УДК 004
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НОВОГО КЛАССА «IRP-СИСТЕМЫ»
А.В. Шестаков
Аннотация. В статье представлены политические, экономические и технологические предпосылки для возникновения автоматизированных систем управления нового класса - IPR-систем. Проведен анализ существующих сегодня АСУ и определены принципиальные особенности их применения. Сделан вывод о том, что для успешного решения поставленных в Стратегии задач существующих и внедренных на предприятиях ERP-систем (Enterprise Resource Planning, автоматизированные системы планирования ресурсов предприятия) недостаточно. Возникает необходимость создания и внедрения интегральных IRP-систем, автоматизирующих ведомственные и межведомственные процессы взаимодействия предприятий отрасли, органов государственной власти и других структур, существенно влияющих на развитие отрасли и национальной экономики в целом. Определены концепция структуры IRP-системы и рассмотрена необходимость ее применения на примере инновационной деятельности государства, фактически являющейся директивной инновацией.
Ключевые слова: автоматические системы управления АСУ, ERP-системы, IRP-системы, платформа автоматизированных систем, прикладное программное обеспечение, безопасность программных платформ, инновационная деятельность, коммерческая реализация программных продуктов.
IRP-SYSTEMS - THE NEW CLASS OF AUTOMATED CONTROL SYSTEMS
A.V. Shestakov
Abstract. The article presents political, economic and technological prerequisites for the emergence of automated control systems of a new class - IPR-systems. The analysis of today's automated control systems and the principal features of their use are performed there. It is concluded that for successful solution of the tasks set in the above Strategy, existing and implemented Enterprise Resource Planning systems are not enough. There is a need to create and implement integrated IRP-systems that automate departmental and interdepartmental processes of interaction between industry enterprises, state authorities and other structures that significantly influence on development of the industry and the national economy as a whole. This article defined the concept of IRP-system structure and the necessity of its application on the example of innovation activity of the state, which is actually is a directive innovation.
Key words: automatic control system of automated control systems ERP-system, IRP-system, the automated systems, application software, security software platforms, innovation, commercial implementation of software products.
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [1], утвержденной Указом Президента РФ [2], отмечается, что Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
Реализация Стратегии невозможна без консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития России. При этом научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического развития России.
Существующие сегодня АСУ имеют принципиальные особенности их применения. Так наиболее распространенные ERP-системы (англ. Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия) - ориентированы на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения общей модели данных и процессов для всех сфер деятельности данного предприятия. Проведенные исследования и анализ показал, что ERP-системы, изначально внедрявшиеся только промышленными предприятиями, сегодня эксплуатируются большинством крупных организаций вне зависимости от страны, формы собственности, отрасли, но не могут быть применимы в рамках реализации Стратегии по нескольким причинам:
- не охватывают процессы более высокого уровня, рассматривая только происходящие внутри конкретного предприятия, хотя и формируют некоторые данные для использования их во внешних структурах;
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
- субъектами автоматизированных процессов являются сотрудники предприятия или его подразделения, а не сами предприятия или целые отрасли;
- автоматизируемые в предприятии процессы являются типовыми и нуждаются только в настройках конкретных параметров, необходимых для данного конкретного предприятия;
- ERP-системы не позволяют автоматизировать процессы более сложного порядка, требуя существенных временных и ресурсных затрат на перестройку;
- большинство представленных на рынке платформ для внедрения ERP-систем не обеспечивают требования безопасности, возникающие при решении государственных задач.
Эффективное решение задачи реализации Стратегии возможно только путем создании единой платформы автоматизированных систем управления нового класса, обеспечивающих отраслевые, ведомственные и государственные процессы функциями планирования или прогнозирования изменения их параметров на долгосрочный период времени, учета и контроля изменения параметров в рамках автоматизированного процесса, а также координации и регулирования участников данного процесса. АСУ нового класса необходимы, в том числе, для контроля и управления процессами замещения импортного сырья и промышленных материалов отечественными, в целях поддержки государственных предприятий и снижения стоимости выполнения проектов, разработки систем, способных решать отраслевые задачи и задачи государственного уровня с использованием сертифицированных технологий и отечественного программного обеспечения. АСУ нового класса должны работать в широком диапазоне уровней решаемых задач, начиная от процессов управления отдельных предприятий и вплоть до нахождения решений для межгосударственного взаимодействия.
