Научная статья на тему 'Российская бизнес-инновационная сеть - новый широкомасштабный проект сотрудничества России и европейского Союза'

Российская бизнес-инновационная сеть - новый широкомасштабный проект сотрудничества России и европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР / INFRASTRUCTURE / INTERNATIONAL COOPERATION / TECHNOLOGY TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукша Олег Павлович, Пильнов Геннадий Борисович, Рыгалин Дмитрий Борисович, Яновский Антон Эдуардович

В июне 2008 года Европейская Комиссия, рассмотрев заявку от российского консорциума, представленного Союзом инновационно-технологических центров России, Российской сетью трансфера технологий, Российским Агентством поддержки малого и среднего бизнеса, приняла положительное решение относительно его участия в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise European Network- EEN - www.enterprise-europe-network.ec.europa.eu ). Российские компании и научные организации получили уникальную возможность по поиску европейских партнеров и участию в бизнес- и технологической кооперации на европейской арене. Содействие в этом им окажет проект «Gate to Russian Business Innovation Networks» (Gate2RuBIN). Этот проект является первым примером широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукша Олег Павлович, Пильнов Геннадий Борисович, Рыгалин Дмитрий Борисович, Яновский Антон Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gate to Russian Business and Innovation Networks - the new large-scale EU-Russia cooperation project1NP RTTN

On June 12th, 2008 the European Commission approved a Cooperation agreement under Article 21.5 of Competitiveness and Innovation Programme with consortium Gate2RuBIN (Gate to Russian Business and Innovation Networks www.gate2rubin.ru ). The consortium consists of Russian Union of Innovation Technological Centers (coordinator), Russian Technology Transfer Network and Russian Agency for Small and Medium Enterprises Support. Gate2RuBIN project is aimed at creating opportunities for establishing partnerships between European and Russian companies and research organisations. Through Gate2RuBIN, Russian organisations of business innovation infrastructure will participate in the Enterprise European Network (EEN) www.enterprise-europe-network.ec.europa.eu , and European EEN members will get access to their Russian client base.

Текст научной работы на тему «Российская бизнес-инновационная сеть - новый широкомасштабный проект сотрудничества России и европейского Союза»

Российская бизнес-инновационная сеть — новый широкомасштабный проект сотрудничества России и Европейского Союза

О. П. Лукша, член правления НП RTTN, старший консультант

Г. Б. Пильнов,

исполнительный директор НП RTTN

Д. Б. Рыгалин,

зам. генерального директора Союза ИТЦ России

А. Э. Яновский,

член правления НП RTTN, старший консультант

В июне 2008 года Европейская Комиссия, рассмотрев заявку от российского консорциума, представленного Союзом инновационно-технологических центров России, Российской сетью трансфера технологий, Российским Агентством поддержки малого и среднего бизнеса, приняла положительное решение относительно его участия в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise European Network (EEN), http://www.enterprise-europe-network.ec.europa.eu). Российские компании и научные организации получили уникальную возможность по поиску европейских партнеров и участию в бизнес- и технологической кооперации на европейской арене. Содействие в этом им окажет проект «Gate to Russian Business Innovation Networks»

(Gate2RuBIN) Этот проект является первым примером широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях.

Ключевые слова: инфраструктура, международное сотрудничество, технологический трансфер

On June 12th, 2008 the European Commission approved a Cooperation agreement under Article 21.5 of Competitiveness and Innovation Programme with consortium Gate2RuBIN (Gate to Russian Business and Innovation Networks — www.gate2rubin.ru). The consortium consists of Russian Union of Innovation Technological Centers (coordinator), Russian Technology Transfer Network and Russian Agency for Small and Medium Enterprises Support.

Gate2RuBIN project is aimed at creating opportunities for establishing partnerships between European and Russian companies and research organisations. Through Gate2RuBIN, Russian organisations of business innovation infrastructure will participate in the Enterprise European Network (EEN) www.enterprise-europe-network.ec.europa.eu, and European EEN members will get access to their Russian client base.

Проект Gate2RuBIN имеет глубокие корни как с точки зрения развития европейской инновационной политики, так и международного научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС и, прежде всего, сотрудничества с европейскими сетями поддержки бизнеса и инноваций, европейской инновационной инфраструктурой. Поэтому в данной статье мы рассмотрим следующие ключевые моменты, имеющие отношение к этому проекту:

1. Лиссабонская стратегия и основные инструменты ЕС в области повышения конкурентоспособности и инноваций — новые Рамочные программы ЕС на 2007-2013 гг.

2. Основные сетевые структуры поддержки бизнеса и инноваций ЕС и участие в них российских организаций.

3. Сотрудничество Россия - ЕС в сфере поддержки инноваций, науки и бизнеса.

4. Проект Gate2RuBIN — полномасштабная интеграция российской бизнес-инно-вационной инфраструктуры в EEN.

Лиссабонская стратегия и основные инструменты ЕС в области повышения конкурентоспособности и инноваций — новые Рамочные программы ЕС на 2007-2013 гг.

