Научная статья на тему 'Бизнес-инновационные центры в России: становление и деятельность'

Бизнес-инновационные центры в России: становление и деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС / БИЗНЕС-ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТЕХНОПАРК / INNOVATIVE POLICY / RUSSIAN BUSINESS / BUSINESS AND INNOVATIVE CENTER / INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL CENTER / SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полетаев В. Э.

Статья посвящена становлению, специфике и перспективам развития российской сети бизнес-инновационных центров. Автор характеризует правовую базу государственной политики России в данной сфере, показывает роль вузов, академических учреждений, наукоградов в создании различных форм содействия бизнесу в сфере инноваций в 1990-е 2000-е гг., освещает формирование корпоративных объединений инновационно-технологических центров и технопарков и их вхождение в международное научное и деловое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business and innovate centers in Russia: formation and activity

This article is devoted to the formation, specificity and development perspectives of Russian innovative business centers network. The author characterizes the rights base of Russian state policy in that sphere, shows universities’ role, academic institutions, scientific cities in the creation of different forms of business support in the innovative sphere in 1990-2000; explains the formation of corporative unions of innovative and technological centers and industrial parks and its entry in the international scientific and business space.

Текст научной работы на тему «Бизнес-инновационные центры в России: становление и деятельность»

В. Э. Полетаев, канд. ист. наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, [email protected]

БИЗНЕС-ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

В РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуальность статьи определяется тем, что одним из центральных направлений мо-дернизационной политики России в сфере экономики и бизнеса является формирование механизмов, стимулирующих инвестирование в научно-производственную сферу. В данном контексте большое значение приобретает задача изучения и обобщения существующего в нашей стране опыта организации бизнес--инновационных центров. Результаты анализа их становления и специфики функционирования могут быть использованы в процессе создания программ поддержки инновационно -го предпринимательства в регионах, при разработке проектов сотрудничества научно-образовательных, информационных и деловых структур и т. п.

Мировая практика внедрения инноваций в экономику включает деятельность бизнес-инновационных центров, осуществляющих поиск и мониторинг перспективных проектов, организационную и сервисную поддержку инновационного предпринимательства, а также обеспечение взаимодействия между научно-исследовательскими, коммерческими и государственными структурами в сфере инноваций. Видами бизнес-инновационных центров являются технопарки, инновационно-тех-

В 2006 г. ОАО «ЗИТЦ» стал первым резидентом особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» (ТВЗ «Зеленоград»), созданной согласно постановлению Правительства РФ.

нологические центры (ИТЦ), креативные бизнес-системы, работающие с инновационными предприятиями и венчурными компаниями и т. п. В Западной Европе и США активный рост их численности и качественное развитие происходит в 1970-е — 1980-е гг. В середине 1980-х гг. были созданы международные корпоративные объединения бизнес-инновационных центров, которые в настоящее время являются неотъемлемым компонентом развития высокотехнологичных экономик стран ЕС. Так, = в 1984 г. в Брюсселе была учреждена Международная некоммерческая ассоциация «Европейская сеть бизнес-инновационных центров» (ЕВ^.

В России первые бизнес-инновационные структуры начали создаваться уже на начальном этапе рыночных реформ, главным образом, по инициативе университетов, академических и научно-производственных организаций, стремившихся в новых экономических условиях реализовать свой исследовательский потенциал. В 1990 г. на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники был открыт первый в стране Томский научно-технологический парк. В последующие годы технопарки и другие бизнес-инновационные площадки появились в большинстве

университетов России. В 1992 г. начал работать Научный парк МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1993 г. — «Технопарк в Москворечье» при МИФИ, в 1998 г. был открыт технопарк Курчатовского институ- -

та и т. п. Среди ведущих бизнес-инновационных структур столицы 2000-х гг. следует также назвать технопарк «Слава», технопарк «Строгино», креативный бизнесцентр Высшей школы : экономики, бизнес-центр Академии народного хозяйства при Президенте РФ и др.

