Научная статья на тему 'Моделирование системы управления инновационными процессами на предприятии'

Моделирование системы управления инновационными процессами на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ЭКОНОМИКО-МАТЕ-МАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОТБОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурыкин А. Д., Юрченко А. В.

В статье обосновывается необходимость нововведений и соот-ветствующих стратегических изменений состояния предприятия всовременных условиях. Раскрыта сущность моделирования инновационного процесса пред-приятия, которая заключается вего системном преобразовании ипридании ему таких качеств, которые позволили бы реализовать принятую инновационную стратегию и достичь цели с минимально возможным использованием ресур-сов и времени и, соответственно, с минимальным риском провала проекта. В статье предлагается авторский подход к процессу разработки и реализации стратегии развития фирмы, с использованием функциональной блок-схема экономико-математической модели оптималь­ного состава инновационных проектов на стадии стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы управления инновационными процессами на предприятии»

УДК 65.011.8

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

А.Д. Бурыкин, А.В. Юрченко

MODELING OF THE SYSTEM OF INNOVATIVE PROCESSES MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

A.D. Burykin, A.V. Yurchenko

Аннотация. В статье обосновывается необходимость нововведений и соответствующих стратегических изменений состояния предприятия в современных условиях. Раскрыта сущность моделирования инновационного процесса предприятия, которая заключается в его системном преобразовании и придании ему таких качеств, которые позволили бы реализовать принятую инновационную стратегию и достичь цели с минимально возможным использованием ресурсов и времени и, соответственно, с минимальным риском провала проекта. В статье предлагается авторский подход к процессу разработки и реализации стратегии развития фирмы, с использованием функциональной блок-схема экономико-математической модели оптимального состава инновационных проектов на стадии стратегического планирования.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновационно-инвестиционный проект, система управления инновационными процессами, экономико-математическая модель, инвестиции, методы анализа и отбора.

Abstract. The article substantiates the need for innovation and appropriate strategic changes the company state in modern conditions, reveals the essence of modeling the innovation process of the enterprise, which lies in its systemic transformation and giving him such qualities, which would implement the adopted innovation strategy and to achieve the goal with the least possible use of resources and time, respectively, with minimal risk of failure of the project. The authors proposed a structural and a functional block diagram of the economic and mathematical model of innovative process management system in the enterprise, and the authors propose a system of evaluation of the effectiveness of innovative strategies to consider the dynamics of interactive vozvratno-forward mode design and calculation in the time term of each phase of the innovation project lifecycle. In the article the author's approach to the design and implementation of the company's development strategy, with the use of a functional block diagram of the economic and mathematical model of optimal composition of innovative projects in the strategic planning stage.

Keywords: innovation strategy, innovation-investment project, the innovative process control system, economic and mathematical model, investment, methods of analysis and sampling.

Внедрение инновационных стратегий требует достаточно больших объемов инвестиций. В силу специфики процессов внедрения инновационного проекта и возникающих трудностей определения вероятности характеристик каждой фазы его жизненного цикла, предлагается систему оценки эффективности инновационных стратегий рассматривать в динамике интерактивного возвратно-поступательного режима проектирования и расчета во временной перспективе каждой фазы жизненного цикла инновационного проекта.

Основным критерием при выборе инновационной стратегии является показатель рентабельности инновационно-инвестиционного проекта, и лишь затем рассчитывается значение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия для внедрения инновационной идеи. Алгоритм контрольно-аналитических и расчетных операций повторяется по окончании каждой фазы жизненного цикла инновационного объекта. При этом уточняются прогнозирующие функции в зависимости от получаемых отклонений контролируемых значений.

Структурно-функциональная блок-схема экономико-математической модели системы управления инновационными процессами на предприятии представлена на рис. 1.

Формирование оптимального состава инновационных проектов должно базироваться на целевой ориентации предприятия по достижению конкурентных преимуществ и использовании новых способов конкуренции в своей отрасли.

При этом необходимо учитывать, что инновации в широком смысле включают не только внедрение чего-то кардинально нового, но и улучшение технологий, совершенствование способов и методов управления производственно-хозяйственной деятельностью [2, с. 109].

К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, относятся:

- новые технологии;

- новые или изменившиеся запросы покупателей;

- появление нового сегмента отрасли;

- изменение стоимости или наличия компонентов производства;

- изменение государственного регулирования [3, с. 71].

