Научная статья на тему 'Методологические принципы формирования механизма управления инвестициями при реализации инновационных инфраструктурных проектов'

Методологические принципы формирования механизма управления инвестициями при реализации инновационных инфраструктурных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФОНД / INNOVATIONS / INVESTMENTS / MANAGEMENT / STATE / INFRASTRUCTURE / PROJECT / TECHNOLOGIES / MODERNIZATION / FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Константин Валерьевич

Рассмотрены преимущества управления инновационными инфраструктурными проектами с помощью инструментов инвестиционного обеспечения различных государственных структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Константин Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF INVESTMENTS AT IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE PROJECTS

Advantages of management of innovative infrastructure projects with the help of instruments of investment providing various government institutions are considered

Текст научной работы на тему «Методологические принципы формирования механизма управления инвестициями при реализации инновационных инфраструктурных проектов»

Авдеева Ирина Леонидовна, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF AN EDUCATION

SYSTEM

I.L Avdeeva

Transition of the Russian economy to an innovative way of development causes need of formation of the innovative principles of development of the Russian higher education adequate to it that, in turn, assumes creating favorable conditions for introduction and management of innovations, and also strengthening of adaptation opportunities of higher education institutions to changes of the external economic environment in the conditions of globalization. In article need of strengthening of competitive advantages of a national education system by development of strategicheksky planning, formation of system of accumulation of means of a multichannel fiknansirovaniye, technological policy and technologies, and also administraktivny management of innovative development of higher education institutions is proved.

Keywords: higher educational institutions, educational environment, management of innovations, innovative development.

Avdeeva Irina Leonidovna, candidate of economical science, [email protected], Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"

УДК 005:330.322]:625.8

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ

ПРОЕКТОВ

К.В. Аксенов

Рассмотрены преимущества управления инновационными инфраструктурными проектами с помощью инструментов инвестиционного обеспечения различных государственных структур

Ключевые слова: инновации, инвестиции, управление, государство, инфраструктура, проект, технологии, модернизация, фонд.

Управление инвестиционной деятельность на макро, мезо, и микроуровнях управления представляет собой совокупность практических действий органов государственного управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. От эффективности инвестиционных решений зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики субъекта федерации в целом. Особый интерес приобретает приобретает изучение и обобщение новейших достижений и зарубежного опыта управления инвестициями со стороны органов власти.

В практике и теории накоплен определенный опыт исследования проблем государственного регулирования инновационно-инвестиционной сферы. Однако вопросы управления инвестициями и оценки качества инвестиционной политики на уровне субъекта федерации и местного самоуправления на сегодняшний день остаются малоизученными. Они не дают полного представления о целостности и системности государственной инвестиционной политики и о механизмах её реализации и мониторинга. Следовательно, на первый план выдвигается методологический аспект оценки качества управления инвестициями на макро, мезо и микроуровнях управления [5].

Любой проект как деятельность в рамках предметной области, подвергаемой проектному управлению, имеет определенную структуру. Проект может структурироваться по разным принципам. Инфраструктурный проект - совокупность действий, направленных на создание и/или реконструкцию объекта или технологического комплекса инфраструктуры, а также их последующей эксплуатации, реализуемых на основании проектного соглашения .

Управление инновационным инфраструктурным проектом (далее по тексту ИИП) - это такое управление проектом стратегического развития, когда привлеченные знания исполнителей, собранных в проектную команду, и выделенные ограниченные ресурсы направлены на создание инновационных продуктов, услуг, т.е. на создание новых знаний, на продвижение новшеств на рынок к потребителям, на их освоение новых знаний [6].

Именно межуровневый подход управления инновационными инфраструктурными проектами на федеральном, региональном и муниципальном уровне (макро, мезо и микро уровне управления) позволяет решить множество сложных теоретических и практических проблем, затрудняющих построение инновационной экономики в нашей стране.

