Научная статья на тему 'Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи'

Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5119
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заглумина Н. А.

В статье рассмотрены различные структурные взаимосвязи между основными показателями инновационной деятельности, такими как инновационная активность, инновационный потенциал и инновационный климат. Выявлены основные стратегические задачи и решения, принимаемые на основе оценки эффективности данных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заглумина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи»

Инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат: взаимосвязи

В статье рассмотрены различные структурные взаимосвязи между основными показателями инновационной деятельности, такими как инновационная активность, инновационный потенциал и инновационный климат. Выявлены основные стратегические задачи и решения, принимаемые на основе оценки эффективности данных показателей.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационный потенциал, инновационный климат.

Н. А. Заглумина,

ассистент, кафедра

менеджмента и маркетинга,

Нижегородский

государственный

архитектурно-строительный

университет

e-mail: snasna19@mail.ru

Для выработки эффективного механизма управления инновационной деятельностью организации необходимо определить главные компонен-овационной деятельности и взаимосвязи между ними. Базовыми элементами модели управления могут являться показатели инновационного потенциала, инновационной активности и инновационного климата. Выбор данных показателей как основы для построения модели управления инновационной деятельностью определяется тем, что их можно рассматривать и оценивать в различных взаимосвязях друг с другом и с другими компонентами в зависимости от решаемых задач и принимаемых управленческих решений.

Прежде чем представить взаимосвязь базовых компонентов инновационной деятельности предприятия необходимо уточнить понятия «инновационный потенциал», «инновационная активность», «инновационный климат». Согласно авторской формулировке инновационный потенциал — это мера готовности предприятия выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационный потенциал характеризуется совокупностью финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсов, которые в процессе выполнения определенных функций приводят к инновациям.

Инновационная активность — это интенсивность осуществления предприятиями инновационной деятельности.

Инновационная активность предприятия, определяющая интенсивность осуществления инновационной деятельности, характеризуется, по исследованиям автора, совокупностью следующих показателей: показатель продукции, находящейся на стадии выведения на рынок и стадии роста, показатель внедрения инноваций, инновационного роста, реализации инновационных идей и показатель инновационных ожиданий.

Предлагаемые элементы инновационной активности характеризуют результат использования (или неиспользования) ресурсов, находящихся в распоряжении организации.

Инновационный климат — это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т. е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.

За основу механизма инновационного управления здесь принята модель инновационного развития, предложенная А. А. Трифиловой [4]. Согласно данной модели методология инновационного развития предприятий формируется на принципах стратегического управления. При этом можно наблюдать последовательное соединение трех компонентов. Имеется в виду, что для целей разработки стратегии инновационного развития предприятия первоначальным этапом будет являться оценка инновационного климата, которая направлена на анализ внешней среды организации.

Следующим этапом является оценка инновационной активности, отражающая определенный опыт предприятия в создании и реализации инновационных продуктов и технологий. Заключительным этапом модели инновационного развития является оценка инновационного потенциала, которая определяет достаточность у предприятия финансовых ресурсов для эффективного обеспечения инновационной деятельности.

В данном случае модель управления инновационной деятельностью и инновационным развитием предприятия будет выглядеть следующим образом (рис. 1):

Последовательная модель показывает стратегическую направленность инновационного развития пред-

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

Инновационный Инновационная Инновационный

климат активность потенциал

Рис. 1. Последовательная модель управления инновационной деятельностью для разработки стратегии инновационного развития

Инновационный Инновационный

климат потенциал

Инновационная

активность

Рис. 2. Параллельная модель управления инновационной деятельностью для получения проектного финансирования

приятия. Три главных элемента располагаются именно так, потому что, во-первых, отсутствует прямая сопод-чиненность между ними, а во-вторых, данные элементы введены в последовательность формирования стратегии развития предприятия, которая включает анализ, планирование, реализацию и контроль.

Следующая модель управления инновационной деятельностью исходит из того, что кроме последовательной оценки инновационного климата, инновационной активности и далее инновационного потенциала вполне применим механизм параллельной оценки данных компонентов, как показано на рис. 2. Такая схема оценки наиболее приемлема для целей проектного финансирования инновационной деятельности предприятия.

Параллельная модель управления инновационной деятельностью предприятия предусматривает оценку и анализ данных компонентов инновационной деятельности одновременно или в произвольной последовательности.

