УДК 004.9
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
А.В. Шестаков, О.К. Ковальчук
Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки заинтересованности государства в активизации инновационной деятельности за счет повышения эффективности ее управления федеральными органами исполнительной власти. Показывается, что повышение эффективности управления инновационной деятельностью федеральных органов исполнительной власти базируется на внедрении автоматизированных информационно-аналитических систем нового типа, дающих возможность осуществлять мониторинг, научно-техническую экспертизу, анализ и научно-отраслевое сопровождение инновационных проектов с целью внедрения новых технологий и создания перспективных промышленных образцов. Дается обоснование создания и применения структуры IRP-систем для достижения эффективного управления инновационной деятельностью федеральными органами исполнительной власти.
Ключевые слова: инновационная деятельность, информационно-аналитическая система, директивная инновация.
ENHANCING THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY BY FEDERAL BODIES OF EXECUTIVE
A.V. Shestakov, O.K. Kovalchuk
Abstract. The article describes the background of the interest of the State in fostering innovation by improving its management of federal bodies of executive power. It is shown that enhancing the management of innovative activity of federal bodies of executive power is based on the introduction of automated information-analytical systems of new type, enabling monitoring, scientific and technical expertise, analysis and research branch accompaniment of innovative projects with a view to the introduction of new technologies and advanced industrial designs. Provides for the establishment and application of the structure of the IRPsystems to achieve effective management of innovation federal bodies of executive power.
Keywords: innovation, information-analytical system, policy innovation.
Научно-технологическое развитие РФ [1], связано с консолидацией усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и научно-образовательного
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
и предпринимательского сообществ по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития Росси и обеспечения эффективности национальной стратегии безопасности.
В настоящее время государство стремится осуществлять активную инновационную деятельность через федеральные органы исполнительной власти - министерства, федеральные службы, государственные корпорации и т.д., вовлекающие в инновационный процесс предприятия и научно-производственные организации. В общем случае такую инновационную деятельность можно рассматривать как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению новых улучшенных промышленных процессов и оборудования, а также лучших по своим свойствам изделий и технологий. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью федеральных органов исполнительной власти базируется на внедрении автоматизированных информационно-аналитических систем дающих возможность осуществлять мониторинг, научно-техническую экспертизу, анализ и научно-отраслевое сопровождение инновационных проектов с целью внедрения новых технологий и создания перспективных промышленных образцов.
Структурно идентичные задачи управления инновационной деятельностью федеральных органов исполнительной власти приобретают особую важность при создании вооружения и военной техники.
Роскосмосу требуется создание единой структурированной базы нормативно-справочной информацией в том числе с данными о закупаемой продукции и полным объемом всех технических массогабаритных, функциональных, эксплуатационных нения и т.п. характеристик. Необходима сводная аналитика связки потребностей отрасли и предложений от поставщиков для принятия управленческих решений по развитию поставщиков и по реализации программы импортонезависимости (рисунок 1).
Необходимы также разработка и внедрение системы развития поставщиков (СРП) как инструмента для консолидации, обновления и обмена информацией о поставщиках и используемых при создании ракетно-космической техники продукции и услугах между
Стратегическое управление
Стратегическое развитие Управление инновационным развитием | Отраслевой портал ' \ поставщиков, система \ I развития поставищков \
Внешнеэкономическая деятельность, маркетинг и продажи
Маркетинг и продажи
Конструкторско-технологическая подготовка производства
Проектирование и разработка конструкции, включая виртуальные испытания | Хранение и обмен 1 данными PDM, PLM, I порталы обмена данными i
Обеспечивающая деятельность
1 Управление \ 1 коммуникациями 1 1 (между ГКДЗО 1 ' и поставщиками) ' Обеспечение безопасности Юридическое обеспечение ' Документообо- ' ! рот и коллек- t 1 тивная работа i
Управление активами и развитие новых направлений
Корпоративное управление Управление программами и проектами | Управление ин- ' \ формацией на базе \ I единой НСИ i
Управление финансами и рисками
Минимизация рисков • за счет использования : единой HCII : : Внут-; ренний : аудит Управление рисками Управление инвестициями
Операционная деятельность
1 1 1 Поиск 1 поставщиков и предложений 1 (под отраслевые \ 1 требования) 1 1 1 Производственная система(планирование, управление управление, производственные операции и т.д. Закупка Сбыт
Условные обозначения
Выявленные потребности
Предполагаемые потребности
Рисунок 1. Выявленные потребности в автоматизации процессов управления Роскосмоса
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
предприятиями отрасли. Получение объективной картины наличия и состояния поставщиков с привязкой к номенклатуре поставляемой продукции обеспечит создание единой площадки для входа новых поставщиков в отрасль, размещения предложений поставщиков и потребностей. Даст обоснование для разработки и реализации методики оценки поставщиков в системе.
