Научная статья на тему 'Роль инновационных процессов в ходе выполнения современных проектов'

Роль инновационных процессов в ходе выполнения современных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Сергей Александрович

В данной статье рассмотрены инновации в современном проектном управлении. Разбираются инновации, как процесс и инновации, как проект. Производится анализ обоих терминов с точки зрения управления современными проектами. Рассматриваются различные качества и функции инновационных процессов и инновационных проектов, с которыми можно столкнуться в современном проектном управлении, и на которые следует обратить внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION PROCESSES DURING THE MODERN PROJECTS

This article describes the innovations in the modern project management. Understand innovation, and innovation as a process, as a project. The analysis of both terms from the perspective of modern project management. The different quality and function of innovative processes and innovative projects, which may be encountered in the modern project management, and which should be addressed.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных процессов в ходе выполнения современных проектов»

УДК 338

СА. Никитин РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрены инновации в современном проектном управлении. Разбираются инновации, как процесс и инновации, как проект. Производится анализ обоих терминов с точки зрения управления современными проектами. Рассматриваются различные качества и функции инновационных процессов и инновационных проектов, с которыми можно столкнуться в современном проектном управлении, и на которые следует обратить внимание.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационный проект, управление проектом, современные проекты.

Sergey Nikitin THE ROLE OF INNOVATION PROCESSES

DURING THE MODERN PROJECTS

Annotation. This article describes the innovations in the modern project management. Understand innovation, and innovation as a process, as a project. The analysis of both terms from the perspective of modern project management. The different quality and function of innovative processes and innovative projects, which may be encountered in the modern project management, and which should be addressed.

Keywords: innovation, innovation process, innovation project, project management, modern projects.

Принято считать, что инновационный проект влечет за собой результат в виде некоего «новшества» (предмета или услуги). Однако, не стоит забывать, что данный термин хоть и является в каком-то плане аналогией таким словам, как «нововведение» или «инновация», все-таки имеет определенный смысл. Точно также и два других термина следует понимать по-своему.

Так «Новшество» - это понятие, подразумевающее под собой некую новизну. Например, новшеством можно назвать какое-нибудь изобретение.

«Нововведение» - это скорее действие, процесс использования того же новшества. Освоение уже созданного изобретения.

А «Инновация» - это «деятельность, которая направлена на разработку, создание и распространение различных новых видов изделий, технологий, организационных форм». Т.е. инновация -это целый комплекс неких действий для использования новшеств ради удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества».

Исходя из таких понятий, новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). А процесс появления новшества на рынке следует называть процессом коммерциализации. Временной промежуток между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс, происходящий внутри проекта. В результате чего, инновационная деятельность принимает на себя не только проектную роль, но и процессную [1, с.154]. И если в качестве проектного взгляда на инновацию подчеркивается нацеленность на конечные уникальные результаты, эффекты, блага и дискретно верифицируемые изменения, то процессная роль подчеркивает линейную повторяемость каких-то этапов друг за другом, важность содержательной, а не результирующей сущности деятельности, динамику

© Никитин С.А., 2015

перехода инновации из одного статуса в другой. Оба понимания инновационной деятельности являются верными, но в контексте настоящего исследования проектная роль будет рассматриваться как основная, а процессная - как второстепенная, но при этом достаточно важная, взаимодействующая и с проектным измерением.

Инновационный процесс отличается следующими признаками:

— он базируется на процессе создания новой техники (ПСНТ);

— он включает создание новшества, его распространение (диффузию) и потребление (рути-низацию);

— он состоит из регулирующих, основных и вспомогательных процессов;

— он осуществляется в виде инновационных целей, инновационных стратегий, инновационных проектов;

— он имеет организационную форму в виде инновационного предприятия или подразделения;

— он сопровождается инвестиционным процессом.

Инновационная деятельность предполагает интенсивное взаимодействие и между независимыми компаниями. Для удачного осуществления инновационных процессов необходимо правильно выбирать формы и варианты максимально соответствующие содержанию проектов и целям компаний.

1. Проблемы, которые решаются на первой стадии инновационного процесса, могут быть весьма разнообразны в зависимости от сложности проекта. Ведь инновационный проект представляет собой систему стратегических и тактических задач и ориентиров, а также программ по их достижению, оформленных документально, которые включают взаимоувязанные по финансам, срокам и исполнителям, однако в достаточной степени независимые, мероприятия по организации, финансированию, исследованию, строительству, производству, маркетингу, направленные на разработку и коммерциализацию конкретной инновации [2, с. 76].

Можно выделить три формы инновационного процесса:

— простой внутриорганизационный (или натуральный);

— простой межорганизационный (или товарный);

— расширенный.

Первая форма инновационного процесса (простой процесс) позволяет создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в данном случае не принимает непосредственно товарной формы.

Во второй форме (межорганизационный процесс) инновационного процесса новшество выступает как предмет купли-продажи. Подобная форма инновационного процесса обозначает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

И, в завершении, расширенный инновационный процесс, который проявляет себя в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

И не стоит забывать, что инновационный процесс протекает под воздействием фактора неопределенности, который необходимо учитывать в ходе управленческой деятельности над проектом.

