Научная статья на тему 'Перспективные подходы к реализации инфраструктурных проектов с использованием различных источников финансирования'

Перспективные подходы к реализации инфраструктурных проектов с использованием различных источников финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ФОНД / ПРОЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ / STATE / INFRASTRUCTURE / INNOVATIONS / INVESTMENTS / FUND / PROJECT / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Константин Валерьевич

Рассмотрены основные вопросы, связанные с реализацией инновационных инфраструктурных проектов с использованием различных источников финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Константин Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE APPROACHES TO IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS WITH USE OF VARIOUS SOURCES OF FINANCING

In article the main questions connected with implementation of innovative infrastructure projects with use of various sources of investment are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективные подходы к реализации инфраструктурных проектов с использованием различных источников финансирования»

УДК 338.45:625.7/8]:005.590.5

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

К.В. Аксенов

Рассмотрены основные вопросы, связанные с реализацией инновационных инфраструктурных проектов с использованием различных источников финансирования.

Ключевые слова: государство, инфраструктура, инновации, инвестиции, фонд, проект, технологии.

Процесс исследования инновационной инфраструктуры представляет собой важную роль в распределении риска между участниками инновационной деятельности.

В основные задачи инновационной инфраструктуры включают:

1) выбор инновационных инфраструктурных проектов на основе системы конкурсной документации и экспертизы;

2) создание благоприятной start-up среды для работы малых инновационных компаний;

3) продвижение венчурных инфраструктурных проектов и компаний;

4) комплексную систему участия в совершенствовании перспективных научно-технических исследований;

5) совершенствование и поддержку механизмов взаимодействия с крупными инвестиционными компаниями (с использованием механизмов и инструментов франчайзинга);

6) разработку мероприятий материально-технического обеспечения, для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинговые схемы поставки высокотехнологичного оборудования;

7) накопление инвестиционных ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др. в инфраструктурном секторе российской экономики;

8) создание, проектирование инновационных информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, с возможностью их подключения к международным сетям обмена информацией;

9) внедрение высококвалифицированного инжиниринга, рекламы, консалтинга, аудита, экспертных услуг для создания инновационных конкурентоспособных, наукоемких товаров, перспективных технологий и продвижения их на рынок;

10) совершенствование институтов страхования инновационных инфраструктурных проектов, государственное страхование зарубежных

инвестиций, способствующих развитию инновационной деятельности на разных уровнях управления и их реализации;

11) создание благоприятных условий для получения информации об иностранных контрагентах, о заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и фирмы, на участие в международных инвестиционных программах;

12) создание условий для проведения конверсии российских промышленных предприятий и компаний;

13) реализацию инновационных образовательных программ по предпринимательству в научно-технической сфере [2].

В широком контексте инновационная деятельность в инфраструктурном секторе экономики - это процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [7].

Это, с одной стороны, а с другой - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) с новыми качествами.

В качестве объекта инноваций могут выступать:

- продукция (виды, качество);

- материалы;

- средства производства;

- технологические процессы;

- организационные изменения, реорганизация предприятия;

- человеческий фактор (развития личности, уровня образования);

- социальная сфера (условия труда рабочих и служащих, время отдыха на предприятии).

Размер привлечения инвестиций для реализации инноваций регионального уровня может составлять на сегодняшний день 8-10 % от общего объема проектов для скорейшего сокращения разрыва НТП и последующей отдачи в инновационной сфере.

В настоящее время существует достаточно большое количество методик отбора перспективных инновационных инфраструктурных проектов с точки зрения их технологичности, финансовой обеспеченности, социальной значимости, результативности и реализуемости.

На рис. 1 представлена авторская модель комплексной методики оценки уровня инновационности инфраструктурных проектов.

Формулирование целей и задач оценки

Выбор показателей уровня инновационности:

2.1 Отбор критериев, характеризующих уровень инновационности внедряемой технологии

2.2 Отбор критериев, характеризующих степень влияния внедряемой технологии на качественное изменение сопряженных систем за определенный период времени

Аналитический метод оценки

Экспертный метод оценки

Этап 3

Определение действительных значений измеряемых показателей анализируемых инфраструктурных проектов:

3.1 Оценка единичных показателей уровня инно-вационности внедряемой технологии

3.2 Оценка степени влияния внедряемой технологии на качественное изменение сопряженных систем за определенный период времени

3.3 Определение коэффициентов весомости

Измерительный и

экспертный мето-

4— ды оценки

Экспертный и со-

<4- циологический

методы оценки

Экспертный метод

Расчет интегрального индекса инновацион-ности инфраструктурного проекта:

4.1 Расчет единичных индексов инновационно-сти инфраструктурного проекта

4.2 Расчет группового индекса по показателям уровня инновационности внедряемой технологии

4.3 Расчет группового индекса по степени влияния внедряемой технологии на качественное изменение сопряженных систем за определенный период времени

4.4 Расчет интегрального индекса инновационности инфраструктурного проекта

Расчетный метод оценки

Разработка рекомендации по подготовке и реализации инфраструктурного проекта с наибольшим уровнем инновационности

Расчетный метод оценки

Рис. 1. Этапы и методы предлагаемой комплексной методики оценки уровня инновационности инфраструктурных проектов

С практической точки зрения уровень инновационности инфраструктурного проекта должен оцениваться в сравнении с аналогами. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка, требований заинтересованных сторон и действующей нормативно-правовой базы. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов исследования.