На специальном совещании 23-24 марта 2000 года в Лиссабоне Европейский Совет согласовал новую стратегическую цель Евросоюза на десятилетие: стать самой конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знаниях, способной поддерживать устойчивый экономический рост, увеличение и улучше-

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ние числа рабочих мест, повышение социальной интеграции.

Совет Европы определил детальную стратегию, которая основана на ряде инструментов. Ключевой инструмент здесь — Рамочные программы научных исследований, которые по мере реализации постоянно совершенствуется. Седьмая Рамочная программа характеризуется тем, что:

• она не заменяет, а дополняет национальные К&Э программы;

• проекты РП7 предполагают несколько участников из разных стран-членов Евросоюза;

• она открыта для участия «третьих» стран, включая Россию (лидер среди третьих стран в РП6 по числу проектов и объему финансирования);

• имеет прикладную ориентацию.

Тематические направления РП7 определяются в

результате сложного, многоуровневого процесса согласований и консультаций, в который вовлекаются представители самых разных групп. Среди них — министерства науки и технологий стран-участниц ЕС, Европарламент, представители различных европейских и национальных структур — крупного бизнеса, университетов и академических ассоциаций, национальных научных фондов и др. Это очень динамичный процесс, который отличается максимальной открытостью1.

РП7 включает 4 основных блока:

• «Сотрудничество» — ориентирован на расширение международных исследований, создание совместных технологических инициатив, которые объединяют приоритетные исследования. Бюджет — более 50% суммарного объема программы.

• «Идеи» — предполагает повышение динамизма и креативности европейских исследователей.

• «Кадры» — ориентирован на повышение мобильности европейских исследователей, укрепление связей между научными и промышленными центрами и между системами управления исследованиями в странах ЕС.

• Блок «Возможности» направлен на совершенствование исследовательской инфраструктуры и увеличение потенциала европейских регионов. Составление «дорожных карт» исследовательского потенциала Европы.

Основной блок 7-й рамочной

программы «Сотрудничество» разбит на ряд тематических направлений — ИКТ (наибольший бюджет), здравоохранение, транспорт, нанотехнологии и т. д.

1 В преддверии РП7 Еврокомиссия предложила ученым со всего мира высказать свои соображения по тематическим направлениям, которые, по их мнению, следовало представить в программе. Такие глобальные консультации проводились в том числе на базе Интернет-ресурсов.

Кроме тематических направлений выделяются и разные типы проектов: крупные (>4 млрд евро), малые совместные исследовательские проекты (Collaborative Projects), сети передового научного опыта (Networks of Excellence), мероприятия по координации/поддержке (Coordination Actions & Support Actions).

Основные задачи совершенно новой и не существовавшей ранее Рамочной программы повышения конкурентоспособности и инноваций (Competitiveness and Innovation Programme — CIP) — стимулировать инновационную деятельность, повысить конкурентоспособность европейского бизнеса, особенно малых и средних предприятий, развивать энергоэффективность и использование альтернативных энергоресурсов, ускорить развитие доступного для всех информационного общества. Ее бюджет составляет 3,2 млрд евро (как и РП7, она рассчитана на 2007-2013 гг.).

Несмотря на новизну этой программы, реально она основана на интеграции и более четкой координации многочисленных ранее существовавших в ЕС программах и инициативах2. Структурно в новой рамочной программе выделяется 3 блока (см. рис. 1):

• Программа Предпринимательство и инновации — Entrepreneurship & Innovation programme (EIP) — 2,170 млрд евро.

• Поддержка ИКТ — ICT, ICT Policy Support Programme (ICT-PSP) — 730 млн евро.

• Новая энергетика Европы Intelligent Energy Europe (IEE) — 730 млн евро.

Проект создания новой европейской интегрированной сети EEN входит в основной блок CIP — Программу предпринимательства и инноваций. Программа включает 3 основных направления:

А. Финансовые инструменты.

Финансовые инструменты3 поддержки малых инновационных предприятий с высоким потенциалом роста реализуются через бюджет программы с участием Европейского инвестиционного фонда, ряда банков и гарантийных организаций.

Б. Услуги по поддержке бизнеса.

Услуги по поддержке бизнеса и инноваций реализуются через новую Европейскую сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN). Она предполагает простой децентрализованный доступ МСП:

• для услуг по информации, бизнес-кооперации и интернационализации;

2 В этом вообще проявляется европейская тенденция — строить на достигнутом, подвергая реальной оценке позитив и негатив уже реализованных программа и проектов.

3 Пока недоступные для российских МСП.

Портрет «типичного» проекта РП7

• Заявка подана в ответ на объявленный конкурс (Call for proposals).

• Независимая процедура оценки по объявленным критериям.

• Европейское измерение (с возможным участием трех стран).

• Консорциум из 5-20 организаций.

• Срок реализации 2-4 года, со-финансирование от ЕК — 1-20 млн евро.

• Ясное описание проекта с четкими ролями партнеров, измеримыми результатами, планами использования и распространения результатов, сильным управлением и важной ролью координатора.

