УДК 338.49:334.012.64:001.895(470) А. В. ЖУРОВ
A. V. ZHUROV
МАТЕРИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПОСЕВНОЙ СТАДИИ В РОССИИ PHYSICAL INNOVATION INFRASTRUCTURE AS A SOURCE OF SUPPORT FOR RUSSIAN NEW TECHNOLOGY-BASED FIRMS
Аннотация: статья посвящена вопросам развития материальной инновационной инфраструктуры в России и ее роли в формировании и становлении малых инновационных предприятий. В первой части статьи описывается современное состояние российской материальной инфраструктуры, во второй части приводятся рекомендации по созданию в России сети посевных бизнес-инкубаторов.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия; посевная стадия; материальная инновационная инфраструктура; бизнес-инкубаторы.
Abstract: The article is dedicated to physical innovation infrastructure in Russia and its role in new technology-based firms’ emerging and development. In the first part of the article the author characterizes current performance of Russian physical innovation infrastructure. The second part suggests the ways of creating the network of seed business incubators in Russia.
Key words: new technology-based firms; seed stage; physical innovation infrastructure; business incubators.
Технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий организации материальной инновационной инфраструктуры во всех развитых странах мира играют особую роль, которая состоит в стимулировании внедрения в производство результатов научно-технической деятельности и поддержке малых инновационных предприятий (МИП) на начальных этапах их развития, когда их деятельность связана с наиболее высокими рисками. В данной статье будет показано, что в России эти организации не всегда эффективно справляются со своей ролью, особенно если речь идет о поддержке предприятий на самой ранней — посевной стадии развития.
Цель данной статьи — обозначить основные недостатки современной российской материальной инновационной инфраструктуры и предложить концепцию посевных бизнес-инкубаторов, основной задачей которых будет способствование появлению новых малых инновационных предприятий.
Современное состояние российской материальной инновационной инфраструктуры
Обзор современного состояния инфраструктуры мы начнем с технологических парков — одной из наиболее сложных форм организации инновационной инфраструктуры. На сегодняшний день в России работает несколько десятков технопарков (в «Ассоциацию технопарк» входят свыше 40 членов)1.
Также действует Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», подразумевающая формирование технопарковых структур в Татарстане, Мордовии, Кемеровской, Нижегородской, Тюменской, Калужской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Новосибирской областях и городе Санкт-Петербурге. В ходе реализации программы возникли определенные сложности, связанные с тем, что развитие технопарков в ряде регионов не соответствовало приоритетам, изложенным в программе; чет-
1 См.: О некоторых достижениях и многих проблемах действующих вузовских технопарков России на сегодняшний день // Инновации и предпринимательство. 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.ru/content/ document_r_798FA8BC-F2B8-47CB-867F-51B9E5126A60.html (дата обращения: 20.02.2012).
кие концепции создания технопарков не были разработаны, средства тратились в основном на строительство объектов инженерной инфраструктуры, а специализация технопарков не соответствовала профилю Минкомсвязи России, управляющей реализацией программы. В результате финансирование проектов в Московской, Тюменской и Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге с 2009 г. было прекращено (Программа рассчитана на 2006-2014 гг.), а других регионах — сокращено2. По состоянию на середину 2011 г. проблемы некоторых проектов были решены, завершилось строительство технопарков в Казани (ИТ-Парк, Технополис «Химград»), Тюмени (Западно-Сибирский инновационный центр), Кемерово (Кузбасский технопарк), Саранске (Технопарк «Мордовия»), Новосибирске (Технопарк Новосибирского Академгор одка)3.
При этом специалисты отмечают, что российские технопарки часто не выполняют своих функций инкубирования и поддержки инновационного бизнеса и не стимулируют компании развиваться и покидать территорию технопарков4.
Безусловно, в России есть и успешно работающие технопарковые структуры, действительно способствующие развитию инноваций в своем регионе и поддерживающие высокотехнологичные компании. Это происходит, в том числе, в результате формирования на территории технопарков уникальной среды, возникающей в процессе взаимодействия большого количества инновационных фирм, сервисных и консалтинговых компаний и других организаций. К числу таких структур можно отнести, например, технопарк «Строгино» (Москва) или технопарк «Идея» (Казань), однако их количество пока еще не столь велико.