Примером реализации единого подхода к управлению и консолидации научно-технического задела, автоматизации процессов инновационной деятельности, а также обеспечения подготовки предложений для принятия управленческих решений может быть созданная для Главного управления научно-исследовательской деятельности Министерства обороны РФ, при участии МОУ ИИФ, информационно-аналитическая система нового типа - «Портал оборонных технологий». В настоящее время система используется органами военного управления предприятиями и организациями, имеющими или разрабатывающими изделия и технологии, которые могут представлять интерес для Вооруженных Сил РФ.
Структурно портал выполняет следующие основные функции:
1. Сбор, систематизация и анализ по заданным критериям информации технического, научного, финансового, административного и иного характера о предприятиях и организациях, работающих, либо имеющих потенциальную возможность работать в оборонном сегменте.
2. Сопоставление полученной информации с текущими и перспективными потребностями Вооруженных Сил РФ и очередностью решения задач модернизации и укрепления оборонного комплекса.
3. Экспертиза и оценка блока информационных данных с целью выбора наиболее перспективных разработок и технологий.
4. Передача полученной информации руководству Министерства Обороны России и органам военного управления (далее ОВУ) для дальнейшего формирования реестра потенциальных исполнителей работ в военно-промышленном комплексе РФ.
Кроме того, на базе портала возможно: 1. Оказание практического содействия в надлежащем оформлении и представлении ОВУ Минобороны России технико-коммерческих предложений по тематике работ.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
2. Оказание содействия в подготовке, оформлении и согласовании комплекта материалов и документов для участия в установленном порядке в конкурсных процедурах, проводимых ОВУ
3. Проведение информационных и практических локальных и региональных семинаров и конференций с целью формализации их взаимодействия с ОВУ и специализированными структурными подразделениями и предприятиями Минобороны России.
4. Предоставление права доступа к открытой части информационного блока портала для возможности взаимодействия с другими зарегистрированными на портале предприятиями, в том числе с целью формирования научно-производственной кооперации по интересующей их тематике.
Субъекты инновационной деятельности предоставляют данные о своих разработках и технологиях, часть которых после процессов комплексного анализа и научно-технической экспертизы отбирается для дальнейшего рассмотрения органами военного управления, осуществляющими полное сопровождение перспективных инновационных проектов, включая их внедрение в процесс разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники (рисунок 2).
Хотя, в общем случае, конечным результатом инноваций является материализация и промышленное освоение новшества, это положение в целом ряде случаев не может быть отнесено к стратегическим перспективным разработкам. Их особенностью является наличие директивных решений федеральных органов исполнительной власти о проведении инновационной деятельности без обязательного промышленного освоения новшества, а ее результатом выполнение этих решений
Инновационная деятельность каждого отдельного предприятия существенно зависит от стратегической направленности, планируемых тактико-технических характеристик и сроков выполнения, предписываемых заказчиком. В определенных случаях, особенно при разработках и создании ракетно-космических и боевых ракетных комплексов, летательных аппаратов и крупных морских судов, требуется проведение анализа и оценки существенно более широкого круга результатов фундаментальных и прикладных исследований. Целью может стать выявление промежуточных результатов, достигнутых
Головные
предприятия-
разработчики
специальной
техники
Главное управление научно-исследо-вательской деятельно стью
Предприятия и организации -субъекты инновационной деятельности
Рисунок 2. Этапы процесса подготовки к разработке и внедрению инноваций для структур федеральных органов исполнительной власти
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
при решении поставленных задач, либо необходимость изменения графиков работ вплоть до их остановки или прекращения. Активное участие федеральных органов исполнительной власти в управлении инновационными процессами, особенно связанными с обеспечением обороноспособности, требует новой формы взаимодействия с исполнителями. Принятие решений о достаточной разработанности и востребовании результатов инновационного процесса возможно на любой его стадии, а результаты инновационной деятельности оцениваются в соответствии с выполнением этих решений. По своей сути такая инновационная деятельность является директивно, а ее результаты - директивными инновациями, то есть инновациями, осуществляемыми на основании решений директивных органов.
Для осуществления предприятием научно-технической и инновационной деятельности, задачи для которой поставлены в директивной форме, а полученные результаты оцениваются федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, необходима разработка особой инвестиционной стратегии - системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности, определяемых общими задачами развития и инвестиционной идеологией. Важен выбор наиболее эффективных путей их достижения, одним из которых является инновационная деятельность включающая создание директивных инноваций.
