Научная статья на тему 'Модель развития профессионального самосознания педагога в пространственно- врменном образовательном контексте'

Модель развития профессионального самосознания педагога в пространственно- врменном образовательном контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ВРЕМЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Галина Борисовна

В статье на основе современных философских, психологических, социологических концепций в области восприятия и осознания человеком времени рассматриваются причины несоответствия субъективного и объективного времени в сознании человека. Предлагается оригинальная динамическая, диалектическая модель развития профессионального самосознания педагога в пространственно-временном образовательном контексте, отражающая закономерности и механизмы его развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития профессионального самосознания педагога в пространственно- врменном образовательном контексте»

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Педагогика, 1991. - 302 с.

2. Акмеология [Текст]: учебник / Под общ.ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

3. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. [Текст] / Ж. Делор. - иКБ8СО, 1996.

4. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала. [Текст] / А. А. Деркач. - М.-Воронеж, 2004.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма образования. [Текст] / И. А. Зимняя. - М., 2003.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

7. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. [Текст] / Л. А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М. М. Исениной. Под общ. ред. и предисл. М. М. Исениной. [Текст] / К. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс. 1994. - 480 с.

9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для

разработки документов по обновлению общего образования. [Текст] - М., 2001.

УДК 371.127

Петрова Галина Борисовна

Доцент кафедры русской литературы XX века Магнитогорского государственного университета, кандидат педагогических наук, [email protected], Магнитогорск

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Petrova Galina Borisovna

The assistant professor of the XX century Russian literature department of the Magnitogorsk State University, the candidate of pedagogical science, [email protected], Magnitogorsk

PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF AN EDUCATOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. THE SPACE-TIME MODEL OF DEVELOPMENT

Современные кардинальные реформы общей и профессиональной системы образования обострили и актуализировали сложнейшую психоло-

го-педагогическую проблему - необходимость в ускоренном изменении профессионального самосознания педагога, в ломке мировоззренческих и профессиональных стереотипов, сдерживающих развитие личности, как педагога, так и ученика. Как успеть за временем, чтобы быть «успешным», самоутвердиться и самореализоваться в нем?

Время изобрел человек как форму абстрагирования от цикличности повседневной жизни. К. Э. Циолковский говорил, что категория времени связана с процессом, происходящем в нашем мозгу, и время является ходулями, которые позволяют вставать человеку над своей личностью, производить опыты и укладывать результаты в удобную для человека систему [1].

Эволюция представлений человека о времени в философии и физике имеет две пары дополняющих друг друга концепций времени: 1) динамическую (время - субстанция наряду с пространством, веществом; время - система отношений между различными событиями); 2) статическую, в которой события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов - иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения [2]. В связи с исследованием психологии самосознания мы будем опираться на статическую концепцию времени.

Традиционные теории развития в психологии, в педагогике долгое время рассматривали человека как существо дуальное, делящего все сущее на субъективную и объективную реальность. Но бесконечно-конечный человек оказался гораздо более сложным по своему устройству, чем могла предполагать классическая психология. Поэтому методологическими основаниями нашего исследования самосознания человека являются положения теории самоорганизующихся психологических систем, согласно которым человек живет не только в трехмерном пространстве и времени, объективный мир открывается ему и в других измерениях (значениях, смыслах, ценностях) [3]. Человек понимается не как линейная, а как уникальная открытая самоорганизующаяся система, имеющая пространственно-временную организацию, но и порождающая психологические новообразования и опирающаяся на них в своем самодвижении. Осознание психологических механизмов само-осознания человеком времени, особенностей «субъективно переживаемого возраста» будут способствовать детальной разработке дидактических условий формирования и развития профессионально компетентной личности, конкурентоспособной в своей профессиональной области (В. И. Андреев) [4], способной адаптироваться во времени и пространстве, идти в ногу со временем, опережать его. Субъективный возраст, внутреннее возрастное самосознание (самоощущение во времени, проецировании себя на хронологическую ось), зависит от событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности [5]

Остановимся на некоторых особенностях восприятия времени, зависящих от психологических характеристик индивидуального возраста человека. Психологи К. Левин, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абуль-

ханова-Славская, Д. Г. Элькин, Б. И. Цуканов, А. С. Дмитриев и многие другие утверждают, что людям свойственны индивидуальные особенности восприятия времени: как плавно текущего или скачкообразно, как сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему. Если жизненный путь человека состоит из со-бытий и промежуточном времени между ними, то время наступления события может быть столь же важным для жизненного опыта личности, как и само событие, степень и характер перемен, которое оно несет. Биографический метод изучения жизненного пути, самый распространенный в психологии развития, необходимо дополнять методами, позволяющими проследить развитие личности в социальном мире. Важно наблюдать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Сложное переплетение траекторий индивидуального развития с объективными социальными процессами является предметом нашего исследования. Если человек является целостной самоорганизующейся психологической системой, обладающей собственными средствами организации самодвижения, саморазвития, самодетерминации, является причиной самого себя, то в чем причины несоответствия субъективного и объективного времени?! Попытаемся вписать субъективные координаты времени жизни человека в объективное измерение. Обратимся к исследованиям социологов.

