УДК 338
ОБ- Дигилина ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РЕГИОНА:
И.Б. Тесленко ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Представленная статья посвящена вопросам создания эффективного механизма развития инновационной экономики на примере Владимирской области. Основной вектор региональной инновационной политики должен быть направлен на привлечение инвестиций в создание современных в технологическом отношении предприятий. Приоритетным направлением является создание государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика региона, институциональная среда, государственно-частное партнерство.
Olga Wma INNOVATIVE ECONOMY OF THE REGION:
Irina Teslenko ACHIEVEMENTS, PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract. This article is devoted to creation of the effective mechanism of development of innovation economy by the example of Vladimir region. The main vector of regional innovation policy should be directed on attraction of investments and development of modern technology enterprises. The priority is establishment of a public-private partnership.
Keywords: innovations, innovative economy of the region, the institutional environment, public-private partnership.
Построение экономики инновационного типа в регионах России предполагает решение ряда задач: проведение модернизации производственного аппарата и формирование ядра новой экономики, а также построение инфраструктуры инновационной деятельности и создание региональной инновационной системы. В той или иной мере эти задачи решаются во Владимирской области. Основу регионального научно-технического потенциала и инновационной активности Владимирской области и сейчас составляют научно-исследовательские институты и научные организации: Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД), Всероссийский научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа (ВНИПТИОУ), Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ), Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ), Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных (ВНИИЗЖ), Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья (ВНИИСИМС). Объём научно-технических разработок в 2012 г. вырос по сравнению с 2008 годом в 3,7 раза, а доля научно-технических работ в ВРП составила около 2%.
В настоящее время регион входит в число первых 20 субъектов РФ по численности занятых научными исследованиями и разработками. Основными направлениями деятельности научных организаций являются электротехника, машиностроение, лазерные и космические технологии, сельское хозяйство, медицина, химия. В сфере науки и научного обслуживания действуют 32 организации, из них две трети составляют научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, пятую часть - промышленные предприятия [1]. Практически в каждой отрасли промышленности региона имеются конкурентоспособные предприятия, выпускающие продукцию мирового уровня, такие как ОАО «Ковровский электромеханический завод» (робототехника, гидравлические системы), ООО «Завод «Синтетические кристаллы» (искусственные кристаллы кварца и драгоценных камней), ЗАО «РМ Нанотех» (наноструктурированные мембраны и разделительные модули на их основе), ЗАО «Генериум» (лекарственные препараты), ОАО «Ткацко-отделочная фабрика «Авангард» (ме-бельно-декоративные и махровые ткани) и ряд других.
© Дигилина О.Б., Тесленко И.Б., 2014
В регионе продолжается создание промышленных зон и технопарковых структур. В этом направлении в рамках проведения реструктуризации на заводе «Точмаш» создан технопарк, на базе которого будут развиваться наукоемкие и высокотехнологичные производства (крупнейшим резидентом является ООО «Русалокс»). Технопарки формируются на базе промышленных площадок Ковров-ского электромеханического завода (более 10 резидентов), Ставровского завода АТО, Муромского машиностроительного завода, лазерного полигона (ООО «Альтоника», ООО «Радуга Световые технологии»), завода «Автоприбор», «Автосвет» (г. Киржач), Ковровских экскаваторного и приборостроительного заводов. Продолжилась реализация крупных проектов с участием иностранных фирм «Нестле», «Ферреро», «Бойдак холдинг», «СЕФА», «Вестел-СНГ», «Беко», «Арк интернейшнел», «Овенс Корнинг» и других. В 2012 году вырос объём инвестиций в основной капитал и составил 60,1 млрд руб., а в целом с 2000 г. по 2012 г. он увеличился в 3,2 раза [1].
В результате в 2012 г. по уровню инновационной активности область заняла 6 место в ЦФО [2]. Значительные успехи области стали возможными благодаря государственной поддержке важных инвестиционно-инновационных проектов. В 2003-2012 гг. общая сумма господдержки составила 2,4 млрд рублей. Суммарный объем инвестиций предприятий, которым была оказана господдержка, в экономику региона составил 40,5 млрд руб. [1] .
