УДК 338
°.А. Евсеева РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ
Н.В. Абдуллаев ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА
Аннотация. Представленная статья посвящена вопросам обеспечения ресурсных возможностей развития малых инновационных предприятий на примере Владимирской области. Перспективными направлениями является создание инновационной инфраструктуры в производстве, а также требуется разработка единой государственной политики комплексной поддержки малых и средних предприятий.
Ключевые слова: инновации, управление развитием, малые инновационные предприятия, государственная политика.
Oksana Evseeva RESOURCE POTENTIAL OF THE DEVELOPMENT OF
Nizami Abdullayev SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES OF THE REGION
Abstract. This article is devoted to the issues of ensuring the resource potential of the development of small innovative enterprises by the example of Vladimir region. Perspective directions is the creation of an innovative infrastructure in the production, and also requires the development of a unified state policy of comprehensive support to small and medium-sized enterprises. Keywords: innovations, development management, small innovative enterprises, state policy.
Малые инновационные предприятия (МИП) - это относительно новые хозяйственные структуры в экономике России и ее регионов. В экономической литературе существует много определений понятия «малые инновационные предприятия». Под последними, по нашему мнению, следует понимать организации (предприятия), отвечающие, согласно законодательству страны, статусу малых предприятий и осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью создания нового продукта, услуги, процесса, технологии и т.п., востребованных на рынке, и успешно внедряющие их в практической деятельности в среднесрочном периоде.
Институциональные основы деятельности МИП в России еще только закладываются. Это серия федеральных законов и постановлений, а также федеральные и региональные стратегии и программы. Во Владимирской области реализуется Стратегия развития науки и инноваций на период до
2015 года, а также План мероприятий по ключевым направлениям экономического развития области («дорожная карта») на период 2013-2015 гг., в котором в том числе предусмотрены меры по улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в области модернизации и инновационного развития экономики [5].
Наиболее активное развитие малого предпринимательства в регионе наблюдалось в 2010-2012 гг. Количество малых предприятий за это время выросло почти в полтора раза, тогда как в целом по России - всего на 4,6%, а оборот малых предприятий области за этот же период увеличился на 74% [6]. В 2012 г. малых предприятий (вместе с микропредприятиями) в регионе было 17803, в 2013 г. - 16800. По предварительным прогнозам (пессимистичному и оптимистичному соответственно) в 2014 г. их будет насчитываться 16800-16900, в 2015 г. - 16850-17100, в 2016 г. - 17000-17400. Хотя и прогнозируется рост малых предприятий, но уровня 2012 г. показатели 2016 г. так и не достигнут.
Среднесписочная численность работников малых предприятий в 2012 г. составляла 115,79 тыс. чел, в 2013 г - 112,60 тыс., по тем же прогнозам в 2014 г. она может составить соответственно 112,60-113,20, в 2015 г. - 112,70-114,50, в 2016 г. 113,90-117,50 тыс. человек. В 2012 г. оборот малых предприятий (в том числе микропредприятий) составил 165,50 млн руб., в 2013 г - 180,70 млн. В 2014 г. по прогнозам он составит соответственно 189,70-19920 млн, в 2015 г. - 200,25-218,60 млн, в
2016 г. - 212,40-243,20 млн руб. [6]. По оптимистичному прогнозу оборот малых предприятий вырастет существенно - почти на 46%.
© Евсеева О.А., Абдуллаев Н.В., 2014
По числу малых предприятий и занятых в них Владимирскую область в Центральном федеральном округе опережают только Москва, Московская и Воронежская области [6]. Сравнивая относительные показатели развития малого бизнеса, можно утверждать, что Владимирская область тоже находится в числе лидеров среди регионов РФ. Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в объеме валового регионального продукта составила в 2012 г. почти 20%, т.е. пятую часть экономики области обеспечивают малые предприятия. По этому показателю Владимирская область занимала третье место. Это еще далеко от показателя развитых стран, но почти вдвое выше, чем в целом по России. При этом доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота организаций по итогам 2012 г. составила 33%. Следует отметить тот важный факт, что в области количество малых предприятий в обрабатывающем секторе примерно равно количеству малых предприятий в сфере торговли, хотя в целом по стране последних почти вдвое больше [6].
