Научная статья на тему 'Роль инновационного проекта в развитии экономики предприятия'

Роль инновационного проекта в развитии экономики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1074
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЖИЗНЕН-НЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ / БИЗНЕС-СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА / ЦЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурыкин А. Д., Юрченко А. В.

В статье рассматривается роль инновационного про-екта в стратегическом развитии предприятия. Показано соотношение жизненных циклов новшества и инновационного проекта. Даны реко-мендации по реализации инновационной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инновационного проекта в развитии экономики предприятия»

УДК 65.011.8

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А.Д. Бурыкин, А.В. Юрченко

Аннотация. В статье рассматривается роль инновационного проекта в стратегическом развитии предприятия. Показано соотношение жизненных циклов новшества и инновационного проекта. Даны рекомендации по реализации инновационной стратегии.

Ключевые слова: инновации, инновационный проект, жизненный цикл инноваций, процесс управления инновационным проектом, бизнес-среда инновационного проекта, цель инновационного бизнеса, функции управления инновационного проекта.

Abstract. The article discusses the role of innovative projects in the strategic development of the company. Shows the relationship between the life cycles of innovation and innovation projects. Recommendations on the implementation of the innovation strategy.

Keywords: innovations; innovative project, life cycle of innovations; the process of innovative project management, business environment of innovative project, the purpose of innovative project, functions of innovative project management.

Решение задач инновационного проекта направлено на создание новшества (новой технологии и метода, нового продукта и услуги), нового способа или новой возможности действий, новой системы или структуры. При этом стратегическое развитие должно основываться на инновационных путях развития предприятия методом создания или освоения новшества. В этой связи, если в качестве источника стратегического развития предприятия выступает инновационный продукт, посредством которого будет создано, освоено и получено конкурентное преимущество, то это и можно называть инновационным проектом. Сам продукт инновационного проекта является результатом новшества или нового состояния предприятия (нового потенциала), которое он получил за счет его освоения. По мнению некоторых исследователей, в проектах по разработке концепции целью, результатом или продуктом его считается генерация идей, и эти инновационные проекты

создают новые решения проблем. В частности, проекты по планированию в качестве результата создают сложные современные планы, генеральные планы, по разработке дизайна (архитектурные проекты) в качестве продукта выдают архитектурные и дизайнерские решения, по строительству в качестве продукта предлагают возведенные строительные сооружения - мосты, здания, дамбы, башни и пр.

В основе инновационного проекта закладывается жизненный цикл инноваций или инновационных продуктов (рис. 1) и имеет в своей основе три этапа: продукции, создания новой техники, товара. Жизненный цикл продукта имеет четыре стадии: НИОКР, производство, реализация, сервис. Процесс создания новой техники имеет следующие стадии: НИР; ОКР; техническая подготовка производства (конструкторская, технологическая); массовое или серийное производство; внедрение на рынок; сервис [1]. Жизненный цикл нового товара имеет стадии зарождения рынка; ускоренного или замедленного роста, зрелости, насыщения и спада рынка. При этом жизненный цикл инновационного проекта можно представить в виде следующих четырех стадий: 1) инициации, 2) планирования, 3) исполнения, 4) окончания.

Этапы ЖЦ инновации Стадии ЖЦ инновации

1. Фундаментальные исследования (теории, законы и закономерности, явления, эффекты, открытия) 2. Прикладные исследования (отчет о НИР, макеты, эксперименты, техническое задание) 1 стадия (этапы 1-2). Зарождение и концепция: развитие идеи новшества

Создание - разработка Создание - производство 2 стадия (этапы 3 -6). Создание: разработка и производство новшества

3. ОКР (опытные образцы и партии, испытания) 4. Строительный проект (проектирование и строительство) 5. Техническая подготовка про-изводства(кон-структорская и технологическая) 6. Промышленное про-зводство

7. Маркетинг (исследование спроса и рынка) 8. Логистика (организация потоков, связанных с новшеством) 9. Диффузия (по рынкам и финансовым схемам) 3 стадия (этапы 7-9). Распространение: маркетинговая логистика новшества

10. Рутинизация (освоение, развитие потребностей и передача знаний потребителю) 11. Сервис (развитие продукта и поддержка новшества у потребителя) 4 стадия (этапы 10- 11). Потребление и сервис: освоение и поддержка новшества

