Научная статья на тему 'Инновационная культура и инновационно-образовательная деятельность в вузе'

Инновационная культура и инновационно-образовательная деятельность в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реттих Светлана Викторовна

В статье рассмотрены направления развития инноватики и инновационно-образовательной деятельности в вузе. Автор считает, что современная высшая школа должна формировать не только общепрофессиональные компетенции, но и инновационную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная культура и инновационно-образовательная деятельность в вузе»

УДК 304.5

Светлана Викторовна Реттих

(кандидат педагогических наук, доцент кафедры социогуманитарных наук Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул)

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

Ключевые слова: инновации, профессиональная подготовка, инновационная культура, инновационно-образовательная деятельность.

Введение. В XXI в. объективно происходит усиление инновационных тенденций в образовании, резкое увеличение удельного веса международной составляющей под влиянием современных глобальных информационных сетей. Эксперты университета «Сколково» предупреждают, что для России существует реальный риск пропустить очередную технологическую революцию.

Минобрнауки РФ постановило, что, согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., число вузов должно сократиться на 40%, а их филиалов - на 80%. Таким образом, составлен план действий по демонтажу российской системы образования. Этот план разработан представителями крупного транснационального бизнеса, которые сегодня на Западе и в России определяют основные направления внутренней политики. Делается это в рамках международного проекта «Глобальное образование», который был инициирован участниками «круглого стола» европейских промышленников, объединяющего 47 крупнейших корпораций. Этот инновационный проект представлен международной организацией ЮНЕСКО как модель для всего мира.

Основная часть. Понятия «инновацион-ность», «инновационная среда» возникли «после доклада Римскому клубу, когда людям показалось, что в перспективе человечество ожидает нечто неизвестное, поэтому детей нужно готовить к жизни в этой «непредсказуемой среде». Доклад Римскому клубу известен как один из центров разработки глобалистской доктрины. Следовательно, мы можем утверждать, что глобализм является не только социальной основой инновации, но и ее гносеологическим истоком (так называемой разработки стратегического

центра глобализма - Римского клуба). Социальная семантика понятия «инновации» скрывается за внешне привычной оболочкой, подобно смыслам всего процесса глобализации.

Специфической чертой педагогической деятельности является неразрывное единство в ней науки и практики. Никакая другая гуманитарная дисциплина не соединяет в себе так прочно теорию и практику, как педагогика. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов, как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Именно благодаря постановке проблемы инноватики в качестве атрибутивного свойства педагогики она приобретает, на наш взгляд, огромное научно-теоретическое и философско-практическое значение. Инноватика в образовании превращается в методологию и идеологию непрерывного обучения, определяет его глобально-цивилизационную направленность.

Идея придать современным проблемам инноватики прикладной характер, перевести ее в плоскость педагогической науки и практики возникла в России в конце XX в. [1]. Научная школа В.И. Каширина рассматривает иннова-тику в междисциплинарном аспекте, распределяя во времени происшедшие и происходящие события в упрощенно-семиотическом поле. На наш взгляд, в высшей школе инноватика может проявляться в концепте инновационной

культуры, которая, в свою очередь, развиваясь под влиянием внутренних и внешних факторов, объективно связана с самореализацией и самоопределением индивида. Основы теории социокультурного развития заложил В.И. Вернадский, который исходил из «идеала учащегося народа». Развивая теорию В.И. Вернадского [2], можно создать конверсив инновационной культуры в образовании. Согласно этой концепции социокультурное развитие человека разворачивается в двух его проявлениях:

1) информационно-интеллектуальном развитии как форме существования субъекта массовой культуры;

2) диссипативном совершенствовании как форме существования субъекта фундаментальной культуры, иначе - исторического субъекта (исторической личности, типа индивида или социальной общности).