Перспективной зоной развития бизнес-инновационных проектов в рассматриваемый период стала Московская область, где был создан ряд ИТЦ и технопарков. Так, в 1991 г. в Зеленограде был открыт технопарк Московского государственного института электронной техники (МИЭТ). В 1998 г. по инициативе руководства МИЭТ был образован «Зеленоградский инновационно-технологический центр» (ОАО «ЗИТЦ»), в последующие годы успешно осуществлявший поддержку научно-производственной деятельности в области микроэлектроники, электроники и информационно-телекоммуникационных тех-

Первые 13 бизнес-центров были организованы в России в начале 1990-х гг. в рамках известного Морозовского проекта, еще несколько - на гранты США и Канады.

нологий. В 2006 г. ОАО «ЗИТЦ» стал первым резидентом особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» (ТВЗ «Зеленоград»), созданной согласно постановлению Правительства РФ. В систему инновационно-технологических центров Подмосковья вошли Инно-вационно-промышлен-ный комплекс «Беседы», Инновационно-технологический центр РАН «Черноголовка», Инновационно-технологический центр г. Дубна, Научно-технологический парк «Дубна», Международный и межрегиональный инновационно-технологический центр «МаВР-Жуковский», Центр инновационных технологий Троицкого научного центра РАН и др.

10 марта 2000 г. в Научном парке МГУ им. М. В. Ломоносова в Москве состоялось учредительное собрание Союза научно-технологических центров (НТЦ) России, который объединил 21 инновационно-технологический центр из 8 регионов страны. Деятельность Союза была направлена на совершенствование инфраструктуры инновационного комплекса России и развитие

информационной среды для эффективного взаимодействия НТЦ1.

Значительное внимание развитию взаимодействия с отечественными и иностранными инвесторами в инновационной сфере уделяли образовательные и научные центры Урала, Сибири, Татарстана и других регионов страны. В 2000-е гг. наиболее динамично развивавшимися и высокотехнологичными бизнес-инновационными центрами стали технопарк Новосибирского Академгородка, Технопарк Иркутского государственного технического университета, Красноярский технопарк2 и др. «Инновационно--производственный технопарк «Идея» в Казани является одним из крупнейших в Европе3.

Одним из важных элементов становления инфраструктуры инновационного бизнеса в России в 1990-е — 2000-е гг. явилась сеть креативных бизнес-центров, часть которых создавалась в целях поддержки инновационной активности в университетах и академических центрах, а также в интересах венчурных компаний. Первые 13 бизнесцентров были организованы в России в начале 1990-х гг. в рамках известного Морозов-ского проекта, еще несколько — на гранты США и Канады. В 1995 г. было создано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-центров», в которое вошли также многие технопарки, учебно-деловые и инновационно-технологические центры, другие объекты инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. В этот период были сделаны первые шаги в сфере государственной поддержки бизнес-инновационных проектов и структур. Так, в 1994 г. =

в рамках политики Правительства Российской Федерации по поддержке бизнеса и предпринимательства был образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, перед которым поставлены следующие задачи:

— проведение государственной поли тики развития и поддержки малых предпри ятий в научно-технической сфере;

В 2008 г. на развитие региональных бизнес-центров из федерального бюджета было выделено 667,95 млн руб., из региональных

бюджетов - 374,53 млн руб., что способствовало, в том числе, реализации инновационных бизнес-проектов.

— оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

— создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;

— содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;

— привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;

— подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную дея-тельность)4.

В последующие годы Фонд сыграл также важную роль в продвижении российского инновационного бизнеса в международное научное и деловое пространство.

В начале XXI в., когда поддержка инноваций стала одним из ключевых направлений модернизационной политики России, был разработан ряд государственных целевых программ, в ходе реализации которых активизировалось развитие сети бизнес-инновационных центров5. В частности, 19 марта 2006 г. была утверждена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». С 2005 г. Правительством РФ начали выделяться субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий креативных бизнес-центров. В 2008 г. на развитие региональных бизнес-центров из федерального бюджета было выделено 667,95 млн руб., из региональных бюджетов — 374,53 млн руб., что способствовало, в том числе, реализации инноваци-= онных бизнес-проектов6. К 2009 г. в стране действовало более 100 бизнес-центров, получавших поддержку со стороны российского и иностранного частного капитала и государственного бюджета.