Эта процедура совершается в целях обеспечения системности и комплексности оценки. Параллельно оценивать все три компонента целесообразно для целей пректного финансирования инновационной деятельности. Возможными инвесторами проектного финансирования могут выступать коммерческие банки, отечественные предприятия, международные финансовые институты, иностранные инвесторы, институциональные инвесторы, а также правительство.

Тщательная, многосторонняя и системная оценка инновационного климата, инновационной активности и инновационного потенциала позволит прогнозировать ресурсы, затраты и риски для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных технических решений и многообразных факторов.

Третья модель управления инновационной деятельностью предприятия исходит из того, что не все организации, занимающиеся разработкой и внедрением новшеств, могут рассчитывать на банковское кредитование своей деятельности. Особенно характерна такая ситуация для молодых инновационных предприятий. В этом случае выходом может стать

венчурное финансирование — привлечение венчурных инвестиций.

Поскольку в основном венчурное финансирование используют молодые инновационные организации, которые не имеют большого опыта в разработке и реализации новшеств, по сравнению с крупными, то основой оценки данных предприятий будет являться оценка инновационного потенциала, в особенности оценка научно-технологической и кадровой составляющих инновационного потенциала как основы для генерации идей и разработки новых прорывных технологий, на которые рассчитывает венчурный инвестор.

Оценка инновационной активности и инновационного климата может служить дополнением к оценке инновационного потенциала.

Модель управления инновационной деятельностью предприятия для венчурного финансирования представлена на рис. 3. В данной модели оценки элементы, представленные пунктирной линией, являются дополнением к основной оценке инновационной деятельности.

Четвертая модель управления инновационной деятельностью направлена на определение инновационной позиции, занимаемой организацией. Инновационная позиция предприятия определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. при анализе инновационного потенциала и инновационного климата.

Для данной оценки широко используется метод SWOT-анализа, предоставляющий возможность использования оперативного диагностического анализа среды организации. Согласно определению инновационной активности, как интенсивности осуществления инновационной деятельности, не располагая сильной инновационной позицией, предприятие, скорее всего, будет иметь низкую интенсивность осуществления инновационной деятельности. Если инновационную активность рассматривать с позиции настоящего момента времени, то она будет равна инновационной позиции, состоящей из инновационного потенциала и инновационного климата (рис. 4).

SWOT-анализ предприятия осуществляется с целью выявления в потенциале организации силы ^);

Инновационный

потенциал

Инновационная

активность

| Инновационная _____________________Инновационный!

I активность \ \ климат

Рис. 3. Модель управления инновационной деятельностью для венчурного финансирования

Инновационный Инновационный

потенциал климат

Рис. 4. Модель управления инновационной деятельностью для проведения SWOT-анализа

I Инновационная активность

Инновационный ^_____ I .

потенциал I

Инновационный ' климат

Рис. 5. Общий вид матрицы SWOT-анализа

раскрытия в ее потенциале слабости (W); установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; выявления угроз (Т) для предприятия со стороны внешней среды.

Осмысление возможных ситуаций при определении инновационной позиции осуществляется по матрице SWOТ-анализа (рис. 5).

Поле SO — «сила - возможности». Для оценки уровня инновационной позиции предприятия и при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант: нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться. В данном случае инновационная активность предприятия при неизменности условий наверняка будет находиться на высоком уровне.

Поле ST — «сила - угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон. Если значимость «угрожающих» факторов инновационного климата невысока, то двигаемся в том же направлении, в противном случае — стараемся сохранить инновационный потенциал на том же уровне.

Поле WT — «слабость - угрозы». Это наихудшее сочетание для организации. Тем важнее обратить на него внимание.

Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации. Уровень инновационной активности в данном случае низкий, требуется большое количество ресурсов для его уси-

Внешняя среда организации Оценка инновационного климата

Возможности (О) Угрозы (Т)

Внутренняя среда организации Оценка инновационного потенциала Сила (Э) После ЭО Высокий уровень инновационной активности. Двигаемся в том же направлении После ЭТ Высокий уровень инновационной активности сохранится до тех пор, пока значимость «угрожающих» факторов внешней среды будет низкой, в противном случае стараемся отслеживать и сохранить инновационный потенциал на том же уровне

Слабость (Щ После \/ТО Уровень инновационной активности невысок, требуется усилить инновационный потенциал, пока благоприятен инновационный климат После \Л/Т Уровень инновационной активности в данном случае низкий, требуется большое количество ресурсов для его усиления, либо пересмотр первоначального пути инновационного развития

Рис. 6. Модель управления инновационной деятельностью для выбора инновационной стратегии

ления либо пересмотр первоначального пути инновационного развития.