Рис. 1. Жизненный цикл инновации (новшества)

По другим данным, жизненный цикл инновационного проекта должен состоять из этапов технико-экономического обоснования, планирования и разработки, производственного, заключительного. Также в исследованиях отмечается, что жизненный цикл инновационного проекта должен иметь следующие фазы - инициация, разработка, исполнение, контроль, завершение [2]. Однако такое представление справедливо, если иметь дело с обычными циклами работ. При наличии же таких сложных проектов, как создание и продвижение новшества, в основе должен лежать жизненный цикл инновации. В этом случае жизненный цикл инновационного проекта включает фазы концепции, разработки, реализации, завершения. Проект должен реализовать жизненный цикл новшества, его программа действий должна быть направлена на поиск идеи новшества, его создание, распространение и поддержку у потребителя. Создание новшества объединяет в себе и разработку документации совместно с созданием опытного образца, и промышленное производство. Поскольку это разные виды деятельности, то, с точки зрения организации управления проектом в его жизненном цикле должны быть разные стадии. Проект должен иметь явное начало, его необходимо инициировать и он должен иметь соответствующее завершение. Поэтому можно выделить 5 стадий инновационного проекта: 1) инициация-идея; 2) разработка-модель; 3) реализация-производство; 4) распространение-продвижение; 5) потребление-завершение. В этом случае стадии жизненного цикла инновационного проекта следующие: инициация - идея: инициация проекта при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа - НИР, макет, концепция новшества; разработка - модель: разработка новшества (ОКР, разработка технологии, метода), документальное оформление новшества, создание опытных образцов и проведение испытаний, правовая защита новых решений); реализация - производство: реализация идеи и создание (производство) новшества; распространение - продвижение: диффузия, распространение и распределение новшества - маркетинговая логистика новшества; потребление - завершение: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта. На рис. 2 дано представление жизненного цикла инновационного проекта в сопоставлении жизненного цикла инновации [3].

На практике выделяют инновационные проекты, целью которых служит инновационное развитие фирмы, отрасли, региона, которые и

следует называть инновационными. Широкое разнообразие таких проектов классифицируется по ряду признаков, первым из которых считается отнесение к определенной стадии жизненного цикла инновации и виду деятельности [4].

Стадии ЖЦ инновации (новшества)

1 стадия 2 стадия (этапы 3- 6) 3 стадия 4 стадия

(этапы 1 - 2) (этапы 3 - 4) (этапы 5 - 6) (этапы 7 - 9) (этапы 1 0 - 11)

Зарождение и Создание - Создание - Распростране- Потребление

концепция идеи разработка производство ние новшества новшества

новшества новшества новшества

Стадии ЖЦ инновационного проекта

1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия 5 стадия

Инициация - Разработка - Реализация - Распростра- Потребление -

идея: возник- модель: до- производство: нение - про- завершение:

новение и кументальное создание движение: диффузия

отбор идеи, оформление (производство) маркетинговая и развитие

концепция новшества новшества логистика нов- новшества,

новшества (ОКР, технологии, методы) шества завершение проекта

Рис. 2. Сопоставление жизненных циклов новшества и инновационного проекта

По этому признаку проекты могут быть следующие: 1. Исследования и разработки. 2. Организация производства. 3. Информационные и коммуникационные технологии. 4. Маркетинговые и логистические технологии. 5. Финансовые инструменты и методы финансирования. 6. Технологии продаж и сервиса. 7. Технологии набора, подготовки и обучения кадров. 8. Методы и системы управления, организационные структуры, слияния и поглощения.

По масштабам решаемых задач проекты делятся на следующие: 1. Глобальные (транснациональные, международные, межрегиональные). 2. Национальные и крупномасштабные (блокбастеры). 3. Региональные. 4. Муниципальные. 5. Локальные, на уровне предприятия или стратегического альянса, холдинга, сети предприятий.

По количеству привлеченных других проектов отдельные проекты могут быть в следующем виде: 1. Мегапроекты - целевые программы преобразования и создания сложных национальных и межнациональных объектов, состоящие из нескольких десятков и даже сотен про-

ектов. 2. Мультипроекты - решение сложных проблем отраслевого, регионального и межрегионального характера, включающие десятки субпроектов. Монопроекты - решение одной или ряда задач в одном проекте.