• Отбор заявок на уровне 10-20%.

• Последующий этап переговоров с ЕК по контракту и его заключение.

Рис. 1. Рамочная программа ЕС по повышению конкурентоспособности и инноваций

• услуг по трансферу технологий и инновациям;

• услуг по поддержке участия в 7-й Рамочной программе ЕС.

Новая сеть основана на опыте двух сетей из 270 евроинфоцентров (Euro Info Centres — EIC) и 250 организаций, входивших в Инновационные релей-центры (Innovation Relay Centres — IRC)4.

В. Инновационные проекты.

4 Здесь мы также видим пример интеграции ранее существовавших инициатив ЕС. Е1С имеет примерно 20-летнюю историю, ШС — более 10 лет.

Проекты, которые интегрированы в два

блока:

• Pro Inno Europe. В этом блоке представлены проекты и программы, связанные с анализом и разработкой инновационной политики в ЕС, а также соответствующий инструментарий.

• Europe-Innova развивает преимущественно проекты, ориентированные на методическое обеспечение — инструментарий для профессионалов в сфере инновационного предпринимательства (менеджеры компаний, кластеров, инвесторов, соответствующие организации и сети).

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

Основные сетевые структуры поддержки бизнеса и инноваций ЕС. Взаимодействие с ними российских организаций

В последнее время европейская инновационная и бизнес-инфраструктура переживает серьезные преобразования. Прежде всего, это связано со стремлением к большей координации и интеграции их усилий. Многочисленные инициативы по созданию сетей, новых проектов, ориентированных на поддержку бизнеса и инноваций, приводили зачастую к дублированию услуг и дезориентации клиентов. Соответственно поддержка таких проектов со стороны Европейской Комиссии (ЕК) приводила к распылению средств и недостаточной устойчивости созданной инфраструктуры после прекращения финансирования. Создание новой сети Enterprise Europe Network стало своеобразным ответом ЕК на данную проблему.

Европейская сеть бизнес-инновационных центров

Исторически первой серьезной европейской сетевой структурой стала Европейская сеть бизнес-ин-новационных центров — EBN (http://www.ebn.be).

Она была создана в начале 1980-х гг. по инициативе и при финансовой поддержке со стороны ЕК. В настоящее время EBN практически не имеет прямой финансовой поддержки со стороны ЕК и действует как международная некоммерческая ассоциация.

EBN объединяет 145 аккредитованных (полных) членов и около 70 ассоциированных членов: бизнес-инновационные центры (БИЦ), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, поддержки предпринимательства и т. п. Постоянный персонал EBN сегодня насчитывает 13 человек со штаб-квартирой в Брюсселе. Финансирование EBN осуществляется через членские взносы, международные проекты (в том числе выигранные по конкурсам ЕК), мероприятия и семинары, взносы от стратегических спонсоров и т. п.

Одним их важнейших направлений деятельности EBN является

управление системой качества бизнес-инновационных центров (осуществляется по контракту с ЕК). Структура, заинтересованная в получении торговой марки европейского бизнес-инновационного центра (ECBIC), должна удовлетворять критериям, разработанным EBN и подтверждать ежегодно (через предоставление отчетов и прохождение специального аудита) свой статус.

Важной особенностью EBN является то, что она открыта для вступления независимо от страны. В 2007 г. Между EBN и Союзом ИТЦ России было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. Хотя сеть EBN не вошла явно в новую Евро-

пейскую сеть поддержки бизнеса и инноваций EEN, ряд членов этой сети получили статус центров Enterprise Europe Network.

Сеть Европейских инфоцентров

Сеть Евроинфоцентров (EIC) была создана ЕК

в 1987 г. Статус центра сети EIC (и контракт с Еврокомиссией, предусматривающий финансовую поддержку) организация могла получить через участие в открытом тендера ЕК.

Сеть Евроинфоцентров объединяла более 300 организаций, действующих в более чем 280 городах в почти 50 странах мира. Помимо стран ЕС, 13 Евро-инфоцентров (корреспондентских) действовали за ее пределами, обеспечивая своих клиентов необходимыми услугами и информацией по бизнес-кооперации с ЕС.

Услуги EIC (которые сейчас оказывают центры Enterprise Europe Network) включали следующие сферы:

• юридическая и финансовая информация;

• финансовые схемы ЕС для бизнеса;

• поиск бизнес-партнеров;

• информация по странам и рынкам;

• интернационализация бизнеса;

• европейская политика в области окружающей среды;

• стандартизация и сертификация качества;

• обратная связь с ЕК по проблемам малых и средних предприятий (МСП).

EIC были представлены в основном торговыми палатами (38%), региональными и национальными структурами экономического развития типа агентств развития и т. п. (38%), банками и консалтинговыми компаниями (16%), а также бизнес-ассоциациями (8%). В среднем центры EIC ежегодно отвечали примерно на 360000 запросов от МСП.

