УДК 316.4: 101
ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2016
Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, доцент кафедры «История и философия» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Автор анализирует понятия «новатор», «новации», «новаторство», «инновации». Данные понятия характеризуют элементы инновационной культуры. Новатор - это субъект деятельности по созданию и реализации новых приемов и принципов организации деятельности. Направлениями деятельности новаторов могут быть: новации, новаторство и инновации. Новации возникают в результате создания новых идей. Новации - это результат реализации креативного потенциала личности. Новации характеризуют креативную функцию инновационной культуры. Автор рассматривает новаторство как деятельность по совершенствованию объектов материальной и духовной культуры. Новаторство повышает эффективность деятельности. Эта деятельность не вносит существенных изменений, она способствует эволюции культуры. Инновации приобретают системный характер. Они приводят к трансформации культуры. Инновации ускоряют темпы социальных и технологических изменений, поскольку они формируют потребности в постоянном обновлении технологий, информации, культуры. Автор отмечает, что на современном этапе внимание российских исследователей сосредоточено главным образом на личности новатора. Большое внимание уделяется креативной и гуманистической функции инновационной культуры. Однако эти функции не исчерпывают потенциал инновационной культуры. Для инновационного развития необходимы не только новые идеи, но и социальные условия для их практического воплощения. Автор рассматривает взаимосвязь социальных и культурных факторов, которые определяют потенциал развития личности. В условиях информационного общества меняются способы формирования знаний. Это создает предпосылки для инновационной культуры. Она является условием и предпосылкой для инновационного развития общества. Инновационная культура меняет функционирование социальных институтов. Это приводит к возникновению противоречий в структуре ценностей.
Ключевые слова: Социальные и культурные факторы, новации, новаторство, инновации социокультурный потенциал, инновационная культура, функции инновационной культуры.
ELEMENTS OF INNOVATIVE CULTURE
© 2016
Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of the philosophical sciences, the professor of the pulpit History and
philosophy Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. Author analyzes the concept "pioneer", "innovation", "innovation", "innovation". These concepts characterize the elements of an innovative culture. An innovator is the subject of the activity on creation and implementation of new techniques and principles of organization activities. Activities of innovators can be: innovation, innovation and innovation. Innovations arise as a result of creating new ideas. Innovations are the result of the realization of creative potential of personality. Innovations characterize the creative function of innovation culture. The author considers innovation as an activity on improvement of objects of material and spiritual culture. Innovation drives performance. This activity does not materially change, it contributes to the evolution of culture. Innovation has become systemic. They lead to the transformation of culture. Innovation accelerate the pace of social and technological change because they create the need for constant upgrading of technology, information and culture. The author notes that at the present stage, the attention of Russian researchers concentrated mainly on the personality of the innovator. Much attention is paid to creative and humanistic features of innovative culture. However, these functions do not exhaust the innovative potential of culture. Innovation requires not only new ideas, but also the social conditions for their practical implementation. The author examines the relationship between social and cultural factors that determine the development potential of the individual. In the conditions of information society are changing the ways of forming knowledge. This creates the preconditions for an innovative culture. It is a condition and prerequisite for innovative development of society. Innovation culture is changing the functioning of social institutions. This leads to contradictions in the structure of values.
Keywords: Social and cultural factors, innovations, innovation, innovations socio-cultural potential, innovative culture, innovative culture function.
Понятие «инновация» на сегодняшний день имеет широкий и неопределенный смысл. Инновация характеризует особый тип развития социальных систем, ориентированных на создание и распространение новых идей, знаний, вещей, технологий. Создание инноваций - это целенаправленный процесс созидания материальной и духовной культуры. Изобретения и открытия формируются в условиях научно-технических революций, которые создают предпосылки для инновационного развития. Оно не является простой совокупностью научных открытий и технических изобретений. Инновационное развитие - это процесс распространения нового в условиях культуры, в которой инновации становятся особым видом ценностей, интегрированных в материальную и духовную культуру в социальную жизнь.
