УДК 330.322
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. А. АБРАМОВА,
старший преподаватель кафедры экономики
E-mail: e. a. abramowa@mail. ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
В статье представлен анализ инвестиционной деятельности во Владимирской области, рассмотрена работа администрации в области управления инновационными процессами, выявлены основные причины, которые оказывают негативное влияние на использование инновационного потенциала. Для совершенствования инфраструктуры инновационной деятельности предложена бизнес-модель инновационного центра, консолидирующего набор компетенций в различных секторах экономики и науки.
Ключевые слова: инвестиции, инновации, управление, развитие, регион, инновационный центр.
В современных условиях развитие Российской Федерации и ее отдельных регионов невозможно без инновационной составляющей, которая во многом определяет структуру и темпы экономического роста страны. В связи с этим исследование форм и способов организации и стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на инновационное развитие, является важной и актуальной задачей.
Инновационное развитие российской экономики в целом невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне, в том числе за счет использования возможностей государственного регулирования инвестиционных процессов для привлечения потенциальных инвесторов в регион. Рассмотрим основные направления этой деятельности во Владимирской области. К ним относятся:
- разработка нормативных актов и методических рекомендаций по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе и защите интересов инвесторов;
- подготовка документов, регламентирующих взаимоотношения администрации области и предприятий, привлекающих средства коммерческих банков, по гарантии областного бюджета;
- предоставление налоговых льгот;
- осуществление субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями на реализацию инвестиционных проектов;
- создание особых экономических зон и технопарков;
- реализация мероприятий по снижению административных барьеров;
- разработка информационного обеспечения для потенциальных инвесторов;
- инфраструктурное обустройство территорий. Оценка влияния перечисленных инструментов
на основные показатели, характеризующие состояние инвестиционной деятельности в регионе, представлена в табл. 1.
На протяжении трех лет (с 2005 по 2007 г.) наблюдался существенный подъем инвестиций в основной капитал, однако с 2008 по 2009 г. темп роста замедлился, а в 2010 г. произошел спад инвестиционной активности. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о нестабильности
Таблица 1
Показатели динамики привлечения инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов Владимирской области в 2005-2010 гг. [7]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 17 327 22 253 37 775 45 056 51 546 47 734
Темп роста инвестиций в основной капитал 138,72 128,42 169,75 119,27 114,40 92,60
к предыдущему году, %
Инвестиции в основной капитал организаций 2 926,1 6 099,5 6 246,8 5 655,0 11 100,2 6 879,1
с участием иностранного капитала, млн руб.
Темп роста инвестиций в основной капитал 159,43 208,45 102,41 90,53 196,29 51,97
организаций с участием иностранного капитала
к предыдущему году, %
протекающих во Владимирской области инвестиционных процессов и позволяют сделать вывод о том, что проводимых мероприятий недостаточно для реализации стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 г. в части плановых объемов привлечения инвестиций.
По мнению автора, сложившаяся негативная тенденция с привлечением инвестиций в основной капитал связана с двумя основными причинами.
Первая причина заключается в снижении доли государства в общем объеме финансирования инвестиций (табл. 2).
Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что роль государства в распределении инвестиций в период с 2005 до 2007 г. ежегодно возрастала, а с 2008 г. стала наблюдаться обратная тенденция: снижение государственного финансирования. Такая же ситуация складывается с использованием собственных средств на финансирование инвестиций, что свидетельствует об уменьшении распределения прибыли предприятий, направляемой на приобретение основных средств, и росте привлеченных источников, в том числе за счет кредитов банков.
Другая причина связана с тем, что привлекаемые инвестиции не ориентированы на модернизацию экономики и инновационное развитие, а
это неизбежно приведет к росту зависимости от импорта товаров и технологий.
Анализ показателей инновационного развития Российской Федерации свидетельствует о том, что доля России на международном рынке наукоемкой продукции не превышает 1 % (в то время как доля США составляет более 20 %, Японии - 14 %, Германии - 10 %), а структура инвестиций в нефинансовые активы за 2011 г. состоит на 98,3 % из финансирования инвестиций в основной капитал, который не имеет инновационной направленности, и только 0,4 % инвестиций идет на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы [8].
Решение этой проблемы возможно только с помощью вмешательства в данный процесс государства путем стимулирования и разработки современных подходов для достижения инновационного развития субъектов Федерации.