По длительности они могут быть: краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (3-5 лет) и долгосрочными (больше 5 лет).

Деятельность предприятия протекает в стабильном и устойчивом состоянии изменений и неустойчивости, а в периоды, когда предприятие развивается и повышает свой потенциал, получая конкурентное преимущество на рынках, оно находится в состоянии изменений, в состоянии переходного процесса, который характеризуется временем перехода от одного устойчивого состояния к другому, от одной стабильности к другой (рис. 3).

П — потенциал

Первое Переходной процесс (изменения) Второе устойчивое состояние

устойчивое состояние п2

П,

Рис. 3. Два состояния процессов: устойчивое (стабильность) и переходное (развитие - переход от одного устойчивого состояния к другому)

Анализ всего комплекса факторов в рамках инновационного проекта показывает, что процессы концентрации ресурсов и управления ими более сконцентрированы и эффективны, чем при линейно-функциональном управлении [5]. Поэтому управление инновационным проектом позволяет использовать привлеченные знания исполнителей, собранных в проектную команду, и выделенные ограниченные ресурсы на создание инновационных продуктов, то есть на создание инновационных продуктов, то есть на созда-

ние новых знаний, на продвижение новшеств на рынок к потребителям и на освоение новых знаний. При этом система управления инновационным проектом предназначена для принятия управленческих решений в разрезе каждой стадии жизненного цикла проекта по функциям управления, как общим, так и специальным. В целом пространство управления инновационным проектом описывается трехмерной моделью XYZ [6]. По каждому отдельно взятому объекту (элементу проекта - стадия, этап, работа) придется принимать решения по всем общим функциям управления (X) в разрезе всех специальных функций (У) и всех стадий жизненного цикла инновационного проекта Таким образом, жизненный цикл системы управления инновационным проектом представляет модель XYZ, в которой располагаются два вида функций управления - общие и специальные, а также третье измерение по стадиям жизненного цикла инновационного проекта (рис. 4).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ функции управления

Рис. 4. Пространство процесса управления инновационным проектом

Общие функции управления представлены по оси Х. Инновационный проект представляя собой специфический объект управления, где каждая из пяти общих функций управления предназначена для [7]:

■ Планирование и прогнозирование работ: в управлении инновационным проектом необходимо учитывать все виды работ и соблюдать установленную их последовательность по срокам и ресурсам, вовремя передавать результаты одной работы всем другим связанным с нею работам, что требует максимально высокой точности планирования и возможности оперативной корректировки планов, оперативного прогноза их состояния, использования сетевых моделей, оперограмм, графиков Гантта.

■ Организация исполнения: требуется описать структуру участников инновационного проекта и прежде всего проектной команды, тщательно отслеживать ее изменения и вписать ее в организационную структуру предприятия, отразить информационно-коммуникационную систему, корпоративную культуру и культуру команды, а также стиль управления, сложившийся в ней.

■ Контроль и анализ исполнения: на функции контроля в системе управления инновационным проектом лежит большая нагрузка. Обратная связь должна быть своевременной и качественной, руководство и члены команды должны знать состояние дел на всех участках, чтобы вовремя среагировать на изменения. Аналитическая часть функции должна обеспечиваться необходимой информацией и анализы должны быть оперативными.

■ Стимулирование участников: у всех участников инновационного проекта свои интересы, потребности и отношение к мотивации. Поэтому должны быть учтены все их интересы и потребности.

■ Координация исполнителей по времени и ресурсам: координация в управлении инновационным проектом является самой сложной, трудоемкой и ответственной функцией. Помощнику менеджера по координации необходимо координировать распределение ресурсов по работам и исполнителям и действия всех участников инновационного проекта с целью их синхронизации.

