3. Макроэкономическое обозрение [Электронный ресурс]. -http://www.veb.ru /common/ upload/files/ veb/analytics/macro/201305.pdf
Авдеева Ирина Леонидовна, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»
THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE
I.L. Avdeeva
The paper reveals the need for a public-private partnership for industrial infrastructure in the regions of Russia. Regional infrastructure Russia is the major direction of formation of innovative economy.
Keywords: regional infrastructure projects, state-private partnership, regional industrial infrastructure.
Avdeeva Irina Leonidovna, candidate of economy sciences, associate professor, [email protected], Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC"
УДК 005.584.1: [625.7/8:005.591.6
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
К.В. Аксенов
Рассмотрены основные вопросы, связанные с созданием системы мониторинга результативности реализации инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, дорожное хозяйство, инфраструктура, система, проект, окупаемость.
В последнее время в связи с поставленными руководителями страны задачами модернизации экономики наблюдается интерес к повышению эффективности управления инфраструктурными проектами. К проектам подобного типа относятся и проекты, призванные обеспечить достижение тех или иных стратегических целей развития региона путем разработки и реализации соответствующей этим целям программы. В силу разных причин такие программы часто реализуются недостаточно эффективно, не обеспечивают достижение поставленных стратегических целей. Реформирование министерств будет включать разработку и внедрение в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения федеральных, отраслевых про-
грамм и эффективности производимых расходов, обеспечивающих сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности министерств и ведомств. Для мониторинга и оценки результативности реализации федеральных, отраслевых программ министерствами планируется применять следующие основные показатели:
- показатели затрат, т.е. ресурсов, необходимых для оказания бюджетной или государственной услуги (например, строительство дорожного инфраструктурного объекта);
- показатели услуг (в том числе государственных) - непосредственных результатов произведенных затрат;
- показатели результативности - достигнуты в результате реализации программ и мероприятий результаты деятельности.
Развитие системы управления автомобильными дорогами и искусственными сооружениями на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках решения соответствующей задачи позволит объективно оценивать потребности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетных ресурсах и оказывать в рамках субвенций из федерального бюджета финансовую помощь на цели обеспечения надлежащего уровня эксплуатации территориальных и межмуниципальных, местных автомобильных дорог.
Дорожная инфраструктура, в составе транспортной системы являлась одним из многих объектов изучения в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
Отечественная дорожная наука проводила серьезные исследования в области развития автодорожной сети, проектирования и строительства автодорог, направленные на снижение начальной стоимости перевозок и повышение безопасности дорожного движения. В настоящее время, дорожной инфраструктуре, как одному из важных элементов транспортной инфраструктуры, во всех странах и на всех уровнях государственного управления уделяется большое внимание.
Все элементы дорожной инфраструктуры состоят на балансе территориальных дорожных служб (управлений), осуществляющих их эксплуатацию в границах региона.
Совокупность элементов дорожной инфраструктуры, ограниченных административными границами региона, представляет собой региональную дорожную инфраструктуру.
Слабо развитая дорожная инфраструктура является одним из основных лимитирующих факторов роста экономики региона.
Реализация внешнего мониторинга результативности реализации инновационных инфраструктурных проектов позволяет заказчику получать своевременную, актуальную и достоверную информацию, необходимую для контроля и принятия решений по проекту. Кроме того, можно участвовать не только в процессах контроля, но и разрабатывать опти-
мальные решения по управлению проектными рисками, сроками и бюджетами проектов для каждой конкретной ситуации при возникающих отклонениях [3].
Внешний мониторинг результативности реализации инновационных инфраструктурных проектов включает:
1. Сбор и верификацию актуальной информации о ходе реализации проекта.
2. Формирование консолидированной отчетности по проекту для разных уровней управления.
3. Формирование аналитических материалов по проекту:
- формирование прогнозов по проекту;
- выявление причин возможных будущих отклонений и выработка вариантов их предотвращения;
- выявление причин уже случившихся отклонений и выработка предложений по их предотвращению в будущем;
- ведение статистики качества исполнения работ по подрядчикам и другим участникам проекта с целью определения необходимости применения к ним какого-либо управленческого воздействия.
4. Разработку решений по проекту, в части внесения изменений в проект, с целью снижения рисков и сокращения сроков реализации проекта.
5. Администрирование необходимого программного обеспечения: проектных порталов, систем календарного планирования и других приложений.
6. Оказание консультационно-методологической поддержки участникам управления проектом.