Наряду с другими субъектами Федерации Владимирская область не избежала данной проблемы, хотя для модернизации хозяйственного комплекса на базе освоения высоких технологий имеются все основные необходимые предпосылки: кадровая составляющая научного потенциала (4 871 работник, занятый исследованиями и разработками), два государственных высших учебных заведения,
Таблица 2
Распределение инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов Владимирской области в 2005-2010 гг. по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства), % [7]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Собственные средства 53,5 40,7 33,0 36,3 28,3 38,8
Привлеченные средства 46,5 59,3 67,0 63,7 71,7 61,2
В том числе
1) кредиты банков 12,5 21,3 18,1 10,8 25,7 9,8
2) бюджетные средства: 10,8 13,2 16,7 19,2 14,5 16,7
- федеральный бюджет 6,8 7,8 10,1 9,5 8,8 8,4
- бюджеты субъектов 3,3 3,9 5,0 6,4 3,6 5,3
25 организаций, выполняющих исследования и разработки, аспирантура с численностью обучающихся свыше 700 чел.
Для изменения сложившейся ситуации необходимы новые механизмы регулирования и стимулирования процессов разработки и освоения инноваций путем переориентации инвестиций. Результатами реализации данных мероприятий должны стать создание условий и формирование высокоэффективного социально-экономического комплекса региона, восприимчивого к инновациям, позволяющего производить конкурентоспособные товары, работы, услуги и на этой основе обеспечивать последовательное улучшение качества жизни населения Владимирской области. Для этого необходимо [3]:
— усовершенствовать нормативно-правовую базу по стимулированию инновационной деятельности, разработке и внедрению наукоемких ресурсосберегающих технологий;
— создать систему стимулирования инноваций в социально-экономической сфере, учитывающую различные меры государственной поддержки;
— содействовать развитию инновационной инфраструктуры (технопарков, научно-производственных, образовательных центров и пр.), развитию малого инновационного бизнеса;
— обеспечить экспертизу вновь разрабатываемых и сопровождение одобренных инновационных проектов, получивших государственную поддержку в соответствии с законом Владимирской области от 02.09.2002 № 90-0З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области»;
— разработать перспективные программы инновационного развития отдельных секторов экономики и социальной сферы, в том числе туризма, развития рекреационных зон для приема туристов и спортивно-досуговых целей;
— содействовать расширению и повышению эффективности использования природно-ре-сурсного потенциала области;
— оказывать организационную и финансовую поддержку созданию в зоне транспортных коридоров промышленно-обслуживающих кластеров, выпускающих инновационную продукцию;
— формировать рациональную зональную специализацию сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающих мощностей;
— разработать и начать реализацию целенаправленной кадровой политики в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров инновационной сферы;
— обеспечить переход к образованию по стандартам, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;
— совершенствовать информационно-пропагандистскую работу, обеспечивающую общественное признание научных разработок и внедрение инновационных решений в различных сферах жизнедеятельности.
Представляется, что реализация этих задач позволит значительно увеличить вклад инновационного комплекса в повышение эффективности функционирования социально-экономической сферы региона.
Администрацией Владимирской области проделана большая работа в области стимулирования инновационной деятельности.
Во-первых, организован совет по развитию нанотехнологий при губернаторе Владимирской области.
Во-вторых, на территории области с 1996 г. осуществляет свою деятельность ООО «Владимирский инновационно-технологический центр», который был создан по инициативе администрации области для содействия развитию малых инновационных предприятий на начальной стадии их становления. Инновационно-технологический центр оказывает следующие услуги:
— предоставляет в аренду производственные, лабораторные, офисные помещения, средства связи и оргтехнику;
— организует участие предприятий в выставках, ярмарках, конференциях;
— оказывает помощь в подготовке бизнес-планов, составлении заявок на финансирование научно-технических проектов и поиске потребителей данной продукции;
— участвует в установлении партнерских связей при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— проводит технологический аудит;
— осуществляет консультации по вопросам сертификации продукции и охраны интеллектуальной собственности.
В настоящее время на базе инновационно-технологического центра осуществляют свою деятельность более 20 инновационных предприятий. Среди них ООО «Вилурит», ООО «Грот», ООО «Гремлос», ООО «Контэл» и др.