Федеральная, региональная и муниципальная инновационная политика должна формироваться в тесной связи с проводимой на той или иной территории промышленной политикой. И в этом смысле для регионов России существует три сценария развития:

1) повышение доли сырьевого сектора в производстве валового регионального продукта, что фактически означает ухудшение структуры экономики;

2) поддержание структуры экономики, сложившейся в предшествующие периоды;

3) реструктуризация или технологическая модернизация региональной экономики в результате создания (или приобретения) новых, передовых технологий, внедряемых в производство региональными компаниями.

Развиваясь по первому сценарию, регион может увеличивать валовой региональный продукт, сохранив акцент на эксплуатации природных ресурсов и развитии их первичной переработки. Этот сценарий не предполагает качественного сдвига в сторону инновационной экономики. Услов-

но его можно назвать колониальным: он не позволяет региону накапливать собственные ресурсы для решения социально-экономических задач. Очевидно, что такой сценарий развития возможен только для регионов, обладающих развитым сырьевым сектором.

Второй сценарий предполагает рост загрузки существующих производственных мощностей и инвестиции в создание новых производственных мощностей, технологически не опережающих существующие, а значит - устаревших.

Третий сценарий регионального развития - инновационный - предполагает формирование экономической системы, способной к постоянному созданию (приобретению) новых, передовых технологий и их коммерциализацию посредством внедрения в производство динамичными региональными компаниями (рисунок 1). Этот сценарий дает надежду на качественные изменения экономики региона, рост ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, что, в свою очередь, позволит создать внутренние условия для повышения уровня жизни населения [3].

БЛОК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Компоненты системы Руководство и функции Власть и стиль Схема полномочий Принципы и методы Функции управления Общие функции Специальные функции Функции управления по стадиям ЖЦ проекта Управленческие решения Механизм принятия решений Лица, готовящие и принимающие решения (ЛГР и ЛПР) Комплекс решений

Цели, задачи, условия Состояние процесса

ПРОЦЕСС ВЫ ПОЛНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

РЕСУРСЫ ОПЕРАТОР (ПРОЦЕССОР) О РЕЗУЛЬТАТ

• Инвестиции • Человеческий ресурс • Знания • Информация и коммуникации • Материально-техническая база • ЖЦ инновационного продукта • ЖЦ инновационных организаций • ЖЦ инновационного проекта • Команда и методы решения задач • База знаний команды • Творческий труд • Сетевое моделирование процесса • Инновационный продукт • Удовлетворение потребностей • Прибыль Другие результаты: • Новые знания

Спрос -0- 1) Предложение Предложение -О' "0" Спрос

Ближнее окружение — Рынок РЕСУРСОВ Поставщики. Конкуренты. Климат Ближнее окружение — Рынок РЕЗУЛЬТАТОВ Потребители. Конкуренты. Климат

Дальнее окружение — мировой, федеральный и региональный уровень (СТЭП/ПЗСТ)

БИЗНЕС-СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Принципиальная модель бизнес-системы инновационного инфраструктурного проекта

Таким образом, правомерно утверждать, что устойчивость федеральной, региональной, а в конечном итоге и национальной экономики зависит от ее способности развиваться по третьему сценарию, то есть успешно осуществлять структурные изменения в направлении производства высокотехнологичных товаров (для инновационно развитых регионов) или внедрения уже существующих технологических инноваций (для депрессивных регионов), то есть по сценарию модернизации [3].

Под федеральной, региональной и муниципальной модернизацией следует понимать движение к прогрессу, построение современного общества на определенном уровне.

Статистические показатели и опросы предпринимателей демонстрируют, что инвестиционный климат в регионах России в целом неблагоприятен, однако существенно отличается от региона к региону. Эта неравномерность показывает, что не только федеральные законодатели и правоприменители, но и руководители регионов несут ответственность за инвестиционный климат. Подготовленный Агентством стратегических инициатив в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» (далее - Стандарт) является попыткой описать это ноу-хау, опираясь на реально действующие в российских регионах практики при учете мнения предпринимательского сообщества. Особенно значимое влияние на содержание Стандарта оказали меры, которые были приняты для обеспечения благоприятного инвестиционного климата руководством Республики Татарстан, Пермского края, Калужской, Липецкой, Свердловской и Ульяновской областей.

