ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.2
Н.И. Антипина
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор М. И. Беркович
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье выявлены организационно-экономические формы, обеспечивающие инновационное развитие регионов. Сравнительная оценка проведена на примере регионов-лидеров среди субъектов ЦФО по уровню инновационной активности.
Инновации, инновационная деятельность, инновационная политика, регион.
The article identified the organizational and economic forms, providing innovative development of the regions. Comparative evaluation is carried out on the example of the regions - leaders among the subjects for CFD of innovation activity level.
Innovation, innovation activity, innovation npolicy, region.
Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста региональной экономики, что обеспечивается разработкой и реализацией комплексной, сбалансированной политики, направленной на развитие инновационной деятельности в регионе.
Особенности ресурсного, промышленного и научного потенциалов регионов обусловливает разнообразие подходов к формированию региональной инновационной политики, в том числе и организационно-экономического инструментария активизации инновационной деятельности.
Регионы ЦФО заняли первое место по объему инновационных товаров, работ и услуг и третье место (после Приволжского и Северо-Западного федеральных округов) - по уровню инновационной активности организаций среди восьми федеральных округов Российской Федерации в 2012 г. Лидерами среди регионов ЦФО по уровню инновационной активности организаций в 2012 г. стали Липецкая (14,1 %), Тульская (13,1 %), Курская (13,0 %), Владимирская (12,8 %) и Ярославская (12,3) области; по объему инновационных товаров, работ, услуг - Московская (179 782 млн руб.), Тульская (50 684,6 млн руб.), Липецкая (43 584,4 млн руб.), Ярославская (34 230,5 млн руб.) и Владимирская (26 496,9 млн руб.) области [2]. В этой связи представляет интерес выявление основных мер по повышению инновационной активности и росту объемов инновационных товаров данных регионов.
Так, в регионах - инновационных лидерах утверждены законы об инновационной деятельности (в Тульской области - в 1998 г., во Владимирской области - в 1999 г., в Липецкой области - в 2010 г.; и
долгосрочные программы развития инновационной деятельности (в Липецкой области - в 2011 г., в Ярославской области - в 2011 г., в Тульской области - в 2013 г.). В Липецкой области регламентирован также порядок проведения мониторинга инновационной деятельности. Данными нормативно-правовыми актами предусмотрен широкий перечень мер финансовой государственной поддержки инновационных предприятий, к которым относятся следующие: субсидии на развитие инновационной деятельности, налоговые льготы, государственные гарантии при получении банковских кредитов, льготная аренда зданий, строений, помещений, находящихся в собственности регионов, гранты в сфере инноваций, науки и техники. Основным различием регионов в данном случае является объем финансовой поддержки, который напрямую зависит от бюджетного финансирования, поскольку большие суммы предоставляемых субсидий, грантов и других финансовых мер поддержки повышают заинтересованность инноваторов в реализации инновационных проектов.
Эффективная инновационная политика региона определяется также периодом существования того или иного вида финансовой поддержки инновационных предприятий. Так, в Тульской области уже более десяти лет существует практика предоставления грантов инновационным предприятиям в размере 2 млн руб.1, что свидетельствует о востребованности данной меры поддержки инновационными предприятиями региона и стимулирует высокую инновационную активность организаций.
На территории Липецкой области действует 9 на-
1 По данным Министерства промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области.
учно-исследовательских учреждений, центры коллективного пользования научным оборудованием, центр поддержки технологий и инноваций, особые экономические зоны федерального и регионального уровней, центр кластерного развития, технопарк «Липецк», центр молодежного инновационного творчества, бизнес-инкубатор «ОАЗИС», центр сертификации интегрированных систем менеджмента. Для региона характерна активная позиция органов исполнительной государственной власти по созданию благоприятного инновационного климата, что подтверждает создание в 2011 г. специальной структуры - Комиссии по развитию инновационной деятельности, в 2012 г. - Управления инновационной и промышленной политики. Высокая компетентность сотрудников Управления инновационной и промышленной политики обеспечивается за счет межрегионального сотрудничества с регионами - членами Ассоциации инновационных регионов России, в частности, - путем обмена накопленным опытом по созданию благоприятной среды для развития инноваций в рамках совместных конференций, семинаров, заседаний, рабочих встреч, круглых столов. Липецкая область вошла в состав межрегиональной Ассоциации инновационных регионов России в 2012 г.
Таким образом, в Липецкой области приоритетными мерами повышения инновационной активности являются создание и эффективное развитие объектов инновационной инфраструктуры, наличие совещательных органов по развитию инновационной деятельности в регионе, наличие отраслевого органа исполнительной государственной власти региона, ответственного за осуществление инновационной политики, межрегиональное сотрудничество в области эффективного инновационного развития.