В 2007 г. в городе Долгопрудном был открыт первый в Московской области бизнесцентр инновационного типа, общей площадью более 1 000 кв. м. Для Подмосковного региона было характерно встраивание бизнес-центров в инновационные центры и технопарки, что свидетельствовало о приоритетной поддержке регионом высокотехнологичного бизнеса. По такому принципу создавались Бизнес-центр Троицкого технопарка, Ино-вационно-технологический центр г. Дубна, Инновационный технопарк на базе Центра высоких технологий (ЦВТ) «ХИМРАР» и др.

В 2000-е гг. сложились разнообразные формы взаимодействия между научно-производственными организациями, структурами венчурного капитала, инновационным менеджментом и другими участниками рынка инновационных идей и технологий. В частности, с 2005 г. ежегодно проводилась Казанская венчурная ярмарка, организаторами которой являлись «Инвестиционно-Венчурный Фонд Республики Татарстан» и Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ).

Москва как лидер инновационного процесса также неоднократно выступала в качестве инициатора общероссийских форумов по проблемам инноваций, а также являлась организатором корпоративных структур бизнес-инновационного движения. Например, 29 октября 2012 г. в культурно-деловом комплексе «Усадьба» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы был открыт Центр инновационного развития (ЦИР), призванный стать площадкой для общения молодых предпринимателей, инвесторов и всех тех, кто заинтересован в расширении сферы высокотехнологичного бизнеса. На Центр инновационного развития была возложена функция основного исполнителя ЦИР подпрограммы «Москва — инновационная столица России» в рамках государ-

Во второй половине 2000-х гг. начинается процесс интеграции российских ИТЦ и технопарков

в европейскую систему бизнес-инновационных центров.

В 2011 г. на VII Казанской венчурной ярмарке между Европейской сетью бизнес-инновационных центров (ЕВЫ) и Ассоциацией инновационных регионов России было подписано соглашение о сотрудничестве.

ственной программы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы», направленной на повышение привлекательности Москвы как площадки для реализации инновационных проектов7.

Во второй половине 2000-х гг. в российских регионах были созданы государственные учреждения, функцией которых было формирование региональной инновационной политики, а также организационная и экспертная деятельность в сфере инноваций и поддержка малого и среднего инновационного бизнеса. Так, в ноябре 2004 г. был создан «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», в задачи которого входит: повышение инновационного потенциала Татарстана, развитие наукоемких производств и внедрение новых технологий, формирование новых подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для развития венчурного капитала, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего биз-неса8.

При непосредственном участии действовавшего в Воронеже «Агентства по инновациям и развитию» были разработаны «Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы» и долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» и т. п.

21 мая 2010 г. в Томске в ходе XIII Инновационного форума «Яипо'уш» при поддержке ОАО «Роснано» и Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ состоялось подписание меморандума о создании межрегиональной «Ассоциации инновационных регионов России» (АИРР), в которую первоначально вошли восемь регионов — Томская, Новосибирская, Иркутская и Калужская области, Республики Татарстан и Мордовия, Красноярский и Пермский край. В 2012 г. в Ассоциацию

были приняты также Республика Башкортостан, Самарская, Ульяновская и Липецкая области. Своей целью Ассоциация объявила содействие эффективному инновационному развитию регионов- = участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Этот ресурс предполагается использовать для отработки государственных механизмов региональной поддержки инновационной деятельности9.

Во второй половине 2000-х гг. начинается процесс интеграции российских ИТЦ и технопарков в европейскую систему бизнес-инновационных центров. Первым примером широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях явился проект «Gate to Russian Business Innovation Networks» (Gate2RuBIN), целью которого является «содействие развитию бизнес-технологической кооперации малых инновационных предприятий и научных организаций России и ЕС, приводящей к повышению их конкурентоспособ-

Деятельность российских бизнес-инновационных центров вышла на новый качественный уровень, что позволило им начать процесс

интеграции в международное пространство высокотехнологичной экономики.

ности»10. В июне 2008 г. российский консорциум в лице Союза инновационно-технологических центров России, Российской сети трансфера технологий и Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, совместно представлявших более 100 организаций, по решению Европейской комиссии был принят в Европейскую сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN). В 2011 г. на VII Казанской венчурной ярмарке между Европейской сетью бизнес-инновационных центров (EBN) и Ассоциацией инновационных регионов России было подписано соглашение о сотрудничестве.