Указанные в Стандарте требования являются при надлежащей реализации минимально достаточными и будут способствовать улучшению инвестиционного климата в российских регионах. Стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте Российской федерации и дает рекомендации к их содержанию [2].

Основные положения «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе»:

• инвестиционная стратегия должна определять инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты;

• инвестиционная стратегия должна описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в субъекте Российской Федерации;

• инвестиционная стратегия может приниматься в виде отдельного документа, либо в виде раздела более общего документа, описывающего стратегию регионального развития, и утверждается в порядке, предусмотренном общим документом.

Стратегия должна содержать:

- исходные посылки формирования стратегии;

- стратегии, доступных ресурсов ее развития (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие), а также прогнозный сценарий развития российской и мировой экономики.

• цели стратегии, достижению которых напрямую способствует мера;

• описание сути мероприятия, а также его ожидаемого результата (в т.ч. финансового)

• укрупненный план-график реализации мероприятия;

• оценка ресурсов, требующих для реализации (в т.ч. трудовых);

• оценка стоимости реализации и возможных последующих затрат. Например, стоимость строительства объекта дорожной инфраструктуры автомагистрали и ежегодную стоимость ремонта;

• источники финансирования;

• критерии успеха применения мероприятия, предполагающие возможность количественной оценки;

• структура и конкретное лицо, ответственные за реализацию мероприятия;

• разработка инвестиционной стратегии и ее изменения должны вестись публично. К публичному обсуждению стратегии привлекаются эксперты, предприниматели и инвесторы. Также проводятся стратегические сессии, консультации, совещания рабочих групп;

• внесение изменений и дополнений в инвестиционную стратегию также должно предшествовать публичное обсуждение таких изменений;

• принимается структура и периодичность отчетности о реализации мер, значениях целевых показателей и их соответствии плановым значениям;

• утверждаются регламенты контроля исполнения и пересмотра инвестиционной стратегии;

Формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуре в регионе:

• в субъекте РФ должен ежегодно формироваться план создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, дорожной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной инфраструктуры региона;

• план должен представлять собой свод всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция автодорог которых зафиксированы в действующих планах и программах РФ на территории региона, муниципального образования, в том числе на условиях государственно-частного партнерства [2].

Следует также отметить, что одной из эффективных форм финансирования инновационных инфраструктурных проектов в сфере дорожного хозяйства является создание на макро уровне управления Фонда развития инновационных инфраструктурных проектов на базе Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития». Основные направления деятельности фонда развития инновационных инфраструктурных проектов представлены в таблице 1 [1].

Основные направления деятельности фонда развития инновационных

инфраструктурных проектов

Проблемы Решение Программы финансирования

1 2 3

Нехватка собственных ресурсов технологической компании для реализации иннова-циооного инфраструктурного проекта (ИИП) Увеличение объема и количества поддерживаемых ИИП 1 Проекты импортозаме-щения.

Существующие кредитные продукты недоступны или не обеспечивают окупаемость ИИП Расширение спектра целевого финансирования (маркетинговая аналитика, тестирование, испытания, патентование, сертификация и др.) Завершение НИОКР, внедрение на производственных мощностях заемщика.

Невозвратное финансирование через институты развития приводит к нерыночной мотивации компании Переход от конкурсных процедур в пользу кредитно-инвестиционного отбора и доработки проектов Предварительная сумма займа до 300 млн. руб. срок займа до 5 лет.

Средние производственные компании не имеют средств на НИОКР, ТЭО, сбор исходных данных, проектирование ИИП Финансирование ИИП с учетом последующего их кредитования на рыночных условиях. Отработка механизма совместного с банками долгового финансирования технологических ИИП 2 Добанковские проекты

Компаниям, развивающие производство в России, проще получить кредит под закупку импортного оборудования, чем под инновационный проект с использованием российских разработок. Инициирование разработки методических документов по технологическому кредитованию Завершение НИОКР, разработка ТЭО и др. документации с выходом на банковское финансирование

Банки не готовы кредитовать «мягкие расходы», не соответствующие общим стандартам банков Экспертно-техническая и методологическая поддержка проектов разработки новых продуктов производственных компаний Предварительная сумма займа до 300 млн. руб. срок займа до 5 лет.

