New university
Economics & Law 2015. № 11 (57)
ISSN 2221-7347
УДК 330
А.А. Марченко
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рассмотрен механизм функционирования рынка образовательных услуг, проанализированы существующие методы его изучения в условиях современной государственной политики импортозамещения и поддержки развития малого предпринимательства, а также существующие методы его государственного регулирования. Обозначены основные аспекты, определяющие особенности рынка образовательной услуги. Выделены основные направления влияния на рынок образования с целью позиционирования вуза как ключевого звена в развитии экономики государства.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, ипортозамещение, механизм функционирования рынка образовательных услуг, регулирование рынка образовательных услуг.
Особенности развития рынка образовательной услуги в России отражают особенности развития всей экономики в целом и в его законодательном регулировании. В законе об образовании, действовавшем до 01.09.2013г., государственным и муниципальным образовательным организациям позволялось оказывать дополнительные платные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами. Дополнительно оговаривалось, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Действующее в настоящее время законодательство позволяет государственным, муниципальным и негосударственным образовательным организациям оказывать платные образовательные услуги, регулирует общую для всех договорную основу взаимоотношений, связанных с оказанием платной образовательной услуги. Образовательные учреждения наделены правом оказывать платные образовательные услуги вне рамок оплаченного госзадания [1]. В настоящее время в Российском законодательстве для образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства образования РФ, применяется ряд механизмов материального регулирования рынка образовательных услуг [2]: установление контрольных цифр приема, установление базовых нормативных затрат, напрямую определяющих стоимость образовательной услуги по специальностям и позволяющих регулировать стоимость данной услуги, а так же разрабатываются методики контроля качества предоставляемых образовательных услуг [3]. Данные механизмы позволяют воздействовать на спрос и управлять предложением на данном рынке.
Перечисленные факторы наряду с разнообразием форм собственности и статуса высших учебных заведений позволяют говорить, с одной стороны, о рыночном регулировании спроса и предложения на платную образовательную услугу, с другой же стороны - об использовании в общей экономической системе цены данного товара в качестве мощного инструмента государственного регулирования рынка труда как подсистемы всей экономики.
© Марченко А.А., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.11
Марченко Анна Андреевна - младший научный сотрудник Центра научных исследований, Южный федеральный университет, Россия.
17
Новый университет
Экономика и право 2015. № 11 (57)
ISSN 2221-7347
Рынок образовательных услуг представляет собой совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов образовательных услуг [4]. В России уже прошел свой путь становления рынок образовательных услуг. На данном этапе своего формирования он обладает рядом особенностей, связанных, в первую очередь с особенностями образовательных услуг как рыночной категории. Необходимость же изучения данного рынка с позиции исследования эффективного управления продвижением образовательной услуги, прежде всего, связана с необходимостью понимания и определения образовательной услуги.
«Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, но обладает рядом специфических особенностей, таких как: высокий динамизм; территориальная сегментация и локальный характер; значительная скорость оборота капитала; большая чувствительность образовательных услуг к рыночной конъюнктуре в силу невозможности их складирования и транспортирования; индивидуальность производства и т.д. Рыночные отношения производства образовательных услуг имеют специфику, связанную с государственным вмешательством и регулированием наиболее значимых услуг, а также с ограничениями на частнопредпринимательскую деятельность». [5, с. 364]. Таким образом, при рассмотрении рынка образовательных услуг с позиций экономических категорий нужно выделить его основное отличие от рынков прочего рода товаров и услуг: конечным потребителем образовательной услуги является как отдельный человек, повышающий свой образовательный потенциал, так и общество в целом, получающее специалиста, способного положительно воздействовать на развитие экономики, «обеспечить экономический рост и развитие экономики России на долгосрочную перспективу» [6, с. 135].
Регулирование рынка образовательных услуг нуждается в многовекторном подходе и понимании условного применения к нему определения рыночных механизмов - спрос на образовательную услугу формируют физические лица, но «конечными потребителями ОУ (образовательной услуги) выступают именно предприятия и организации» [7, с. 6].
Для изучения спроса на данную услугу ее поставщиками могут использоваться как маркетинговые исследования, что характеризует процесс предоставления образовательной услуги как рыночный механизм, так и методы, связанные с непосредственным влиянием и вливанием в воспроизводственный процесс - такими как целевое обучение, корпоративные заказы и т.д. Помимо этого следует отметить, в нацеливании развития экономики России на рост малого и среднего предпринимательства, потребность в специалистах не может быть изучена путем непосредственного контакта ВУЗа как провайдера образовательной услуги и работодателя как потребителя в силу многочисленности, разнообразия и небольших размеров предприятий и организаций такого уровня, а маркетинговые методы исследований, наиболее распространенные на сегодняшний день и направленные на изучение спроса у непосредственного получателя услуги, а не на конечного потребителя, могут давать весьма приблизительные характеристики рынка труда и образовательных услуг.
