Научная статья на тему 'Особенности и задачи формирования региональной инновационной инфраструктуры'

Особенности и задачи формирования региональной инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и задачи формирования региональной инновационной инфраструктуры»

- преимущественно крупные предприятия пользуются финансированием ЕС на инновационные цели, а в меньшей степени - сектор малых и средних предприятий;

- крупные государства вносят большую часть финансирования, однако если оценивать показатель интенсивности финансирования в душевом разрезе и на единицу ВВП, то оно выше в малых странах ЕС;

- региональный анализ финансирования свидетельствует, что большое финансирование получали периферийные регионы, что способствовало некоторому выравниванию их уровней социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Гранберг А.Г. Движение регионов России к инновационному развитию / А.Г. Гранберг, С.Д. Валентей, А.В. Одинцов [и др.] ; РАН Институт экономики. - М.: Наука, 2006.

2. Конюхов А.В. Влияние инноваций на экономическую безопасность и конкурентоспособность государства // Вестник Российской академии естественных наук. - 2010. - № 1.

3. Communication from the Commisssion to the European Parlament, the Council, the European Economic & Social Committee & the Committee of the Regions. Brussels, 2, 9, Com (2009) 442 final. - www.ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/com(2009)442final_en_pdf

4. European Science & Technology Policy: Towards Integration or Fragmentation? /Ed.by H.Delanghe et al.- Cheltenham:Edward Elgar. 2010.

5. Small Country Innovation Systems: Globalisation, Change & Policy in Asia & Europe /Ed.by C.Edquist et al. - Cheltenham: Edward Elgar. 2009.

И.Б. Тесленко О.Б. Дигилина О.В. Игонина

ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационная инфраструктура региона.

Построение экономики инновационного типа в регионах России предполагает решение двух задач. Первая нацелена на проведение модернизации производственного аппарата и формирование ядра новой экономики. Вторая заключается в необходимости построения инфраструктуры инновационной деятельности.

Обе задачи в той или иной мере пытаются решать во Владимирской области. Остановимся на этом подробнее. Экономика Владимирской области до мирового финансового кризиса 2008 г. характеризовалась устойчивым ростом, о чем свидетельствует положительная динамика валового регионального продукта (ВРП). За период с 2003 по 2008 гг. включительно этот показатель вырос с 61 818,6 до 176 257,3 млн руб. [1].

Основными отраслями промышленности региона являются машиностроение, металлообработка, легкая, химическая, текстильная, стекольная промышленность, ху-

© Тесленко И.Б., Дигилина О.Б., Игонина О.В., 2013

дожественные промыслы. Спросом зарубежных партнеров пользуется продукция машиностроения: локомотивы и подвижной состав, путевое оборудование, металлорежущие станки, гидравлика. Традиционными товарами областного экспорта являются хлопчатобумажные ткани, фанера, прокат цветных металлов, электрические двигатели и генераторы, стекло, изделия из пластмассы. Область импортирует пищевые продукты, лекарства, продукцию неорганической химии, пластик и товары из пластмассы, лесоматериалы и мебель, одежду и ткани, кожаную обувь, медицинские аппараты, металлы, инструменты и станки, наземный транспорт (автомобили, автобусы), оргтехнику, бытовую технику.

Негативное влияние кризиса на экономику области проявилось в снижении индекса промышленного производства (в 2009 г. он составил 82,4 % к показателю 2008 г.), росте доли убыточных предприятий (с 27 % в 2008 г. до 32,8 % в 2009 г.), усилению напряженности на рынке труда (в январе 2010 г. на одно свободное рабочее место претендовало 5,4 соискателя) и др. Во Владимирской области, как и в других регионах страны, в 2009-2010 гг. проводились антикризисные мероприятия [2]. А уже с 2011 г. продолжилась реализация ряда крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала (строительство завода по производству пищевых продуктов под торговой маркой «МАГ-ГИ» швейцарской компанией «НЕСТЛЕ»; организация мебельного производства турецкой компанией «Бойдак Холдинг»; стекольного производства французской компанией «Арк Интернейшнел»; производства стекловолокна американской компанией «Овенс Корнинг»; полимерной упаковки австрийской компанией «Грайнер»; создание технопарка в юго-западной промзоне г. Александрова турецкой компанией «СЕФА»). Были введены в строй новые производственные линии кондитерских компаний «Крафт Фудс», «Ферреро», линия по выпуску телевизионной техники турецкой компании «Вестел-СНГ, производство кухонных плит компании «Беко».