В России также действуют инновационнотехнологические центры (ИТЦ), которые нача-
ли формироваться в конце 90-х годов XX в. Изначально подразумевалось, что ИТЦ не будут выполнять функций по инкубированию малых инновационных предприятий (в отличие от технопарков, создаваемых, как правило, при научных центрах и вузах, в том числе и с этой целью), а будут поддерживать компании скорее на стадии раннего роста и образовываться на территории промышленных предприятий, что позволит молодым инновационным фирмам активно взаимодействовать с крупным и средним бизнесом.
Именно эта идея была положена в основу Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, реализуемой в конце 90-х
- начале 2000-х годов Миннауки и Минобразования России совместно с Российским фондом технологического развития (РФТР) и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС).
Однако на деле произошло смешение технопарков и ИТЦ. Например, Научный парк Московского государственного университета из технопарка преобразовался в ИТЦ. А 45 % ИТЦ были созданы при вузах5.
На сегодняшний день рост числа ИТЦ замедлился. В Союзе ИТЦ России состоит всего 27 членов6, которые оказывают МИПам примерно такие же услуги, что и технопарки. Довольно часто, как и в случае с технопарками, МИПы не стремятся расти и покидать территорию ИТЦ7. Причем сами ИТЦ иногда не то что не поддерживают развитие МИПов, но и не осведомлены об их деятельности8.
При этом успешные структуры существуют и среди ИТЦ. Так, в 1999 г. на базе 4 ИТЦ в Москве, Санкт-Петербурге и Зеленограде при поддержке Миннауки России, РФТР и ФСР МП НТС были созданы инновационно-производственные комплексы, основная задача которых
2 См.: Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ: Технопарки. иЯЬ: http://minsvyaz.ru/ru/ &гесиоп8/?&гесйоп=25 (дата обращения: 20.02.2012).
3 См.: Ход выполнения программы «Технопарки России в сфере высоких технологий» // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. 2001. иЯЬ: http://www.technoparks.ru/process (дата обращения: 18.09.2010).
4 См.: Дежина И. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок / И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. М.: ИЭПП, 2004. С. 70-71.
5 См.: Дежина И. Г. Указ. соч. С. 80-81.
6 Члены Союза ИТЦ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://rus.unitc.ru/members.html (дата обращения: 20.02.2012).
7Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. С. 86.
8 См.: Дежина И. Г. Указ. соч. С. 85.
— стимулирование роста продаж МИПов, расположенных на территории ИТЦ9.
К инновационной инфраструктуре, безусловно, относятся особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ), а также научно-образовательные центры (НОЦ) и центры трансфера технологий (ЦТТ).
К настоящему моменту созданы четыре ТВЗ в различных субъектах РФ, имеющие свою специализацию:
- в Дубне — исследования в области ядерных технологий;
- в Зеленограде — микроэлектроника;
- в Санкт-Петербурге — информационные технологии, новые медицинские технологии, энергоэффективность;
- в Томске — новые материалы.
ТВЗ фактически начали работу в 2006 г. Целью создания ТВЗ является государственная поддержка инновационных предприятий путем предоставления резидентам ТВЗ налоговых льгот и упрощения таможенного режима. При этом государство берет на себя обязательство по строительству инфраструктуры ТВЗ. Порядок финансирования создания ТВЗ устанавливается Соглашением между Правительством РФ в лице Минэкономразвития России, субъектом РФ и администрацией города, на территории которого образована ТВЗ. Создание ТВЗ финансируется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также вложений частных инвесторов. Срок действия ТВЗ составляет 9 лет10. Основное требование, которое предъявляется к компаниям, желающим стать резидентами ТВЗ, — технико-внедренческий характер их деятельности на территории зоны. Весной 2006 г. начался прием заявок от компаний, изъявивших намерение стать резидентами ТВЗ, по состоянию на 20 февраля 2012 г. в ТВЗ было зарегистрировано 184 резидента11.
За формирование и развитие ЦТТ отвечает Минобрнауки России. Всего в нашей стране действует порядка 100 ЦТТ, помогающих ученым, предприятиям и организациям в поиске технологий и создании партнерств. ЦТТ будут получать поддержку в 2010-2012 гг. в рамках Постановления Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»12 (в ред. от 03.06.2011 № 439), в соответствии с которым на развитие инфраструктуры выделяется 9 млрд руб. на 3 года, до 50 млн руб. на 1 проект (вуз) в год.