Поле WO — «слабость - возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации. Уровень инновационной активности невысок, требуется усилить инновационный потенциал, пока благоприятен инновационный климат.

Пятый вариант построения модели управления инновационной деятельностью вызван необходимостью выбора инновационной стратегии в зависимости от рыночной позиции и от технологической позиции организации. В данной модели рыночная позиция определяется набором двух показателей: инновационной активности и инновационного климата. Выбор данных показателей исходит из того, что настоящее состояние позиции организации относительно рынка зависит как от прошлого опыта и прошлой позиции на данном рынке (инновационная активность), так и влияет на будущее состояние окружения организации (инновационный климат). Исходя из данных соображений, рыночную позицию организации можно определить как совокупность прошлого и будущего опыта, т. е. как сумму инновационной активности и инновационного климата.

С другой стороны на выбор инновационной стратегии влияет технологическая позиция, которая является частью инновационного потенциала.

Таким образом, сочетание рыночной и технологической позиций или инновационного потенциала и суммы инновационной активности и инновационного климата дает возможность правильного выбора инновационной стратегии и повышает эффективность управления инновационной деятельностью организации.

Модель управления инновационной деятельностью для выбора инновационной стратегии показана на рис. 6.

В зависимости от рыночной позиции организации и ее инновационного потенциала выделяют следующие типы инновационных стратегий.

1. Наступательная — характерна для организаций, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным предприятиям.

2. Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение «затраты - результат» в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная — используется организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, не являющимися пионерами в выпуске тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами. Рассмотрев отдельно все пять ситуаций, целесообразно построить концептуальную модель управления инновационной деятельностью предприятий, которая наглядно показывает все возможные взаимосвязи

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

Таблица 1

Концептуальная модель управления инновационной деятельностью

Модель управления Степень значимости основных оценочных показателей Управленческое решение, принимаемое на основе модели Комментарии

1) К —А—П К = А = П Разработка стратегии инновационного развития Последовательная оценка инновационных показателей. Зависит от последовательности стратегии инновационного развития

2) K^A \ / П К = А = П Получение проектного финансирования Параллельная оценка инновационных показателей. Желательна оценка всех составляющих во всех показателях в целях системности и комплексности

3) П A^K П = П + [А, К] А = К Получение венчурного финансирования Модель основана на оценке инновационного потенциала, дополнение составляют инновационная активность и инновационный климат

4) A П^К А = П + К П = К Проведение 8\УОТ-анализа Модель основана на оценке инновационной позиции (инновационной активности) организации путем сопоставления инновационного потенциала и инновационного климата

5) A n^{ + К П = А + К А = К Проведение 8\УОТ-анализа Модель основана на сопоставлении инновационного потенциала и рыночной позиции предприятия, которая состоит из инновационной активности и инновационного климата, а далее выбирается стратегия

Примечание. А — инновационная активность, П — инновационный потенциал, К — инновационный климат.

между основными показателями инновационной деятельности (табл. 1).

Представленные модели оценки основных инновационных показателей могут являться основой для решения различных стратегических задач, принятия управленческих решений и выработки эффективного механизма управления инновационной деятельностью организации.

Список использованных источников

1. В. М. Аньшин, А. А. Дагаев. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие. М.: Дело, 2006.

2. П. Н. Завлин, А. Е. Казанцев, Л. И. Миндели. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.

3. А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. И. Сизова. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.

4. А. А. Трифилова. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Р. А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: учебник. М.: Интел-Синтез, 2002.

Innovation activity, innovation potential, innovation climate: interrelations N. A. Zaglumina, assistant, management and marketing department, The Nizhny Novgorod architecture and civil engineering state university.

The article describes the structural interrelations between the main indicators of innovation such as innovation activity, innovation potential, innovation climate. The basic strategic problems and the decisions accepted on the basis of an estimation of efficiency of given indicators are revealed.

Keywords: innovation activity, innovation potential, innovation climate.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.