Информационное развитие (аккумуляция информации) и диссипативное (творческое развитие) тесно переплетаются в жизненном времени человека, поскольку в разных пространственно-временных ситуациях человек проявляет себя то в качестве субъекта массовой культуры, то в качестве субъекта фундаментальной культуры. Это зависит от уровня культуры самосознания самого субъекта. В подтверждение данного вывода приведем слова А.Л. Чижевского: «Дисциплина поведения, дисциплина работы и дисциплина отдыха были привиты мне с самого детства. Это важнейшие регуляторы жизни. В некотором глубокоглубоком подсознательном отделе моей психики был заключен основной принцип жизни - ни одного дня без продуктивной работы, которая не вносила бы в фундамент будущей жизни нечто основное и важное... Время во всех моих делах играло важную роль, время было для меня всегда самым дорогостоящим фактором, и одной из основных целей моей жизни было сохранение его и использование его себе и своему мозгу на благо, - даже не так уж себе, как именно мозгу, т.е. мысли, усвояемости, памяти, творчеству, деятельности, движению вперед» [3].

Использование категорий «время», «вчера», «сегодня», «завтра» и связанных с ними понятий было тем шагом в развитии абстрактного мышления, который означал переход от двойной рефлексии самосознания индивида

к инновационной культуре так называемого «коллективного интеллекта». Возникло время культуры, при помощи которого человек не только смог идентифицировать себя со своими соплеменниками и своей территорией, но и идентифицировать предметы и явления современности с прошлым и будущим. Рефлексия открывает возможности индивиду: моделировать тесситуры бытия (современности) через небытие (прошлое и будущее). Именно рефлексия стала связующим звеном между временем индивида (современностью) и микрокосмом социума (прошлым и будущим культуры в целом).

Так или иначе, циклично сть повседневной жизни, демонстрируемая в пространственно-временных ситуациях, является главным определяющим фактором самосознания человека, а гиперциклы истории являются определяющими элементами социокультурного развития самосознания цивилизационного сообщества.

Этапы двойной рефлексии дисперсно встраиваются в гиперциклы истории, создавая гармонию или дисгармонию индивидуального и социального. Нарушение циклов самосознания человека, их несоответствие гиперциклам приводит к катастрофическим последствиям и для индивида, и для общества. И наоборот, гармония (симметрия) индивидуальных циклов самосознания и гиперциклов рефлексии создает реальную творческую способность человека - способность превращать небытие предмета в его бытие, в смысле актуализации прошлого и будущего в настоящем.

Развитие высшего образования - его необратимое, направленное и восходящее изменение, обновление с повышением уровня обучающихся, переход к качественно новому состоянию с новыми образовательными интересами, целями, содержанием, структурой, методами, результатами, а также политико-управленческими механизмами при одновременном снятии соответствующих устаревших атрибутов. В этом плане развитие высшего образования есть сложный процесс взаимодействия его прогрессивных и регрессивных компонентов с существенным приоритетом прогресса и преодолением псевдоинноваций, которые способны формировать так называемые «бесплодные изменения». Последнее очень

важно учитывать в ходе проводимых реформ и модернизаций отечественного образования.

Неоднозначными являются сегодня и определения понятия «инновационно-образовательная деятельность», что мешает установить достаточно четкие границы ее как объекта управления. Здесь, на наш взгляд, имеют место две крайности. Первая состоит в том, что под инновационно-образовательной деятельностью часто понимаются все (или почти все) виды деятельности, входящие в цикл исследования (включая изучение образовательных проблем), - выпуск специалистов нового профиля или с обновленными знаниями, умениями и навыками. Такое расширительное понимание инновационно-образовательной деятельности из-за его многосложности, разнокачественно-сти этапов и субъектности названного цикла затрудняет предметное изучение инноватики в образовании, а также разработку конкретных мер по обновлению подготовки кадров в высшей школе. Другая крайность заключается в том, что инновационно-образовательная деятельность нередко отождествляется со стадией формирования компетенций, что необоснованно сужает эту сферу, сводя ее лишь к завершающей стадии инновационно-образовательного цикла.

