Научная статья на тему 'Региональная инновационная система: опыт становления и перспективы развития'

Региональная инновационная система: опыт становления и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дигилина О.Б., Тесленко И.Б.

В статье анализируются различные аспекты становления региональной инновационной системы Владимирской области. Сделан вывод о том, что, несмотря на некоторые сдвиги в активизации инновационной деятельности в регионе, становление региональной инновационной системы происходит медленно, отсутствует комплексный, системный подход в реализации инновационной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная система: опыт становления и перспективы развития»

22 (301) - 2013

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 330.34

региональная инновационная система: опыт становления и перспективы развития

О. Б. дИГИЛИнА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики E-mail: o. b. digilina@mail. ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Владимирский филиал

И. Б. ГЕСЛЕИКО, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики E-mail: iteslenko@inbox. ru Владимирский государственный университет имени А. Г. и н. Г. Столетовых

В статье анализируются различные аспекты становления региональной инновационной системы Владимирской области. Сделан вывод о том, что, несмотря на некоторые сдвиги в активизации инновационной деятельности в регионе, становление региональной инновационной системы происходит медленно, отсутствует комплексный, системный подход в реализации инновационной политики региона.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная политика, региональная инновационная система.

Перевод России на инновационный путь развития является стратегической установкой для страны на ближайшее будущее. Во всем мире именно регионы считаются основой формирования инновационной экономики. В этом смысле особое внимание должно быть уделено региональным аспектам развития инновационной деятельности.

Основу реализации инновационной политики региона составляет уровень регионального иннова-

ционного развития, определяющий предпосылки и ограничения в осуществлении процессов на данном уровне.

Инновационная региональная политика строится на инновационной стратегии региона. она предполагает учет внешних и внутренних факторов воздействия на региональную экономическую систему. К внешним факторам можно отнести федеральную инновационную и научно-техническую стратегию и соответствующее законодательство, к внутренним - приоритеты развития территории, имеющиеся ресурсы и тенденции.

отсутствие единой федеральной инновационной политики страны приводит к тому, что каждый регион вынужден действовать самостоятельно. С одной стороны, это ставит региональные органы власти в сложное положение, а с другой - позволяет ориентироваться на конкретные нужды региона. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что регионы по-разному адаптируются к рыночным преобразованиям, имеют разные возможности, а,

соответственно, и разный уровень инновационной активности.

Кроме того, в современных условиях обостряются проблемы недостаточности ресурсной базы регионов, отсутствия эффективных механизмов финансирования работ и стимулирования региональных органов к разработке программ инновационного развития. Не последнюю роль играет и отсутствие бюджетов развития региона, необходимого состава имущества, отсутствие стимулов к развитию инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры на территории региона, совершенствование эффективности деятельности органов власти, бюджетных отношений и налогового законодательства.

Эти и целый ряд других факторов препятствуют активизации инновационной деятельности в регионе (см. таблицу).

В этой связи главной задачей региональной инновационной политики является нивелирование выявленных противоречий, уменьшение влия-

Группы факторов, препятствующих инновациям

Наименование Характеристика

Экономические факторы Недостаток собственных денежных средств. Недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Низкий платежеспособный спрос на новые товары, работы, услуги. Высокая стоимость нововведений. Высокий экономический риск

Внутренние факторы Низкий инновационный потенциал организации. Недостаток квалифицированного персонала. Недостаток информации о новых технологиях. Недостаток информации о рынках сбыта. Неразвитость кооперационных связей

Другие факторы Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность. Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги). Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности

Источник: составлено по данным [1].

ния препятствующих факторов и использование условий, благоприятствующих инновационному развитию.

Инновационное развитие в последние годы ознаменовалось значительным влиянием финансового кризиса 2008 г.

кризисные явления сказались на многих показателях, характеризующих инновационную активность предприятий Владимирской области. Так, в 2009 и 2010 гг. количество организаций, выполнявших научно-исследовательские разработки, осталось всего 25, в то время как в 2005 г. их число равнялось 35 (столько же было в 1995 г.). Из 25 крупных и средних организаций, занимающихся научно-техническими разработками, 44 % являлись научно-исследовательскими, 28 % - конструкторскими, 12 % - промышленными предприятиями [3].