Инновационная инфраструктура Тульской области представлена структурными подразделениями Тульского государственного университета и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Так, на базе Тульского государственного университета созданы инновационно-технологический центр, инжиниринговый центр, центр экспертизы, аттестации и сертификации, инновационный бизнес-инкубатор, целью которых является интенсификация инновационной деятельности университета путем вовлечения студентов, аспирантов и научных работников в практическую реализацию инновационных проектов университета на основе создания эффективных малых предприятий. Таким образом, данные структурные подразделения направлены на обслуживание самих университетов, а финансирование данных организаций осуществляется за счет внутренних ресурсов, без привлечения бюджетных средств. Заключены соглашения между администрацией Тульской области и Российским фондом фундаментальных исследований, а также Российским гуманитарным научным фондом о проведении совместного регионального конкурса проек-
тов в области фундаментальных исследований и гуманитарных наук.
Таким образом, в Тульской области среди приоритетных мер повышения инновационной активности следует выделить создание и эффективное развитие объектов инновационной инфраструктуры на базе высших учебных заведений региона, взаимодействие региона с ведущими российскими институтами инновационного развития в целях совместного финансирования инновационных проектов.
Инновационная инфраструктура Владимирской области представлена Владимирским инновационно-технологическим центром, областным бизнес-инкубатором, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний во Владимирской области». В регионе функционируют два постоянно действующих общественных совещательных органа: Совет по развитию нанотехнологий в регионе и Научно-экономический Совет. Стратегическим партнером Владимирской области по развитию нанотехнологий является ОАО «РОСНАНО» в части софинансирования инновационных проектов региона. Администрацией Владимирской области заключены соглашения с Российской академией наук, Российским фондом фундаментальных исследований, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Таким образом, во Владимирской области среди приоритетных мер повышения инновационной активности следует выделить создание и эффективное развитие объектов инновационной инфраструктуры, наличие совещательных органов по развитию инновационной деятельности в регионе, взаимодействие региона с ведущими российскими институтами инновационного развития.
В Ярославской области в целях содействия развитию инновационной деятельности действуют автономная некоммерческая организация «Центр инновационного развития» и центр поддержки технологий и инноваций. Центр поддержки технологий и инноваций создан в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по созданию Центра поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации между Федеральной службой по интеллектуальной собственности и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Одним из наиболее значимых объектов производственно-технологической инновационной инфраструктуры в регионе является инновационный парк «Синергия». Создается ЗАО «Парк индустриальных технологий» - единственный в России технопарк по совершенствованию процессов переработки углеводородного сырья и созданию экологически чистого углеводородного и альтернативных видов моторного топлива, в состав которого входят научно-исследовательский и научно-производственный комплексы. Общая стоимость капитальных затрат по созданию парка составляет около 500 млн дол. США. Кроме того, значительные инвестиции привлекаются на создание инновационных и
высокотехнологичных производств в регионе (проекты группы компаний «Сим-Росс», ООО «Русские газовые турбины»), что позволило в 2012 г. региону стать лидером среди субъектов ЦФО (исключая Московскую область) по величине затрат на технологические инновации организаций (15 110,1 млн руб.). Между Ярославской областью и ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» заключено соглашение в области развития Рынка инноваций и инвестиций рынка ММВБ и привлечения инвестиций в инновационные компании Ярославской области. Заключено соглашение о сотрудничестве и с ОАО «РОСНАНО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ.
Таким образом, в Ярославской области среди приоритетных мер повышения инновационной активности следует выделить эффективное развитие объектов инновационной инфраструктуры, взаимодействие региона с ведущими российскими институтами инновационного развития.
Выявленные тенденции в применяемых регионами мерах повышения инновационной активности и росту объемов инновационных товаров позволили выделить общие подходы в деятельности региональных администраций по активизации инновационной деятельности. Так, выделены семь ключевых мер активизации инновационной деятельности в регионах ЦФО - инновационных лидерах:
1. Формирование нормативно-правовой базы, определяющей направления инновационной политики.
2. Выделение значительных средств областного бюджета на меры финансовой поддержки инновационных предприятий.
3. Создание и эффективное развитие объектов инновационной инфраструктуры.
Таблица 1
Организационно-экономические меры активизации инновационной деятельности в инновационных регионах ЦФО
Меры Владимирская область Липецкая область Тульская область Ярославская область
Нормативно-правовая база, определяющая направления инновационной политики + + + +
Значительные финансовые средства областного бюджета на поддержку инновационных предприятий* + + + +
Инновационная инфраструктура + + + +
Взаимодействие региона с ведущими российскими институтами инновационного развития + - + +
Совещательные органы по развитию инновационной деятельности + + - -
Отраслевой орган государственной власти региона, ответственный за инновационную политику - + - -
Межрегиональное сотрудничество в области инновационного развития - + - -
* Данный показатель напрямую зависит от наличия дефицита / профицита областного бюджета
4. Взаимодействие региона с ведущими российскими институтами инновационного развития.
