Научная статья на тему 'Инновационный климат предприятий мясной промышленности в системе агропромышленного комплекса'

Инновационный климат предприятий мясной промышленности в системе агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE CLIMATE / INNOVATIVE ACTIVITY / STRATEGY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Е. В., Козлов М. А., Sarmanova Aisulu

В статье рассматриваются основы инвестиционного климата, а также факторы формирования инновационной активности предприятий агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный климат предприятий мясной промышленности в системе агропромышленного комплекса»

ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

Титова Е. В.

к. э. н., доцент кафедры Экономика Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Козлов М.А. Аспирант Института экономики и финансов АПК Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск Aisulu Sarmanova The Karaganda State University of the name of academician E.A.Buketov Republic of Kazakhstan, Karaganda, University st., 28 Kazakhstan, Karaganda

Аннотация. В статье рассматриваются основы инвестиционного климата, а также факторы формирования инновационной активности предприятий агропромышленного комплекса.

Ключевые слова. Инновационный климат, инновационная активность, стратегия, эффективность.

INNOVATIVE CLIMATE OF THE ENTERPRISES OF THE MEAT INDUSTRY IN SYSTEM OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Titova E.V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor Ekonomika Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk Kozlov M. A.

Graduate student of Institute of economy and finance of agrarian and industrial complex

Krasnoyarsk state agricultural university Russia, city of Krasnoyarsk

Aisulu Sarmanova The Karaganda State University of the name of academician E.A.Buketov Republic of Kazakhstan, Karaganda, University st., 28 Kazakhstan, Karaganda

Abstract: In article basics of investment climate, and also factors of formation of innovative activity of the enterprises of agro-industrial complex are covered.

Keywords. Innovative climate, innovative activity, strategy, efficiency.

Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.

Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне проведем экспертным путем (таблица 1).

аблица 1 - Оценка состояния инновационного климата

Оцениваемые компоненты Уровень состояния компонентов

Угрозы Возможности

1 Оценка инновационного макроклимата

1.1 Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная 1 2 3 4 5

напряженность, транспорт, связь)

1.2 Технологическая и научно-техническая 1 2 3 4 5

сфера (рынок технологий и научно-технической информации)

1.3 Экономическая и финансовая сфера (налоги, 1 2 3 4 5

льготы, инвестиционный климат на

федеральном уровне)

1.4 Политическая и правовая сфера 1 2 3 4 5

(федеральные и региональные планы и

программы, законодательная база)

Итоговая оценка состояния инновационного 1 2 3 4 5

макроклимата

2 Оценка инновационного микроклимата

2.1 Зона хозяйствования, сегмент рынка, 1 2 3 4 5

уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами

2.2 Зона капиталовложений - инвестиций 1 2 3 4 5

2.3 Зона новых технологий и научно- 1 2 3 4 5

технических информационных ресурсов

2.4 Зона сырьевых, топливных, энергетических и 1 2 3 4 5

материально-технических ресурсов

2.5 Зона трудовых ресурсов - рынок труда 1 2 3 4 5

специалистов, менеджеров, рабочих

2.6 Группы стратегического влияния (на уровне 1 2 3 4 5

отрасли, региона, города, района)

Итоговая оценка состояния инновационного 1 2 3 4 5

микроклимата

1 Оценка макроклимата 1 2 3 4 5

2 Оценка микроклимата 1 2 3 4 5

Итоговая оценка состояния инновационного 1 2 3 4 5

климата

Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертами по пятибалльной шкале.

Смысл баллов следующий:

5 - состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;

4 - состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;

3 - состояние данного компонента, параметра ненадежно - угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;

2 - состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;

1 - состояние данного компонента, параметра, угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.

На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод о неблагоприятном инновационном климате в мясной отрасли.

При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, а «инновационная мощность», или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационная сила (Син) определяется по формуле:

Син = Поз * Киа, [1]

где Поз - инновационная позиция;

Киа - коэффициент инновационной активности.

Инновационная активность включает следующие элементы:

1 Качество инновационной стратегии и цели. Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям отрасли.

2 Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также и скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3 Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4 Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное - это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ.

5 Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды.

6 Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационной активности «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

7 Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.

Параметрами инновационной активности предприятия являются:

А1 - качество инновационной стратегии и инновационной цели;

А2 - уровень мобилизации инновационного потенциала;

А3 - уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций;

А4 - методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;

А5 - соответствие реакции отрасли характеру конкурентной стратегической ситуации;

А6 - скорость (темп) проведения инновационных изменений;

А7 - обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Инновационная активность определяется из выражения:

Киа =1/7 2А1, I = 1, 2....., 7, [2]

Каждый параметр инновационной активности определяется экспертом по пятибалльной шкале (таблица 4 приложения 3).