Инновации в качестве материальных ценностей представляют собой результаты технических изобретений, технологических новшеств. В духовной культуре инновации базируются на получении и распространении новых знаний. В социальной жизни инновации основываются на формировании новых видов профессиональной деятельности, социальных отношений, социальных структур и подсистем. Инновации отхватывают различ-
ные аспекты общественной жизни, поэтому их философский анализ приводит к необходимости их анализа как феномена культуры.
Проблемы инновационной культуры получили разработку в ряде работ современных ученых. А. Л. Маршак обосновал существование социологии инноватики как прикладной науки[1]. Ю. А. Карпова провела социологический анализ инновационной системы, рассмотрела роль личности в инновационном процессе, акцентировала внимание на таких ресурсах инновационного процесса, как интеллект и творчество [2]. Проблемы социологии культуры активно разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. В частности проблемы социологии культуры, в контексте инновационного развития нашли отражение в работах А. С. Капто [3]. В работах многих отечественных и зарубежных учёных можно найти определения инновационной деятельности как процесса, «направленного на непрерывное создание нового».
При определении слова «новатор» в современном русском языке подчеркивается значение творческой инициативы в качестве его характерной черты. Новатор - это работник физического или умственного труда, ко-
торыи создает и реализует новые приемы и принципы организации деятельности [4].
Деятельность новатора направлена на трансформацию, преобразование традиции. Она предполагает следование образцам поведения и реализации деятельности, которые доказали свою эффективность. Инновации в культуре возникают на фоне традиции, они рассматриваются как альтернатива устоявшимся моделям деятельности. Подобное истолкование инновации представлено в Большом толковом словаре по культурологии. Инновация рассматривается как способ решения экзистенциальной задачи или проблемы. Для нее мобилизуются внутренние ресурсы и возможности. Это приводит к кардинальной перестройке культуры [5].
Понятия «новация» и «новаторство» латинского происхождения. «Новация» означает возникновение новых идей, знаний, изобретений. При этом идеи могут не интегрироваться в культуру, существовать на уровне проектов, схем, утопий. Новация, скорее, относится к идеальному миру. Ее возникновение связано с проявлением творческого мышления, которое не связано с какими-либо жесткими ограничениями.
«Новаторство» предполагает внедрение усовершенствований в производственную деятельность. Эта практика имела широкое распространение в советскую эпоху. Новаторство ориентировано на повышение эффективности того, что уже существует, применяется в производственной практике. Новаторство - деятельность, которая способствует эволюционному развитию в рамках реально существующих объектов.
Инновация - это целенаправленное введение новшества. При этом имеется в виду не только изобретение чего-либо принципиально нового, а заимствование того, что было изобретено в условиях другой культуры и трансформировано, приспособлено к условиям другой [6]. Инновация, в отличие от новаций и новаторства, имеет более широкую сферу применения. Она охватывает не только производственную деятельность, а различные сферы культуры. Инновации не только удовлетворяют существующие потребности общества, но активно способствуют возникновению новых потребностей. Инновации приводят к трансформации сложившихся элементов культуры, взаимосвязей между ними. Это происходит за счет ускорения темпов преобразования культурной и общественной жизни. Таким образом, понятия «новация», «новаторство», «инновации» имеют различия в смысловых оттенках. «Инновация» - это не только более широкое по объему понятие, по сравнению с первыми двумя. Оно характеризует более сложные структурные взаимосвязи между элементами культуры, глубину их преобразования.
Трансформация культуры в условиях инновационного развития рассматривается современными философами и учеными в двух аспектах. Ряд авторов подчеркивает значение формирования творческой личности новатора. Второе направление ориентировано на изучение факторов инновационного развития общества. Его представители рассматривают новаторов как факторов социальных взаимодействий в процессе инноваций.