Таким образом, ERP-системы (Enterprise Resource Planning
- планирования ресурсов предприятия) не обеспечивают решения поставленных в Стратегии задач. Возникает необходимость создания новой платформы для развертывания IRP-систем (Industry Resource Planning), обеспечивающих планирование ресурсов и процессов целой отрасли или отраслей, государственного управления и межгосударственных отношений.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Развитие структуры 1ИР-систем должно начинаться с процессов, формирующихся на отраслевом или государственном уровне, и охватывать отрасль (или несколько отраслей) целиком (рисунок 1). При этом целеполагание для данных процессов имеет принципиально иные горизонты планирования, иногда исчисляемые десятками лет. Субъектами таких процессов являются как предприятия целиком, так и органы государственной власти, консорциумы и сообщества предприятий. Долгосрочный период действия процессов требует создания гибкой и достаточно быстро модифицирующейся программной платформы под изменяющиеся процессы, условия и цели, а также введения дополнительного контура управления данными измерениями, который должен обеспечивать их прогнозирование и планирование. При решении государственных задач возникают дополнительные требования к безопасности применяемых программных платформ, что исключает возможность использования зарубежных программных продуктов и формирует потребность в исключительно российских разработках.
Применение 1КР-систем позволит существенно повысить эффективность инновационной деятельности государственных органов в рамках реализации Стратегии. Без внедрения 1ИР-систем консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества невозможна. Автоматизация инновационной деятельности с помощью ШР-систем обеспечит вовлечение предприятий в процесс создания и внедрения инновационных технологий и разработок, создаст понятный, управляемый и прогнозируемый процесс взаимодействия субъектов инновационной деятельности, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, научными и образовательными учреждениями, а также финансовыми институтами, осуществляющими инвестиционную деятельность.
С точки зрения предприятия, эффективно осуществляющего свою экономическую политику в рыночных условиях, его развитие может быть представлено как непрерывный процесс разработки и создания продукции, услуг, материалов и технологий, имеющих отличительные признаки инноваций, способных быть востребованными на рынке и удовлетворить его потребности. Таким образом, создание инноваций является прерогативой самого предприятия,
1 УРОВЕНЬ Решения для предприятий
Управление процессами предприятия
Предприятие
ЕИР
Предприятие
ЕИР
2 УРОВЕНЬ Решения для корпораций и отраслей
Обработка и передача данных (анализ, экспертиза и т.д.)
ШР
Отрасли
(виды экономической деятельности)
Система развития поставщика
3 УРОВЕНЬ Решения для государственных структур
Цели и задачи
ЕЖР
Государство
4 УРОВЕНЬ Решения для межгосударственного взаимодействия
1пй{Р
Иностранное государство
Рисунок 1. Классы автоматизированных систем управления в соответствии с уровнем субъектов,
участвующих в автоматизируемом процессе
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
а результаты этой деятельности определяются рынком. Предприятию необходимо разработать инвестиционную стратегию - систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, и сделать выбор наиболее эффективных путей их достижения, одним из которых являются инновации.
Инновационная деятельность предприятия в конечном итоге существенно зависит от стратегической направленности, планируемых технических характеристик и сроков выполнения, предписываемых заказчиком, то есть в большом числе случаев - государством. В определенных случаях, требуется проведение анализа и оценки гораздо более широкого круга результатов фундаментальных и прикладных исследований. Целью служит выявление данных, необходимых исключительно для решения поставленных задач. Хотя, конечным результатом инноваций является материализация и промышленное освоение новшества, это положение не всегда может быть отнесено к стратегическим перспективным разработкам.
Их особенностью является наличие решения директивных органов о проведении инновации без промышленного освоения новшества, а результатом инноваций - выполнение этих решений. По своей сути такая деятельность будет являться директивной инновацией, реализация которой невозможна на основе ERP-систем.
В стратегическом плане создание IRP-систем обеспечит новые и существенные преимущества их пользователям. Образовавшийся неисследованный и независимый рынок создаст предпосылки опережения конкурентов и выхода на лидирующие позиции. Большой экономический эффект даст разработка, продвижение и коммерческая реализация собственных программных продуктов с учетом текущей политики РФ в отношении научно-технологического развития страны. На высокий уровень поднимутся партнерские и торгово-промышленные отношения с государственным и частным сектором, образуя новые формы сотрудничества.
Библиографический список
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N° 642 // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71451998/ (дата обращения: 26.07.2017).
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71451998/ (дата обращения: 26.07.2017).
А.В. Шестаков
аспирант Научно-исследовательского центра информатики при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (г. Москва) E-mail: [email protected]