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в области постоянно снижается. Если работников данной сферы деятельности в 2005 г. насчитывалось 7 913 чел., то в 2010 г. - только 4 871 чел. Из них количество исследовательского персонала в период с 1995-2010 гг. сократилось с 3 802 до 1 449 чел., или в 2,6 раза, а численность исследователей с ученой степенью уменьшилась с 475 до 286 чел., или в 1,6 раза [2].

Уменьшилось также количество выданных патентов на изобретения и полезные модели. Если в 2009 г. было выдано 135 патентов на изобретения и 94 патента на полезные модели, то в 2010 г. - 109 патентов на изобретения и 83 - на полезные модели.

наибольшая инновационная активность организаций области была зафиксирована в 2005 г. -10,7 %, в 2007 г. - 10,8 %, а в 2009 г. - уже 10,2 %. В 2008 г. она составляла 8,2 %, а в 2010 г. - 8,8 % [2]. Затраты на технологические инновации во Владимирской области в 2008 г. составляли 1 962, 8 млн руб., в 2009 г. - 3 204,0 млн руб., а в 2010 г. - только 2 613,1 млн руб.

Объем инновационных товаров, работ, услуг в области вырос почти в 2 раза: с 4 % - в 2005 г. до 7,3 % - в 2006 г. но затем он начал устойчиво снижаться: в 2007 г. - до 5,5 %, в 2008 г. - до 3,1 %, в 2010 г. - до 2,3 % [2].

Такая ситуация в большей или меньшей степени характерна для многих регионов России. Поэтому теоретические подходы и практические рекомендации решения проблем инновационного развития страны остаются весьма актуальными и имеют много общего.

В теоретическом плане модель региональной стратегии формирования экономики инновационного типа и инновационная политика должны строиться на принципах:

• стратегического программирования научно-промышленной и инновационной политики, проводимой регионом;

• роста конкурентоспособности в соревновании с другими территориями за ресурсы и лидерские позиции;

• оптимального расходования имеющихся ресурсов.

итогом реализации инновационной политики на региональном уровне должна стать региональная инновационная система (РИС).

Для любого региона, в том числе Владимирской области, эта система должна включать в себя все необходимые звенья для обеспечения инновационной деятельности от элементов, формирующих законодательные условия реализации инновационных процессов, организационных структур, позволяющих осуществлять все стадии инновационной деятельности, до инструментов, обеспечивающих постоянное воспроизводство и коммерциализацию результатов инновационной деятельности. Исходя из этого, современная структура региональной инновационной системы, по мнению авторов, должна включать в себя несколько блоков:

1) институциональный - законодательные акты правительства, государственные органы управления наукой и инновациями, стратегии и программы национального и регионального развития и др.;

2) инфраструктурный - государственные научные центры, академические институты, вузы, лаборатории, научно-исследовательские институты, фонды, инновационные центры, службы научно-технической информации, статистики, стандартизации, сертификации, лицензирования, аналитические центры, инжиниринговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, малые и средние наукоемкие фирмы, наукограды, технопарки, технополисы, инновационные инкубаторы, кластеры, сети и др.;

3) экономический, включающий налоговую, амортизационную, антимонопольную, патентную, тарифную, ценовую политики;

4) финансовый, представленный бюджетным финансированием инноваций, кредитованием, субсидированием, грантами, поручительствами и т. д.

Институциональный блок обеспечивает пра-

вовые условия осуществления инновационной деятельности. Инструменты второго блока служат источником новых знаний и реализуют инновационную деятельность. Блоки третий и четвертый призваны стимулировать инновационную деятельность, обеспечивать страхование инновационных рисков, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе осуществления инновационной деятельности.

С 2011 г. в правительстве стала популярной концепция «инновационного лифта» (термин введен в оборот в 2002 г.) [4], согласно которой на каждом этапе развития идеи - от фундаментальных и прикладных исследований до коммерциализации разработок - должны быть созданы институты и структуры, которые осуществляют их поддержку.

По мнению авторов, говоря об «инновационном лифте», речь должна идти как о создании новых, так и о совершенствовании имеющихся институтов, которые принято называть «институтами развития». Это, по сути, вся совокупность институтов, включенных в блоки РИС.

Во Владимирской области, как и во многих других субъектах России, реализуются меры по созданию РИС. основной вектор современной региональной инновационной политики направлен на привлечение инвестиций в создание предприятий, в технологическом отношении соответствующих уровню ведущих мировых производителей товаров и услуг. В результате в областном бюджете даже появилась отдельная строчка поддержки модернизации экономики.