В отечественной философии большое внимание уделяется развитию творческих способностей новаторов, которые выступают в качестве субъекта инновационной деятельности. В частности, Г. И. Кархин утверждает, что в новом тысячелетии сформировались предпосылки для философии новации. Традиционная философия должна уступить ей место. Цели новой философской концепции связаны с созданием условий для реализации творческого потенциала при совершенствовании жизнеустройства. Она опирается на методы синергетики в исследовании процессов самоорганизации в сложных открытых нелинейных системах. В центре внимания новой философии находятся процессы творческой деятельности как источника развития [7]. Инновационное развитие рассматривается как создание новых идей. Таким образом,
трансформация культуры - это результат креативной деятельности новатора.
Анализ публикаций по инновационной культуре показывает, что большое внимание уделяется реализации ее креативной функции. Она предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [8]. Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики. Опираясь на приведенный выше анализ понятий «новация» и «инновация», необходимо отметить, что проявление креативности личности, скорее, связано с созданием «новаций». При такой постановке проблемы на первый план выходит продуцирование новых идей, а не их реализация и интеграция в общество.
Формирование инновационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, рассматривается как одна из самых актуальных проблем современности [9.с.57-58]. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его личных качеств, таких, как культура речи, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества оказываются наиболее востребованными в обществе знаний, они помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.
Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть интегрирована в социокультурную среду образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения. Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры. Современное общество остро обеспокоено социокультурным образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его культурной составляющей[10.с.57-58]. Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.
Субъектами инновационной культуры, по мнению многих современных исследователей, являются личности, способные созидать новации. Генераторы инноваций должны формироваться целенаправленно. Необходимы специальные условия для развития творческих и интуитивных способностей творческих личностей. Благодаря их творческой деятельности возникают изменения во всех отраслях производства и культуры. Характерными чертами креативной личности является инициативность, высокая мобильность и индивидуализм. Личность новатора - это «штучный» продукт образования, воспитания [11].
В Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года, нашли отражение качества, которые характеризуют «инновационную личность»:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению[12].
Гуманистическая функция инновационной культуры создает условия для наиболее эффективной самореализации индивидов в условиях трансформации социальных институтов. Директор Института стратегических инноваций А.И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, отмечал: «Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами» [13]. Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры.
По мнению ряда исследователей, развитие индивидов в информационную эпоху зависит, главным образом, от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Современное общество остро обеспокоено образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его инновационной составляющей [14]. Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.
Мотивационная функция инновационной культуры создает систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. А.Ю. Елисеев, опираясь на семантику словосочетания «инновационная культура» личности, полагает, что это «такая культура жизни, где основой мотивации поступков человека является жажда обновления, рождение идей и их осуществление... <...> Популяризация «инновационного» подхода к жизни должна носить характер неизбежности для каждого члена общества, вызывая постепенно чувство неприятия принципа «жить, как живётся». Шаг за шагом, она сможет помогать человеку, делать выбор в пользу «инноваций», то есть, «жить продуманно, организованно», и, наконец, креативно» [15]. Автор полагает, что инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.
Ряд аспектов анализа инновационной культуры связан с изучением факторов, которые стимулируют инновационное развитие. Появление инноваций рассматривается как настоятельное требование времени, вызванное процессами глобализации. Проблемы инновационного развития актуальны как для стран с высоким уровнем технологического развития, так и для развивающихся стран. Для последних, развитие инноваций - это возможность занять достойное место в глобальной экономике. Достойный ответ на инновационный вызов обеспечивает национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В этом аспекте инновационное развитие
- это стратегическое направление участия государств в глобализации.
Б. Санто считает, что «необходимо четко отличать рутинную деятельность, как самовыражение гомеостаза и самосохранения, от творческой деятельности, как нарушения гомеостаза в интересах саморазвития» [16].