Таким образом, коэффициент инновационной активности составляет:

Киа = 22 / 7 = 3,14, [3]

что соответствует среднему уровню инновационной активности предприятий мясной промышленности. Инновационная сила мясной промышленности составляет: Син = 2 * 3,14 = 6,28 [4]

Значение данного показателя говорит о наличии у предприятий мясной промышленности инновационной мощности для развития.

Инновационная активность предприятий мясной промышленности характеризуется также рядом показателей: затратных, временных, обновляемости и структурных (таблица 2).

Таблица 2 - Оценка инновационной активности и конкурентоспособности предприятий мясной промышленности Красноярского края_

Показатели Значение

1 Затратные показатели

1.1 Удельные затраты на НИОКР в объеме продаж (наукоемкость продукции), % 0,8

1.2 Удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу- 0,05

хау (%)

1.3 Затраты на приобретение инновационных фирм -

1.4 Наличие фондов на развитие инициативных разработок (ед.) 1

2 Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса

2.1 Показатель инновационности ТАТ, месяцев 24

2.2 Длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии), месяцы 18

2.3 Длительность подготовки производства нового продукта, 6

месяцы

2.4 Длительность производственного цикла нового продукта, 6

месяцы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Показатели обновляемости

3.1 Количество разработок или внедрений нововведений- 4 / 0

продуктов / нововведений-процессов, ед.

3.2 Показатели динамики обновления портфеля продукции 11/10/5/1

(удельный вес продукции, выпускаемой 2/3/5/10 лет), %

3.3 Количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений), ед. -

3.4 Объем экспортируемой инновационной продукции, тыс. руб. -

3.5 Объем предоставляемых новых услуг, тыс. руб. 313,5

4 Структурные показатели

4.1 Количество исследовательских, разрабатывающих и других 4

научно-технических структурных подразделений (включая

экспериментальные и испытательные комплексы)

4.2 Количество совместных предприятий, занятых использованием 2

новой технологии и созданием новой продукции

4.3 Численность и структура сотрудников, занятых НИОКР, чел 18

4.4 Количество творческих инициативных временных бригад, 4

групп

Таким образом, в мясной промышленности Красноярского края существуют 4 исследовательских структурных подразделения, занимающихся проведением маркетинговых исследований потребностей рынка, разработкой новых рецептур продукции, освоением новых рынков сбыта продукции и т.д. Портфель продукции предприятий мясной промышленности за последние 10 лет обновился в 11 раз - новая продукция в 2000 году занимала всего 1% в общем объеме готовой продукции, в 2015 году - 11%.

Поскольку инновационная активность мясной промышленности напрямую связана с активностью поставщиков сырья для мясоперерабатывающих предприятий, то далее на примере ряда хозяйств Красноярского края - поставщиков сырья для мясоперерабатывающих предприятий - с различным уровнем интенсивности свиноводства произведены вариантные расчеты эффективности производства мясного сырья при разных уровнях продуктивности свиней.

Расчеты выполнены с учетом технико-организационного и экономического уровня, достигнутого в хозяйствах в 2013-2015 гг. Расчеты приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Эффективность производства живой массы свиней в хозяйствах с различным уровнем интенсивности в зависимости от уровня продуктивности_

Показатель Варианты продуктивности свиней

Факт 1 2 3 4

А 1 2 3 4 5

Высокий уровень интенсивности - ЗАО «Наза эовское»

Среднесуточный привес, г 380 280 320 380 430

Производственные затраты на голову, руб. 21162 21954 22378 22503 23447

Затраты кормов на 1 ц привеса 1,17 1,12 0,94 0,91 0,86

Затраты труда на 1 ц привеса, чел. -ч 3,69 3,32 2,77 2,67 2,37

Себестоимость 1 ц живой массы свиней, руб. 10470 10439 10372 10361 10334

Уровень рентабельности, % 5,0 3,8 5,6 6,5 7,5

ЗАО «Искра»

Среднесуточный привес, г 320 220 260 310 330

Производственные затраты на голову, руб. 23160 23900 22378 22103 22447

Затраты кормов на 1 ц привеса 1,17 1,12 0,94 0,91 0,86

Затраты труда на 1 ц привеса, чел. -ч 3,69 3,32 2,77 2,67 2,37

Себестоимость 1 ц живой массы свиней, руб. 11370 11430 11576 11430 11270

Уровень рентабельности, % 4,0 3,3 3,6 4,3 5,1

Средний уровень интенсивности - ООО «Агро Холдинг Малиновский»