В качестве более обоснованного и конструктивного здесь можно предложить следующее определение инновационно-образовательной деятельности применительно к высшей школе. Инновационно-образовательная деятельность в высшей школе - это один из фундаментальных видов деятельности (наряду с текущей репродуктивной) в рамках общего научно-образовательного процесса (цикла), включающий творческое преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового опыта (в том числе в области подготовки кадров) в новые образовательные продукты, товары и услуги, способные обеспечить участникам дополнительный эффект (педагогический, экономический, моральный).

В качестве примера приведем Ставропольский край, где в 2016 г. 34 школы были оснащены оборудованием для дистанционного обучения. В результате дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, получили возможность дистанционно

присутствовать на уроках, вместе с одноклассниками обсуждать материал и задавать вопросы. Ученикам нужно лишь иметь доступ к интернету и наушники с микрофоном.

В современном социокультурном пространстве перспективы гармонизации современных и традиционных форм культуры вырисовываются, прежде всего, в идее интеграции всех способов освоения человеком мира. Этот процесс предполагает активный и конструктивный диалог между различными культурами. По словам Ю. Яковца, в современном социокультурном пространстве «преобладающей тенденцией становится синтез знаний, взаимное обогащение наук как внутри обществоведения, так и со смежными гуманитарными, общественными и техническими науками» [4]. По мнению С. Шевелева, соответствующая синергетической парадигме «открытая модель» образования предполагает в первую очередь «интеграцию всех способов освоения человеком мира» [5].

Проблему поиска целесообразной гармонии философской картины жизни и научной картины мира образование уже решает в непрерывной системе обучения, когда обязательное расписание занятий в аудитории сочетается с очно-заочным, заочным обучением и экстернатом, с различными формами последипломного образования. Однако наибольшим образом стратегия будущности в образовании реализуется при помощи преподавания в вузах курсов по выбору. Эта форма обучения отражает не только найденные наукой константы, незыблемые законы и правила, т.е. признает абсолютные ценности, но и подчеркивает их относительность в жизненных ситуациях. Курсы по выбору по существу являются учебными планами неожиданностей, где логика науки сталкивается с парадоксами жизни. И тогда система знаний предстает не просто системой навыков и умений, но и системой их поиска.

Так, в России с 2007 г. существует образовательный портал «Инновации - сегодня, традиции - завтра», который рассчитан на тех, для кого реализация программ модернизации образования, создание и использование новшеств стало частью профессиональной деятельности. Ресурс посвящен вопросам развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях различного уровня. Главное назначение ресурса - оказание информационной поддерж-

ки всем, кто принимает управленческие решения на уровне администраций образовательных учреждений региона, всем участникам инновационного процесса в образовании.

Министерством образования и науки РФ интернет-портал включен в федеральный каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования.

В феврале 2016 г. российский системный интегратор КРОК во второй раз стал обладателем международной премии в сфере интеграции аудиовизуальных систем и технологий InAVation Awards 2016. Лаборатория визуализации и компьютерной графики, созданная в рекордные 4 месяца в московском вузе - МИЭМ НИУ ВШЭ, получила наибольшее количество голосов от ведущих мировых экспертов отрасли и была признана лучшим инновационным проектом в области образования.

Лаборатория SD-визуализации и компьютерной графики, разработанная и внедренная компанией КРОК для МИЭМ НИУ ВШЭ, позволяет студентам проектировать сложные радиоэлектронные устройства с применением технологий виртуальной реальности. Одно из преимуществ лаборатории заключается в том, что ее стены, технологически подготовленные к демонстрации контента, служат в качестве экрана. С помощью 4-х проекторов на экран выводятся виртуальные модели, проектируемые студентами в рамках научно-исследовательских работ. Виртуальную среду создает суперкомпьютер с графическими процессорами и специальные очки.