Основы «социального времяведения» (Скворцов П.) заложил В. И. Вернадский. Пространство-время живого организма обладает текучестью, дисперсностью, цикличностью, а социальное время («время историческое» и «психологическое», помимо времени эволюционного), обладает еще и замедленностью или ускоренностью («длением»). Ассоциативно всплывает художественный образ «Текучих часов» с картины Сальвадора Дали.

Известно, что природа, объективный мир устроены гениально просто. «Мир оказался устроенным по принципу «матрешка в матрешке», - пишет Ю. Н. Соколов, - то есть цикл взаимодействия в цикле взаимодействия, более широком. Философ М. С. Каган по праву считает, что личностные циклы встраиваются в гиперциклы метаистории, создавая гармонию или дисгармонию (симметрию или асимметрию) индивидуального и общественного. Нарушение циклов самосознания человека, их несоответствие гиперциклам приводит к катастрофическим последствиям и для индивида, и для общества. И наоборот: гармония (симметрия, с чем мы не согласны (Авт.)) индивидуальных циклов самосознания и гиперциклов метарефлексии создает реальную творческую способность человека - способность превращать небытие предмета в его бытие [6]. Теория цикличности, на которую опираются ученые, представляющие глобально-цивилизационный подход (у истоков - Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И Вернадский, В. С. Соловьев), позволяет рассматривать Время человека (субъективное время) и метавремя культуры (объективное) через призму целостности мира и человека. Представители ставропольской современной

социологической школы создали концепцию «социального времяведения» и метарефлексии как социально-психологической основы метаобразования (Н. Н. Моисеев, Л. В. Скворцов, Ж. Т. Тощенко, В. И. Каширин, С. Б. Крымский). Концепция приводит к пониманию Времени человека в качестве текучего пространства-времени, т. е. континуума, в котором время играет решающую роль, обладает функциональной первичностью, а весь мир чело-века-темпоральностью. Метавремя культуры - представляет собой треугольную пирамиду, встроенную в шар, что символизируют бесконечность мира и вечность жизни. Пять структурных элементов «розы времен» -1) диссипативное время (метаистория); 2) информационное время (современность); 3) жизненное время (виртуальность); 4) цивилизационное время (цивилизационность), объединяются; 5) метавременем культуры. Каждое из них диалектически противоречиво в своем содержании и триалектически взаимозависимо в своих функциях. Развиваясь в синтезе, они создают принципиально новую форму человеческой Памяти [3].

Мы приводим столь полную трактовку концепции для того, чтобы на ее методологической основе обосновать свою позицию. В диалектико-триалек-тической модели социального времяведения (Л. В. Скворцов) нам интересна «моментальная фотография» целостного интегрированного образа времени вообще во всех его проявлениях и взаимодействиях. Если говорить о движении, то в данной модели его нет. Можно лишь предположить, что оно работает либо на расширение, либо на сжатие.

Исследователь П. Веденин считает, что субъективное время нельзя отождествлять с объективным. Их различие отражено в факте возникновения между ними хронологического времени, которое в секундах отсчитывает «угол» их расхождения. Такой образ возможен, если рассматривать однонаправленный поток объективного и субъективного времени, опираясь на его скорость (темп). Мы считаем, что необходимо говорить не столько о скорости продвижения человека во времени, сколько о частоте, ритме в нем и подтверждаем свою концепцию методологическими основаниями теории цикличности.

В нашей модели мы ставим задачу показать процесс динамического развития профессионального самосознания человека в пространственно-временном контексте, учитывая субъективные временные циклы сознания педагога и временные гиперциклы современного образовательного процесса. Поэтому предложенная Л. В. Скворцовым модель «социального времяведе-ния», на наш взгляд, должна быть встроена в динамичный процесс.

