Научная статья на тему 'Роль гуманитарного образования в инновационном развитии региона'

Роль гуманитарного образования в инновационном развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / LIBERAL EDUCATION / REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE THINKING / INNOVATIVE PERSONALITY TYPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцева Анжела Анатольевна

Для перехода на инновационный путь развития нужна целенаправленная комплексная политика государства, включающая в качестве важнейшего компонента гуманитарную составляющую развитие человеческого потенциала на базе высокоразвитых сфер науки, культуры, образования. Необходимы существенные инвестиции в формирование инновационного человека, нового типа личности, обладающей инновационным типом мышления и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LIBERAL EDUCATION IN THE REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

For innovative development the government has to carry out a task-oriented complex policy, including, as one of the basic elements, a humanitarian component, i. e. the development of human potential based on highly-developed areas of science, culture and education. There should be substantial investments to make a new personality type with innovative thinking and behavior.

Текст научной работы на тему «Роль гуманитарного образования в инновационном развитии региона»

УДК 372.8 ББК 74.58

А.А. Казанцева

РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Для перехода на инновационный путь развития нужна целенаправленная комплексная политика государства, включающая в качестве важнейшего компонента гуманитарную составляющую - развитие человеческого потенциала на базе высокоразвитых сфер науки, культуры, образования. Необходимы существенные инвестиции в формирование инновационного человека, нового типа личности, обладающей инновационным типом мышления и поведения.

Ключевые слова: гуманитарное образование; инновационное развитие региона; инновационное мышление; инновационный тип личности

A.A. Kazantseva

THE ROLE OF LIBERAL EDUCATION IN THE REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

For innovative development the government has to carry out a task-oriented complex policy, including, as one of the basic elements, a humanitarian component, i. e. the development of human potential based on highly-developed areas of science, culture and education. There should be substantial investments to make a new personality type with innovative thinking and behavior.

Key words: liberal education; regional innovative development; innovative thinking; innovative personality type

Сегодня стабильное экономическое развитие региона предусматривает повсеместное внедрение инноваций в различные сферы деятельности. Это одна из причин того, что об инновациях сейчас не говорит только ленивый, инновации стремятся найти и создать везде, где что-то создается, производится, генерируется. Но, тем не менее, при таком повышенном, обостренном интересе к инновациям, в том числе и на правительственном уровне, колоссального прорыва в сторону инновационной экономики не наблюдается.

Очевидно, существует целый спектр причин, объясняющих подобную ситуацию и все увереннее в этих объяснениях звучит призыв к тому, что прежде и параллельно с формированием инновационной экономики необходимы существенные инвестиции в формирование инновационного человека, нового типа личности, обладающей инновационным типом мышления.

Речь идет о гуманитарной составляющей в сфере высшего профессионального образования. Сегодня все чаще озвучивается потреб-

ность в специалистах, обладающих высокой культурой, широкой эрудицией, инновационными компетенциями. Следует иметь в виду, что гуманитарные знания становятся все более необходимыми и актуальными для любого вида деятельности и специалистов всех профилей. Чем выше уровень так называемой гуманитарной культуры, тем полноценнее самореализация творческого потенциала, конструктивнее коммуникации, эффективнее деятельность.

Гуманитарность становится системообразующей компонентой новой образовательной системы, которая, в свою очередь, превращается в приоритетно доминирующий фактор социально-экономического развития общества.

Целевые установки в области гуманитаризации направлены на то, чтобы закладывать основы широкого мировоззрения, формировать инновационное мышление. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его куль-

© Казанцева А.А., 2013

турное поле, т. е. берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности [Демкин, 2002, с. 24-30].

Уже не вызывает сомнения тот факт, что для развития инновационной экономики необходим новый тип личности, которому присущ вид многофакторного и кластерного мышления, владение современными когнитивно-аналитическими практиками и стратегиями [Валицкая, 2008, с. 41-48].

Вместе с тем, анализ нормативных законодательных актов и документов показывает, что формированию подобного типа личности и в целом развитию гуманитарного образования в государственных масштабах уделяется недостаточно внимания.

Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. в качестве важнейшей цели отмечена необходимость перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. В документе основное внимание сосредоточено на формах и механизмах стратегических преобразований в сфере бизнеса и технологического производства. Среди приоритетных направлений в области образования (модернизация институтов и образовательных программ) гуманитарное образование, как основной «поставщик» инновационной личности не нашло должного отражения [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., 2008].

Подобная ситуация наблюдается и при анализе Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.

Целью данной Стратегии заявлен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, в рамках которого доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5-10 % в 5-7 и более секторах, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50 %[Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., 2011].

Приоритетными направлениями инноваци-

онного развития в документе названы производство авиакосмической техники, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии, отдельные направления рационального природопользования и экологии.