Предлагаемая методика расчета уровня инновационности инфраструктурных проектов основана на определении перечня параметров, подлежащих анализу: параметрах оценки инновационности внедряемой технологии и параметрах оценки влияния внедряемой технологии на качественное изменение сопряженных систем за определенный период времени. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем - групповые. На последнем этапе оценки рассчитывается интегральный показатель уровня инновационности инфраструктурного проекта.

Источниками информации для проведения оценки уровня иннова-ционности инфраструктурных проектов являются данные, отражающие сведения, содержащиеся в базах данных органов государственной статистики, данные о хозяйствующих субъектах, предоставляющих сведения о параметрах своей инновационной деятельности, а также информация организаций, занятых в области сертификации, экспертизы и оценки.

Следует также отметить, что одной из перспективных форм финансирования инновационных инфраструктурных проектов является создание на макро уровне управления Фонда наилучших перспективных технологий на базе Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития».

Постановлением Правительства РФ № 1458 от 23.12.2014г. «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» разработаны правила, регламент определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии (НДТ), а также технологических процессов, оборудования, технических способов, методов контрактной области применения, которые должны соответствовать нормам (критериям):

1) минимальный уровень отрицательного воздействия на экологическую экосистему региона и окружающую среду на единицу времени или объем изготавливаемой продукции (изделий), оказываемых услуг (работ), или соответствие другим показателям воздействия на экологию и окружающую среду, предусмотренным международными нормативно-правовыми документами;

2) расчет экономической эффективности внедрения и эксплуатации инновационного проекта;

3) использование ресурсо- и энергосберегающих технологий и подходов в инновационном проекте [5].

На рис. 2 представлено модельное решение по взаимодействию структур управления с Фондом развития наилучших доступных технологий в инфраструктурной среде.

Рис. 2. Модельное решение по взаимодействию структур управления с фондом развития наилучших доступных технологий

в инфраструктурной среде

Согласно Постановлению Правительства РФ установлен порядок разработки, апробации и размещения иноформационно-технических спра-

вочников по НДТ. Справочники должны разрабатываться в качестве документов национальной системы стандартизации и публиковаться в открытом бесплатном доступе в 10-дневный срок, и обновляться не менее, чем один раз в 10 лет. Законодательно определено, что Федеральным органом исполнительной власти, который устанавливает технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве НДТ для различных областей использования, который создает технические проектные группы, уполномочено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) РФ [5]. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) поручается определить организацию, выполняющую функции: бюро наилучших доступных технологий; подбор кадров в области НДТ; размещение на собственном сайте информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Согласно рассмотренным методикам оценки инновационных инфраструктурных проектов, если идея проекта оказалась приемлемой (технически, экономически, экологически и т.д.) следует приступать к более детальной его проработки, осуществляемой методами и способами проектного управления.

Поиск перспективных подходов к реализации (ИИП): источников финансирования, объемов, сроков, стоимости этапов реализации и т.п., должен осуществляться параллельно с поиском самих инновационных идей (например, с обязательным использованием справочников НДТ опубликованных и утвержденных на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАН-ДАРТ)).

Список литературы

1. Управление инфраструктурными проектами: учеб. пособие / С.А. Измалкова, Т.А. Головина, И.А. Тронина, И.Л. Фаустова, С.С. Елецкая. М.: Финансы и кредит, 2012. 208 с.

2. Аксенов К.В. Методологические подходы к оценке экономической целесообразности реализации инновационных инфраструктурных проектов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. Вып.4. Ч.1. 114-125 с.

3. Белов В.Н. К вопросу о российской инновационной политике. Зарубежный опыт. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. №15 (146). 16 с.

4. Аксенов К.В. Методологические принципы формирования механизма управления инвестициями при реализации инновационных инфра-

структурных проектов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. Вып.5. 4.I. 392-399 с.

5. Официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития». Режим доступа: http: // www.rftr.ru.

6. Официальный сайт информационно-правового портала ГА-РАНТ.РУ «Методика оценки конкурсных предложений». Режим доступа: http: // www.garant.ru.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р.

Аксенов Константин Валерьевич, канд. экон. наук, доц. regionkos@,mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

PERSPECTIVE APPROACHES TO IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS WITH USE OF VARIOUS SOURCES OF FINANCING

K.V. Aksenov

In article the main questions connected with implementation of innovative infrastructure projects with use of various sources of investment are considered.

Key words: state, infrastructure, innovations, investments, fund, project, technologies.

Aksenov Konstantin Valeryevich, candidate of economical, science, docent, regionkosamail. ru, Russia, Oryol, The Oryol state university of name I.S. Turgenev

УДК 338.1+336

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА УДОРОЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ

Т. Т. З. Выонг

Изучение влияния финансовых рисков на удорожание инвестиционных проектов основано на регрессионном анализе с помощью пакета SPSS. Полученные результаты использованы для прогнозирования возможного удорожания проекта под влиянием его финансовых рисков.

Ключевые слова: финансовый риск, удорожание, уравнение регрессии.

Влияние финансовых рисков на удорожание инвестиционных проектов (ИП) определено регрессионной зависимостью степени удорожания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.