Среднесуточный привес, г 320 220 260 310 330

Производственные затраты на голову, руб. 25160 25780 26120 26740 27090

Затраты кормов на 1 ц привеса 1,17 1,12 0,94 0,91 0,86

Затраты труда на 1 ц привеса, чел. -ч 3,69 3,32 2,77 2,67 2,37

Себестоимость 1 ц живой массы свиней, руб. 12570 12840 13150 13670 14050

Уровень рентабельности, % 2,0 2,2 2,7 3,1 3,3

Низкий уровень интенсивности — СХПК «Ачинский племзавод»

Среднесуточный привес, г 320 220 260 310 330

Производственные затраты на голову, руб. 27830 28120 28900 29430 30070

Затраты кормов на 1 ц привеса 1,17 1,12 0,94 0,91 0,86

Затраты труда на 1 ц привеса, чел. -ч 3,69 3,32 2,77 2,67 2,37

Себестоимость 1 ц живой массы свиней, руб. 15570 16070 16780 17130 17420

Уровень рентабельности, % 2,0 2,2 2,7 3,1 3,3

В хозяйствах с низким уровнем интенсивности по мере увеличения продуктивности свиней исключается убыточность отрасли при пороге рентабельности и пределах 600-700 г/сутки привеса на одну голову.

В хозяйствах со сравнительно низким уровнем интенсивности свиноводства эффективность дополнительных затрат, связанных с инновационными процессами, значительно выше, чем в хозяйствах с высоким уровнем продуктивности свиней.

Дополнительные затраты, связанные с инновационными процессами в мясной промышленности, обеспечивают повышение эффективности отрасли, и это направление имеет безусловную перспективу и практическую значимость для производителей мясного сырья в Красноярском крае. При этом дополнительные инвестиции должны быть направлены в первую очередь на повышение продуктивности свиней, как наиболее важного показателя, определяющего все другие показатели эффективности производства в мясной промышленности.

В настоящее время в зарубежном свиноводстве в результате селекционной работы среднесуточный привес одной головы увеличена с 370 до 800 г/сутки в среднем по группам животных, а по отдельным из них продуктивность превышает 850 г/сутки. Определенный опыт повышения продуктивности свиней накоплен в хозяйствах Красноярского края. В ЗАО «Назаровское» Назаровского района, ЗАО «Искра» и СХПК «Ачинский племзавод» Ачинского района в результате направленной работы по стадам крупной белой породы свиней увеличена средняя продуктивность до 360 -410 г/сутки.

Созданный генетический потенциал продуктивности может быть полностью реализован только лишь при условии выращивания высококлассных племенных свиней и при переводе свиноводства на промышленную основу.

Опорными пунктами внедрения инноваций в мясной отрасли в Западной зоне Красноярского края стали СХПК «Ачинский племзавод» и ЗАО «Назаровское». На ЗАО «Назаровское» широко используется западноевропейский опыт, осваиваются новейшие зарубежные технологии.

Динамика показателей инновационной активности мясоперерабатывающих предприятий носит характер сложного колебательного процесса с тенденцией к понижению уровня этих показателей (таблица 4)

Таблица 4 - Показатели инновационной активности мясоперерабатывающих предприятий Красноярского края за 2008-2015 гг._

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Доля затрат на 1,7 1,2 1,1 2,1 2,3 1,8 0,7 0,3

иссле-дования и

разработки в

инвестициях

отрасли, %

Доля затрат на 0,02 0,02 0,026 0,04 0,04 0,026 0,026 0,02

иссле-дования и

разработки объеме в

отгруженной

продукции, %

Доля 0,35 0,28 6,2 6,7 2,1 7,1 6,7 6,9

инновационной

продукции объеме в

отгруженной

продукции, %

Величина общих затрат мясоперерабатывающих предприятий на технологические инновации в 2015 году составила 50,6 млн. рублей. Наибольшие доли в затратах на технологические инновации мясоперерабатывающих предприятий в 2015 году составляли приобретение машин и оборудования (42,4%. В то же время удельный вес затрат на производственное проектирование составляет всего 7,3%, на приобретение новых технологий -6,2%.

Рассмотрим зависимость объема производства инновационной продукции (У) мясоперерабатывающих предприятий от следующих показателей:

- затраты на исследования и разработки (х1),

- затраты на приобретение оборудования (х2),

- затраты на приобретение новых технологий (хэ),

- затраты на приобретение программных средств (х4),

- затраты на производственное проектирование (х5),

- затраты на обучение и подготовку персонала (х6),

- затраты на маркетинговые исследования (х7).