На современном этапе развития системы бизнес-информационных центров существенное значение приобретает модернизация законодательства, как в области инноваций, так и в сфере регулирования предпринимательской деятельности. В 2009 г. было существенно модернизировано содержание Федерального закона «О науке и государственной научно-технической деятельности»

1996 г., который является базовым законом, регулирующим область инновационной деятельности. В августе того же года Государственная Дума одобрила Федеральный закон № 217-ФЗ, который предоставлял бюджетным организациям науки и образования создавать малые и средние предприятия, занимающиеся коммерциализацией результатов научно-технической деятельности. Ряд конкретных аспектов развития инновационных структур отражен в законах «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах», «О Российской корпорации нанотехнологий», «Об инновационном центре «Сколково» и др. В завершающей стадии находится подготовка федерального закона о государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации.

Важным элементом правовой базы развития бизнеса в сфере новых технологий является региональное законодательство. Так, законы об инновационной деятельности в 2004-2006 гг. были приняты в Волгоградской, Мурманской, Томской областях, Пермском крае, Республике Башкортостан и ряде других субъектов Российской Федерации. В столице с 2005 г. действовал закон «Об инновационной деятельности в городе Москве», а 9 июня 2012 г. Мосгордума приняла новый закон «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве». 16 ноября 2006 г. модельный закон «Об инновационной деятельности» был принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ

Таким образом, в течение периода 1990-х — 2000-х гг. в России сформировалась институциональная основа бизнес-инновационного процесса, были созданы государственные организации и корпоративные объединения бизнес--инновационных центров, осуществлявшие координацию взаимодействия между научно-технологическим сектором и бизнесом. В 2000-е гг. деятельность российских бизнес--инновационных центров вышла на новый качественный уровень, что позволило им начать процесс интеграции в международное пространство высокотехнологичной экономики.

Важным элементом правовой базы развития бизнеса в сфере

новых технологий является региональное законодательство

Дальнейшие перспективы развития бизнес-инновационных центров связаны с модернизацией законодательной базы мод ер -низационной политики Российской Федерации и формированием эффективных механизмов стимулирования инвестиционной активности

российского и иностранного бизнеса в сфере инноваций и наукоемкого производства.

1. Союз научно-технологических центров России [Электронный ресурс] URL: http://rus.unitc.ru (дата обращения: 17.12.2012).

2. Красноярский бизнес-центр может стать частью Европейской сети бизнес-инновационных центров // Он-лайн издание «Торгово-промышленные ведомости» [Электронный ресурс] URL: http://www.tpp-inform.ru/news/8342.html (дата обращения: 18.12.2012).

3. Три резидента Академпарка вошли в рейтинг лучших инновационных компаний России [Электронный ресурс] URL: http://ksonline.ru/news/-/id/11833 (дата обращения: 18.12.2012).

4. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс] URL: http://www.fasie.ru/o-fonde (дата обращения: 18.12.2012).

5. Федеральная инновационная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» / В. Г. Колосов, М. В. Попов, И. Л. Туккель и др. - М.: Минэкономики РФ, 1995. С. 1-47.

6. Гембарская А. Ф. Что такое бизнес-центр [Электронный ресурс] URL: http://www.unibiztv.ru/news/ detail.php?ID=392 (дата обращения: 18.12.2012).

7. Подпрограмма «Москва - инновационная столица России» на 2012-2016 гг. государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» // Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Наука и инновации [Электронный ресурс] URL: http://www.dmpmos.ru/default. aspx?s=0&p=1128 (дата обращения: 18.12.2012).

8. Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Миссия Фонда [Электронный ресурс] URL: http://www.i-regions.org/association/about.php (дата обращения: 17.12.2012).

9. Ассоциация инновационных регионов России [Электронный ресурс] URL: http://www.i-regions.org/ association/about.php (дата обращения: 17.12.2012).

10. Шлюз для бизнеса и инноваций [Электронный ресурс] URL: http://www.courieredu.ru/cour0812/2500. htm (дата обращения: 19.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.