Научная статья на тему 'Инновационное развитие личности'

Инновационное развитие личности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНЕТ-ГРАМОТНОСТЬ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ / ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / PERSONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTERNET LITERACY / CONSUMPTION OF E-SERVICES / UPBRINGING OF INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинская О. Н.

В основе инновационной экономики лежит инновационная активность людей. Развитие инновационного потенциала каждой отдельной личности - ключ к ее развитию. Инновационной экономики не будет без инновационного развития личности. Инновационную деятельность нужно организовывать и стимулировать. Человеческое поведение мотивировано не только стимулами максимизации личного благосостояния, но и, различными культурными и психологическими факторами. Нужна продуманная система информационной подготовки граждан к жизни и работе в инновационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal innovative development

The basis of innovation economics is innovative activity of people. The key to innovation economy is development of innovative potential of each personality. Otherwise it is not possible. Innovative activity of people should be organized and stimulated. Human behavior is motivated not only with stimuli increasing welfare but also with different cultural and psychological factors. Special system of preparing citizens to live and work in innovative society is needed.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие личности»

ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012

Инновационное развитие личности

О.Н. Вершинская

д. э. н., завлабораторией социальных проблем развития информационного

общества, ИСЭПН РАН, г. Москва vershinskaya@mail.ru

В основе инновационной экономики лежит инновационная активность людей. Развитие инновационного потенциала каждой отдельной личности - ключ к ее развитию. Инновационной экономики не будет без инновационного развития личности. Инновационную деятельность нужно организовывать и стимулировать. Человеческое поведение мотивировано не только стимулами максимизации личного благосостояния, но и, различными культурными и психологическими факторами. Нужна продуманная система информационной подготовки граждан к жизни и работе в инновационном обществе.

СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАТИКИ

Ключевые слова: инновационное развитие личности, интернет-грамотность, потребление электронных услуг, воспитание информационной культуры.

1. Инновационной экономики не будет без инновационного развития личности.

Сегодня модернизация — это политический и управленческий императив, при этом

модернизацию часто ограничивают сферой экономики, однако, это более широкое понятие. В соответствии с новой концепцией прогресса: «от экономического роста к устойчивому социальному развитию», цели и задачи развития, а значит и модернизации сегодня — это не только экономические показатели, но и различные социальные показатели, связанные с функционированием, с благоденствием человека.

Модернизация в России — это преодоление отставания и необходимость инноваций. Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние и представляют собой ключевую характеристику экономики знаний. Как показывают исследования, инновации сегодня — основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности и предприятий, и регионов и национальных экономик. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики, инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления. В основе инновационной экономики лежит инновационная активность людей, Развитие инновационного потенциала каждой отдельной личности — ключ к ее развитию. Ускорение инноваций выдвигает новые требования к человеку, оно требует большей креативности, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и новых навыков работы.

Инновация — это изобретение. Почему человек вчера не хотел ничего изобретать, а сегодня захочет? Почему вчера человек не хотел внедрять в практику изобретенное, а сегодня захочет? Инновационную деятельность нужно организовывать и стимулировать.

В настоящее время происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Искусственный цифровой мир становится частью современного общества. Появились новые социальные тенденции, новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая мораль, новая элита, новая культура. Электронная деятельность, работа с электронной информацией, осуществляется в виртуальном пространстве, но последствия этой деятельности происходят в реальном мире. Информация — это валюта Интернета. Интернет нанес сильный удар по «информационной асимметрии». Дистанция между экспертами и широкой публикой уменьшилась. Теперь каждый может собрать всю необходимую информацию о тенденциях на рынке, уровне спроса и предложения. Однако победить информационную асимметрию Интернет

не смог, так как расширилось распространение ложной информации, и информационные преступления в виртуальном пространстве редко обнаруживают.

Инновационная экономика — это поведенческая экономика. Человеческое поведение мотивировано не только стимулами максимизации личного благосостояния, но и различными культурными и психологическими факторами. Нужна продуманная система информационной подготовки граждан к жизни и работе в инновационном обществе. Инновационное развитие личности в век ИКТ — это, прежде всего, овладение компьютерной грамотностью. Специфические черты инновационного развития определяются сферой приложения труда. Задача общества — определить причины, которые мешают человеку войти в цифровой мир, и помочь не вовлеченным еще людям стать нужными в инновационном обществе.

II. Инновационное развитие личности можно и нужно развивать и воспитывать

Человеческий фактор — это факт зависимости экономики от того, как человек думает и действует в конкретной ситуацию.