Необходимо отметить, что в Стратегии уделяется особое внимание развитию и формированию ключевых для инновационного предпринимателя личностных качеств - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к принятию риска, стрес-соустойчивость и др. В то же время приоритетными специальностями в данном документе являются естественно-научные и инженерно-технические, в рамках которых сложно уделить должное внимание развитию качеств личности с инновационным типом мышления и поведения.

Прокламации о переходе к инновационной модели развития, постиндустриальному обществу, обществу знаний представлены почти в каждой программе экономического развития страны и регионов. Безусловно, нашей стране, как и всему цивилизованному миру, нужны квалифицированные научно-технические, инженерные кадры, без которых немыслимо преодоление рисков и решение проблем инновационного производства. Тем не менее, в центре любых процессов и всего происходящего в обществе стоит человек, природа и сущность которого является главным предметом гуманитарного образования. Именно усиление роли человеческого капитала, повышение внимания к качеству подготовки специалистов инновационного типа объясняется растущая популярность и востребованность современного гуманитарного знания.

Необходимо отметить, что многие современные ученые оценивают состояние профессионального гуманитарного образования как кризисное, представляя его зоной неопределенности и риска, поскольку однозначность ценностных ориентиров сменяется мировоззренческим плюрализмом, а требования интернационализации и рыночной ориентированности подрывают его функции трансляции молодежи базовых универсальных ценностей (О.В. Санникова, П.В. Леднев, А.В. Коржуев, Д.Л. Константиновский и др.). Особые пре-

Вестник ИГЛУ, 2013

тензии предъявляются к содержанию профессионального социально-гуманитарного образования за его несоответствие запросам рынка, избыточность, инертность, неспособность учитывать скорость обновления знаний, смену ценностных приоритетов [Санникова, 2012].

Причины сложившейся ситуации обычно связывают с кризисом культуры, «перерождением гуманизма» (А. Солженицын), кризисом человеческой личности. Под влиянием потребительского ажиотажа, охватывающего все большее число стран на всех континентах, люди утрачивают интерес к смысложизненным аспектам своего бытия и устремляются к сиюминутным благам [Кончанин, 2011, с. 8697].

Это, в свою очередь, вызывает необходимость анализа состояния образовательной сферы относительно введения, распространения и совершенствования преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Прежде всего, требуется определение статуса социально-гуманитарного образования на уровне среднего образования, его значимости в формировании профессиональных ориентаций молодежи.

Далее, возникает необходимость анализа состояния социально-гуманитарного образования в вузе для студентов не гуманитариев. Необходимо рассмотрение способов ответа вуза на соответствующие вызовы времени, учет требований рынка труда в этом плане [Константиновский, 2006].

Новое содержательное качество подготовки специалиста, готового решать инновационные задачи нужно строить на междисциплинарной основе с использованием комплексного гуманитарного и естественнонаучного знания. Необходим творческий синтез дисциплин математического и гуманитарного цикла, позволяющий достичь необходимого качества подготовки кадров, способных к созданию и внедрению инноваций в любой сфере.

Инновационная деятельность нуждается в «гуманитарном обеспечении», необходим интеллектуальный прорыв в освоении инновационных типов мышления и поведения, что неизбежно приведет к социально-экономическим эффектам, связанным с обеспечением

условий устойчивого развития российского общества, с ростом инновационного человеческого потенциала и бизнес-среды.

Таким образом, в инновационном развитии региона гуманитарная составляющая должна являться императивом. Для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика государства, включающая развитие человеческого потенциала на базе высокоразвитых сфер науки, культуры, образования.

Библиографический список

1. Валицкая, А.П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии [Текст] / А.П. Валицкая // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 3 (53). - С. 41-49.

2. Демкин, В.П. Гуманитарное образование в информационном обществе [Текст] / В.П. Демкин, Г.В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. Научно-методический журнал. - 2002. - №3 (7). - С. 2430

3. Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [Текст] // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 2008. -

17 ноября. - № 1662.

4. Кончанин, Т.Л. Великая миссия социогуманитарного образования [Текст] / Т.Л. Кончанин // Тегга есопотісш. - 2011. - Т. 9, № 2. -С. 86-97.

5. Санникова, О.В. Трансформация содержания профессионального социально-гуманитарного образования : социологический анализ [Текст] : автореф. дис. д-ра социол. наук / О.В. Санникова. - Екатеринбург, 2012. - 40 с.

6. Социально-гуманитарное образование : ориентации, практики, ресурсы совершенствования [Текст] / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, О.Я. Дымарская [и др.]. - М. : ЦСП, 2006. - 264 с.

7. Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации. - 2011. - 8 декабря. -№ 2227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.