С 2008 г. во Владимирской области формируется управленческий модуль РИС: был создан региональный Совет по развитию нанотехнологий при губернаторе, областное агентство поддержки предпринимательства, Владимирское отделение российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства во Владимирской области

Администрацией Владимирской области в целях развития научно-технического потенциала региона заключены соглашения с рядом учебных, научных и общественных органмзаций, в том числе:

- с Российской академией наук;

- Российским фондом фундаментальных исследований;

- Российским гуманитарным научным фондом;

- Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- государственной компанией «Ростехноло-гия»;

- Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова;

- Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации;

- автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности».

Постановлением губернатора Владимирской области в июле 2010 г. был утвержден комплекс мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности в области на 2010-2012 гг., в числе которых можно выделить:

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при создании научно-производственного биотехнологического комплекса в поселке Вольгинский Петушинского района;

- содействие созданию ассоциации малых инновационных предприятий в регионе и экспертного совета по оценке инновационных проектов малых предприятий, представляемых на государственную поддержку;

- осуществление постоянного мониторинга и отбора проектов организаций региона в сфере нанотехнологий;

- формирование коллективных экспозиций на выставках, организуемых государственной компанией «Роснанотех»;

- создание единой базы данных исследовательского оборудования организаций региона и др.

В начале 2011 г. во Владимирской области было принято Положение о проведении в 2011-2013 гг. конкурсов на субсидирование проектов, направленных на модернизацию экономики и поддержку инноваций в регионе за счет средств областного бюджета.

В области не прекращается работа по созданию инновационной инфраструктуры региона. В качестве организационной структуры в области с 1996 г. работает Владимирский инновационно-технологический центр (ВИТЦ), основным направлением деятельности которого является трансформация идей научно-технического характера в законченные продукты.

В рамках инфраструктурного блока РИС продолжено строительство регионального инновационного бизнес-инкубатора в г. Коврове, открыты муниципальные бизнес-инкубаторы в городах Пок-

рове, Судогде, в поселке Ставрово, округе Муром. В области созданы технопарки: индустриальный парк «Вязники», технопарк «Александровская слобода», индустриальный парк К-рагк, промышленный парк «Струнино». Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» приступила к реализации проекта по созданию промышленного парка во Владимирской области на производственных площадках ОАО ВПО «Точмаш».

Одной из ключевых задач в развитии промышленного потенциала региона является создание и совершенствование промышленных зон для развития приоритетных для региона отраслей промышленности, привлечения инновационных технологий и процессов, модернизации промышленного комплекса региона. В Собинском районе Владимирской области формируется фармзона, на территории которой расположатся предприятия по производству фармацевтической продукции.

Ведется работа в направлении повышения эффективности использования промышленных площадок действующих предприятий «Автоприбор», Ставровский завод «АТО» и бывших предприятий-банкротов - Муромского машиностроительного завода, Ковровского экскаваторного завода, Мелен-ковского льнокомбината.

Что касается финансовой составляющей РИС, то в 2011 г. она пополнилась фондом содействия развитию инвестиций, Владимирским областным фондом поддержки предпринимательства, фондом содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, Фондом гарантий и развития малых и средних предприятий.

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2011-2013 годы» осуществляется поддержка модернизации технологических процессов и рост фондовооруженности субъектов предпринимательства, включая инновационную сферу деятельности.

В рамках данного мероприятия субсидии за счет бюджетных средств предоставляются по двум направлениям:

- субсидирование субъектов предпринимательства, связанных с разработкой (внедрением) и реализацией инновационной продукции, на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным инновационными компаниями области в российских кредитных организациях.

На реализацию данных мероприятий из областного бюджета в 2011 г. было выделено 5 млн руб. Софинансирование мероприятий за счет федеральной субсидии составило 20 млн руб. Всего на конкурс было представлено 73 заявки. По итогам конкурса профинансирован 21 предпринимательский проект, средний размер финансовой помощи субъектам предпринимательства составил 1 190,5 тыс. руб.