Для оценки влияния этих показателей на объем инновационной продукции выделены главные компоненты. С помощью факторного анализа выделено три главных компоненты, которые объясняют 97,9% полной дисперсии: обновление основных фондов (Ц1); инвестиции в освоение новых производств (Ш); инвестиции в расширение производства (№).

Главные компоненты через исходные нормированные данные выражаются следующим образом:

И1 = - 0,8565х1 + 0,8574х2 + 0,494х3 + 0,968х4 + 0,846х5 + 0,817х6 - 0,389хт

И2 = 0,134х1 - 0,504х2 - 0,85х3 - 0,067х4 + 0,414х5 + 0,535х6 - 0,63х?

и = -0,417х1 +0,023х2 + 0,136х3 - 0,246х4 - 0,345х5 - 0,218х6 - 0,675хт

В результате расчетов получена следующая регрессионная модель на главных компонентах: У= 4927,8 + 5876,6И1 - 5718,3и - 9200и

Приведенная модель может получить следующую экономическую интерпретацию. Компонента обновление основных фондов оказывает положительное влияние на объем инновационной продукции. Это подтверждает важность замены устаревшего оборудования новым для увеличения объема инновационной продукции. Коэффициенты при компонентах инвестиции в освоение новых производств и инвестиции в расширение производства имеют отрицательное значение, что объяснятся длительным периодом проявления их влияния на рост инновационной продукции.

При расчете множественного коэффициента корреляции было получено значение Я=0,844. Коэффициент детерминации модели равен Я2=0,71, что свидетельствует о достаточно сильной связи между факторными переменными и результативным показателем.

Таким образом, проведенные расчеты системы показателей позволяют объективно охарактеризовать уровень инновационного потенциала предприятий мясной промышленности.

Повышение инновационного потенциала предприятий мясной промышленности через положительные результаты конкретных инноваций могут быть достигнуты только в случае достаточной финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов.

В качестве критериев, обусловливающих направление и форму инновационной деятельности, можно выделить следующие факторы.

1 Наличие крупных рынков сбыта. Удовлетворение потребностей покупателей - это, ради чего создается любой хозяйствующий субъект. Близость к потенциальным потребителям не только является мощным стимулом для создания крупного агропромышленного производства, но и оказывает влияние на его конкретную форму. Так, организация переработки непосредственно сельскохозяйственными предприятиями (мясоперерабаты-вающие цеха сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающие кооперативы, создаваемые мелкими

производителями), имеет смысл только в непосредственной близости к рынкам сбыта, иначе коммерческие издержки становятся непосильными для производителей.

2 Наличие в соответствующей зоне предприятий, составляющие звенья единой технологической цепи «производство-переработка». Наличие в сельскохозяйственной зоне хозяйствующих субъектов - производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающего предприятия, спо-собного обеспечить необходимый объем переработки сырья, является основным условием для формирования на данной территории агропромышленного объединения.

3 Размер производства производителей мясного сырья. Данный фактор оказывает не последнее влияние на целесообразность выбора той или иной формы объединительных процессов. Создание интегрированных формиро-вания в мясной промышленности более всего тяготеет к крупнотоварному производству, поскольку это снижает транспортные издержки и позволяет быстро загрузить мощности перерабатывающих предприятий, которые обыч-но и выступают основными инициаторами интеграции при создании холдинговых структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Финансовое состояние потенциальных участников инновационного процесса.

5 Организационно-правовой статус потенциальных участников.

В Западной зоне Красноярского края отмечено 30 предприятий, специа-лизирующихся на производстве живой массы свиней. Данные предприятия в большинстве своем убыточны. Эти производители поставляют свою продукцию на 10 мясоперерабатывающих предприятий, причем пять из них удалены более чем на 400 км от сельскохозяйственных предприятий. Крупные рынки сбыта мясопродукции расположены в городах Ачинск, Назарово, Шарыпово, Ужур, Боготол, п. Новочернореченск. Проведенный анализ инновационного потенциала АПК Западной зоны Красноярского края показал, что необходима активизация деятельности аграрных научных организаций, создание рынка инноваций, разработка законодательной базы. Инновационно-инвестиционная деятельность в регионе должна осуществляться на основе приоритетности развития инновационных процессов как основы эффективного функционирования агропромыш-ленных формирований всех уровней; обоснованности решений по реализации инновационной политики в АПК региона; интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности.

Список литературы:

1. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Козлов М.А. Проблемы развития и функционирования малого и среднего бизнеса в России. // Materials of the X International scientific and practical conference, «Conduct of modern science», 2014.

2. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Козлов М.А. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Materials of the XI International scientific and practical conference, «Areas of scientific thought», 2014/2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.