Приведенные совокупности новаций дают предприятиям конкурентное преимущество в том случае, если они вовремя поймут их значение и начнут их внедрять [1, с. 125].

Рисунок 1 (часть 1)

— -А

Расчет для каждой г'-ой инновационной идеи отклонений планируемой программа: выпуска от прогнозируемой на основе маркетинговых исследований:

ЛЖ. (г) = Кпрогн(г) - N^(1)

Корректировка целевой функции и ограничений на ресурсы

Контроль на допустимость отклонений ЛК .. (г)

Расчет потерь предприятием (ПСС) за счет неудовлетворения потребительского спроса: т т ЛЯ, (Г-_4) = I Ц/г) ЛК.(г) - I С..(г) N .(г) =1 =1 Выбор инновационной стратегии

С7) .(2)

Расчет прогнозируемых показателей рентабельности инновационно-инвестиционного проекта, эффекта деятельности предприятия (ПСС)

Расчет прогнозируемых показателей рентабельности инновационно-инвестиционного проекта, эффекта деятельности предприятия (ПСС) с учетом фактических данных за прошедшую фазу жизненного цикла

Рисунок 1 (часть 2)

Рисунок 1 (часть 3). Структурно-функциональная блок-схема ЭММ системы управления инновационными процессами на предприятии

При этом быстро ориентирующиеся предприятия получают преимущество, первыми используют эффект неожиданности, снижая издержки за счет интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения к клиентам в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, имеется возможность выбирать каналы распространения или получать самые выгодные предложения для размещения производства. Инновационную идею конкуренты могут скопировать, но полученные благодаря ей преимущества остаются за предприятием-новатором.

Кроме того, в процессе обновления предприятия большую роль играет информация, которую конкуренты не ищут; информация, недоступная им; информация доступная всем, но обработанная по-новому [5, с. 305]. Иногда ее получают, вкладывая деньги в исследование рынка или НИОКР. При этом формируют основные блоки (совокупности) данных, используемых при принятии стратегических инновационных решений (выборе инновационных стратегий).

Наряду с традиционной системой информации возникает и развивается специфическая система «конкурентной информации», которая делает упор на поддержание конкурентных преимуществ и основывается на создании объединенной базы данных и механизмов, посредством которых важная информация может быть получена и обработана. При этом источниками «конкурентной информации» являются:

- периодическая литература: техническая, производственная и т.д.;

- опросы особых групп заинтересованных лиц (акционеров, потребителей и т.д.);

- опросы профессиональных ассоциаций;

- опрос руководителей организаций, имеющих связи с внешним окружением;

- формирование сетевых баз данных.

Основным инструментом координации всех служб, занятых внедрением новых проектов, становится ежегодный план, в котором определяется вся деятельность по созданию новшества и намечаются мероприятия по управлению основными фазами его разработки: исследованиями, анализом, оценкой и планированием. При этом предприятие должно формировать оптимальный состав инновационных

проектов на стадии стратегического планирования, экономико-математическая модель (ЭММ) которого на функциональном уровне представлена на рис. 2.

Мы знаем, что стратегическое управление подразумевает разработку инновационной стратегии - набора правил, которыми предприятие будет руководствоваться в своей инновационной деятельности [4, с. 10]. Поэтому после разработки множества вариантов стратегического развития наступает этап оценки последствий и возможностей их реализации, то есть каждая стратегия должна пройти ряд проверок, после которых множество возможных стратегий разбивается на группы.

В качестве методов анализа и отбора используются метод матриц (продукция-рынок), четырехклеточная матрица Портера и др. Составляющими общей корпоративной инновационной стратегии являются предпринимательская, производственная, маркетинговая и научно-техническая деятельность.

Среди общих корпоративных инновационных стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности, выделяются такие, как лидерство в уменьшении издержек, дифференциация, фокусирование. Конкуренция предъявляет к организации и управлению новые требования. Новые технологии производства определяют кардинальные изменения в отношениях между потребителем и производителем, восстанавливая между ними связь, утерянную в период массового производства.

Технология и организация производства не были бы столь важны с точки зрения стратегии развития, но без стратегического подхода к ним предприятие будет неконкурентоспособным. К базовым производственным инновационным стратегиям развития относятся: минимизация издержек, дифференциация и расширение рынка, реорганизация. Поскольку важнейшим фактором успеха является научно-техническая база предприятия, то уникальные технические разработки или методы представляют самое сильное конкурентное преимущество, а особое значение приобретает быстрая передача технологии и интенсивность инновационного процесса. Исходя из этого, инновациям на предприятиях должно придаваться большое значение, а инновационная стратегия развития в целом должна складываться из различных направлений, реализуемых по различным планам.