В области закончено строительство лабораторного комплекса ЗАО «Фармацевтическая фирма «ЛЕККО» и организовано производство готовых лекарственных форм с микробиологической и контрольно-аналитической лабораторией ЗАО «Генериум»; освоено производство новой промышленной продукции: сендвич-панелей для многоэтажного домостроения, вспененных эластичных напольных покрытий, строительных металлоконструкций контейнерного типа (модульные контейнеры), современных видов лекарственных препаратов, акриловых дисперсий, фармацевтической продукции нового поколения [3]. В целом в 2011 г. в области были введены в эксплуатацию десять новых промышленных производств с общим объемом инвестиций около 3 млрд руб. и созданием более тысячи новых рабочих мест, реализовано 32 инвестиционных проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих объектов [4]. Строительство Ковровского сталепрокатного завода может дать 36 млрд руб. к имеющемуся объему, и еще около 12 млрд - в случае реализации схожего проекта на базе Кольчугинского завода цветных металлов.

Владимирская область - один из немногих субъектов, который обошелся минимальными внешними заимствованиями от кредитных организаций и федерального бюджета. В 2011 г. общая сумма государственного долга составила 2 млрд руб. - это лучший результат по ЦФО и 15 - по России. В рейтинге субъектов РФ, составленном в 2011 г. Министерством финансов Российской Федерации, Владимирской области присвоена I степень качества управления региональным финансами [4].

Позитивная динамика по ряду показателей сохранилась и в начале 2012 г. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 106,4 %. В стадии банкротства находилась всего одна организация с общей суммой долга 3,2 млн руб.

Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с январем-апрелем 2011 г. увеличились на 3,7 %. Среднемесячная номинальная заработная плата работников за 2011 г. выросла на 10,5 % и составила 16 160 руб. Уровень безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, составил в целом по области 1,5 % (на одно свободное рабочее место претендовали 0,8 соискателя) [5].

Продолжается реализация долгосрочной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы». По показателю числа малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации Владимирская область заняла 4 место среди регионов ЦФО (в РФ - 15 место). Доля произведенной продукции малыми предприятиями в ВРП составила 18,5 %. По данному показателю область занимает третью позицию (после Калининградской обл. и г. Санкт-Петербурга) в Российской Федерации и превышает среднероссийский показатель на 5,9 процентных пунктов. По итогам программы в 2011 г. был просубсидирован 51 проект от 40 предприятий малого и среднего бизнеса, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на общую сумму 39 545 470,59 тыс. руб. [5].

Основу регионального научно-технического потенциала и инновационной активности Владимирской области составляют научно-исследовательские институты и научные организации, крупные промышленные предприятия, образовательные учреждения: Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД), Всероссийский научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа (ВНИПТИОУ), Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ), Научно-исследовательский проектно-кон-структорский и технологический институт электромашиностроения (НИПТИЭМ), Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных (ВНИИЗЖ), Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья (ВНИИ-СИМС) и другие организации. Согласно рейтингу инновационной активности регионов России, составленному Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), область отнесена к группе регионов с высокой инновационной активностью. Инновационная активность Владимирской области в последние годы определяется влиянием последствий экономического кризиса, сохраняющимися проблемами докризисного периода и появившимися новыми.

Кризисные явления сказались на многих показателях, характеризующих инновационную активность предприятий области. Так в 2009 г. и 2010 г. количество организаций, выполнявших научно-исследовательские разработки, составляло всего 25, в то время как в 2005 г. их число равнялось 35 (ровно столько же, сколько в 1995 г.) [1]. Из 25 крупных и средних организаций, занимающихся научно-техническими работами, 44 % являлись научно-исследовательскими, 28 % - конструкторскими, 12 % - промышленными предприятиями. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в области постоянно снижается: если в 2005 г. их число равнялось 7 913 чел., то в 2010 г. - 4 871 чел., из них число исследователей сократилось с 1995 г. по 2010 г. в 2,6 раза (с 3 802 до 1 449 чел.), а численность исследователей с учеными степенями в 1,6 раза (с 475 до 286 чел.). Уменьшилось количество выданных патентов на изобретения и полезные модели. Если в 2005 г. было выдано 118 патентов на изобретения и 46 патентов на полезные модели, в 2009 г. - 135 патентов на изобретения и 94 на полезные модели, в 2010 г. соответственно 109 и 83.