Мониторинг инновационных инфраструктурных проектов обычно осуществляется с использованием соответствующих информационных систем (ИТ-решения). Для качественного оказания этой услуги в организации заказчика должна функционировать система управления проектами, включающая нормативно-регламентную базу и работающие ИТ-решения (например, программный продукт «Effect» позволяющий провести оценку экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций при реализации инфраструктурных проектов).
Поэтому в рамках услуги мониторинга реализации инфраструктурного проекта необходимо проводить все необходимые подготовительные работы:
1. Разработать рабочие (управленческие) документы по проекту -календарный план, устав проекта, реестр рисков и другие документы;
2. Разработать регламентные и методические документы - например, регламент планирования и отчетности, методические рекомендация по планированию и мониторингу, инструкции пользователей автоматизированной системы мониторинга.
3. В случае если рабочие регламентные документы уже разработа-
ны, необходимо провести экспертизу этих документов и сформировать рекомендации по их доработке.
4. Быстро настроить и развернуть на технической базе заказчика ИТ-решение, обеспечивающее: ускоренный обмен информацией, визуализацию отчетной и аналитической информации, хранение проектных документов и решение других задач.
5. Обучить основных участников управления проектом использованию разработанных регламентов, методик и ИТ-решений.
В зависимости от уровня зрелости системы управления проектами заказчика и срочности по мониторингу проектов можно предварительно разработать необходимую для этого базу (регламентные документы, ИТ-решение, обучение участников мониторинга, аудит систем и другие работы).
Фаза подготовки системы управления реализации инфраструктурного проекта может занимать от 1 до 3 месяцев. При этом фаза собственно мониторинга может начаться сразу или с некоторым интервалом по времени после начала фазы подготовки. Реализация процесса мониторинга обычно начинается после разработки хотя бы базовых регламентов взаимодействия и форм документов (рисунок 1).
Мониторинг системы управления реализации инфраструктурных проектов может оказываться по аутсорсинговой схеме, когда специалисты вводятся в состав проектной команды заказчика. Возможна комбинированная схема, при которой часть работ, например на фазе подготовки, проводится по обычной консалтинговой схеме.
Для формирования пакета инфраструктурных проектов целесообразно выполнить интегральный модельный расчет:
- уточнить стратегии госкорпораций, исходя из основных государственных политик;
- из принятых в госкорпорациях уточненных стратегий, для инфраструктурных проектов, взять максимальное целеполагание;
- оценить требуемые объемы инвестирования;
- сделать экономическое обоснование инфраструктурных проектов с учетом:
- мультипликативного эффекта,
- налогового эффекта,
- социального эффекта,
- роста капитализации за счёт роста долгосрочности достоверного прогноза.
Используя модельный расчет можно будет предложить Правительству Российской Федерации методику оценки инфраструктурных проектов, а также набор действий и мероприятий направленных на мониторинг результативности реализации инновационных инфраструктурных проектов [6].
я % с я >. Этапы реализации инновационного инфраструктурного проекта (на примере строительства автомобильной дороги)
1 а и Й р к 1 Е 1= 1 | 8 1 » 1 1 1 щ & & к С/ я 1 С- В о о з £ и о & ж с II я 5 К 5 5 & * Я р- « с и 1 ш И 0 я в-» 11 1 & н с кГ 3 !г с ю £ Ё & Г- 5 § U ^ п" р- S ° Й m § я к и || 1 ° S § с и р 1 а £ | а " Й 2 Е & - ^ о 5 § ^ 2 | § О & 1 да из ¡1 к 1 о
Министер ство экономического развития РФ Мониторинг Мониторинг Мониторинг Мониторинг Мониторинг Участие в приемке Мониторинг Координация работ по доработке нормативной базы
Государственная компания «Росавтодор» Согласование технического задания Согласование конкурсной документации Мониторинг Согласовани епроектной документации Согласовани е конкурсной документации Участие в приемке участка автодороги Мониторинг Организация совместно с Фондом ннфр а структурных и образовательных про!рамм доработки нормативной базы
Заказчик Утверждений согласованного технического задания Разработка и согласование конкурсной документации, организация конкурсных процедур Мониторинг Организация приемки и согласования проектной документации Разработка и согласование конкурсной документации согласование конкурсных процедур Организация приемки участка автомобил ьной дороги Мониторинг Формирование предложений по доработке нормативной базы
Проектировщик - Разработка проектной документ а- ции. Формирование предложений по доработке нормативной базы Контроль качества СМР Контроль качества СМР Мониторинг Формирование предложений по доработке нормативной базы
Подрядчик - - СМР Мониторинг -