Эффективное управление инновационной деятельностью, в том числе на базе рассмотренных выше форм, возможно только на единой платформе автоматизированных систем управления обеспечивающих отраслевые, ведомственные и государственные процессы функциями планирования или прогнозирования, изменения их параметров на долгосрочный период времени, учета и контроля изменения параметров в рамках автоматизированного процесса, а также координации и регулирования участников данного процесса. Применяемые АСУ должны позволять разработку систем, способных решать отраслевые задачи и задачи государственного уровня с использованием сертифицированных технологий и отечественного программного обеспечения. Важнейшей задачей для АСУ этого класса является возможность ведения работ в широком диапазоне уровней решаемых задач. Начиная от процессов управления отдельных предприятий и вплоть до нахождения решений для межгосударственного взаимодействия.
Ни одна из применяемых сегодня АСУ ERP-систем (Enterprise Resource Planning, планирования ресурсов предприятия) не обеспечивает на требуемом уровне решения рассмотренных выше задач. Возникает необходимость создания новой платформы для развертывания IRP-систем (Industry Resource Planning), обеспечивающих планирование ресурсов и процессов целой отрасли или отраслей, государственного управления и межгосударственных отношений.
Для достижения эффективного управления инновационной деятельностью федеральными органами исполнительной власти, развитие структуры IRP-систем должно начинаться с процессов, формирующихся на отраслевом или государственном уровне и охватывать отрасль (или несколько отраслей) целиком (рисунок 3). При этом целеполагание для данных процессов может иметь принципиально иные горизонты планирования, исчисляемые иногда десятками лет. Субъектами таких процессов являются как предприятия целиком, так и органы государственной власти, консорциумы и сообщества предприятий. Вариативность периодов действия процессов требует создания гибкой и достаточно быстро модифицирующейся программной платформы под изменяющиеся процессы, условия и цели, а также введения дополнительного контура управления данными измерениями, который должен обеспечивать их прогнозирование и планирование. Возникающие при решении государственных задач дополнительные требования к безопасности применяемых программных платформ, исключают возможность использования зарубежных программных продуктов и формируют потребность в исключительно российских разработках.
Применение IRP-систем позволяет существенно повысить эффективность управления инновационной деятельностью, обеспечить консолидацию усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научно-образовательного и предпринимательского сообществ и институтов гражданского общества. Автоматизация управления инновационной деятельностью с помощью IRP-систем обеспечивает экономически обоснованное вовлечение предприятий в процесс создания и внедрения инновационных технологий и разработок, создает понятный, управляемый и прогнозируемый процесс взаимодействия субъектов инновационной деятельности с федеральными органами исполнительной власти,
Рисунок 3. Концепция структуры ГОР-системы
научными и образовательными учреждениями, а также финансовыми институтами, осуществляющими инвестиционную деятельность.
В стратегическом плане АСУ на базе IRP-систем обеспечивают новые и существенные преимущества разработчикам и пользователям инноваций за счет образования неисследованного и независимого рынка, создающего предпосылки глобального опережения стратегических конкурентов и упрочения стратегических разработок на лидирующих позициях. Большой экономический эффект может дать разработка, продвижение и коммерческая реализация собственных программных продуктов с учетом текущей политики РФ в отношении научно-технологического развития страны. Особую важность приобретают АСУ IRP-системы в управлении директивными инновационными интегрированными процессами. Интеграционные процессы подготовлены всей предыдущей историей развития науки и техники и ярко проявляются в становлении новых экономических организационных форм, в том числе и связанных с активизацией участия органов власти. Объединение компаний и управляющих структур самого высокого уровня для решения стратегически важных задач приобретает сегодня новые признаки, а интеграция науки и производства предполагает превращение науки в производственную силу, делающую интеграционные объединения более конкурентоспособными на рынке продукции. Создаваемые на основе такого объединения кластеры существенно повышают конкурентоспособность отечественных инновационных разработок за счет эффективного взаимодействия участников кластера, определяемого их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также с реализацией совместных проектов [2]. При этом система управления инновационным кластером представляет собой сложную организационно-техническую систему, являющуюся неотъемлемой частью интегральной АСУ IRP-системы.
Библиографический список
1. Стратегия научно-технологического развития Российской федерации, утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71451998/ (дата обращения: 23.03.2018).
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
2. ШестаковА.В. Автоматизированные системы управления нового класса «IRP-системы». М., 2017.
А.В. Шестаков
Начальник отдела МОУ «ИИФ», г. Серпухов,
аспирант Научно-исследовательского центра информатики
при Министерстве иностранных дел РФ, г. Москва
О.К. Ковальчук
Бизнес-аналитик АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»