Наибольшая инновационная активность организаций области была зафиксирована в 2005 г. - 10,7 %, в 2007 г. - 10,8 %, а в 2009 г. - уже 10,2 %, в 2008 г. она составляла 8,2 %, в 2010 г. - 8,8 % [8]. Затраты на технологические инновации во Владимирской области в 2008 г. составляли 1962, 8 млн руб., в 2009 г. - 3204,0 млн руб., а в 2010 г. только 2613,1 млн руб. Объем инновационных товаров, работ, услуг в области вырос почти в два раза с 4 % в 2005 г. до 7,3 % в 2006 г., а затем начал устойчиво снижаться и составил в 2007 г. - 5,5 %, в 2008 г. - 3,1 %, в 2009 г. - 3,2 %, в 2010 г. - 2,3 % [1].

Основной вектор современной региональной инновационной политики направлен на привлечение инвестиций в создание предприятий, в технологическом отношении соответствующих уровню ведущих мировых производителей товаров и услуг. В результате в областном бюджете появилась отдельная строчка поддержки модернизации экономики [4]. Еще в 2008 г. в области был создан региональный Совет по развитию на-нотехнологий, ведется работа по вовлечению предприятий области в проекты с участием госкорпорации «РОСНАНОТЕХ». Из 35 предприятий региона, подавших заявки для участия в проектах «РОСНАНО», 15 прошли предварительную экспертизу и одобрение наблюдательного совета госкорпорации. При ее софинансировании в регионе уже начата реализация четырех проектов с общим объемом финансирования около 3,6 млрд руб. (ЗАО «РМ Нанотех», ЗАО «Микробор Нанотех», проект российско-израильской компании ООО «МСЛР» на производственных площадях технопарка ОАО «ВПО «Точмаш» (г. Владимир), ООО «ВладПолиТекс» (г. Судогда). ОАО «РОСНАНО» рассматривает еще шесть региональных проектов, а значит, высокотехнологичное производство в области будет развиваться и дальше. Область ждет инновационного скачка, в том числе благодаря Центру генной инженерии в п. Вольгинский Петушинского района (который стал резидентом Фонда «Сколково»). Общая инвестиционная емкость реализуемых в регионе инновационных проектов составляет свыше 20 млрд руб.

Стратегическим направлением инвестиционной политики области является работа по созданию зон опережающего развития, производственных и технико-внедренческих зон. Особое внимание должно быть уделено созданию производственных комплексов на базе ранее созданных промзон - технопарков. Законодательная база для этого сформирована. Внесены изменения в базовый инвестиционный закон области № 90-ОЗ, позволяющие стимулировать капитальные вложения в создание промышленной инфраструктуры.

В целом что касается вопроса модернизации и формирования ядра новой инновационной экономики, то во Владимирской области есть определенные успехи. Они могли бы быть больше, если бы в последнее время экономика не испытывала влияние разнонаправленных сил - институциональных усилий по продвижению региона по инновационному пути развития, финансового кризиса и нерешенных проблем, сдерживающих это продвижение. Одной из таких проблем региона является создание инновационной инфраструктуры.

С 2011 г. в правительстве РФ стала популярной концепция инновационного лифта (термин введен в оборот в 2002 г.) [10], согласно которой на каждом этапе развития идеи, от фундаментальных и прикладных исследований до коммерциализации разработок, должны быть созданы институты и структуры, которые осуществляют их поддержку. В результате в посткризисный период в стране стали возрождаться такие инновационные структуры, как, например, Российский фонд технологического развития (РФТР) и Агентство стратегических инициатив (АСИ). На наш взгляд, говоря об инновационном лифте, речь должна идти не только о создании новых и возрождении старых, но и о

совершенствовании имеющихся институтов, которые в нашей стране принято называть институты развития. Это совокупность управленческих, организационных, финансовых, консалтинговых, кадровых и других институтов, обеспечивающих создание региональной инновационной системы.

Совершенствование деятельности этих институтов предполагает устранение имеющихся в их функционировании следующих трудностей.

1. Дублирование функций.

Например, АСИ выступило с инициативой подготовки за рубежом до 10 тыс. студентов в год в течение десяти лет для получения ими магистерской степени или PhD. Практически такую же инициативу разрабатывало министерство образования и науки РФ еще до того, как появилось АСИ.

