным кредитам и продолжить процесс модификации характеристик инновационного продукта. Качественная характери-

стика позволяет осуществить максимальное удовлетворение общественных потребностей.

Направление (М) развития рыночной деятельности или деятельности по преобразованию ресурсного обеспечения от материального к финансовому, может быть сопряжено с риском недостатка маркетинговых усилий по реализации конечного продукта в условиях неполного соответствия его качественных характеристик текущим требованиям общества. В этих условиях усилия маркетологов должны быть направлены на развитие сервисного обслуживания продукта, когда высокое качество сервиса компенсирует временный (локальный) недостаток качественных характеристик самого продукта и позволяет сохранить рыночную нишу в течение требуемого периода времени.

Направление (П) развития свойств конечного продукта или деятельности по преобразованию духовного ресурса может быть сопряжено с риском возникновения несоответствия полученных свойств продукта ^П) и требований общественного развития. Этот риск компенсируется продолжением процесса модификации (усовершенствования) свойств продукта. Достижение соответствия между требуемыми конечными свойствами и общественными потребностями означает завершение процесса модификации и переход экономического цикла на количественный выпуск конечного продукта вплоть до момента полного удовлетворения общественного спроса (ОС) данным типом продукции.

Литература:

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2007.

2. Виханский О.С., Стратегическое управление. М: Изд-во «ЭКОНОМИСТЕ», 2008 г.

3. Воробьев С.Н., Балдин К.В., Управление рисками. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2005 г.

4. Вяткин В.Н., Вяткин И.В., Гамза В.А. Риск-менеджмент. М: Изд-во «Издательский дом Дашков и К», 2003 г.

5. Дрогобыцкий И.Н., Бузулуков С.Н., Инвестиционный потенциал российской экономики. М.: Изд-во «Экзамен», 2003 г.

6. Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. Учебное пособие. М: Изд-во «Финансы и статистика», 2004 г.

7. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты. М: Изд-во «ЮНИ-ТИ», 1998 г.

8. Иванов И.В., Баранов В.В., Лысак Г.И. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации. Изд-во «Альпина», 2003 г.

9. Ивашковский С.Н. Экономика: микро - и макроанализ. М: Изд-во «ДЕЛО», 2001 г.

10. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. М: Изд-во «Банки и биржи ЮНИТИ», 1997 г.

11. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М:Изд-во «Наука»,2002г.

12. Липсиц И.В., Коссов В.В., Экономический анализ реальных инвестиций. М: Изд-во «ЭКОНОМИСТЪ», 2004 г.

13. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М: Изд-во «Финансы и статистика», 2004 г.

14. Палмад Т., Кэньон Т., Кикери С., Совершенствование инвестиционного климата: уроки для практиков. М.: Изд-во «Весь мир», 2007 г.

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

16. Хохлов Н.В., Управление риском. М: Изд-во «ЮНИТИ», 2001 г.

17. Шатраков А.Ю., Алдошин В.М., Колганов С.К. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий М: Изд-во «Экономика», 2007г.

18. Швандар В.А. Риски в экономике. М: Изд-во «ЮНИТИ», 2003 г.

19. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. М: Изд-во «ДЕЛО», 2002 г.

К ВОПРОСУ О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор ФАОУДПО ГАС Сурат Л.И., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье определена экономическая сущность коммерциализации инноваций, показано как меняется результат коммерциализации в зависимости от типа инноваций и их характеристик. Приведены результаты анализа особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах и алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций. Особое внимание уделено определению эффективности методов коммерциализации вузовских инноваций.

Ключевые слова: инновации, коммерциализация, инновационная деятельность, вуз, вузовские инновации, принципы, эффективность.

THE COMMERCIALIZATION OF HIGHER EDUCATION INNOVATION

Egorov A., doctor of economic sciences, professor FAEIЕРЕ SASI Surat L., the post-graduate student FAE IЕРЕ SASI

The article defined the economic essence of commercialization of innovations, shown as a result of the commercialization is changing depending on the type of innovation and their characteristics. Are the results of the analysis of innovation in higher education and problem solving algorithm commercialization University innovation. Special attention is given to the determination of the effectiveness of the methods of commercialization of university innovation.

Keywords: innovation, commercialization, innovation, high school, high school, innovation, effectiveness principles.

Среди проблем перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста обращает на себя внимание тот факт, что в последние десятилетия в РФ количество специализированных организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью неуклонно сокращалось. В этих условиях многократно возросла роль вузовских инноваций. Традиционная проблема реализации вузовских инноваций была связана с определенной оторванностью инновационной деятельности вузовской науки от практики по сравнению с отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями. В то же время мировой опыт показывает, что именно вокруг университетских комплексов часто формируются малые инновационные предприятия, по сути предопределяющие последующий ход технологического развития экономики. Так в США создание малых инновационных предприятий при университетских комплексах способ-

ствовало практическому воплощению большого количества научных открытий и изобретений. Именно авторы научных открытий и изобретений стали создавать мелкие предприятия и выступать в качестве предпринимателей. Особенно ярко это проявилось в конце 1970-х годов, когда в Силиконовой долине были получены выдающиеся достижения в области электроники и в сфере информационных технологий малыми предприятиями, сформированными при университетских комплексах и находящимися на начальной стадии развития и на стадии расширения. Во многом этому способствовало принятие в 1953 году Конгрессом США Закона «О малом бизнесе», а также закона «Об инвестициях в малый бизнес» в 1958 году, что во многом упростило процесс финансирования и руководства малыми предприятиями.

В России в августе 2009 года был принят закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые наукоемкие компании и получать от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.