В воспитательно-образовательном процессе воспитание представлено рефлексией, обращенной из настоящего в будущее. Для пожилых и старых людей воспитание неактуально, ибо для них будущее ограничилось возрастом. Воспитание по своей философской природе есть мыследействие по созданию виртуального целого, заключающееся в связывании смыслов и обращении их в будущее. Поэтому главной проблемой современного воспитания является проблема связывания реального и виртуального времени. В отношениях между людьми эта проблема разрешается при помощи перехода от вежливости «публичного поведения» к интимности. У молодежи этот переход человека от одиночества и недоверия к ускорению развития

дружбы часто происходит при помощи секса, наркотиков, неформального общения. Рефлексия как мыследействие отражается на поведении. В поведении и деятельности регламентирующим фактором остается общечеловеческая культура. Культура поведения и мастерство в профессиональной деятельности индивида формируются посредством самосознания.

Инновация в образовании - это применение передовых ИТ-инструментов и новых подходов в обучающем процессе. Их первоочередная задача, учебная, никуда не уходит. Технологии (не только информационные) позволяют сделать образовательный процесс более интересным, детальным и, как следствие, результативным. Сегодня ребенок с рождения окружен всевозможными гаджетами - это его естественная среда, в которой он будет развиваться и дальше. А это значит, что и образовательные программы должны быть в максимальной степени адаптированы под новую цифровую реальность. Задача инноваций в образовании при этом - внедрить новейшие ИТ-решения с целью помочь упростить учебный процесс и одновременно повысить его эффективность.

Можно сказать, что воспитание есть процесс формирования культуры мыследействия, поведения, творчества на основе индивидуального и социокультурного самосознания. В этом процессе культура представлена как «Преемственность»; самосознание субъекта -как «Целостность»; а воспитание как «Целесообразность» связывания смыслов. Эта целесообразность и определяется инновационным аспектом образования.

Учитывая все вышеизложенное, можно выделить следующие основные характеристики и социокультурные функции инновационной культуры в образовании:

- образовательную инноватику формирует культурно-личностное мировоззрение в условиях инновационного общества;

- инновационная культура в образовании должна ликвидировать отставание теории от практики - решить одну из важнейших проблем современного образования, и в этом смысле его можно назвать методологией непрерывного образования;

- инноватика формирует главную установку современного образования - футу-

ристическую стратегию, направленную на оптимизацию процесса личностной самоидентификации, который должен учитывать специфику российской культуры;

- инноватика, основываясь на достижениях естественных и гуманитарных наук, дает представление о духовно-нравственной культуре социокультурного самосознания субъекта истории и в этом смысле является этической парадигмой непрерывного образования;

- инноватика является способом самоидентификации личности, определения ею своего места и роли в современном обществе;

- инновационная культура в образовании - это способ гуманизации, универсализации, поскольку оно основывается на концепции социокультурного развития, отражающего историческое, актуальное самосознание, картину мира и картину жизни.

Заключение. Таким образом, очевидно, что именно система образования должна стать одним из важнейших факторов, способствующих гармонизации современных и традиционных форм культуры. В ситуации, когда культурное пространство неизмеримо разрослось, когда внутри него сталкиваются друг с другом разные формы культуры, разные идеи и принципы, когда возможности индивидуального сознания позволяют отразить лишь малую часть культурного мира, на первый план выдвигается принцип отбора информации, выбора из бесконечного множества культурных единиц именно тех, которые способны быть универсальными представителями всего мира культуры в целом, создавать тот микрокосмос культуры, в котором в уменьшенном виде выразилась бы вся сущность культурного мира, идея культуры как таковой.

Сформировать человека, способного к решению самых сложных проблем современного мира, обладающего поистине планетарным сознанием, на наш взгляд, способна только инновационная культура. Инновационная культура в инноватике означает, что знания должны быть универсальными и применимыми во всех регионах, а воспитательно-образовательный процесс должен давать не только информацию, но и способы работы с ней. Иначе говоря, образование должно нау-

чить учиться всегда и везде - таково одно из основных требований инновационной культуры в образовании [6].