2. Недостаточный размер финансирования некоторых институтов (см. таб.).

Таблица

Бюджеты институтов развития, реализующих программы поддержки научно-технологической и инновационной деятельности

Название организации Бюджет 2012 г., млрд руб.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 4,0

РОСНАНО 22,2

Фонд «Сколково» 22,0

РФТР 1,3

МСП банк 50,0 (бюджет Банка)

Внешэкономбанк 383,1 (бюджет Банка)

Фонды, учрежденные Российской венчурной компанией 30 (суммарный бюджет РВК)

Если средняя стоимость инновационных проектов составляет 150-200 млн руб., то бюджет некоторых фондов будет быстро исчерпан, и они не смогут обеспечивать решение тех задач, ради которых создавались.

3. В российской инновационной системе не налажено движение проектов от одного «института развития» к другому.

4. В сфере венчурного финансирования поиск проектов постепенно заменяется поиском компаний с перспективными технологиями. Поэтому у институтов развития достойных проектов становится все меньше (например, Фонд посевных инвестиций РВК в 2011 г. одобрил всего 20 проектов, что говорит о незначительных масштабах деятельности).

5. Отсутствие адекватных форм организации инновационного бизнеса, которые позволяли бы без особых бюрократических сложностей не только начинать бизнес, но и выходить из него. В свете решения этой проблемы в ноябре-декабре 2011 г. были приняты два федеральных закона - «Об инвестиционном товариществе» (от 28.11.2011 г. № 335-ФЗ) и «О хозяйственных партнерствах» (от 03.12.2011 г. № 380-ФЗ).

6. Часто бизнес рассматривает институты инновационного развития только в качестве дополнительных источников финансирования, а не как партнеров, которые могут помочь в развитии инноваций знаниями, опытом, деловыми связями, организационными возможностями.

7. Недостаточная прозрачность деятельности: не всегда ясны приоритеты финансирования, принципы принятия решений, поэтому сложно судить не только о результативности работы институтов развития, но и о качестве использования находящихся в их распоряжении ресурсов.

8. Перекосы в работе инновационных структур. Так, например, изначально многие инновационные структуры (технопарки, инкубаторы и т.п.) не имели четко определенного статуса, были созданы просто как объекты недвижимости, не имели связи с университетами или научными организациями, не соблюдали классические правила деятельности (например, не оказывали поддержку компаниям в виде разного рода консультаций и т.д.).

9. Отсутствие общей концепции формирования инновационных структур и координации между управляющими структурами. Например, Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. был утвержден перечень из восьми приоритетных направлений и 27 критических технологий [14]. Параллельно действует еще один перечень приоритетов - это пять президентских направлений «технологического прорыва», определенных еще в 2009 г. В результате технологические платформы оказались за пределами основных механизмов финансирования приоритетов, реализуемых через систему федеральных целевых программ, и в первую очередь ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».

Вышеназванные проблемы в той или иной степени находят свое отражение и на региональном уровне. Кроме того, в каждом регионе есть свои особенности инновационного развития.

В 2008 г. во Владимирской области формируется управленческий модуль инновационной инфраструктуры: был создан региональный Совет по развитию нанотехнологий при губернаторе, областное агентство поддержки предпринимательства, Владимирское отделение Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства во Владимирской области. Администрацией Владимирской области с целью развития научно-технического потенциала региона заключены соглашения с такими организациями как Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ГК «Ростехнология», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Автономная некоммерческая организация «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности», ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации».

В июле 2010 г. Постановлением губернатора области был утвержден Комплекс мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности во Владимирской области на 2010-2012 гг. Они включают обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при создании Научно-производственного биотехнологического комплекса (п. Вольгинский Петушинского района); содействие созданию Ассоциации малых инновационных предприятий в регионе и экспертного совета по оценке инновационных проектов малых предприятий, представляемых на государственную поддержку; осуществление постоянного мониторинга и отбора проектов организаций региона в сфере нанотехнологий; формирование коллективных экспозиций на

выставках, организуемых ГК «РОСНАНОТЕХ»; создание единой базы данных исследовательского оборудования организаций региона и др. В области не прекращается работа по созданию инновационной инфраструктуры региона. С 1996 г. в качестве организационной структуры в области действует Владимирский инновационно-технологический центр (ВИТЦ), основным направлением деятельности которого является трансформация идей научно-технического характера в законченный продукт.