Убеждение в единстве и целостности мироздания, в единстве его законов и моделей позволяет нам представить динамический эволюционный процесс с помощью диалектической модели, отражающей единый закон эволюции двойственного отношения, монадой двойственных отношений - моделью молекулы ДНК, которую часто эксплуатируют ученые в разных качествах. Есть гипотеза, что спираль ДНК является фрагментом ленты Мебиуса - прародителем символа бесконечности. Физики - теоретики пришли

к выводу, что наша Вселенная, вполне вероятно, замкнута в ту же самую ленту. Структура ленты Мебиуса объясняет наши предположения относительно существования субъективного времени человека: прошлого, настоящего и будущего одновременно (статическая концепция времени), относительно возможности бесконечного эволюционного развития; относительно детерминированности выбора траектории развития. А модель закрученных спиралей иллюстрирует динамический диалектический процесс развития самосознания человека в зависимости от изменения условий во времени и пространстве. Разнонаправленные спирали - прошлое и будущее (с различной частотой витков - временных циклов), субъективное и объективное время, пересекаются в момент реального настоящего - хронологического времени. Педагог (наблюдатель) (восходящая спираль) имеет свое индивидуальное ощущение времени, обусловленное возрастом, темпераментом, характером, полом, способностью к адаптации и самореализации во времени и пространстве и т. д. Образовательные процессы (нисходящая спираль) в разные периоды общественного развития имеют свои темпы и частоту развития (объективное время). Современный этап развития образования характеризуется процессами информатизации, компьютеризации, техно-логизации, изменением образовательных векторов («знаньевая» парадигма меняется на развивающую, компетентностную, деятельностно-ориентированную, личностно-ориентированную). Частота циклов двух спиралей, как показывают результаты исследования (только 25% педагогов чувствуют себя комфортно в профессии), как правило, не совпадают, что ведет к личностным, профессиональным кризисам. Точки пересечения спиралей - пороги -точки выбора (полифуркации), становятся главнейшими реальными «событиями» в жизни человека, когда надо сделать выбор здесь и сейчас. Выбор приведет либо к гармонизации (не симметрии, а совпадении по частоте, ритму) субъективного и объективного времени, прошлого и настоящего, настоящего и будущего, принятию ситуации, нахождению компромисса, либо к полному расхождению. Осознанно сделанный выбор может полностью изменить траекторию дальнейшего профессионального развития, позволит уравновесить частоту событийных циклов. В любом случае, это приведет к этапу «преодоления себя» или обстоятельств. Исследователи в области синергетики считают, что из точки выбора (полифуркации) имеется как минимум семь возможных выходов, траекторий развития. Каждый выбор порождает новый вектор развития, новую «спираль» - своеобразный новый фрактал, который заполняется новыми смыслами расширяется или сужается (как у П. Скворцова), а возможно является переходом для новых образований.

Таким образом, жизнь, как длительность, может отмеряться количеством пройденных «порогов», точек выбора, а ее смысл измеряться качеством их преодоления - своеобразных экзаменов, тестирующий личность на способность к проявлению и утверждению жизненности, конкурентоспособности (В. И. Андреев). За каждым выбором следует период максимального напря-

жения, когда личность отстаивает свое право на индивидуальность у объективного времени.

Об осознанной оценке человеком времени писали: С. Л. Рубинштейн, Б. И. Цуканов, Д. Г. Элькин, П. Фресс, Ж. Пиаже. Почти все исследователи важнейшим механизмом осознания называют рефлексию. Достаточно ли просто дать оценку своего пути? Или важнее принять решение? Или все-таки важнее сделать первый шаг к изменению себя или обстоятельств? В каком соотношении находится личностная рефлексия и метарефлексия науки, истории, культуры?

В концепции метаобразования (непрерывного образовательного процесса) разработаны общие программные положения: а) в непрерывном образовании в разных формах должна найти отражение Современная Картина Мира (научная картина мира), как метарефлексия естественной науки, как экспертное знание в обобщенно-знаковой форме; б) на разных ступенях непрерывного образования должна быть представлена Современная Картина Жизни (окружающая реальная жизнь), отражающая в профессиональном самосознании науки философско-методологический аспект познавательной и практической деятельности; в) стратегия будущности должна перефокусировать всю систему образования на скорость изменения окружающей среды; г) Философия Личности должна помогать человеку в процессе самоопределения, ориентируя его на общечеловеческие ценности, компетентность и профессионализм [7].

Интерпретируем концепцию в применении к нашему исследованию. Кризис в сознании современного педагога связан с ощущением серьезного отставания времени субъективного от времени объективного. Компетент-ностный подход в образовании, как образовательная стратегия, предполагает изменение, прежде всего, мировидения и мотивов поведения педагога на основе экспертного знания и профессиональной компетенции.