Инновационная культура формируется в условиях модернизации общества, преобразования социальных институтов. Она характерна не только для обществ, которые создают новые знания и технологии, но также в тех типах обществ, которые выступают в роли потребителей инновационных продуктов и поставщиков сырья. Инновационная культура необходима, чтобы обеспечить эффективное освоение инноваций, создать инфраструктуру для развития инноваций в конкретном регионе.
Инновационное развитие характеризуется постоянными изменениями, которые происходят в различных подсистемах общества и оказывают влияние на систему в целом. Инновационное развитие является результатом изменений, которые происходят в информационной подсистеме общества.
Информационная подсистема общества выполняет ряд специфических функций в условиях инновационного развития, без ее совершенствования невозможно создание и распространение инноваций.
Создание новых продуктов, материалов, технологий предполагает материально - преобразующую деятельность по объективации идей. Однако, чтобы эта деятельность могла рассматриваться как инновационная необходимо ее информацинно-символическое сопровождение при помощи инфраструктуры инноваций.
Инженерное изобретение, чтобы стать инновацией, должно сопровождаться соответствующим документальным подтверждением того, что кто-либо, где-либо не претворил в жизнь подобную идею. Таким образом, информационная подсистема выполняет функцию аккумуляции информации, связанной с новинками научно-технического прогресса. Создание и «банка данных» по патентной документации не единственная функция информационной подсистемы. Она выступает основой для следующей стадии инновационного развития - внедрения.
Создание нового и его практическое претворение в жизнь - это разные стадии инновационного развития. На предыдущих этапах развития общества выдвижение новых идей нередко сопровождалось их разработкой и внедрением. Например, Уатт - являлся изобретателем парового двигателя, владельцем патента и изготовителем паровых машин. В современных условиях такое совмещение функций разработчика и реализатора инновационного проекта является, скорее, исключением, нежели правилом.
Инновационная культура порождает потребность в постоянном внедрении в жизнь нового, это приводит к тому, что стадия внедрения инноваций обособляется от функций выдвижения новых идей и их воплощения в форме полезных моделей. Внедрение инноваций связано с созданием условий для применения новых знаний, практического воплощения технических решений. Для этого необходима проектировочная деятельность по технологическому и экономическому обоснованию создания инновационных производств. Для реализации инновационного проекта необходима интеграция усилий инвесторов, менеджеров, представителей бизнеса и властных структур различных уровней, инженеров, технологов, рабочих и т.д.
Таким образом, инновационная культура выполняет интегративную функцию. Интегративная: формирует социальные связи между индивидами, социальными институтами, социальной системой. «Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны — как элемент, присутствующий в каждом виде культуры [17].
Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т. д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.
Инновационное развитие как процесс во многом зависит от использования символических и информационных ресурсов. В современных условиях получение патентов связано не только с созданием новой продукции, но с изобретением брендов, которые символизируют какие-либо продукты или услуги. Инновация -это не только принципиально новый товар или услуга. Современное инновационное развитие базируется на постоянном внедрении изменений в товары, которые были известны ранее. Данные изменения далеко не всегда связаны с улучшением качественных характеристик товаров или услуг, однако изменение дизайна, некоторых функциональных характеристик, также рассматривается как внедрение нового.
Для нашего исследования очень важна проблематика ценностей в аспекте инновационной активности. М. К. Горшков охарактеризовал специфические черты российского менталитета, выявил критерии социальной идентичности [18].
В сборнике статей под редакцией В.А. Ядова «Россия трансформирующееся общество» проанализированы ценностные основания инноваций, которые могут служить ориентирами поведения наёмных работников [19]. Аксиологическая функция инновационной культуры обеспечивает постоянное обновление знаний в сочетании с формированием гуманистических ценностей. По мнению Н.Д. Василенко, инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность .
Формирование инновационной культуры выступает результатом трансформации функций современной культуры [20]. Трансформация проявляется в том, что ускоряются темпы изменений, происходящих в культуре, под воздействием информационных потоков. Инновационная культура целенаправленно ориентирована на внедрение новшеств. Ее субъектами выступают новаторы, стремящиеся к внедрению способов деятельности, повышающих ее экономическую эффективность. Компетенции выступают базисом трудового потенциала в условиях инновационной революции. Знания техноло-гизируются, поэтому их качество зависит от параметров, характеристик, качественных особенностей информационной среды. Симбиоз знаний и информационных процессов не базируется на ценностных основаниях, это дает возможность постоянно обновлять знания. В условиях инновационной революции роль знаний в формировании ценностных ориентиров личности снижается, поскольку интеграция знаний с обновляющейся информацией придает им релятивный характер.
Обновление знаний происходит быстрее, чем преобразование системы ценностей, как в масштабах общества, так и на уровне бытия отдельных индивидов. Данное противоречие выражается в неоднозначных социальных явлениях, в частности, в дезинтеграции общества. Трансформация системы ценностей, на базе которой развивалось общество на прежнем этапе, ставит индивида перед проблемой выбора стратегии поведения в быстро изменяющемся социуме. Далеко не все индивиды способны рационально, разумно, взвешенно сформировать собственную модель поведения, учитывающую интересы общества, отдельных индивидов, социальных групп. В обществе, вступившем в стадию инновацион-58
ного развития немало факторов, которые являются источником стихийных, непредсказуемых социальных явлений. Это находит выражение в кризисах, конфликтах, в процессах маргинализации и в стихийных протестах.
Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Маршак А.Л. Социология инноватики как прикладная наука: постановка вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью. Сборник статей. М., 1996. 45 с.
2.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 192 с.
3.Капто А.С. Социоментальные основания культуры мира. М., 2000; Профессиональная этика. М., Ростов-на-Дону, 2006.
4.Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. / П. Я. Черных. 4-е изд., стер. М. : Рус. Яз., 2001. Т. 1: А Пантомима. С. 574.
5.Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.: АСТ, 2003. С. 158.
6.Егоркин u Владимир Георгиевич ФИЛОСОФИЯ ИННОВАЦИИ // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) . 2006. №1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ filosofiya-innovatsiy (дата обращения: 01.12.2015). С.14-24.
7.Кархин Г. Новый стиль мышления и новая философия / Г. Кархин // Гос. служба. 2004. № 5.
8.Философия творчества: Монография / Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М: Философское общество, 2002.- С. 9.
9. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе К.К. Колин // Открытое образование. 2006. № 6 (59). С. 57-58.
10. Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. URLhttp://www.portalus. ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfu ll&id=1305634009&archive=&start_from=&ucat=& [Дата обращения : 02.02.2014 ].
11.Прищепенко В. В. Новаторы и новации [Электронный ресурс] / В. В. Прищепенко. Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru [Дата обращения : 02.02.2015 ].
12.Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 8 декабря 2011 года N 2227-р[Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/9023i7973 [Дата обращения: 02.12.2015 ].
13.Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Международный журнал «Теория и практика управления». [Электронный ресурс] http:// vasilievaa.narod.ru/ptpu/9_5_01.htm[Дата обращения: 02.12.2015 ].
14.Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. [Электронный ресурс] URL : http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme. php?subaction=showfull&id=1305634009&archive=&sta rt_from=&ucat=& [Дата обращения: 06.12.2015 ].
15.Цит. по: Исаев В. В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. 2000. № 5-6.
16.Санто Б. Сила инновационного саморазвития / Б. Санто // Инновации. 2004. № 2.
17.Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5: Педагогика. Психология. 1999. № 1. С. 65-71. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf (дата обращения: 15.12.2012)._
18.Горшков М.К. Новые черты российского менталитета: выдержка и последовательность действий // Президентский контроль. Информационный бюллетень / Издание Администрации Президента Российской Федерации. 2010. №5.
19.Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001.-640 с.
20. Цветкова И.В. структура и функции инновационной культуры // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.
Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»