НОЦы создаются в соответствии с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры (2009-2013 годы)». Ежегодно планируется отбирать около 450 проектов (часть из них уже финансируется) в течение 4 лет. В 2010 году 40 проектов победили в конкурсе, проведенном ФСР МП НТС, одной из задач этих НОЦов будет поддержка МИПов. Деньги на создание НОЦов выделяются Министерством образования и науки РФ (до 15 млн руб. на один проект — на три года; на все мероприятие — 20,25 млрд руб. из федерального бюджета) и ФСР МП НТС (5 млн руб. на один НОЦ в год — на три года)13.
В целом можно отметить, что российская инновационная инфраструктура остается фрагментированной и не поддерживает в полной мере инновационные процессы в нашей стране14 несмотря на то, что все элементы инфраструктуры сформированы. Зачастую она создается лишь для получения дополнительного финансирования из федерального бюджета и не имеет своей целью поддержку МИПов.
В частности, организации инновационной инфраструктуры не выполняют функции по информационному обеспечению малого ин-
9 См.: Дежина И. Г. Указ. соч. С. 87.
10 См.: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3127.
11 ОАО «Особые экономические зоны». 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oao-oez.ru (дата обращения: 23.02.2012).
12 См.: СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1906.
13 Бизнес и вузы: новые горизонты сотрудничества // Экспертный канал «Открытая экономика». 2010. [Электронный ресурс]. ТОЬ http://www.opec.ru/1299455.html (дата обращения: 20.02.2012).
14 См.: Клепач А. Н. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и развитие национальной инновационной системы // Новая экономика. Инновационный портрет России / Комитет СФ РФ по образованию и науке, Комитет ГД СФ РФ по науке и наукоемким технологиям [и др.]; Редкол.: Панков Д. В. - гл. ред. [и др.]. М.: Центр стратегического партнерства, 2008. С. 39.
новационного бизнеса, которое по-прежнему остается слабым.
Взаимодействие науки и бизнеса носит несистемный характер, что обусловлено ориентацией отечественных предприятий и организаций на инновационные ресурсы других стран15.
Так, М. Д. Прохоров отмечает, что традиционная материальная инфраструктура, привязанная к определенной территории, утрачивает свою актуальность в современном мире (особенно с учетом процесса глобализации)16. Он также считает, что России нужна инфраструктура нового типа, направленная на поддержку «многочисленных инновационных компаний, в первую очередь на начальных стадиях»17.
Концепция сети посевных бизнес-инкубаторов
Полагаем необходимым отметить, что И. М. Бортник, председатель Наблюдательного совета ФСР МП НТС указывает на важность процедуры «взращивания» бизнеса на посевной стадии, когда МИПу постоянно помогает человек, имеющий собственный опыт развития наукоемкого бизнеса (professor in practice — так такой специалист называется за рубежом)18. Подобным образом помогают расти МИПам в России лишь немногие организации, как правило, бизнес-инкубаторы, существующие при вузах, например, в МГТУ им. Баумана, Высшей школе экономики и Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники. Возможно, бизнес-инкубатор вуза — идеальное место для выращивания МИПов, однако он имеет один недостаток: доступ проектов, не имеющих отношения к вузу, к такому инкубатору ограничен. При этом инкубаторы, не имеющие отношения к вузам, не ставят своей целью работу с МИПами. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном количестве бизнес-инкубаторов, соответствующих потребностям МИПов на посевной стадии в нашей стране. В связи с этим предлагается сформировать в России сеть посевных бизнес-инкубаторов (ПБИ).
Главное отличие этих бизнес-инкубаторов от традиционных — максимальная гибкость графика присутствия в них. Нелишне напомнить, что МИП на посевной стадии — это часто еще не предприятие, а проект. В такой ситуации наличие постоянного офиса не требуется, скорее, нужно место, где проектные команды могли бы периодически собираться, обсуждать возникшие идеи, проводить деловые встречи, презентации компании (будущей или уже созданной) перед инвесторами и потребителями и другие мероприятия. Иными словами, МИПам на посевной стадии офис нужен лишь на время. Поэтому посевной бизнес-инкубатор может брать деньги с МИПов и проектных команд только за проведенные на его территории часы или вообще не взимать арендную плату с МИПов, а существовать за счет оказания им различных услуг и арендной платы, получаемых от сервисных компаний, располагающихся на территории инкубатора.
Доступ в посевные инкубаторы должен быть круглосуточным. Это очень важно для проектных команд, поскольку зачастую люди, входящие в такую команду, одновременно учатся в вузе либо работают и развивают проект в свободное от работы или учебы время, как правило, вечером. Организовать круглосуточный доступ в инкубаторы можно следующим образом: каждому члену команды инновационного проекта, обратившейся в инкубатор, будет выдаваться пластиковая карта (она может быть именной), дающая в любое время суток право доступа на территорию любого из инкубаторов, входящих в организованную на территории России сеть бизнес-инкубаторов.