Специальные функции управления (ресурсы и характеристики инновационного проекта) представлены по оси Y и включают: содержание и границы: продукт, спрос, цели, критерии характеризуются рамками, пределами, сферами инновационного проекта, в котором указываются продукт и спрос на него, цели и задачи проекта, основные результаты, критерии оценки того, что работа или ее часть выполнены; контракты и финансы: устанавливается продукт инновационного проекта - результат проектного процесса и основ-

ной объект управления, раскрывается комплекс заключенных контрактов и денежные потоки; команда и персонал: рассматривается интеллектуальный (человеческий) ресурс предприятия, формирование команды, отбор ее членов, процесс развития персонала; знания, информация и коммуникации: оценивается база привлеченных знаний, планируется приобретение необходимых знаний и создание новых, рассматривается управление информационным обеспечением и налаживанием коммуникаций; материально-техническая база: управление осуществляется по материально-техническому обеспечению процесса выполнения инновационного проекта; отклонения и изменения: инновационный проект вызывает изменения на самом предприятии, у его смежников; время: инновационный проект имеет начало и момент завершения, а превышение установленных сроков его завершения влекут за собой дополнительные расходы и потерю имиджа; качество проектных решений: при выполнении инновационного проекта принимается множество решений, система принятия которых должна соответствовать его задачам, поэтому регулярно необходимо настраивать эту систему; затраты и стоимость: в инновационном проекте концентрируются ресурсы как центра затрат и управления бюджетом, что требует периодически оценивать его стоимость и его инновационных продуктов; риски проекта: устанавливается возможность возникновения непредвиденных ситуаций или рисковых событий в инновационным проекте, которые могут негативно повлиять на достижение целей которые характеризуются такими факторами, как источники и характеристики событий, вероятность их появления, возможный ущерб, оценка влияния на него.

Функции управления стадиями жизненного цикла инновационного проекта по оси Z. Управление идет по всем стадиям:

1) инициация - идея; 2) разработка - модель; 3) реализация - производство; 4) распространение - продвижение; 5) потребление - завершение.

Структура системы инновационного проекта (СИП) содержит следующие компоненты: 1. Продукт инновационного проекта. 2. Ресурсы. 3. Инвестиции и бюджет. 4. Проектная команда, информационные технологии, САПР и знания. 5. Организационный механизм. 6. Управление и изменения. 7. Бизнес-среда. 8. План и время. 9. Качество проекта и продукта. 10. Стоимость проекта и продукта (рис. 5).

Рис. 5. Структура системы инновационного проекта (СИП)

Бизнес-система инновационного проекта раскрывается в бизнесе как объект и субъект управления и бизнес-среда. Объект управления как управляемый процесс имеет вход - ресурсы и выход - результаты. Поэтому СИП можно представить в виде отдельных, но взаимосвязанных блоков (рис. 6). Основным результатом инновационного проекта является инновационный продукт, который может иметь вид новой технологии или ее приложений (нового продукта, новой услуги) [8].

Вторым значащим результатом является уровень удовлетворения потребителей инновационного продукта, а от спроса на него зависит успех инновационного проекта.

При этом конечным результатом является полученная прибыль, которую можно отнести к выходам первого рода. К выходам второго рода (вспомогательных и побочных продуктов) являются вновь созданные знания.

Блок оператора (процессора) предназначен для получения результатов на основе переработки имеющихся ресурсов по определенной технологии, определенным методам и определенными инструментами. Программа работы этого блока задается жизненными циклами иннова-

ционных продуктов, венчурных подразделении и инновационных проектов. Движущей силой инновационного проекта являются инвестиции и интеллектуальный (человеческий) ресурс (знания, информационно-коммуникационная система и материально-техническая база). Конструкция системы инновационного проекта определяется компонентами системы, функциями управления и управленческими решениями, включающими руководство проекта и предприятия, распределение функций в руководстве; распределение власти и формирование стиля управления инновационным проектом.