Инновация же, как проект, направлена на достижение конкретной задачи - это одноразовая неповторяющаяся деятельность или совокупность различных зависящих друг от друга действий, в результате которых за некое конкретное время достигаются четко поставленные цели, имеющий начало и завершение.

Целью создания инновационного проекта является создание материального или творческого продукта.

Разработка инновационного проекта состоит из:

— формирования инновационной идеи, постановки цели проекта;

— маркетингового исследования идеи проекта;

— планирования инновационного проекта;

— завершения инновационного проекта.

Общие характеристики проекта:

— они являются целевыми;

— имеют четкое начало и окончание;

— есть определенные ограничения, которые определяют процесс;

— достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей.

Признаки проекта:

— 8ЫЛЯТ-цели;

— наличие ресурсной базы;

— временные рамки;

— ожидание результата;

— структуризация проекта.

Инновационные проекты классифицируются по структуре, по сфере деятельности, по длительности, по объему, по степени выполнимости.

Во время выполнения инновационного проекта реализуются следующие управленческие функции:

— анализ и планирование;

— организация и координация;

— руководство и сотрудничество (как внутреннее, так и внешнее);

— мониторинг и оценка результатов.

Назначение инновационных проектов заключается в достижении конкретизированных стратегических целей предприятия путем осуществления отдельных инноваций в рамках существующих ограничений. К последним относятся, в первую очередь, финансовые ресурсы, кадры и время осуществления.

Не стоит забывать и об относительной уникальности каждого проекта, его независимости от прочих видов и направлений бизнеса. Менеджмент же проектов в определенных областях также подвержен стандартизации в том, что касается методов и способов его осуществления.

Именно наличие в проектах предсказуемых этапов и различного рода стандартизаций позволяет говорить об их планируемости и управляемости.

Исходя из двойственности инновационного целеполагания можно ожидать двойственный характер цели инновационного проекта: коммерциализуемое удовлетворение конкретной общественной потребности (конечная цель) и получение принципиально нового научно-технического результата либо в качестве промежуточного итога, либо в виде созданного нематериального актива предприятия.

Получается, что инновация, как проект предполагает:

— наличие конкретных целей и задач;

— комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационных и прочих мероприятий, направленных на разработку и внедрение новшества;

— определенные сроки и ресурсы осуществления проектных мероприятий;

— управление, организацию и координацию реализации проекта;

— комплекс плановой и отчетной документации, обеспечивавшей и подтверждающей реализацию проекта;

— текущий мониторинг хода выполнения, этапов и итогов проекта, базирующиеся на принятых критериях.

Принципы управления такой инновацией:

— альтернативный выбор объекта проектирования (цели проекта) в рамках общего финансирования и структуры инновационной деятельности предприятия;

— гибкое планирование инновационного проекта;

— целевая ориентация проекта на вероятностный результат инновации и сбалансированность затрат и рисков с ожидаемой эффективностью инновации;

— полнота цикла управления проектом в рамках поставленной цели и избранной инновационной стратегии развития.

Следовательно, подобный инновационный проект может быть определен как комплекс целенаправленных, взаимообусловленных мероприятии, в существенной сфере уникальный и автономный, спланированный и документально зафиксированный, направленный на разработку и/или внедрение новшества товарного или технологического характера, ограниченный по срокам и ресурсам.

Разработка и реализация инновационного проекта связаны с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и прочих ресурсов, экономическая и функциональная отдача от которых наступает вовсе не скоро. Поэтому принятию инвестиционных решений предшествует глубокий комплексный анализ [3, с. 171].

На основе сведений о перспективности новых технологических решений, оформленных в виде проектов, экономической целесообразности, рискованности инвестиций проводится интегральная оценка инновационных решений и внешних условий.

И тут следует рассмотреть такое понятие, как инновационная среда.

Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда), либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы (СТЭП). Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность. Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы.

Итак, рассмотрев инновацию и как процесс, и как проект, можно заключить, что на данный момент все большее распространение получает концепция управления проектами, в основе которой лежит взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств.

Инновационная же деятельность компании характеризуется широким распространением концепции проектного управления. Сущность концепции состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта - долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого связана с затратой времени и средств. Так как осуществляемые изменения систем обычно носят характер инновационных преобразований, то речь идет об инновационных проектах и управлении инновационными проектами.

Инновационный проект может рассматриваться и как форма управления инновационной деятельностью, и как процесс создания и реализации инноваций, и как система организационно-

правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Библиографический список

2. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие / И. Т. Балабанов. - : Питер, 2000. - 208 с. -(Краткий курс) . - На рус. яз. - ISBN 5-272-00228-8.

3. Васильева, Л. Н. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева. - М. : Кнорус, 2005. - 313 с. : ISBN 5-94761-032-9.

4. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник, 4-е изд. - СПб. : Питер, 2003 - 400 с. ISNB 594723-094-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.