В свете этого важным критерием при построении сети является удобство расположения отдельных инкубаторов. Они могут создаваться либо на территории студенческих городков вузов (где они есть), либо вблизи станций метрополитена (в случае с городами-миллионни-ками), либо в центре небольших городов — то есть так, чтобы до них можно было относительно быстро добраться и днем, и ночью.
15 См. об этом: Прохоров М. Д. Инновационное развитие России: необходимые действия // Там же. С. 84.
16 См.: Прохоров М. Д. Указ. соч. С. 83-84.
17 Там же. С. 86.
18 См.: Бортник И. М. Инновационный потенциал малого бизнеса // Новая экономика. Инновационный портрет России / Комитет СФ РФ по образованию и науке, Комитет ГД СФ РФ по науке и наукоемким технологиям [и др.]; Редкол.: Панков Д. В. -гл. ред. [и др.]. М.: Центр стратегического партнерства, 2008. С. 311.
На территории каждого бизнес-инкубатора проектным командам будет доступен определенный набор услуг:
- широкополосный доступ в Интернет;
- ксерокопирование и печать документов;
- доступ к маркетинговым исследованиям: сеть бизнес-инкубаторов может приобретать доступ к базе исследований, размещенных на сайтах типа marketresearch.com, emarketer.com и других, а затем продавать их своим клиентам по более низкой цене (например, 500 руб. за исследование вместо 25 000 руб. — примерно такая цена фигурирует обычно на подобных сайтах, хотя она, конечно, зависит от объема и глубины исследования);
- доступ к статистической информации и различного рода электронным библиотекам научных статей, периодики, книг и тому подобным ресурсам (предоставляться данная услуга может по тому же принципу, что и в случае с маркетинговыми исследованиями);
- прием почтовой корреспонденции, поступающей на имя инновационных компаний;
- услуги телефонной связи;
- предоставление телефонного номера, а также прием телефонных звонков секретарем (для компаний, арендующих помещение под офис на длительный срок, например, на месяц).
Перечисленные выше услуги могут быть бесплатными для МИПов и проектных команд, если бизнес-инкубатор будет взимать с них арендную плату за пользование офисом, а также другими помещениями инкубатора.
В распоряжение клиентов каждого из бизнес-инкубаторов, входящих в сеть, будут предоставлены:
- переговорные комнаты;
- помещения для проведения презентаций;
- временные офисы для работы проектных команд.
Кроме того, планируется, что на территории бизнес-инкубаторов будут располагаться офисы компаний, оказывающих различные услуги МИПам:
- по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности по российским и международным стандартам;
- по подготовке бизнес-планов и презентаций инновационных проектов;
- по защите и охране интеллектуальной собственности;
- по регистрации предприятий;
- по решению сложных юридических вопросов;
- по поиску инвесторов;
- по продвижению продукции;
- по разработке технической документации, необходимой для запуска серийного производства и др.
При этом некоторые из услуг бизнес-инкубаторов (например, доступ в Интернет, ксерокопирование, печать, доступ к базе маркетинговых исследований и библиотекам) предлагается оплачивать с помощью пластиковой карты, о которой уже шла речь выше. Таким образом, клиенты инкубаторов должны иметь возможность класть на счет карты денежные средства. Предполагается, что одной картой можно будет расплатиться в любом из инкубаторов сети. Это очень удобно, особенно с учетом возможности ночного пребывания проектных команд в инкубаторе.
У клиентов бизнес-инкубаторов будет возможность посещать специализированные образовательные курсы, организуемые для основателей МИПов и включающие в себя следующие дисциплины: основы ведения инновационного бизнеса, охрана и защита интеллектуальной собственности, анализ финансовой отчетности и оценка стоимости инновационных компаний, особенности рынка венчурных инвестиций, практика ведения переговоров и заключения венчурных сделок, права и обязанности акционеров компаний, привлекших средства венчурных фондов и (или) бизнес-ангелов и др.
При этом часть дисциплин в инкубаторах может преподаваться бесплатно, более же глубокое изучение определенных вопросов будет подразумевать взимание платы (она должна быть невысокой — не более 5 тыс руб. за один курс).
Реализация образовательных программ на территории инкубаторов ставит своей целью не только обучение клиентов инкубатора, но и привлечение в них людей, способных усилить проектные команды, прежде всего, специалистов и выпускников вузов экономического профиля.