В рамках производственно-технологической составляющей продолжено строительство регионального инновационного бизнес-инкубатора в г. Коврове, открыты муниципальные бизнес-инкубаторы в г. Покрове, г. Судогде и п. Ставрово, округе Муром. В области созданы индустриальные парки «Вязники», «^рагк», технопарк «Александровская слобода», промышленный парк «Струнино. «ТВЭЛ», топливная компания «Росатома», приступила к реализации проекта по созданию промышленного парка во Владимирской области на производственных площадях ОАО «ВПО «Точмаш». Ведется работа в направлении повышения эффективности использования промышленных площадок действующих предприятий («Автоприбор», Ставровский завод «АТО»), бывших предприятий-банкротов (Муромский машиностроительный завод, Ковровский экскаваторный завод, Меленковский льнокомбинат). Что касается финансовой составляющей инновационной инфраструктуры, то в 2011 г. она пополнилась Фондом содействия развитию инвестиций, Владимирским областным фондом поддержки предпринимательства, Фондом содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Владимирской области, Фондом гарантий и развития малых и средних предприятий (ГАУ ФГРМСП).

Согласно долгосрочной целевой программе «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы» осуществляется поддержка модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности. Субсидии за счет бюджетных средств предоставляются по двум направлениям в рамках данного мероприятия. Это:

- субсидирование проектов субъектов предпринимательства, связанных с разработкой (внедрением) и реализацией инновационной продукции, на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным инновационными компаниями области в российских кредитных организациях.

В 2011 г. на реализацию данных мероприятий из областного бюджета было направлено 5 млн руб., софинансирование мероприятия за счет федеральной субсидии составило 20 млн руб. Всего на конкурс было представлено 73 заявки. По итогам конкурса профинансирован 21 предпринимательский проект, средний размер финансовой помощи субъектам предпринимательства составил 1 190,5 тыс. руб. Осуществляется субсидирование субъектов предпринимательства по договорам лизинга, направленным на модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов. На реализацию данного механизма в 2011 г. из средств областного бюджета было направлено 5371 тыс. руб. Кроме этого, в соответствии с соглашением, заключенным между администрацией Владимирской области и Минэкономразвития РФ (№ 042-МБ-11 от 29.09.2011 г.), со-финансирование мероприятия за счет федеральной субсидии составило 21 млн 484 тыс. руб. По итогам конкурса профинансированы 50 предпринимательских проектов. Средний размер финансовой помощи субъектам предпринимательства составил 537,1 тыс. руб.

Итак, во Владимирской области есть элементы управленческой, технологической и финансовой составляющих инновационной инфраструктуры. В то же время практически нет организаций кадровой, консультационной, организационной инфраструктуры. Функции этих институтов пытается выполнять ВИТЦ. Уровень участия бизнеса в развитие науки и инновационной деятельности очень низок. Инновационная сфера ориентируется в первую очередь на государственное финансирование, что препятствует интеграции России в глобальную инновационную систему.

Остаются нерешенными и другие проблемы. В области продолжает ощущаться дефицит высококвалифицированных рабочих, инженеров, технологов и других специалистов. Существующая система начальной профессиональной подготовки уже не отвечает предъявляемым требованиям. Встает вопрос о ее реформировании, создании более универсальных институтов.

К работе по решению этого вопроса приступили заводы «Автоприбор» (создан образовательный производственно-технический комплекс, включающий начальное и высшее профессиональное образование) и «Электроприбор» (создан производственно-технологический учебный центр). Ими заключены соглашения с профессионально-техническим училищами, предусматривающие обучение по специальностям, необходимым предприятиям.

Подводя общий итог, следует отметить, что в стране и во Владимирской области есть положительные сдвиги в развития инновационной инфраструктуры, но сохраняются нерешенные проблемы и возникают новые. Это целый комплекс проблем, как внешних (институциональных), так и внутренних (производственных). Все это препятствует завершению формирования инновационной инфраструктуры региона, тормозит развитие региональной инновационной системы.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nadprof.ru/projects/selhozeva_otchet/ selhozeva_otchet.shtml#cfo

3. Лонской В. Владимирская область «обречена» зарабатывать своим умом и руками. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.biznes33.ru/interviews/view/3233/

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vibor33.ru/mneniia/o-rezultatakh-deiatelnosti-administratcii-vladimirskoi-oblasti-za-2011-god

5. Официальный сайт администрации Владимирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.temp.avo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.