рыночные - Исследования ->■ производственных возможностей

1

Концепция нового продукта

1

Анализ

Анализ потребностей рынка

Анализ рыночного потенциала

Анализ концепции продукта

Анализ внутренних возможностей

Предваритель- Инженерно-

ный анализ технический

затрат анализ

1

Анализ Анализ

целей маркетинга целей маркетинга

Прототип нового продукта

План мероприятий, обеспечивающих распределение продукта

Планы распределения продукта

Планирование

Планы вспомогательных мероприятий

Планы основных обеспечивающих мероприятий

Планы контроля качества

Планы контроля производства

Внедрение нового продукта на рынок сбыта

Рисунок 2. Функциональная блок-схема ЭММ оптимального состава инновационных проектов на стадии стратегического планирования

Рисунок 3. Принципиальная схема системы планов выбранной инновационной стратегии

Системы планов выбранной инновационной стратегии схематично представлены нами на рис. 3.

Изменения любого предприятия всегда связаны с определенными затратами, необходимыми для реализации инвестиционных проектов, поэтому к анализу стратегий предприятия применимы приемы и методы анализа эффективности инвестиционных проектов [6, с. 125].

К показателям оценки эффективности инвестиций относятся:

- расчетный уровень дохода;

- период окупаемости проекта, то есть время, за которое поступления от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции;

- индекс прибыльности - критерий оценки какого-либо инвестиционного проекта;

- чистая приведенная стоимость, представляющая собой оценку сегодняшней стоимости потока будущего дохода;

- внутренняя норма окупаемости [6, с. 128].

После того, как проект одобрен, необходимо провести проверку, чтобы оценить правильность принятого решения. Цель проверки

- усовершенствовать процесс принятия решений и по возможности поставить его под контроль. Однако существует опасность, что результаты проверки будут интерпретированы неверно (так что цель не будет достигнута) или даже что анализ негативно повлияет на принятие решений в будущем. В связи с этим необходимо рассматривать решение о том:

- стоит ли собирать дополнительную информацию;

- использовать ли дополнительную и первоначально имевшуюся информацию для принятия решений;

- каким образом интерпретировать результаты проверки.

Таким образом, процесс управления инновационной деятельностью предприятия в рыночной среде, несмотря на выбор приоритета цели его функционирования из различных вариантов: максимизации прибыли, максимизации объема продаж (или доли рынка), обеспечения непрерывного существования, максимизации темпов роста и т.п. - удобно базировать на интегральном показателе устойчивости, рассматривающем показатели предприятия в сово-

купности, так как важным качеством с точки зрения устойчивости является способность предприятия адаптироваться к внешним условиям, оперативно принимать и выполнять проекты, влияющие на его работу, что отражает стратегические преимущества предприятия.

Библиографический список

1. Анисимов С.Н., Омельченко И.Н., Федорова Е.Н. Организация и управление деятельностью структур инновационного типа / под ред. И.Н. Омельченко. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

2. БурыкинА.Д. Интеллектуальная собственность как фактор повышения финансовой устойчивости предприятий // Труд и социальные отношения, 2014. № 2.

3. Бурыкин А.Д., Юрченко А.В. Кластерный подход как основа инновационного развития региональной экономики // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2011. № 2.

4. Лукьяненко А.И. Инновационная модель национальной экономики -фактор формирования и условия развития // БИС. № 1. М.: ООО «Корина-Офсет», 2008.

5. Попов В.Л., Кремлев М.Д., Ковшов В.С. и др. Управление инновационными проектами / под ред. В.Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2000.

6. СтепановаА.Е., Клячко Л.М., Бурыкин А.Д., Тюрин С.Б. Промышленная политика в современных условиях: инновации, инвестиции, интеграция (отечественный и зарубежный опыт). М.: Мобильная полиграфия, 2006.

А.Д. Бурыкин

доктор экономических наук, профессор профессор кафедры менеджмента и рекламы Ярославского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

А.В. Юрченко

кандидат военных наук, доцент

заведующий кафедрой экономических дисциплин

Ярославского филиала Московского финансово-юридического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университета МФЮА

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.