Если принимать участие в образовательных программах сможет любой желающий (для нерезидентов инкубаторов они будут полностью платными), то для получения места в инкубато-
ре (временного или постоянного) нужно будет пройти отбор.
Отбор будет проводиться экспертным советом каждого из инкубаторов. В экспертный совет могут входить представители администрации инкубатора, компаний-резидентов инкубатора и внешние специалисты. Команды, желающие стать резидентами, должны будут презентовать экспертам свой проект в течение 10 минут или идею в течение 5 минут. На основании этой презентации эксперты проведут оценку инновационного потенциала предлагаемой идеи (проекта) и ее (его) коммерческой перспективности. Затем экспертный совет должен вынести решение: рекомендовать или не рекомендовать администрации инкубатора дать статус резидента той или иной проектной команде или компании.
Сетью бизнес-инкубаторов должна управлять одна организация, причем она должна быть частной. Однако допустим вариант, когда инкубаторами в разных регионах будут владеть различные компании. При этом сетевой принцип в работе всех посевных инкубаторов должен сохраняться, то есть:
- компаниям-резидентам любого из инкубаторов должен предоставляться одинаковый набор услуг;
- качество этих услуг должно соответствовать стандартам сети;
- цены на услуги инкубаторов и ставки арендной платы для резидентов не должны различаться в пределах одного региона;
- если компания или проектная команда является резидентом одного из инкубаторов сети, то ее обязаны обслужить в любом другом инкубаторе сети.
Срок пребывания МИПа в стенах посевного бизнес-инкубатора предлагается ограничить тремя годами с момента первого обращения в инкубатор. Чтобы стимулировать команды на создание предприятия и его раз-
витие администрация инкубаторов может применять принцип, используемый одной из инфраструктурных организаций Силиконовой долины в США. Там инкубатор представляет собой здание в несколько этажей, перевод с этажа на этаж осуществляется только при условии достижения фирмой-резиден-том определенных показателей деятельности. При этом инвесторам, с которыми взаимодействует инкубатор, показываются только самые развитые и самые лучшие компании, расположенные на последнем этаже.
Как уже говорилось, в каждом инкубаторе предлагаемой к созданию в России сети будет возможность воспользоваться услугами консалтинговых компаний, помогающих найти инвесторов. Однако эти услуги будут платными для основателей МИПов, в то время как презентации компаний инвесторам, организуемые администрацией инкубаторов, предлагается проводить на безвозмездной для них основе.
В создании сети посевных бизнес-инкубаторов могут принять участие не только бизнес-структуры, но и государство. Роль государства в этом процессе видится следующим образом. Во-первых, инкубаторы могут формироваться на основании государственно-частного партнерства. Во-вторых, государство может покрывать часть расходов бизнес-инкубаторов, например, расходы на организацию образовательных программ.
По нашему мнению, при условии организации сети посевных бизнес-инкубаторов на описанных выше принципах она способна стать важным звеном в рамках российской национальной инновационной системы и стимулировать развитие МИПов на посевной стадии в России, нивелировав тем самым недостатки существующих сегодня отечественных организаций материальной инновационной инфраструктуры.
Автор статьи благодарит Руслана Соловьева за ряд предложений, высказанных им в процессе разработки концепции посевного бизнес-инкубатора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бортник И. М. Инновационный потенциал малого бизнеса / И. М. Бортник // Новая экономика. Инновационный портрет России / Комитет Совета Федерации по образованию и науке, Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям [и др.]; Редкол.: Панков Д. В. — гл. ред.
[и др.]. - М.: Центр стратегического партнерства, 2008. - С. 307-312.
2. Дежина И. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок /
И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. - М.: ИЭПП, 2004. - 152 с.
3. Клепач А. Н. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и развитие национальной инновационной системы /
А. Н. Клепач // Новая экономика. Инновационный портрет России / Комитет Совета Федерации по образованию и науке, Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям [и др.]; Редкол.: Панков Д. В. — гл. ред. [и др.]. - М.: Центр стратегического партнерства, 2008. - С. 39-43.
4. Прохоров М. Д. Инновационное развитие России: необходимые действия / М. Д. Прохоров // Новая экономика. Инновационный портрет России / Комитет Совета Федерации по образованию и науке, Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям [и др.]; Редкол.: Панков Д. В. — гл. ред. [и др.]. - М.: Центр стратегического партнерства, 2008. - С. 83-86.