В-третьих, для развития предпринимательства созданы пять бизнес-инкубаторов: муниципальный антикризисный бизнес-инкубатор г. Гусь-Хрустальный, муниципальное автономное учреждение «Муромский бизнес-инкубатор», муниципальное автономное учреждение «Бизнес-инкубатор поселка Ставрово Собинского района Владимирской области»; муниципальное автономное учреждение «Бизнес-инкубатор Судогодского района» и муниципальное автономное учреждение «Бизнес-инкубатор г. Покрова».
Основными целями работы этих бизнес-инкубаторов являются:
— предоставление в аренду нежилых помещений начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную, производственную и иную деятельность;
— предоставление грантов начинающим предпринимателям на организацию собственного дела;
— организация мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— консультационные услуги по вопросам налогообложения, составлению бухгалтерской и налоговой отчетности и др. В-четвертых, созданы региональные технопарки, которые необходимы для развития производства наукоемкой продукции и включают в себя имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана [2]. К ним относятся:
— технопарк «Автоприбор» (на базе ОАО «Завод «Автоприбор»);
— технопарк «ВлГУ (на базе Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых;
— ООО «Технопарк «Вольгинский» в Петушин-ском районе;
— технопарк в Вязниковском районе;
— промышленный парк на базе ОАО «ВПО «Точ-
маш»;
— промышленный парк «Струнино» в Александровском районе.
В-пятых, действуют целевые программы и фонды, ориентированные на поддержку инновационной деятельности. Так, в рамках областной целевой программы [5] субсидирован ряд проектов инновационно-технологической сферы предпринимательства. Инновационность бизнеса, претендующего на государственную поддержку, определяется экспертным советом, созданным при ассоциации малых и средних инновационных предприятий при Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Экспертный совет дает заключение по представленному на конкурс бизнес-проекту и наличию в нем инновационной составляющей, после чего проекты рассматриваются конкурсной комиссией, которая в свою очередь выносит решение о предоставлении государственной поддержки (в виде субсидии).
В-шестых, функционируют общественные организации, такие как Лига оборонных предприятий области.
В-седьмых, на уровне законодательного собрания региона создается необходимая нормативная база.
Несмотря на все предпринятые меры и на отдельные успехи последних лет, инновационная активность Владимирской области является недостаточной и имеет тенденцию к спаду, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 3.
Анализ данных, представленных в табл. 3, позволяет сделать вывод о снижении всех показателей инновационной активности с 2005 по 2010 г., что приводит к дальнейшей потере конкурентоспособности промышленности области. Следовательно, в научно-инновационной сфере области складывается ситуация, которая оказывает негативное воздействие на технологическую структуру хозяйственного комплекса региона: сокращаются объемы производства инновационной продукции.
Это вызвано следующими причинами [9]:
— научно-исследовательская база исследовательских организаций в основном устарела, и отдельные закупки современного научного оборудования не могут радикально изменить ситуацию;
— отсутствие стратегически важных природных ресурсов, продуктов их переработки, что опре-
Таблица 3
Инновационная активность организаций Владимирской области в 2005-2010 гг. [7]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число организаций, выполнявших научные 35 32 30 30 25 25
исследования и разработки
Численность персонала, занятого научными 7 913 7 640 7 453 7 075 6 638 4 871
исследованиями и разработками, чел.
Число созданных передовых производственных 11 14 16 18 0 0
технологий
Число используемых передовых производственных 1 653 1 863 2 554 2 835 3 368 2 972
технологий
Удельный вес организаций, осуществляющих техноло- 10,7 16,4 10,8 8,2 10,2 9,5
гические инновации, в общем числе организаций, %
Затраты на технологические инновации, млн руб. 673,5 1 333,9 1 857,1 1 962,8 3 204,0 2 613,1
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 3 390,6 7 047,5 7 023,2 5 110,4 4 665,0 4 958,0
Объем инновационных товаров, работ, услуг от общего 4,0 7,3 5,5 3,1 3,2 2,3
объема, %
деляет экономическую зависимость области от других регионов;
— производственные мощности промышленных предприятий машиностроительного комплекса в основном устарели. Станочный парк стареет и меняется в сторону использования простейших универсальных станков. Предприятиями осуществляется очень мало закупок современного оборудования, способного обеспечить производство продукции высокой сложности, т. е. откладывают модернизацию на потом, теряя при этом позиции на рынке;
— фундаментальная наука создает продукты, которые не могут быть рационально использованы внутри страны российскими предприятиями. Вместо этого зачастую происходит передача перспективных научно-технических результатов в промышленно развитые страны, где уже и осуществляется их коммерциализация;
— предприниматели и изобретатели существуют раздельно друг от друга. Изобретатели локально разрабатывают новые технологии, потом долго ищут предприятия, которые заинтересовались бы их разработками;
— отсутствие экспериментальной опытно-конструкторской базы и неспособность к самостоятельным разработкам новых видов продукции на мировом техническом уровне;
— исследования продолжаются практически по всем направлениям, которые развивались еще в советские времена. Это приводит к тому, что в большинстве перспективных направлений исследований не удается сосредоточить достаточные для серьезного прорыва силы;
— старение кадров, являющихся носителями уникальных технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны;
— нехватка финансовых ресурсов;
— отсутствие развитой системы сбыта наукоемкой продукции.
