Научная статья на тему 'Инновационная деятельность вузов на рынке образовательных услуг'

Инновационная деятельность вузов на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РЫНОЧНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / EDUCATION MARKET / INNOVATION / MARKET MECHANISMS / MARKET UNCERTAINTY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко А.С., Коновалова И.А.

В настоящее время в нашей стране все больше значения имеют инновационные разработки во всех отраслях общественной жизни, и образование не является исключением. В статье рассмотрены особенности организации образовательного бизнеса и ключевые моменты по осуществлению инновационной деятельности вузов России на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activities of universities in the education market

Currently in our country all have great value innovation in all sectors of public life, and education is no exception. The article describes the features of the organization of the educational business and the key moments in the implementation of innovation activities of Russian universities in the educational market.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность вузов на рынке образовательных услуг»

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 330

А.С. Романенко, И.А. Коновалова

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В настоящее время в нашей стране все больше значения имеют инновационные разработки во всех отраслях общественной жизни, и образование не является исключением. В статье рассмотрены особенности организации образовательного бизнеса и ключевые моменты по осуществлению инновационной деятельности вузов России на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, рынок образовательных услуг, инновационная деятельность, рыночные механизмы, рыночная неопределенность.

В последнее десятилетие мы все чаще сталкиваемся с изменениями в системе высшего образования и модернизацией в структуре самих высших учебных заведений. Происходит трансформация содержания высшего профессионального образования, создание инновационной модели высшего учебного заведения, ориентированной на реализацию парадигмы образования.

В классическом понимании высшее учебное заведение (ВУЗ) - учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность. Иными словами, это организация, которая обеспечивает повышение уровня образованности населения и воспроизводства накопленных знаний и опыта поколений, но есть и другая сторона, с которой вуз выступает как субъект экономики, товаропроизводитель интеллектуального продукта и образовательных услуг. Россия, долгие годы ориентированная на производство и продажу сырья, вот уже несколько лет переходит к экономике, основанной на знаниях. Государство создает условия для внедрения в производство наукоёмких технологий, развития высокотехнологичных отраслей, торговли передовыми технологиями и наукоемкими товарами.

В нашей стране рынок образовательных услуг начал формироваться сравнительно недавно. Предпосылкой перехода к рыночным отношениям стало принятие в 1992 г. Закона «Об образовании», где прописано право оказания платных услуг государственных образовательными учреждениями. Рынок образовательных услуг - это совокупность экономических взаимоотношений участников образовательного процесса (физических и юридических лиц) с целью произ-

© Романенко А.С., Коновалова И.А., 2014. DOI: 10.15350/2221-7347.2014.11-12

18

ISSN 2221-7347

Экономика и право

водства и получения образования (образовательных услуг). Рынок образования взаимодействует практически со всеми рынками посредством рынка труда, ведь основным критерием качества рабочей силы является уровень образования. Квалификация работника напрямую влияет на ликвидность, производимых им товаров и оказанных услуг, а значит и на доход организации, и соответственно, заработную плату самого работника, что способствует повышению уровня жизни, и в долгосрочной перспективе увеличению темпов экономического роста страны.

Россия является участником многих международных проектов, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно внедряются в наше образовательное пространство. Для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке необходимо осуществление инновационной деятельности в сфере образования, ведь во всем мире образование является основой успешного экономического и социального развития.

Внедрение инноваций требует проведения системного анализа всего учебного процесса, и не его основе возможностей модернизации учебного процесса в учреждении. Таким образом, вузам, заручившись поддержкой государства, необходимо решить ряд задач, для выхода на инновационный рынок:

1) Необходимо обеспечить доступность образования для всех слоев населения. В качестве примера можно предложить дистанционное обучение.

2) Нужно сформировать эффективный государственный механизм для управления современной системой образования.

3) Развивать партнерские взаимоотношения российских вузов с международными образовательными организациями и учреждениями.

4) Обеспечить формирование системы для обучения и программы по развитию кадрового состава вузов.

5) Создать благоприятные социальные условия по защите обучающихся.

Для решения этих задач инновационную деятельность вузов целесообразно условно подразделить на этапы:

1. Постановка цели проведения инновационной деятельности. Четкое, понятное и конкретное формулирование целей для своевременного реагирования на всевозможные изменения на рынке труда. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений при производственном обучении, введения новых специальностей.

2. Проведение маркетинговых исследований. Для этого изучается спрос на образовательную услугу, используются современные приемы управления финансами, проводится анализ рынка образовательных услуг, определятся порядок организации продвижения и сбыта инноваций.

3. Разработка, внедрение и использование инноваций. Внедрение инноваций в сферу образования оказывает влияние на разделение труда, безопасность государства и инвестиционную привлекательность. Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной неопределенности, которая обусловлена:

• непредсказуемостью отдельных факторов, влияющих на потребительский спрос, на рынке труда;

• нестабильностью экономического развития страны, которая влияет на численность предприятий малого и среднего бизнеса;

• непредсказуемостью изменений рынка труда на долгосрочную перспективу, хотя бы на период подготовки специалиста;

• невозможностью проведения модернизации материально-технической базы образовательных учреждений в короткие сроки.

Сейчас в России все больше разрабатываются и внедряются различные рыночные механизмы по регулированию инновационных процессов в сфере образования:

S создается благоприятный инновационный климат в области образования;

S формируется положительный имидж российского образования и науки;

19

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

'б проводится бюджетное финансирование научной и образовательной сферы (формирование государственных заказов, субсидирование и предоставление грантов).

Согласно Федеральной целевой программе 2011-2015 гг. в России на развитие образования выделено 137 миллиардов рублей. За счет этих средств предусмотрено обновление материально-технической базы федеральных университетов, оказание поддержки талантливой молодежи и обновление программ профессионального обучения, по востребованным на рынке специальностям.

На сегодняшний день образовательный бизнес в России находится на стадии формирования. Для успешного функционирования на рынке вузам нужно использовать более современные способы анализа образовательных услуг, проводить грамотные маркетинговые исследования, развивать инновационный потенциал. Все эти мероприятия в совокупности с поддержкой государства непременно дадут положительный результат, помогут повысить конкурентоспособность российского образования и принесут прибыль на инновационном рынке.

Статья поступила в редакцию 30.11.2014.

РОМАНЕНКО Анна Сергеевна - магистрант Института экономики и управления, СевероКавказский федеральный университет.

КОНОВАЛОВА Ирина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории и мировой экономики», Северо-Кавказский федеральный университет.

UDC 330

A.S. Romanenko, I.A. Konovalova

INNOVATION ACTIVITIES OF UNIVERSITIES IN THE EDUCATION MARKET

Currently in our country all have great value innovation in all sectors of public life, and education is no exception. The article describes the features of the organization of the educational business and the key moments in the implementation of innovation activities of Russian universities in the educational market.

Keywords: university, education market, innovation, market mechanisms, market uncertainty.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.