4. БЛОК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Компоненты системы Руководство и функции Власть и стиль Схема полномочий Принципы и методы Функции управления Общие функции Специальные функции Функции управления по стадиям ж.ц. проектам Управленческие решения Механизм принятия решений Лица, готовящие и принимающие решения (ЛГР и ЛПР) комплекс решений

Цели, задачи, условия ^ ^ Состояние процесса

Спрос Предложение

Предложение Спрос

» А

Ближнее окружение - Рынок РЕСУРСОВ Поставщики. Конкуренты. Климат Ближнее окружение - Рынок РЕСУРСОВ Поставщики. Конкуренты. Климат

Кластер-анализ

Дальнее окружение - мировой, федеральный и региональный уровень (СТЭП/ПЭСТ) СТЭП-анализ

5. БИЗНЕС-СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА SWOP-анализ

Рис. 6. Принципиальная схема бизнес-системы инновационного проекта

Уровень управления, качество принимаемых решений зависят от используемых в системе принципов и методов управления. Функции управления определяют пространство управления процессом проектирования и устанавливаются по трем измерениям: общие функции управления, специальные функции управления и функции управления по стадиям жизненного цикла инновационного проекта. Особое внимание должно отводиться механизму принятия решений, их качественному исполнению.

Бизнес-среда инновационного проекта включает внутреннюю и внешнюю часть. Внутренняя часть представляет саму систему инновационного проекта, имеющую ее определенный потенциал, а внешняя часть состоит из дальнего и ближнего окружения и характеризуется определенным климатом среды по отношению к инновационному бизнесу. Дальнее окружение представляет мировой, федеральный и региональный уровни и описывается моделями СТЭП (социальная, технологическая, экономическая и правовая сферы). Ближнее окружение составляет рыночная среда, характеризуемая ее составом и климатом и делящаяся на рынки ресурсов и результатов. Рынок ресурсов включает поставщиков ресурсов, конкурентов за них и климат этой среды, а рынок результатов включает потребителей, конкурентов и климат этой среды. Иными словами рыночная среда требует знаний поставщиков, потребителей, климата среды, а также знаний о движущих силах, стратегии и конкуренции.

Бизнес-среда (внутренняя и внешняя) оказывает влияние на все стороны деятельности проектной команды и проектного процесса: исследования и разработки, производство, маркетинговую логистику продвижения инновационного продукта, коммерциализацию инновационного проекта, продажи и сервис. Состав внутренней бизнес-среды инновационного проекта включает проектную команду и ее организацию. Проектная команда и другие участники инновационного проекта (куратор, спонсор, заказчик, инвестор, поставщики, подрядчики, консультанты, лицензиары) оказывают различное влияние на его параметры и ход его выполнения. При этом спонсоры, заказчики, инвесторы, консультанты, лицензиары влияют на процесс принятия стратегических и тактических решений, поставщики - на качество и сроки поставок, подрядчики - на качество своих работ и сроки их выполнения. Внешняя среда включает в себя среду дальнего (макросреда) и ближнего (микросреда) окружения (рис. 7).

Рис. 7. Структура внешней среды инновационного бизнеса

На внешнюю макросреду (дальнее окружение) предприятие практически не оказывает влияния, а охватывает она четыре стратегические сферы: социальную (С), технологическую (Т), экономическую (Э) и политическую (П). Влияние макросреды на инновационный потенциал называется СТЭП-анализом (рис. 8).

ВНЕШНЯЯ МАКРОСРЕДА (МАКРОКЛИМАТ)

Социальная (природно-географическая, транспортная, информационно-коммуникационная, информационные технологии и связи) Технологическая (научно-техническая, производственная, инновационная, госорганы, региональные и муниципальные власти, отрасли и их инновационная активность) Экономическая (финансовая, госрегулирование рынка, инвестиционная политика, инвестиционный климат) Политическая и правовая (правовые вопросы интеллектуальной собственности)

Рис. 8. Внешняя инновационная бизнес-среда дальнего окружения (СТЭП-среда)

Внешняя микросреда инновационного бизнеса - кластеры, силы и зоны. Это ближнее окружение предприятия, на которое оно может оказывать некоторое влияние (среда индустриального кластера и среда инновационных и

конкурентных движущих сил, среда зон стратегических ресурсов и зон контактной аудитории). Внешняя микросреда охватывает такие стратегические области, как производственно-хозяйственная рыночная среда, определяемая индустриальным кластером регионального или муниципального уровня, где оценивается местная конкуренция, условия производства и реализации; инновационная среда и инновационные движущие силы; конкурентная среда и конкурентные движущие силы; ресурсная среда и стратегические зоны ресурсов; местная среда и стратегические группы влияния.