5. Наличие совещательных органов по развитию инновационной деятельности в регионе.
6. Наличие отраслевого органа исполнительной государственной власти региона, ответственного за осуществление инновационной политики.
7. Наличие практики межрегионального сотрудничества в области инновационного развития.
Данные меры структурированы по инновационным регионам ЦФО (табл. 1). Из табл. 1 видно, что во всех регионах применяются меры по формированию нормативно-правовой базы, определяющей направления инновационной политики; выделению значительных финансовых средств областного бюджета на поддержку инновационных предприятий (с оговорками, в зависимости от объемов финансирования); созданию и эффективному развитию объектов инновационной инфраструктуры. В трех регионах осуществляется взаимодействие с ведущими российскими институтами инновационного развития; в двух регионах созданы совещательные органы по развитию инновационной деятельности; в Липецкой области создан отраслевой орган исполнительной государственной власти, ответственный за осуществление инновационной политики, и применяется практика межрегионального сотрудничества в области инновационного развития. Таким образом, наиболее полным инструментарием активизации инновационной деятельности в рамках данной статьи обладает Липецкая область, наименее полным - Тульская и Ярославская области.
На основе полученных данных проведен сравнительный анализ влияния мер активизации инновационной деятельности на уровень инновационного развития региона, характеризуемого шестью ключевыми показателями1:
1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (П1), %.
2. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций (П2), %.
3. Созданные (разработанные) передовые производственные технологии в регионе (П3), ед.
4. Используемые передовые производственные технологии в регионе (П4), ед.
5. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий (П5), %.
6. Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий (П6), %.
Данные сравнительного анализа представлены в табл. 2.
Таблица 2
Влияние региональных форм активизации инновационной деятельности на уровень инновационного развития региона
Регион ЦФО Место региона по количеству мер активизации инновационной деятельности Значения показателей, характеризующих инновационное развитие региона
2012 год 2011 год
П1 П2 П3 П4 П5 П6
Владимирская область 2 10,6 11,8 7 3211 1,39 4,4
Липецкая область 1 10,9 12,9 1 2511 4,05 9,2
Тульская область 3 14,7 12,6 13 3540 1,14 6,9
Ярославская область 3 15,1 11,2 18 2675 1,27 7,5
Из табл. 2 видно, что прямого влияния региональных форм активизации инновационной деятельности на уровень инновационного развития региона не наблюдается. Так, Липецкая область - лидер по количеству мер активизации инновационной деятельности, занимает ведущие позиции лишь по трем показателям, характеризующим инновационное развитие региона, и занимает последнее место среди регионов ЦФО - инновационных лидеров по значе-
'Данные показатели используются Федеральной службой государственной статистики для ведения статистического учета инновационной деятельности в России.
нию показателя «Созданные (разработанные) передовые производственные технологии в регионе». Следует сделать вывод, что полученный результат объясняется различной значимостью выбранных показателей.
Для более обоснованной оценки важно учитывать неодинаковую значимость применяемых показателей и их взаимосвязи. В вязи с этим проведена сравнительная оценка инновационного развития Владимирской, Липецкой, Тульской и Ярославской областей путем расчета шести частных коэффициентов (Кп1, Кп2, Кп3, Кп4, Кп5, Кп6) по каждому из шести показателей соответственно, в качестве базы для которых приняты наилучшие показатели данной группы регионов - инновационных лидеров. Значения шести частных коэффициентов и суммарное их значение по каждому из регионов ЦФО - инновационных лидеров представлено в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительная оценка коэффициентов, характеризующих уровень инновационного развития регионов - лидеров ЦФО
Регион Значения частных коэффициентов Суммарное значение
Кп1 Кп2 Кп3 Кп4 Кп5 Кп6
Владимирская область 0,70 0,91 0,38 0,90 0,34 0,47 3,70
Липецкая область 0,72 1,00 0,05 0,70 1,00 1,00 4,47
Тульская область 0,97 0,97 0,72 1,00 0,28 0,75 4,69
Ярославская область 1,00 0,86 1,00 0,75 0,31 0,81 4,73
Из табл. 3 видно, что лидером по суммарному значению коэффициентов является Ярославская область, а значения Липецкой, Тульской и Ярославской областей почти совпадают, но не соответствуют положению данных регионов по количеству мер активизации инновационной деятельности. Это объясняется, в частности, несовершенством методологии статистического учета инноваций, и как результат -низкой достоверностью статистических данных об инновационной деятельности, что уже отмечено в экономической литературе (в том числе и разработчиками методики) [1], неоднозначностью отнесения информации к каждому из показателей, а также различной ролью показателей в формировании инновационного климата.
Литература
1. Бортник, И.М. Вопросы достоверности статистической информации об инновационной деятельности в России / [И.М. Бортник и др.] // Инновации. - 2013. - № 10 (180). - С. 10 - 17.
2. Наука и инновации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics /science and innovations/science/#.