«Евро-инфо-корреспондент-ский центр Россия» создан в 2007 г. на базе Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса (http:// www.siora.ru) в рамках проекта ТАСИС «Поддержка экспортноориентированных инновационных МСП». Проект был инициирован Агентством с целью содействия процессу развития инновационных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, расширения торговых взаимоотношений между ЕС и Россией, а также формирования «общего экономического пространства».

Сеть инновационных релей-центров

Сеть инновационных релей-центров (Innovation Relay Centres, IRC) — центров трансфера техноло-

Основные европейские сети поддержки бизнеса и инноваций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• EBN — Европейская сеть бизнес-инновационных центров — European BIC (Business & Innovation Centres) Network — действует с начала 1980-х годов.

• EIC — Сеть Европейских инфоцентров — European Info Centres — 1987-2007 гг.

• IRC — Сеть инновационных релей-центров — Innovation Relay Centres — 1995-2007 гг.

• EEN — Европейская сеть поддержки бизнеса и инноваций — Enterprise Europe Network.

EEN = EIC+ iRc + (поддержка РП7) — действует с начала 2008 г.

гий — была создана также ЕК в 1995 г. IRC выбирались посредством открытого тендера на двухлетний контракт с Еврокомиссией. 71 IRC (часто представленные консорциумами нескольких организаций) действовали в 33 странах ЕС, а также странах, с которыми были подписаны соответствующие соглашения об ассоциированном членстве в сети IRC (Исландия, Израиль, Норвегия, Швейцария).

IRC были представлены 240 партнерскими организациями (около 1000 человек персонала), которые включали в себя технологические институты, инновационные агентства, центры трансфера технологий и т. п. Услуги IRC (которые сейчас также оказывают центры EEN) включали 2 основных направления: Трансфер технологий извне (технологические запросы):

• идентификация местных технологических потребностей,

• поиск поставщиков технологий в сети,

• поддержка в фазах взаимодействия и реализации. Трансфер технологий вовне (технологические

предложения):

• идентификация новых технологий от местных компаний-поставщиков,

• продвижение технологий в сети (поиск потребителя),

• поддержка в фазах взаимодействия и реализации. Европейская методология и форматы обмена

технологической информации, которые использовалась в IRC, были положены в основу концепции создания российской сети трансфера технологий (Russian Technology Transfer Network — RTTN, http:// www.rttn.ru). Разработка концепции (2001 г.) и последующее создание технологической платформы сети были реализованы по инициативе РИТЦ (Обнинск) и ИЦК (Кольцово) при поддержке проекта ТАСИС «Инновационные центры и наукограды» (1999-2002 гг.).

Тогда же были установлены двусторонние партнерства с IRC — РИТЦ (Обнинск), Steinbeis-Europa-Zentrum, ИЦК (Кольцово), Recital.

Развитие сети RTTN проходило параллельно с развитием международных — двусторонних сегментов — с Францией (сеть RFR) и Великобританией (сеть BRIN). Это также помогло отработать реальные механизмы международного сетевого сотрудничества. Важно отметить, что ключевым моментом, который сделал возможным такое сотрудничество, был заложенный в основу создания RTTN принцип адаптации европейской методологии обмена технологической информации.

В качестве примера можно привести сотрудничество с Францией. Сеть RFR — это инициатива RTTN и европейской компании inno (http://www.inno-group.com) (ранее — лидер консорциума проекта «Инновационные центры и наукограды»), поддержанная Посольством Франции. Создание сети было одобрено на встрече министров науки Франции и России в июле 2002 года. В октябре 2003 г. сеть RFR была презентована на выставке «ФрансТех-2003» в Москве. 6 января 2004 г. в Париже было подписано соглашение по франко — российской технологической сети RFR между Французским национальным

инновационным агентством ANVAR и Российским фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сегодня RFR — это 19 российских членов сети RFR 3 французских члена сети RFR.

Следующий важный проект ТАСИС, который был ориентирован на поддержку инновационно-технологического сектора РФ «Наука и коммерциализация технологий»5 — (российский партнер проекта — Российская академия наук; период реализации — 2004-2006 гг.), внес существенный вклад в дальнейшее развитие российской сетевой инновационной инфраструктуры. В этом проекте сеть RTTN выступала уже в качестве партнера, а консультанты RTTN непосредственно участвовали в реализации программных мероприятий проекта.

В рамках проекта было поддержано создание и развитие 14 центров коммерциализации. Они составили основу пилотной сети инновационной инфраструктуры (http://www.ras-stc.ru), ориентированной на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Президиумом РАН — как основным партнером проекта Europeaid — для создания сети Центров коммерциализации за основу была выбрана модель, которая предполагает, что ЦК объединяются в самостоятельную сеть организаций, а для обеспечения их сетевого взаимодействия используется существующая технологическая платформа Российской сети трансфера технологий. Большинство поддержанных проектом центров прошли процедуру сертификации для членства в RTTN.

Важным является также и вклад, который внес проект в формирование методической основы для работы центров трансфера технологий (включая описание лучшей практики IRC). Была осуществлена подготовка и издание серии из 12 практических руководств6 (включая описание лучшей практики IRC) для организаций инновационной инфраструктуры.