1. Осознание Современной предметной Картины Мира должно произойти в процессе экспертизы педагогом своих предметных знаний, индивидуальной рефлексии в форме систематизации их в обобщенно-знаковой форме (создание понятийных кластеров; предметных глоссариев; выстраивание цепочек причинно-следственных связей; выявление ключевых закономерностей, действующих в предметных науках; построение предметных модульных программ). В процессе самостоятельной или групповой разработки предметных компетенций педагоги должны освоить Современную Картину Жизни и под другим углом зрения посмотреть на предметную Картину Мира. Вычленение ключевых понятий, первоэлементов предметной Картины Мира, категорий, выявление закономерностей, позволят создать в сознании учителя единую, целостную, интегрированную картину Мира. Содержание традиционного образования мозаично, главное растворяется в частностях, дробится в темах, не систематизируется даже в сознании учителя, следовательно, и учеников.

2. Профессиональное осмысление педагогом самосознания науки в философско-методологическом аспекте познавательной и практической деятельности учащихся позволит вписать изучаемую науку в общее представление о современной Картине Жизни. Процесс осмысления происходит на этапе актуализации метацелей (мировоззренческих целей) и конкретных поурочных задач, в создании концепций изучения тем, моделировании и проектировании учебных занятий в контексте компетентностного (практико-ориен-тированного) подхода к обучению. Осознание закономерностей устройства и развития Картины Мира будут способствовать объяснению событий, происходящих в окружающей Картине Жизни, прогнозированию ситуаций.

3. Стратегия будущности реализуется в нашем контексте в создании интегрированных программ естественных, гуманитарных предметов, циклов точных наук; реализации принципов гуманизации и гуманитаризации в образовательном процессе; актуализации ценностных ориентаций, толерантности в проектировании и реализации воспитательных задач урока и т. д.

4. «Философия личности» педагога, независимо от возраста, должна формироваться в процессе его постоянного самоопределения, рефлексии, сознательного выбора траектории личностного развития, что является его ключевой профессиональной компетенцией.

Комплекс условий динамичного развития личности, на наш взгляд, должен быть представлен: сформированным диалектическим мышлением педагога, предполагающим осознание противоречий как органического целого; готовностью искать и находить «золотую середину» в решении любых проблемных ситуаций; полем выбора дальнейшей траектории развития; доступом к современным источникам информации; владением современными образовательными технологиями; высоким нравственным цензом.

Наша динамическая, диалектическая модель развития профессионального самосознания педагога опирается на синтез философского, естественного и гуманитарного знания, приводит концепцию в движение в пространстве и времени, обосновывая необходимость постоянной внутренней работы педагога в направлении деятельностного изменения своего профессионального самосознания о Картине Мира, детерминировании ее в Современную Картину Жизни. Точка полифуркации - выбора, преодоления себя или обстоятельств и выход на новую траекторию развития (самопорождение себя в новом качестве) позволит менять или корректировать Философию своей Личности, быть готовым к «непрерывному творческому саморазвитию, конкурентоспособности» [4].

Библиографический список

1. Чижевский, А. Л. Аэроны и жизнь. Беседы с Циолковским - М.: Мысль, 1999. - 686 с.

2. Скворцов, Л. В. Информационная культура и проблема метаобразования // Культурология: Дайджест - М.: ИНИОН РАН, 1999, № 3, с. 236

3. Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998, Вып. 8-9. -С. 7-15.

4. Андреев, В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

5. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

6. Каган, М. С. Метаморфозы бытия. К постановке вопроса. // Вопросы философии, 2001, № 6, с. 67

7. Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 - 266 с.

УДК 51(07)

Исмаилова Зимина Назимовна

Аспирант кафедры ТиМОМиИ Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected], Махачкала

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ismaulova Zamina Nazimovna

The post-graduate student of faculty Technologies both techniques of training to mathematics and computer science of the Dagestan state pedagogical university, [email protected], Makhachkala

USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASE OF ACTIVITY OF THE SCHOOLBOYS AT LESSONS OF MATHEMATICS

Проблема качественной подготовки учащихся к жизни в современном динамичном мире всегда была одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. Умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований. Это результат серьезной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Решение этой проблемы способны значительно облегчить компьютерные технологии. Анализ школьной практики показывает, что нередко использование средств активизации учебной деятельности не приводит к требуемому уровню активности учащихся. В одних случаях у школьников предварительно не сформирована потребность в конкретной учебно-познавательной деятельности, в других -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.