Совершенно очевидно, что успехи малых предприятий возможны при соответствующей государственной поддержке. Механизм поддержки МИП в стране и регионе разнообразен - от субсидирования процентных ставок по кредитам и лизингу оборудования до микрофинансирования и финансирования, участия в различных выставках. Этот механизм реализуется за счет специальных фондов, средств банковского сектора, федерального бюджета.
В области ежегодно реализуется порядка 15 и более федеральных целевых программ, а также более 30 региональных долгосрочных целевых программ [6]. Поддержка МИП осуществляется и специально созданными институтами развития, такими как ОАО «Российский банк развития». С 2010 г. он осуществляет поддержку МИП, проводящих модернизацию производства и создающих уникальную продукцию. Из федерального бюджета на конкурсной основе территориям предоставляются субсидии для осуществления программ развития малого и среднего бизнеса, в том числе развития МИП. Поддержка оказывается в виде предоставления грантов на создание МИП, субсидирования действий МИП на возмещение затрат, реализации специальных образовательных программ для МИП, создания инновационной инфраструктуры в производстве.
В целом во всех регионах страны в той или иной мере осуществляется ресурсная поддержка развития МИП. Во Владимирской области в течение ряда лет осуществлялась целевая программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 20112013 годы». Механизмы поддержки МСП строятся как на конкурсном отборе, так и на заявительной процедуре. По конкурсу распределяются гранты начинающим предпринимателям - на создание собственного дела, в первую очередь в инновационной сферы (размер гранта - 300 тыс. руб.). Администрация области поддерживает грантами и создание инновационных компаний (размер гранта -500 тыс. руб.). Областной бюджет также субсидирует часть затрат предпринимателей, направленных на модернизацию производства. При этом размер поддержки не может превышать 50% затрат самого предприятия, максимальная сумма такой помощи - 3 млн руб. [1].
В 2012 году реализован проект по созданию регионального инновационного бизнес-инкубатора в городе Коврове, основной целью которого является поддержка малого инновационного предпринимательства на ранних стадиях развития, установление конструктивного взаимодействия между вновь созданными малыми предприятиями инновационной сферы с успешно действующим крупным бизнесом, как на территории Владимирской области, так и на межрегиональном пространстве. Проект был реализован за счет средств федерального бюджета по линии Министерства экономического развития России (80%) и бюджета Владимирской области (20%). Общая стоимость проекта составила 169 млн руб. [3]. Бизнес-инкубатор ориентирован на биотехнологии, 1Т-технологии, робототехнику, мехатронику и энергосбережение. Одним из пилотных проектов, запущенных в бизнес-инкубаторе в Коврове, стало производство печатных плат по уникальным технологиям. В целом за последние годы в регионе открыто пять бизнес-инкубаторов: в городах Муроме, Коврове, Покрове,
Судогде, поселке Ставрово [6]. Тем самым для малых предприятий во Владимирской области создаются условия для технологического совершенствования местной экономики.
В 2013 г. по направлению «Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании» на конкурс было отобрано три заявки, инновационный характер которых был подтвержден патентами. Это разработка конструкции и технологии изготовления наукоемкого полимерного теплоизоляционного изделия - теплоизоляционной панели с эффективными воздушными прослойками широкого спектра применения (ООО «Научно-производственная компания «Технологии инновационных решений»), создание действующей лабораторной установки по бесконтактному измерению механических напряжений и ее опытного образца, сертификация прибора и производство мелкой серии (ООО «Опора» при Ковровской государственной технологической академии), создание плазмодинамического реактора для очистки природных и сточных вод, которым уже заинтересовалась компания «Мортадель» («Владбиоэнерго» при ВлГУ). Общий объем грантовой поддержки по данному направлению составил 5,5 млн руб.
На конкурс по направлению «Поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства» было подано 18 заявок, из них отобрано 17 проектов. Наибольший объем средств на развитие получили предприниматели из округа Муром, г. Владимира, Вязниковского и Судогодского районов. Гранты начинающим предпринимателям выплачивались посредством субсидии муниципальным образованиям. Средства областного бюджета составили 4 млн руб., средства из федерального бюджета - 16 млн руб. [2].