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать или пользоваться компьютером, а тот, кто не научился учиться. Настоящим ученым будущего явится не тот, кто производит новые знания, а тот, кто изобретает новые способы их получения, разрабатывает новый моральный статус своей науки в соответствии с парадигмальными требованиями придать современной науке гуманистическое измерение, определяет ее место и истинную роль в быстро меняющемся обществе.

На наш взгляд, наша страна сможет внести свой вклад в геополитический сценарий развития мира как «Образованная Россия». Проводимая ныне в Российской Федерации реформа образования будет способствовать, смеем надеяться, наращиванию и использованию ее интеллектуального потенциала. Однако вопросы, которые активно обсуждаются сегодня в прессе и на телевидении - чему учить, как учить, какими быть школе и вузу - удивительным образом обходят проблему философско-методологического, идеологического и нравственного аспектов воспитания и образования.

Таким образом, переход к новой образовательной концепции, за основу которой взят принцип инновационной культуры и фунда-ментализации образования, можно считать вполне назревшим. Однако определение конкретных путей этого перехода требует обсуждения и осмысления. Речь должна идти о качественно новых целях образования, о новых принципах отбора и систематизации знаний, о создании фундаментальных учебных курсов по каждой из традиционных естественно-научных и гуманитарных дисциплин и их согласовании друг с другом для достижения нового качества образованности личности и общества. Одна из важнейших задач этого нового этапа развития образования - преодоление исторически возникшего разобщения двух компонентов культуры - естественно-научной и гуманитарной - путем их взаимообогащения и поиска оснований ее целостности на новом этапе развития человеческой культуры.

Библиографический список

1. Образовательная инноватика как философская и педагогическая проблема : сборник научных статей. - Ставрополь : [Б. и.], 2008. - С. 5.

2. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М. : Наука, 1991.

- 213 с.

3. Чижевский, А.Л. На берегу вселенной. Воспоминания о К.Э. Циолковском / А.Л. Чижевский. -М. : Изд-во «Айрис-Пресс», 2007. - С. 120.

4. Яковец, Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы / Ю.В. Яко-вец // Вопросы философии. - 1997. - №1. - С. 11.

5. Шевелева, С.С. К становлению синергетической модели образования / С.С. Шевелева // Общественные науки и современность. - 1997. - №1. - С. 20.

6. Деловая коммуникация в социально-ориентированной деятельности : учебно-практическое пособие / Т.Ф. Кряклина, С.В. Реттих. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2009. - 160 с.

References

1. Obrazovatelnaya innovatika kak filosofskaya i pedagogicheskaya problema : sbornik nauchnyih statey.

- Stavropol : [B. i.], 2008. - S. 5.

2. Vernadskiy, V.I. Nauchnaya myisl kak planetnoe yavlenie / V.I. Vernadskiy. - M. : Nauka, 1991. - 213 s.

3. Chijevskiy, A.L. Na beregu vselennoy. Vospominaniya o K.E. Tsiolkovskom / A.L. Chijevskiy. - M. : Izd-vo «Ayris-Press», 2007. - S. 120.

4. Yakovets, Yu.V. Formirovanie postindustrialnoy paradigmyi: istoki i perspektivyi / Yu.V. Yakovets // Voprosyi filosofii. - 1997. - №1. - S. 11.

5. Sheveleva, S.S. K stanovleniyu sinergeticheskoy modeli obrazovaniya / S.S. Sheveleva // Obschestvennyie nauki i sovremennost. - 1997. - №1. - S. 20.

6. Delovaya kommunikatsiya v sotsialno-orientirovannoy deyatelnosti : uchebno-prakticheskoe posobie / T.F. Kryaklina, S.V. Rettih. - Barnaul : Izd-vo AAEP, 2009. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.