Особое внимание уделяется предприятиям малого и среднего бизнеса. В качестве мер по снижению финансовой нагрузки на приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на 2013 г. постановлением Губернатора области от 14.12.2012 № 1418 снижена ставка (в размере 0,5 к базовой ставке арендной платы) при сдаче в аренду государственного областного имущества для всех видов производств, а также научно-исследовательской и образовательной деятельности. В 19 муниципальных образованиях сформированы перечни имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в которые включено 174 объекта общей площадью 40,07 тыс. кв. м. По данному имуществу заключено 302 договора аренды.
С 1 января 2013 г. законом области введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Налоговое стимулирование способствует более активному развитию бизнеса. Темпы роста налогов, уплачиваемых предпринимателями (единый налог на вмененный доход, налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения), составили 19,5% [1].
Важным инструментом обеспечения спроса на продукцию малых и средних предприятий является система государственного и муниципального заказа. В 2012 г. субъектов малого и среднего бизнеса получили 1264 заказа на сумму 1,4 млрд руб., что составляет 12,5% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В результате доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в ВРП за 2012 год составила 18,6%, доля занятых в общей численности работников всех предприятий области - 34,6% [1].
В целом можно сказать, что во Владимирской области созданы и совершенствуются элементы управленческой, технологической и финансовой составляющих инновационной инфраструктуры. Вместе с тем в регионе накопилось большое количество нерешенных проблем, которые препятствует завершению формирования инновационной инфраструктуры региона, тормозят развитие региональной инновационной системы в целом. Остановимся на них подробнее. Предваряя описание проблем, можно сказать, что резервов для создания инновационной экономики в регионе не достаточно. Несмотря на значительный рост инвестиций во Владимирской области в последние годы, их величина не соответствует потребностям производственного сектора экономики и, прежде всего, инфраструктуры.
Основными проблемами в привлечении инвестиций являются отсутствие подготовленных к использованию производственных площадок, утвержденных планов инновационного развития отдельных территорий области, жесткие административные преграды на уровне органов местного самоуправления (длительные сроки выбора и оформления земельного участка для реализации проекта,
получения строительной документации и т.д.). Определенный резерв площадей есть в ведении федеральных органов власти. Но чтобы появилась возможность их использовать, требуется серьезная работа по включению их в состав создаваемых технопарковых структур. В качестве потенциальных промышленных площадок могут рассматриваться свободные площади предприятий-банкротов; действующих предприятий, нуждающихся в модернизации и расширении производств; высвобождающиеся в ходе реструктуризации площади; свободные земельные участки. Однако и в случае их использования, могут возникнуть проблемы с производством и распределением электроэнергии, газа и воды.
На рынке труда не хватает инженерных кадров разных специальностей и представителей рабочих профессий. Серьезную проблему представляет устаревшая материально-техническая база учреждений профобразования, особенно по наиболее востребованным и ресурсоемким специальностям (средний износ основных фондов достигает 60%). В регионах недостаточно организаций консультационной, организационной и информационной инфраструктуры. Функции этих институтов пытается выполнять ВИТЦ.
Сохраняются проблемы у малого и среднего бизнеса: низкая доступность кредитно-финансовых ресурсов, объектов недвижимости, коммунальной и технологической инфраструктуры, что затрудняет их поступательное развитие. Уровень участия бизнеса в развитии науки и инновационной деятельности региона относительно низок. Инновационная сфера ориентируется в первую очередь на государственное финансирование.
Методологической основой процесса управления в регионе является программно-целевой метод, закрепленный в постановлении губернатора Владимирской области от 22.02.2013 № 190 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Владимирской области». На основе действующей Стратегии социально-экономического развития региона до 2027 г., Стратегии Центрального федерального округа до 2020 года разработан проект Концепции экономической политики Владимирской области, ориентированной на повышение конкурентных преимуществ производимых товаров, работ, услуг. Конечным результатом реализации концепции должен стать рост уровня жизни населения и активизация предпринимательской деятельности. Для решения конкретных проблем на период 2013-2015 гг. в области разработана и утверждена «дорожная карта», включающая в себя мероприятия по различным направлениям экономического развития.