На основе изложенных фактов можно сделать вывод, что в настоящее время инновационное развитие экономики Владимирской области и РФ затруднено. Требуются новые принципы и подходы к повышению устойчивости функционирования хозяйственных систем, что приводит к возрастанию теоретической и практической значимости исследований в данном направлении. Необходимо дальнейшее совершенствование форм и методов государственного регулирования инвестиционных процессов на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом администрация Владимирской области должна рационально строить свою инвестиционную политику, выступать одновременно координатором, гарантом и соинвестором предстоящей инновационной модернизации экономики, обеспечивая оптимизацию привлечения финансовых ресурсов, а также гарантируя и контролируя их рациональное и экономное расходование [1].
Указом Президента Российской Федерации от 18.06.2012 № 878 «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России» предусмотрено обеспечение взаимодействия федеральных и региональных структур государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связан-
ных с модернизацией экономики и инновационным развитием России [4]. В целом идея создания подобных советов не нова и существует во всех развитых странах.
Однако сама по себе эта структура не сможет способствовать ускорению модернизации и инновационного развития. Для этого необходимо наличие в этом совете компетентных специалистов, наделенных соответствующими полномочиями.
Губернатор Владимирской области Н. В. Виноградов, подводя итоги 2011-го экономического года, озвучил новый вектор политики развития региона: внимание администрации сосредоточится на формировании и развитии технопарков. По его словам, в регионе нужно стимулировать работу промышленных площадок. Особое внимание необходимо уделить крупным предприятиям, занимающим серьезную часть областного бюджета, т. е. производственные центры нужно развернуть на площадках ОАО «Завод «Автоприбор», ОАО «Ставровский завод АТО», промышленного парка ОАО «ВПО «Точмаш» [6].
По мнению автора, для решения существующих проблем и создания инновационного и научно-исследовательского комплекса региона, нацеленного на разработку и внедрение перспективных видов инновационной продукции, работ и услуг, способного обеспечить значительные конкурентные преимущества региона на внутреннем и внешнем рынках, недостаточно только развивать эффективность технопарков. Необходимо совершенствовать инфраструктуру инновационной деятельности путем создания инновационного центра, консолидирующего в себе набор компетенций в различных секторах экономики и науки. Это будет способствовать созданию возможности перевода экономики региона на инновационный путь развития и расширению возможностей для более полного решения социальных задач, стоящих перед областью, а также позволит достичь к 2027 г. удельного веса инновационных товаров от общего числа организаций не менее 35 %, а удельного веса организаций, занимающихся инновационной деятельностью, - до 40 % от общего количества всех организаций, работающих на территории региона.
Автором разработана оригинальная бизнес-модель создания инновационного центра (см. рисунок), которая представлена как сложная развивающаяся система, включающая в себя набор компетенций всех хозяйствующих субъектов в различных секторах экономики и науки. В основе бизнес-модели лежит
механизм стратегического сотрудничества органов власти, различного рода предприятий, высших учебных заведений, исследовательских организаций, торгово-промышленной палаты и посреднических структур, обеспечивающих постоянную генерацию и коммерциализацию инновационных конкурентоспособных продуктов и услуг.
Созданный инновационный центр будет способствовать развитию регионального производства инновационного типа, так как, изучив существующие возможности производства и научную составляющую, можно будет переориентировать инвестиции из одной сферы в другую для достижения большей эффективности, создать полный цикл рождения продукта: от идеи и разработки до промышленного производства и выхода на рынок.
В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (инновационно-технологический центр, бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, торгово-промышленная палата). Однако эти объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем, а успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Для успешного функционирования система должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий.