Производственно-хозяйственная среда кластера и отрасли: кластеры и их инфраструктура; отрасли и подотрасли, отраслевые рынки; технополисы, научные городки (городские образования); промокруга (региональные, областные образования); центры, технопарки (районные образования); стратегические зоны хозяйствования (СЗХ - рынок, сегменты рынка). Инновационная среда и инновационные движущие силы бизнеса: слияние потребителей - новаторов; влияние поставщиков - новаторов, крупных предприятий-лидеров - виолентов, крупных и средних предприятий - патиентов, инновационных средних и малых предприятий - эксплерентов, малых предприятий - коммутантов. Конкурентная среда и конкурентные движущие силы: влияние внутриотраслевой конкуренции, поставщиков, потребителей, производителей новых конкурентов. Ресурсная среда, определяющая стратегические ресурсные зоны: разработки, технологии, патенты, рынок интеллектуальных и информационно-коммуникационных ресурсов; рынок капитала, инвестиции в инновации; материально-технические и трудовые ресурсы (рынки комплектующих деталей и узлов, наукоемкого труда). Местная среда, определяющая группы стратегического влияния - зоны контактных аудиторий: средства массовой информации; государственные, региональные и муниципальные предприятия.

При системном анализе среды (ресурс-анализ и оценка потенциала) относительно цели развития инновационного бизнеса, используются понятия стратегического менеджмента: «потенциал», «климат» и «позиция». Затем проводится ресурс-анализ и дается оценка стратегического потенциала бизнеса и цели развития, рассматривается содержание СТЭП-анализа и кластер-анализа, позволяющего дать оценку стратегического климата бизнеса и используется модель SWOT-анализа проблемных ситуаций, связанных с бизнесом.

Постановка задачи начинается с установления цели инновационного бизнеса или цели инновационного проекта. Реализация инновационной

стратегии требует концентрации и организации ресурсов в инновационном проекте, что возможно лишь при целевом управлении и наличии инновационной цели. Системный анализ предназначен для выяснения всех возможностей ее реализации (рис. 9).

Рис. 9. Схема SWOT-анализа реализации инновационной стратегии

фирмы

Инновационная цель определяет цель развития фирмы по следующим направлениям: продвижение новшества до потребителя; получение прибыли; лучшее удовлетворение потребителей при более высоком качестве; снижение издержек на производственно-хозяйственную и сбытовую деятельность; расширение номенклатуры; более сильная позиция в канале распределения, усиления потенциала предприятия [9]. Цели развития и целевое управление предполагает рывком повысить потенциал предприятия, т.е. перейти от одного устойчивого состояния в другое на порядок лучше. Поэтому эти цели считаются стратегическими, а их реализация возможна путем разработки и реализации инновационных проектов и управления ими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов С.Н., Ляхович Д.Г., Федорова Е.Н. Организация и управление деятельностью структур инновационного типа / Под ред. И.Н. Омельченко. - М., 2008.

2. Бурыкин А.Д. Интеллектуальная собственность как фактор повышения финансовой устойчивости предприятий // Труд и социальные отношения, 2014. № 2.

3. Бурыкин А.Д. Кластерный подход как основа инновационного развития региональной экономики // Вестник МФЮА. 2011. № 2.

4. Гультяев В.Е., Бурыкин А.Д. Инвестиционная политика государства с развитой рыночной экономикой. - Ярославль, 2009.

5. Лукьяненко А.И. Инновационная модель национальной экономики - фактор формирования и условия развития. БИС, № 1. - М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Попов В.Л., Кремлев М.Д., Ковшов В.С. и др. Управление инновационными проектами. - М., 2008.

7. Промышленная политика в современных условиях: инновации, инвестиции, интеграция (отечественный и зарубежный опыт) / Под ред. Клячко Л.М., Степанова А.Е. - М., 2006.

8. Шаборкина Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента // Российский экономический журнал. 2005. № 1.

9. Янсен Ф. Эпоха инноваций (об интеллектуальных моделях и нелинейных механизмах). - М., 2002.

А.Д. Бурыкин,

д-р экон. наук, профессор,

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Ярославский филиал

E-mail: burykin.a.d@yandex.ru

А.В. Юрченко,

канд. воен. наук, доцент,

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Ярославский филиал

E-mail: Urchenko.A@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.