Осуществляется субсидирование субъектов предпринимательской деятельности по договорам лизинга, направленным на модернизацию технологических процессов и пополнение основных фондов. На реализацию данного механизма в 2011 г. из средств областного бюджета было направлено 5 371 тыс. руб. Кроме этого, в соответствии с соглашением от 29.09.2011 № 042-МБ-11, заключенным между администрацией Владимирской области и Минэкономразвития России, софинансирование мероприятия за счет федеральной субсидии составило 21 484 тыс. руб. По итогам конкурса профинансированы 50 предпринимательских проектов. Средний размер финансовой помощи субъектам предпринимательства составил 537,1 тыс. руб.

Все это говорит о том, что уровень финансового участия бизнеса в развитии науки и инновационной деятельности остается достаточно низким. Инновационная сфера ориентируется в первую очередь на государственное финансирование.

В регионе предпринята попытка стимулирования кооперации крупных, средних и малых предприятий. Владимирский инновационно-технологический центр в марте 2009 г. подписал соглашение с консорциумом Gate2RuBIN и стал участником по развитию Российской бизнес-инновационной сети и реализации проекта Gate2RuBIN.

Проект направлен на участие российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в Enterprise Europe Network. Enterprise Europe Network (Европейская сеть поддержки предпринимательства -EEN) - крупнейшую в Европе сеть по поддержке предпринимательства, реализуемую Европейской комиссией в рамках Программы конкурентоспособности и инноваций. Сеть EEN стартовала 07.02.2008. Она включает 40 стран, в том числе 27 стран Европейского Союза (ЕС), 600 организаций, которые объединены в региональные консорциумы (более 250) - центры трансфера, бизнес-инновационные центры, торгово-промышленные палаты, агентства развития и др.

Основная задача участников сети EEN - оказание малым и средним компаниям (мСП), научно-исследовательским коллективам услуг в области поддержки бизнеса и инноваций, поддержки бизнес-кооперации, интернационализации, передачи знаний и технологий, их участия в рамочных программах ЕС. Российский консорциум объединил три сетевые организации: Союз инновационно-технологических центров России, некоммерческое партнерство «Российская сеть трансфера технологий» (Сеть RTTN), Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РА ПМСБ). Между консорциумом и Европейской комиссией подписан контракт, в соответствии с которым консорциум имеет официальный статус партнера (участника) Enterprise Europe Network.

Цель проекта - содействие развитию научно-технологической и бизнес-кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности. Владимирский инновационно-технологический центр в 2011 г. начал оказывать малым научно-техническим предприятиям и организациям области информационные, консультационные и методические услуги в сфере международного трансфера технологий. Владимирский ИТЦ оказывает помощь предприятиям области в поиске европейских партнеров, участвующих в совместном проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в продвижении научно-технической продукции на европейский рынок, в увеличении экспортной составляющей в доле валового регионального продукта. Он также занимается анализом, обработкой и передачей информации, полученной по Европейской сети поддержки предпринимательства, подготовкой технологических запросов и предложений по европейским стандартам и размещением их в сети.

Итак, в области есть и продолжают создаваться элементы институционального, инфраструктурного и финансового блоков РИС. Функции организаций кадровой, консультационной, аналитической и организационной инфраструктур пытается реализовать Владимирский ИТЦ. Однако в области практически не сформирован экономический блок РИЦ. В регионе ощущается дефицит высококвалифицированных рабочих, инженеров, технологов и других специалистов, в том числе и для инновационной сферы.

Эту проблему пытаются решить заводы «Автоприбор» (создан образовательный производствен-

но-технический комплекс, включающий начальное и высшее профессиональное образование) и «Электроприбор» (создан производственно-технологический учебный центр). Данными предприятиями заключены соглашения с профессионально-техническим училищами, предусматривающими обучение по специальностям, необходимым производству.

Подводя итог анализу развития РИС в регионе, следует отметить имеющиеся положительные сдвиги в направлении активизации инновационной деятельности. Однако все еще сохраняются старые проблемы и появляются новые, вызванные влиянием глобальных изменений. В области отсутствует комплексный, системный подход в реализации инновационной политики, что препятствует формиро-

ванию полноценной региональной инновационной системы.

Список литературы

1. Инновационная деятельность организаций Владимирской области в 2010 году. URL: http:// www. vladimirstat. ru.

2. Научно-технический и инновационный потенциал Владимирской области. URL: http://www. kppn.avo.ru.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.

4. Управление исследованиями и разработками в российских компаниях / Национальный доклад. М.: Ассоциация менеджеров, 2011. С. 70-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.