Поддержка участия в РП7. Сеть национальных контактных точек

В ЕС поддержкой участия в Рамочных Программах занимается сеть Национальных контактных точек (НКТ) (http://cordis.europa.eu/fp7/ncp_en.html,) объединяющая более 700 организаций (для примера — Германия — 56 НКТ, Великобритания — 55 НКТ, Финляндия — 32 НКТ). НКТ организуется национальными правительствами путем делегирования этих функций профильным тематическим организациям и последующего утверждения ЕК.

В России сейчас действуют 14 НКТ7, включая региональные центры. Несмотря на то, что участие

5 Общая цель проекта — улучшение условий для развития инновационной политики в научно-технологическом секторе в Российской Федерации, а также поддержка коммерциализации российских научно-технических результатов на внутреннем и международном рынках.

6 Доступны для скачивания на сайте проекта (http://www.ras-stc.ru), а также на сайте РАН (http://www.ras.ru/innovations/ commercialization2.aspx).

7 Подробная информация о российских НКТ см. http:// www.ric.vsu.ru/ru/cbs_rip/inin_net.

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

России в предыдущей — 6-й Рамочной программе, признано наиболее успешным среди так называемых третьих стран8, усилий существующих российских НКТ явно недостаточно для полноценного участия нашей страны в Рамочных программах. Проблема поддержки российских организаций в этой сфере приобретает особую актуальность в связи с предстоящим ассоциированным членством России в 7-й Рамочной программе ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию.

Проект Gate2RuBIN призван усилить и это направление деятельности российской инновационной инфраструктуры, поскольку центры — участники проекта должны обеспечить консультирование своих клиентов по РП7. Стоит надеяться, что эта поддержка будет достаточно профессиональной, поскольку RTTN имеет уже хороший послужной список участия в Рамочных программах, причем ориентированных именно на создание эффективных условий участия российских и европейских организаций в совместных проектах РП7.

Еще два проекта РП7 с участием RTTN стартуют в начале 2009 года.

Европейская сеть поддержки предпринимательства — EEN (http://www.enterprise-europe-network.ec.europa.eu)

В конце декабря 2006 г. Европейская Комиссия_объявила заявочную кампанию на участие в новой европейской сети поддержки бизнеса и инноваций Enterprise Europe Network с общим

бюджетом 320 млн евро на период 2008-2013 гг. Цели Enterprise Europe Network:

• Создать интегрированную сеть услуг поддержки бизнеса, основанную на опыте двух сетей из 270 Euro Info Centres (EIC) и 250 Innovation Relay Centres (IRC).

• Увеличить синергию между всеми партнерами сети с целью обеспечения интегрированных услуг.

• Улучшить доступ МСП к услугам (концепция «No wrong door»).

• Облегчить административные процедуры.

• Обеспечить профессионализм и качество услуг. Пакет услуг (3 модуля — a, b, c):

a) Информация, бизнес-кооперация, интернационализация (на опыте EIC).

b) Инновации и трансфер технологий и знаний (на опыте IRC).

c) Поддержка участия (преимущественно МСП) в

РП7._________

8 Третьи страны — страны, не входящие в ЕС, и не относящиеся к категории стран-кандидатов на вступление в ЕС.

Заявка от организации или консорциума должна содержать:

• Стратегию реализации на 6 лет (2008-2013 гг.)

по всем модулям для конкретного региона,

• детальную Рабочую программу — перевод стратегии в детальный план действий на первые 36

месяцев (3 года) с соответствующим бюджетом.

В середине 6-летнего периода (конец 2010 г.) участник сети предоставляет Рабочую программу на оставшийся период. При этом при подготовке нового Соглашения с ЕК учитываются результаты промежуточной оценки сети в целом и работы конкретного участника сети. Каждый консорциум включает координатора (заключение контракта с ЕК, административные вопросы, отчетность). Консорциум имеет прямой доступ к продуктам и услугам — техническим (например, базы данных) и административным, которые обеспечиваются специальным Исполнительным агентством сети.

7 февраля 2008 г. состоялась официальная презентация сети. Сеть на момент ее официального открытия была представлена 40 странами, включая 27 стран ЕС, 600 организациями — контактными точками сети, объединенными, как правило, в консорциумы региональных и национальных организаций (центры трансфера, бизнес-инновационные центры, ТПП, агентства развития и т. п.). 4000 человек опытного персонала работают в этих организациях.

Примеры членов сети Enterprise Europe Network:

• Германия — всего 11 консорциумов. Например, BW-Europe насчитывает 10 организаций-членов консорциума с географическим фокусом Земля Баден-Вюртемберг (центр — Штутгарт) — включает в себя 8 региональных/городских ТПП, Минэкономики Земли и специализирующуюся на трансфере технологий структуру — Steinbeis-Europa-Zentrum.