Фонд инфраструктурных и образовательных программ Формирование предложений по перечню инновационных технологии. Организация разработки и согласования технического задания Согласование конкурсной документации Уточнение перечня инновационных технологий. Мониторинг проектной документ а ци и. Согласованы е проектной документации. Формирование предложений по доработке нормативной базы Согласование проектной документации Согласование конкурсной документацн и Участие в приемке участка автодороги Мониторинг, формирования предложений по доработке нормативной базы Организация совместно с Государственной компанией «Росавтодор» доработки нормативной базы для внедрения инноваций в дорожной ннфр а структур е
Производители и поставщики инновационных технологических решений Формирование предложений в техническое задание - - - Участие в приемке участка автодороги Мониторинг Формирование предложений по доработке нормативной базы
Рис. 1. Системный подход к мониторингу реализации инновационного
инфраструктурного проекта
В результате использования системы мониторинга результативности реализации инфраструктурных проектов решаются следующие вопросы:
- независимая экспертная оценка хода реализации проектов -актуальная и достоверная информация, необходимая для принятия
управленческих решений по проектам;
- сокращение сроков и стоимости проектов за счет поставленных про-
цессов контроля, оптимизации календарного плана, управления рисками;
- формализованные процедуры регулярного контроля исполнения проектов, закрепленные в нормативно-регламентной базе управления проектами;
- поддержка в актуальном состоянии рабочих (управленческих) документов: реестр рисков; реестр изменений; календарный план; бюджет проекта; устав проекта; альбом форм документов;
- работающая информационная система мониторинга проектов
- обученный проектный персонал, имеющий необходимые знания и навыки по работе с внедренной системой мониторинга.
В едином формате происходит подготовка обоснования инфраструктурных проектов, разрабатывается план каждого проекта, определяются ресурсы для его реализации, разрабатывается единая система отчетности и мониторинга проектов.
На основе этих проектов и формируется комплексная программа развития, которая представляет собой уже не набор мероприятий, а набор взаимоувязанных проектов различного типа: финансовых, организационных, технологических, технических, маркетинговых, инфраструктурных, отобранных для реализации на основе единых критериев отбора [2, 3].
Список литературы
1. http: // www.rosavtodor.ru - официальный сайт Федеральной дорожной службы России.
2. Практика управления инновационным проектом: учеб. пособие / В.А. Первушин. М.: Дело АНХ, 2010.
3. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. М.В. Грачевой, А.Б. Секерина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
4. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы».
5. Горфинкель В.Я. Экономика инноваций: учебник. / М.: Вузовский учебник, 2009. 416 с.
6. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / С.А., Измалкова Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фа-устова, С.С. Елецкая. М.: Финансы и кредит, 2012. 208 с.
Аксенов Константин Валерьевич, канд.экон.наук, доцент кафедры «Предпринимательство и маркетинг», [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный - комплекс»
SYSTEM OF MONITORING OF PRODUCTIVITY OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE PROJECTS
K.V. Aksenov
In article the main questions connected with creation of system of monitoring of productivity of implementation of infrastructure projects are considered.
Keywords: innovations, investments, road economy, infrastructure, system, project,
payback.
Aksenov Konstantin Valeryevich, candidate of economical, science, docent «Business and marketing», [email protected], Russia, Eagle, FGBOU VPO «State University — Educational and Research and Production — a Complex»
УДК 005:330.322]:625.8
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ
ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИЙ BOLT
К.В. Аксенов
Рассмотрены преимущества управления инновационными инфраструктурными проектами с помощью инструментов государственно-частного партнерства на различных этапах их реализации.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, партнерство, государство, инфраструктура, проект, технологии
В сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливной промышленности, электроэнергетики, в сфере железных дорог и других видов общественного транспорта, в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, нуждающихся в контроле со стороны государства и не обеспечивающих быструю отдачу на вложенные инвестиции, в экономике зарубежных промышленно развитых стран исторически развивалось государственно-частное партнерство (ГЧП), сегодня оно занимает ведущие позиции.
В настоящее время практика соединения этапов инновационного цикла выражается как в вертикальной интеграции организаций, так и в создании инфраструктуры инновационной деятельности
Инфраструктура инновационной деятельности - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, обеспечивающих основу для решения инновационных проблем и условия функционирования инновационных организаций.
Инфраструктурный проект - это совокупность действий и их последовательность по созданию и (или) реконструкции конкретного объекта или технологического комплекса инфраструктуры, их последующему использованию (эксплуатации), реализуемых на основании проектного соглашения.