В основе мотивации любой человеческой деятельности лежит система стимулов и побуждений. Правильную, сбалансированную систему стимулов нужно выстраивать.

Успешность предлагаемых сверху экономических инструментов и механизмов зависит от того, насколько быстро и качественно общество усваивает изменяющиеся модели экономического мышления и поведения.

Стимулы являются краеугольными камнями современной жизни. Систему стимулов всегда можно создать, придумать. Стимул — это ключ, рычаг с огромным потенциалом для изменения ситуации. Существует три основные разновидности стимулов: экономические (например, налоги), социальные (например, пропаганда вреда курения) и моральные (например, призывы помогать больным детям). Мораль отражает то, какой мы бы хотели видеть работу мира, а экономика демонстрирует, как он действительно работает.

Человеческую ресурсную базу для инновационного общества необходимо сознательно улучшать и выращивать. Внедрять инновации не только в технологическом плане, в плане создания современной инфраструктуры, но и в плане подготовки кадров. Информационная подготовка — это воспитание новой культуры цифрового века. Этот социальный фактор может тормозить или содействовать экономическому развитию. Нужна единая в своих основных положениях социально-ориентированная политика, направленная на настройку общественного сознания на жизнь и работу в инновационном обществе, на стимулирование интереса к получению и применению знаний.

ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012

ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012

СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАТИКИ

Требуется разработка социальных технологий вовлечения граждан в инновационное информационное общество с учетом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам.

Успешность предлагаемых сверху экономических инструментов и механизмов зависит от того, насколько быстро и качественно общество усваивает изменяющиеся парадигмы экономического мышления и поведения. Инновационное развитие личности можно и нужно развивать и воспитывать. В век ИКТ — это, прежде всего, освоение ИКТ и развитие творческой активности. Чтобы глубоко ответить на вопрос «КАК» развивать и воспитывать инновационную личность, нужно проводить серьезные исследования, основываться на ключевых для каждого региона факторах и возможностях развития.

III. Развитие гуманитарной инноватики

Поведение человека и в сфере труда, и в повседневной жизни все больше определяется социокультурными факторами. В условиях распространения ИКТ роль этих факторов возрастает. Превращать потенциальные возможности ИКТ в реальность часто мешают именно культурные факторы (отсутствие желания и интереса, информационная пассивность, отсутствие компьютерных навыков, неосведомленность о возможностях новых технологий, отсутствие общей информационной культуры и пр.).

Гуманитарные, информационно-культурно-психологические аспекты инновационного развития — это новое для России направление исследований, которое можно назвать «гуманитарная инноватика».

Здесь необходим междисциплинарный подход. Выращивая потенциал для инновационного общества, важно учитывать и культурную, и географическую и демографическую реальность. Начало — изучение места внедрения инноваций: густонаселенный или малонаселенный район, городской или сельский, в этом регионе много молодежи, а в этом большинство — старики; в этом регионе хорошая рождаемость, а в этом высокая смертность в трудоспособном возрасте и пр. Каковы возможные или имеющиеся точки роста; первоочередные необходимости, имеющиеся возможности и возможные препятствия на пути достижения цели.

Объективным препятствием инновациям является не только технологическая и организационная отсталость, но и целый спектр социально-гуманитарных проблем. Инновации не замкнуты в какой-то сфере человеческой деятельности, они носят всеобщий характер, могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности человека. Возможный субъект инноваций находится в диапазоне от единичного работника до общества в целом.

Перевод экономики России на инновационный путь вряд ли возможен без просвещения людей, без создания системы стимулирования инновационной деятельности.

В 1970-е годы всемирно известный социолог и психолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер», обосновав, что социально-экономическая структура общества и социальный характер его членов находятся в неразрывной связи, и что «любое изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение обоих»1.

Personal innovative development

O.N. Vershinskaya, Dr.Sc. (Economics), Head of E-development department, Institute of Socio-Economic problems of Population, RAS

The basis of innovation economics is innovative activity of people. The key to innovation economy is development of innovative potential of each personality. Otherwise it is not possible. Innovative activity of people should be organized and stimulated. Human behavior is motivated not only with stimuli increasing welfare but also with different cultural and psychological factors. Special system of preparing citizens to live and work in innovative society is needed.

Key words: personal innovative development, internet literacy, consumption of e-services, upbringing of information culture.

1 Фромм Э. Иметь или быть. М.: «АСТ». 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.