• Чехия — представлена всего одним консорциумом BISONet, в который входят 11 организаций — ряд ТПП, агентств регионального развития, технологический центр Академии наук Чехии, а также 2 бизнес-инновационных центра (из сети EBN) в Пльзене и Остраве.

Сотрудничество Россия - ЕС в сфере поддержки инноваций, науки и бизнеса

В 1997 году ЕС и Россия заключили Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС) сроком на 10 лет. В рамках данного соглашения устанавлива-

Проекты Рамочных программ с участием НП «Российская сеть трансфера технологий»

ISTOK.Ru (2006-2008 гг.) — Information Society Technologies to Open Knowledge. Russia (Технологии информационного общества для открытого знания. Россия, http:// www.istok-ru.eu) был инициирован европейскими и российскими партнерами и поддержан Европейским Союзом с целью выявления приоритетов углубленного стратегического сотрудничества в сфере информационно коммуникационных технологий (ИКТ) между Россией и Евросоюзом, чтобы помочь Европейской Комиссии увязать ИКТ конкурсы РП7 с общими российско-европейскими приоритетами в этой области.

NESTER (2008-2009 гг.) Networked Embedded and control Systems Technologies for Europe and Russia (Сотрудничество ЕС и России в сфере технологий сетевых встроенных систем и систем управления, http:// www.nester-ru.eu) инициирован с целью выявления приоритетов сотрудничества между европейскими и российскими исследователями в сфере технологий сетевых встроенных систем и систем управления (Networked Embedded and Control Systems technologies — NECS). Проектом предполагается, что определение приоритетов послужит стимулом для инициирования новых проектов и расширения научно-технологической кооперации в этой сфере между РФ и ЕС.

ются институциональные рамки двустороннего партнерства, а также общие цели в сферах торгового и экономического сотрудничества в ряде областей, политического взаимопонимания, и в определенной мере сотрудничества по правовым вопросам и вопросам внутренней политики.

Одна из основных программ ЕС, действующая в рамках СПС — Программа TACIS (позднее Europe-Aid) — являлась крупнейшей программой технической поддержки для России. Ее цель заключалась в помощи России по плавному переходу к демократии и рыночной экономике. Программа затрагивала несколько секторов, и с 1991 года через Европейскую Комиссию была оказана поддержка на сумму более 2,5 млрд евро путем финансирования различных проектов. Среди них — 3 крупных проекта, ориентированные на сферу науки и инноваций в РФ — «Развитие науки и техники в российской рыночной экономике», «Инновационные центры и наукограды», «Наука и коммерциализация технологий».

В связи со значительными улучшениями в финансовом положении Российской Федерации необходимость предоставления такого масштабного содействия существенно сократилась, и программа ТАСИС фактически прекратила свое существование. Как предполагается в связи с подготовкой нового СПС, формат программы, аналогичной ТАСИС, будет существенно изменен. Направления и финансирование сотрудничества будут определяться в соответствии с целями, установленными в дорожных картах по общим пространствам. Ожидается также, что Россия будет вносить равный финансовый вклад в сотрудничество с ЕС.

На саммите Россия - ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года впервые была объявлена идея создания «четырех общих пространств» между Россией и ЕС. 10 мая 2005 г. состоялся саммит Россия-ЕС, на котором были приняты «дорожные карты» по четырем общим пространствам. Эти документы являются совместными планами действия по созданию

• общего экономического пространства,

• общего пространства свободы, безопасности и

правосудия,

• общего пространства внешней безопасности,

• общего пространства научных исследований и

образования, включая культурные аспекты.

Наряду с дорожными картами важной основой

для научно-технического сотрудничества является «Соглашение между Россией и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий», заключенное 16 ноября 2000 г. Этим соглашением предусматривается «участие российских организаций в проектах ЕС в областях совместной деятельности и соответственно участие организаций, созданных в ЕС, в российских проектах в этих областях». Соглашение заложило основы для участия организаций РФ в Рамоч-

ных программах ЕС (с финансированием со стороны ЕС). Следует особо отметить, что у России — самое успешное среди третьих стран участие в РП6 (как по числу проектов с участием российских организаций, так и по объему финансирования).

В последнее время появились и новые элементы такого сотрудничества — скоординированные конкурсы на работы в рамках совместно финансируемых исследовательских проектов (в области продовольствия, сельского хозяйства, биотехнологий и энергетики). При этом победители таких конкурсов получают финансирование из национальных источников (российские — из ФЦНТП). Планируются совместные конкурсы — здравоохранение, нанотехнологии и новые материалы

В Любляне 26 мая 2008 состоялось заседание Постоянного Совета Партнерства РФ-ЕС по научным исследованиям. Было отмечено удовлетворение значительным прогрессом, достигнутым в реализации «Дорожной карты» по формированию Общего пространства науки, образования, стороны договорились о продлении Соглашения между Россией и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий от 16 ноября 2000 г.