Окончание табл.

1 2 3

Предлагающие стратегические ИИП компании не имеют средств на завершение НИОКР, ТЭО, сбор исходных данных, проектирование Финансирование расходов на прединвестиционной стадии с учетом последующего их финансирования со стороны ВЭБ, других институтов развития или крупного частного инвестора 3 Прединвестиционное финансирование

Внешэконом банк (ВЭБ) и др. институты развития, а также крупные стратегические инвесторы не готовы принять инвестрешение, до завершения предпроектных работ Взаимодействие с институтами развития с целью совместной экспертизы и поддержки проектов, носящих стратегический характер для развития промышленности России Разработка ТЭО и др. документации с выходом на стратегическое финансирование, включая средства ВЭБ. Предварительная сумма займа до 500 млн. руб. срок займа до 4 лет.

Использование устаревших, но обеспечивающих низкую себестоимость продукта, технологий. Крупные компании не готовы брать на себя риски разработки базовых технологий ИИП. Финансирование ИИП консорциумов предприятий в целях разработки базовых технологий с дальнейшим их лицензированием и инжиниринговой адаптацией под специфику компаний 4 Проекты консорциумов

Отсутствие российских технологий, конкурентных зарубежным по цене, качеству или рискам. Российский инжиниринг не накопил компетенций для конкуренции с зарубежными компаниями Реализация системных инициатив технологических платформ Разработка технологий им-портозамещения для «серийного лицензирования» Предварительная сумма займа до 500 млн. руб. срок займа до 7 лет.

Отбор и оценка инвестиционной привлекательности проектов осуществляется в процессе реализации концептуальной фазы жизненного цикла проекта. Эта фаза имеет принципиальное значение для потенциальных инвесторов. Им выгоднее потратить инвестиционные ресурсы на изучение вопроса «быть или не быть проекту» и при отрицательном ответе отказаться от идеи, чем начать бесперспективное дело [6].

На данном этапе инвестор проводит предварительный анализ осуществимости проекта. В частности, он должен:

1) сформулировать инвестиционный замысел (концепцию) проекта;

2) определить цели и задачи проекта;

3) обосновать в общих чертах как будет выглядеть проект;

4) проанализировать осуществимость проекта;

5) подготовить ходатайство (декларацию) о намерениях.

Если идея проекта оказалась приемлемой (технически, экономически, экологически и т. д.), можно приступить к более детальной его проработке, осуществляемой методами проектного управления.

Список литературы

1. http: // www.rftr.ru - официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития».

2. http: // www.asi.ru - официальный сайт Агенства стратегических инициатив РФ.

3. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 711 с.

4. Горфинкель В.Я. Экономика инноваций: учебник. / - М.: Вузовский учебник, 2009. - 416 с.

5. Амадаев А.А, Амадаев А.А Методические аспекты формирования механизма управления инвестициями на региональном уровне / А.А. Амадаев, А.А. Амадаев / Экономика и предпринимательство №11(ч.2) Москва: «Буки Веди», 2014. - С. 254-262

6. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С.А., Измалкова Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фа-устова, С.С. Елецкая - М.: Финансы и кредит, 2012. - 208 с.

Аксенов Константин Валерьевич, к.э.н., доцент кафедры «Предпринимательство и маркетинг», [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный - комплекс»

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF INVESTMENTS AT IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE

INFRASTRUCTURE PROJECTS

K.V. Aksenov

Advantages of management of innovative infrastructure projects with the help of instruments of investment providing various government institutions are considered

Keywords: innovations, investments, management, state, infrastructure, project, technologies, modernization, fund.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aksenov Konstantin Valeryevich, candidate of economical, science, docent «Business and marketing», [email protected], Russia, Eagle, FGBOU VPO «State University — Educational and Research and Production — a Complex»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.