Основной вектор региональной инновационной политики, как и в прежние годы, направлен на привлечение инвестиций в создание современных в технологическом отношении предприятий. Разработан проект долгосрочной целевой программы привлечения инвестиций на территорию области на 2014-2016 гг. Привлечение инвестиций - процесс сложный, требующий продуманной инвестиционной стратегии и предполагающий создание определенных условий. Прежде всего, надо начать с замещения неэффективных традиционных производств современными предприятиями. По данным мониторинга требуют модернизации около 60% крупных и средних предприятий традиционного сектора. Необходимо повысить показатель ежегодного обновления оборудования с 3-4% до уровня наиболее стран-лидеров мировой экономики - 14-15% ежегодно, что позволит выпускать продукцию, конкурентоспособную по качественно-ценовым параметрам и отвечающую международным стандартам.
Уровень добавленной стоимости в цене продукции должен составить не менее 22-25% при доле затрат на заработную плату около 35%. При этом для сохранения значительной доли ФОТ в структуре затрат производств, потребуется увеличить производительность труда на новых производствах в сравнении со старыми не менее чем в 3,1 раза [1]. Необходимо проводить постоянный мониторинг портфеля проектов, отбирая наиболее эффективные, которые обеспечивают необходимый приток инвестиций. Это касается прежде всего инвестиционных проектов в химическом производст-
ве, производстве неметаллических минеральных продуктов, металлургии, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования и др. В категорию стратегических включены инвестиционные проекты, реализуемые в сфере добычи и переработки торфа, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Решать эти и другие вопросы, такие как обеспечение режима одного окна для инвесторов, инфраструктурное развитие промышленных зон, представление интересов субъекта РФ в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), взаимодействие с финансовыми организациями и федеральными институтами в регионе должна специальная структура - Корпорация развития, создание которой в ближайшее время необходимо. Чтобы поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий была эффективной, требуется разработка соответствующей Концепции, содержащей обоснованную цель, четкие задачи, конкретные показатели результатов по годам, стимулирующие мероприятия, например, освобождение от налогов при запуске бизнеса; отмена бухгалтерского учета для малого и среднего предпринимательства, снижение затрат, связанных с ж/д перевозками; присоединением к инженерным сетям и т.п.
Что касается решения проблемы подготовки кадров, постановлениями губернатора области утверждены перечни 18 остродефицитных специальностей и 24 остродефицитных профессий, востребованных региональным рынком труда. По данным мониторинга экономика области в среднесрочной перспективе 2013-2016 гг. будет нуждаться в подготовке ежегодно около 8 тыс. квалифицированных кадров [1].
Следует совершенствовать институциональную среду инновационного развития области как в части новых законодательных актов, так и современных институтов, действующих на всех рынках и во всех сферах государственного регулирования. Для улучшения качества подготовки законодательных актов следует рассмотреть вопрос об учреждении в области Совета по нормотворчеству с включением в его состав представителей всех субъектов права законодательной инициативы по принятию областных законов. Для развития современных институциональных структур потребуются серьезные финансовые вложения - в институты развития человеческого капитала (структуры по подготовке соответствующих кадров), инновационную инфраструктуру (особые экономические зоны; промзоны для развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры; туристско-рекреационные особые экономические зоны в Юрьев-Польском, Суздальском, Муромском районах для внедрение новых реабилитационных услуг, принципиально новых услуг в сфере организации отдыха и оздоровления населения. Создание и развитие таких структур позволит удержать молодежь в регионе, раскрыть их творческий потенциал.
Совокупный объем финансовых средств, которые необходимо привлечь в экономику региона к 2027 г., чтобы решить накопившиеся проблемы, по подсчетам составит около 2 трлн. руб., что обеспечит совокупный рост инвестиций в 4 раза. Изменение институциональной среды к 2027 г. должно привести к росту доли инновационной (наукоемкой) продукции в экономике до 35%, а удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, должен возрасти до 40% от общего количества всех организаций региона [1]. В результате проводимых в экономике области инновационных преобразований регион сможет органично интегрироваться в международную экономику, устойчиво воспроизводить конкурентные позиции на рынках.
Библиографический список
1. Концепция экономической политики Владимирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://econom.avo.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=52&Itemid=57 (дата обращения: 25.02.2014).
2. Концепция и стратегия социально-экономического развития Владимирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа avo.ru>download/2013/P1074.doc (дата обращения 25.02.2014).