На этом же заседании впервые было озвучен запрос России о присоединении к РП7 в качестве ассоциированного члена. Участники приняли к сведению, что ЕС предпримет все необходимые шаги для скорейшего изучения запроса Российской Федерации о начале переговоров по заключению соглашения об ассоциированном членстве в 7-й Рамочной программе ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию. Они согласовали, в частности, что ЕК и российские ведомства проведут встречи для обсуждения соответствующих вопросов, относящихся к возможному ассоциированному членству России в 7-й Рамочной программе ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию, включая административные, правовые, организационные и процедурные требования.

Поскольку финансовый вклад РФ в РП7 весьма значителен (по некоторым оценкам ежегодное софинан-сирование составит более полумиллиарда евро), следует прогнозировать значительное усиление внимания к участию российских организаций в европейских исследованиях, и как следствие, возрастание роли национальной инфраструктуры поддержки РП7, что имеет прямое отношение к проекту Gate2RuBIN.

Проект Gate2RuBIN — полномасштабная интеграция российской бизнес-инновационной инфраструктуры в EEN

Важной особенностью программы Enterprise Europe Network является то, что в ней предусмотрена возможность участия в сети организаций из трех

Что такое АССОЦИИРОВАННОЕ

членство в РП7?

1. Россия будет финансировать РП7 в масштабе, пропорциональном ее доле ВВП в интегральном ВВП стран-участниц РП7 (Сейчас ЕС фактически финансирует российские научные коллективы, принимающие участие в проектах РП7).

2. Россия получит возможность непосредственного влияния на стратегию РП7 — объявляемые конкурсы и т. п.

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

стран9, однако без финансовой поддержки со стороны ЕС. Для этого организация, представляющая конкурсную заявку, должна продемонстрировать обеспечение ее деятельности в сети со стороны национальных источников. Кроме того, как показывает практика, третьи страны обычно представлены в EEN одним участником, так называемым корреспондентским центром. Это практически впервые открыло потенциальную возможность для российской инфраструктуры поддержки бизнеса и инноваций для интеграции в новую европейскую сеть на равных условиях с соответствующими европейскими организациями.

В течение 2007 года 3 сетевые российские организации

• Союз инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ, координатор);

• Российская сеть трансфера технологий (RTTN);

• Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМСБ)

объединили свои усилия для подготовки заявки на участие в EEN. Вместе они представляют более 100 организаций инновационной инфраструктуры и поддержки малого и среднего бизнеса более чем 40 регионов РФ. В июне 2008 г. Европейская Комиссия приняла положительное решение по этой заявке.

Возможность положительного решения ЕК во многом определялась уже накопленным ранее опытом сотрудничества с партнерами из сетевых структур ЕС (IRC, EIC, EBN), участия в Рамочных программах, проектах ТАСИС, развитой технологической базой для информационного обмена, серьезной методической базой, опытом адаптации европейских методологий. Без этих важнейших предпосылок успех заявки вряд ли был бы возможным, поскольку конкурс среди третьих стран был очень серьезным.

Gate2RuBIN — так будет позиционироваться наш проект в Европе — шлюз в российскую бизнес-инно-вационную сеть для европейских партнеров и обратно — в интегрированную европейскую бизнес-инно-вационную инфраструктуру для России.

Общая цель проекта формулируется как «содействие развитию бизнес-технологической кооперации МИП и научных организаций России и ЕС, приводящей к повышению их конкурентоспособности». Достижение этой цели предполагает решение в рамках проекта Gate2RuBIN трех глобальных задач:

1. Рынки и возможности. Повышение информированности российских и европейских МИП о законодательных условиях, рынках, возможностях сотрудничества и государственной поддержке международной бизнес-кооперации России и ЕС.

2. Партнеры и компетенции. Выявление проектов и поиск партнеров для международного технологического сотрудничества на основе постоянного скрининга компетенций и потребностей.

9 Отметим, что ранее участие России в сети ШС в сети было возможно только теоретически — на основе межправительственного соглашения Россия - ЕС и внесения соответствующего финансового вклада.

3. Гармонизация. Выработка рекомендаций для правительственных структур по улучшению и гармонизации механизмов поддержки международного сотрудничества малого инновационного бизнеса России и ЕС.

Следует отметить, что проект Gate2RuBIN обладает уникальной спецификой, а российский центр Enterprise Europe Network значительно отличается от своих европейских партнеров. Традиционный европейский центр EEN — это консорциум организаций, которые непосредственно оказывают услуги клиентам в конкретном регионе. В отличие от него российский центр — объединение структур, которые являются координаторами своих сетей (имеющих национальный характер) и входит в EEN интегрированной сетью!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Услуги для клиентов предоставляют, прежде всего, отобранные члены сети. При этом роль российского консорциума заключается в управлении, координации (внутри сети и с европейскими партнерами), методической поддержке пилотных центров. Естественно, российский консорциум несет полную ответственность перед ЕК за качество предоставляемых услуг — как российским, так и европейским клиентам.

Каждая из трех российских сетевых структур — членов консорциума — обладает своей специализацией с точки зрения предоставляемых услуг и опыта международного сотрудничества, что нашло отражение в проекте и его управлении. При этом услуги, как и у европейских центров EEN, распределены по 3 блокам:

A: Информирование, поддержка бизнес-кооперации и международного сотрудничества, обеспечение обратной связи с МСП — координирует РАПМСБ.