Несмотря на имеющиеся положительные результаты эффективность программ поддержки МИП могла быть выше. Дело в том, что в стране и в регионах существуют совершенно очевидные препятствия для быстрого развития МИП. Основными сдерживающими факторами развития МИП можно назвать отсутствие законодательной базы их регулирования, несистемный, непоследовательный характер регулирования деятельности МИП, сохраняющиеся организационные сложности (в получении кредитов, аренды помещений, нахождении квалифицированных кадров, обустроенных производственных площадок и т.п.), высокие риски, отсутствие установленных критериев оценки эффективности государственной поддержки (важен не сам размер инвестиций, а результаты их использования - внедрение новшеств, научно-технических разработок в производство) и т.п.
На наш взгляд, требуется разработка единой государственной политики комплексной поддержки МИП. На федеральном уровне она должна предполагать определенную стратегию развития и соответствующее обеспечение условий ее реализации за счет федерального бюджета. Региональная политика поддержки МИП должна исходить из общегосударственных целей с учетом местных особенностей. В этом случае регионы могут претендовать на участие и в программах, имеющих государственное значение, и реализовывать собственные программы и мероприятия за счет местных ресурсов.
Серьезного внимания требует и внешняя среда деятельности МИП. В России сохраняется нарушение прав собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности, в ряде регионов консервируется непривлекательный инвестиционный климат (за счет применения административного ресурса, создания искусственных барьеров для инвестиций и т.д.) и др. Есть мысль о создании так называемого «финансового лифта», когда начинающий предприниматель при создании и развитии своего бизнеса поступательно использует различные финансовые инструменты (финансирование венчурного фонда, созданного ОАО «Промсвязьбанк» и ОПОРА России, привлечение микрозаймов в Фонде содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области, а затем банковское кредитование) [6].
В нашей стране недостаточно предпринимателей, которые знают и умеют организовывать свое небольшое дело, им не хватает опыта и знаний. В то же время есть люди, которые хотели бы ку-
пить готовое малое предприятие, при этом предложения по его продаже есть. Решить эти проблемы поможет создание информационной базы малых предприятий и, соответственно так называемого рынка малого предпринимательства и малых предприятий на уровне региона и всей страны в целом. Необходимо обеспечить доступ к этому банку потенциальных предпринимателей; сделать возможным проведение оценки конкурентоспособности малых предприятий, обеспечить достоверность и объективность этой оценки, проведенной независимыми экспертами. Тем самым будет постепенно складываться рынок малого предпринимательства [4].
В целом подводя общий итог, следует отметить, что обеспечение эффективного функционирования МИП - процесс сложный и комплексный, включает развитие всей институциональной среды и реализацию стратегии развития МИП. Поддержка МИП может быть действенной только в том случае, если она будет детально разработана и принята в виде стратегии, будет встроена в общую комплексную стратегию инновационного развития, в которой учтены все необходимые элементы, в том числе составляющие институциональной среды. Что касается последней, то серьезное внимание требуют такие аспекты как поддержка справедливой конкуренции, создание условий для распространения инноваций и спроса на них, совершенствование регулирования отраслевых рынков и рынков инновационной продукции, вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирование барьеров для инновационной деятельности, развитие системы технического регулирования и сертификации, совершенствование системы госзакупок, благоприятный налоговый режим, управление импортом технологий и совершенствование системы поддержки их экспорта, стимулирование интеграции крупных и средних предприятий с МИП. Преобразование институциональной среды - мощный стимул развития инновационного процесса в стране и регионах.
Библиографический список
1. В малый и средний бизнес во Владимирской области в 2012 году инвестирован миллиард рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vladjournal.ru/2012/11/na-podderzhku-malogo-i-srednego-biznesa-vo-vladimirskoj-oblasti-v-2012-godu-napravlen-milliard-byudzhenyx-rublej/
2. Владимирская область: инновационные компании получат гранты Итоги конкурсов и отборов предпринимательских проектов на оказание государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.vladimir.allbusiness.ru/NewsAM/ NewsAMShow.asp?ID=1437
3. Во Владимирской области открыт новый бизнес-инкубатор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.venture-news.ru/news/35604-vo-vladimirskoy-oblasti-otkryt-novyy-biznes-inkubator.html
4. Е.Н. Амельченко, Т.Н. Кошелева. Проблемы развития малых инновационных предприятий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V33/9.pdf
5. Информация о выполнении программных мероприятий Среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econom.avo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=125:1&catid=51:1&Itemid=56
6. Малый бизнес во Владимирской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riarating.ru/regions_study/20131014/610590574.html