Модель предполагает создание благоприятных институциональных условий, системы стимулов, разработку механизмов формирования и деятельности центра. Для этого в регионе должна быть создана одна или несколько управляющих компаний, которые будут взаимодействовать с администрацией Владимирской области и торгово-промышленной палатой для реализации подготовительных мероприятий по формированию центра, координации действий участников, представления и защиты интересов участников центра во взаимодействии с внешней средой, организации консультационного и обучающего сопровождения предприятий центра.
Управляющая компания (или компании) включает в себя два элемента: центр компетенций и центр прототипирования. Центр компетенций должен состоять из набора компетенций всех хозяйствующих субъектов в различных секторах экономики: промышленное производство, транс-
(|> в
х. т
О
со
О»
Администрация Владимирский сбгзстк
Другая область
Комитет по промышленной политике и науке Комитет по эконо ми чес ко й политике
Департамент развития предпринимательства, торговли 14 сферы услуг Департамент внешних экономических связей
Бизнес-модель создания инновационного центра Владимирской области: Центр 1 - центр компетенций; центр 2 - центр прототипирования
ЯР Ж
0
<31
Л «
1
к ж
<31 гъ
К
I
(А) (А)
N 00 00
N О
N
порт, строительство, сельское хозяйство, связь, 1Т-технологии, энергетика и др. Это позволит при реализации инвестиционных проектов определить возможности производства товаров, работ, услуг без дополнительных инвестиций на приобретение необходимого оборудования, за счет вовлечения предприятий с необходимым набором компетенций. Также данная система позволит в короткие сроки определить ориентировочную стоимость товара, работы, услуги и принять соответствующее решение при получении определенного заказа или при участии в торгах.
Центр прототипирования включает в себя набор компетенций всех научно-исследовательских институтов в области науки по различным видам экономической деятельности (промышленное производство, транспорт, строительство, сельское хозяйство, связь, 1Т-технологии, энергетика и др.), а также обеспечивает доступ к интегрированной среде «проектирование - подготовка производства -опытное производство». Технологии прототипирования на передовых западных предприятиях уже несколько десятилетий являются обязательным этапом в процессе разработки и подготовки производства любого нового изделия. В настоящее время центры прототипирования созданы в Санкт-Петербурге (ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды»), в Уфе (ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»), в Новосибирске (на базе ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка») и Казани (на базе Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева). Синтез науки, технических возможностей оборудования и передовых технологий, которыми располагает центр, позволит получить полную систему подготовки производства -от компьютерного проектирования до изготовления и контроля за деталями и технологическим оснащением, что сокращает время выхода нового изделия на рынок. Объединение этих двух элементов (центра компетенций и центра прототипирования) поможет соединить потребности производства с научными разработками, и наоборот, что приведет к взаимодействию предприятий и институтов.
Данная бизнес-модель предполагает как создание продукта на основе кооперации (т. е. при производстве задействована только левая часть бизнес-модели), так и инновационного продукта (т. е. при производстве задействована как левая, так и правая части бизнес-модели).
Предлагаемая модель является универсальной и может быть использована в качестве прототипа при формировании аналогичных структур в регионах РФ.
Успешная реализация данной бизнес-модели позволит увеличить объем инвестиций в экономику области как со стороны внутренних, так и внешних инвесторов, сохранить рабочие места на крупнейших предприятиях области и не допустить роста безработицы в области, сохранить и приумножить налоговые поступления в бюджет, увеличить объем производства инновационных товаров.
Таким образом, следует оценить потенциал формирования и развития инновационного центра как достаточно высокий, стимулирующий инновационное развитие экономики региона и соответствующий направлениям социально-экономического развития Владимирской области.
Список литературы
1. Арсентьев А. С. Диагностика инновационной деятельности в региональной экономике (на примере Владимирской области) // Проблемы современной экономики. 2010. № 3.
2. Википедия. URL: http://ru. wikipedia. org/ wiki/Технопарк.
3. Инновационное развитие Владимирской области на ближайшую перспективу. URL: http//www. ^ег^ЗЗ.т/Информация г. Владимир и Владимир-скойобласти/Бизне с/72Инновационное развитие Владимирской области на ближайшую перспективу. htm .
4. О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России: Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2012 № 878.
5. Об областной целевой Программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2009-2010 годы: постановление губернатора Владимирской области от 11.03.2009 № 180.
6. Промышленные площадки области переоборудуют под технопарки. URL: http://progorod33. ru/newsv2/53284.html.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
8. Россия в цифрах, 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012 .
9. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры htth;//regions. extech. ru.