B: Поддержка инноваций, передача технологий и знаний — координирует RTTN.

C: Содействие компаниям в участии в РП7 ЕС — координирует Союз ИТЦ.

В свою очередь специализация трех российских сетей нашла отражение в моделях центров Gate2RuBIN (см. рис. 2).

Центр А: специализируется на услугах по модулю «А». В случае, если клиенту требуется услуга по модулю «B» или «C», центр А перенаправляет10 этот запрос в партнерский центр типа BC.

Центр BC: специализируется на услугах по модулям «B» и «C». В случае, если клиент ориентирован на услуги по модулю «A», центр BC перенаправляет этот запрос в партнерский центр A.

И, наконец, центр ABC предоставляет полный спектр услуг по всем модулям.

Центры-участники проекта — инновационные центры и/или агентства по поддержке малых и средних предприятий и т. п., обладающие необходимыми клиентской базой и соответствующими компетенци-

10 В сети EEN этот механизм перенаправления (signposting) используется очень широко, что позволяет реализовать ключевой принцип сети — «no wrong door» («нет неправильной двери»); клиент, обратившийся в любую контактную точку сети, должен получить услугу по любому из трех блоков.

Рис. 2. Модели центров и механизм перенаправления

ями, необходимыми для поддержки международного сотрудничества.

В марте 2008 г. на конкурсной основе отобраны 17 пилотных центров (услуги по модулям В, С) из 15 регионов России (перечень центров см. на сайте проекта http://www.gate2rubin.ru). Государственную поддержку региональным центрам этого типа оказывает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Аналогичный конкурс был проведен Министерством экономического развития РФ в части поддержки организаций, оказывающих услуги по модулю А (перечень центров см. на сайте проекта http:// www.gate2rubin.ru).

Для координации проекта сформирована координирующая команда проекта (ККП) — специально организованная команда профессиональных консультантов, представляющих подготовленный персонал трех членов консорциума, которая обеспечивают взаимодействие между европейскими партнерами и центрами-участниками, которые непосредственно оказывают услуги/поддержку МСП.

Распределение обязанностей между ККП и центрами — участниками для центров ВС выглядит следующим образом11.

Функции координирующей команды проекта:

• Создание общего пакета услуг по блокам B и C (перечень услуг, стандарты предоставления, форматы запросов и т. п.) с ориентацией на российских и европейских участников.

• Совместное с центрами-участниками предоставление услуг клиентам.

• Оценка запросов и предложений по транснациональному трансферу технологий (ТТТ), подготовленных российскими центрами, рекомендации по их улучшению.

• Поддержка центров и их клиентов в подготовке предложений по участию в РП7.

• Установление прямых связей и рабочего взаимодействия с тематическими НКТ РП7.

Функции центров-участников:

• Информирование клиентов.

11 Распределение функциональных обязанностей для блока А выглядит аналогично, но с учетом специфики задач этого блока.

• Предоставление клиентам услуг, связанных с ТТТ, выявление клиентов с потенциалом для международного сотрудничества.

• Подготовка технологических запросов и предложений, ориентированных на ТТТ.

• Предоставление услуг для МСП, НИИ, — клиентов центров по участию в FP7.

• Перенаправление поставщикам услуг по модулю «А».

Перспективы проекта

Gate2RuBIN это долгосрочная инициатива развития для центров-участников. Она означает, прежде всего, развитие национальной интегрированной сетевой бизнес-инновационной инфраструктуры, гармонизированной с европейским инновационным пространством. В этом смысле проект имеет ярко выраженную ориентацию на международное сотрудничество. Вместе с тем, как показывает опыт ИТТН работа в рамках международных проектов и сетей значительно повышает профессионализм и качество услуг инновационных центров внутри России, для внутренней сетевой работы, межрегионального технологического сотрудничества.

Как было подчеркнуто выше, предстоящее присоединение России к РП7 в качестве ассоциированного члена несомненно повысит важность и внимание к инфраструктуре поддержки участия российских организаций в европейских проектах со стороны государственных органов. То же касается возможного присоединения России к Рамочной программе повышения конкурентоспособности и инноваций С1Р. В этом смысле Gate2RuBIN — пилотный проект этой программы, который призван отладить механизм подобного широкомасштабного сотрудничества.

Реализация этих возможностей зависит от качества работы пилотных центров, координирующей команды проекта, а также эффективности их взаимодействия. 1 ноября этого года Фонд объявил новый конкурс на получение поддержки для центров в 2009 году (см. сайт http://www.fasie.ru). Естественно, что для центров, которые работали в рамках проекта в 2008 году, будут учитываться результаты оценки их деятельности. Особо следует подчеркнуть, что конкурс открыт для всех заинтересованных организаций, а не только для членов указанных в статье членов сетей.

ИННОВАЦИИ № 11 (121), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.