Применение собственно рыночных категорий для формирования предложения на рынке образовательных услуг ВУЗом имеет смысл в данном разрезе представлений об этом рынке именно с точки зрения изучения желаний и предпочтений непосредственных получателей услуги и может использоваться для кратковременных прогнозов показателей данного рынка. Для более долгосрочного планирования необходимо применение не маркетинговых методов изучения и прогнозирования будущих потребностей рынка труда, а представление о взаимосвязи и совокупности разнонаправленных влияний на него взаимонезависимых факторов.
В условиях развития политики импортозамещения встает острый вопрос о подготовке специалистов необходимого уровня знаний и квалификаций с целью развития конкурентоспособного отечественного производства. Нацеливание государственной стратегии на рост собственного производства не может не сказаться на перераспределении сил на рынке труда и, следовательно - рынке образовательных услуг. С учетом необходимости относительно быстрого в макроэкономических масштабах реагирования предложения рынка образовательных услуг на происходящие экономические процессы внутри страны, встает вопрос о необходимости государственного регулирования данного рынка. Наряду с прямым воздействием на экономику с целью стимулирования развития определенных отраслей народного хозяйства, регулирование
18
New university
Economics & Law 2015. № 11 (57)
ISSN 2221-7347
количества и уровня подготовки кадров является мощным инструментом в развитии экономики.
В настоящее время приходится говорить не о рынке труда как системообразующем факторе в подготовке кадрового потенциала, а, напротив, в регулировании рынка образовательных услуг с целью построения гармоничной экономической системы и рынка труда как части данной системы.
Для возможности эффективного управления рынком образовательных услуг как частью общей экономики страны необходим механизм, позволяющий с определенной точностью прогнозировать отдачу вложений и усилий, направленных на подготовку кадрового потенциала.
С этой точки зрения имеет большое значение возможность изучения не столько субъектов рынка образовательных услуг и их взаимодействия, сколько процесса потребления и распределения конечного продукта данного рынка - образовательной услуги со всей совокупностью своих особенностей.
Таким образом, как стратегическая политика отдельного ВУЗа, направленная на реализацию его конкурентноспособности, так и общегосударственная политика регулирования рынка образовательных услуг должны быть направлены на систематизацию, соотношение и направленное применение информации обо всех факторах, влияющих на краткосрочные и долгосрочные потребности экономики и общества в образовательных услугах (Рис. 1):
/--------------------\
Научная исследования и разработки ВУ За
У____________________>
( Л
-Долгосрочные прогнозы экономического развития -Приоритетные направления научных исследований -Приоритетные программы импортозамещения -Прогноз научнотехнического развития -Социальнодемографические предпосылки
V___________________J
(--------------------^ /
Спрос на рынке /
образовательной услуги '
\____________________/
Рис. 1. Факторы, влияющие на составление образовательных программ и направлений
Таким образом, механизм сопряжения направлений подготовки специалистов с развитием экономики страны должен включать:
- исследование текущих потребностей в специалистах экономики путем исследования существующих предприятий;
- изучение существующего рынка специалистов, а так же их возможности и готовности переподготовки;
- исследование спроса на образовательную услугу с точки зрения изучения формирования новых форм частного бизнеса и переориентации существующих предприятий и организаций в рамках государственной политики;
19
Новый университет
Экономика и право 2015. № 11 (57)
ISSN 2221-7347
- прогнозирование потребностей на основании стратегической направленности развития экономики страны в целом;
- изучение влияния «человеческого фактора» на изменения на рынке образовательных
услуг;
- составление прогноза и дальнейшего планирования подготовки кадрового потенциала на основании полученных данных.
Грамотно выстроенная методология исследований ВУЗом кратко - и долгосрочных потребностей экономики и общества в специалистах дает возможность ВУЗу стать важным звеном общегосударственной политики импортозамещения и экономического развития.
Библиографический список
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
[2] Боровская М.А., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Бечвая М.Р. Система стимулирования как инструмент повышения результативности научно-образовательной деятельности: опыт федеральных университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 4(86). -
С. 79-86.
[3] Боровская М.А., Задорожняя Е.К., Шевченко И.К. Методическое обеспечение оценки финансово- экономической деятельности вуза// Университетское управление: практика и анализ. -2013. - № 6 (88). - С. 27-33
[4] Самсонова, М.В. Потребительское поведение на рынке образовательных услуг малого города: монография / М.В. Самсонова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2013. - 120 с.
[5] Козырьков Р.В. К вопросу о специфике экономических отношений на рынке образовательных услуг // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - С. 361-364.
[6] Развадовская Ю.В., Шевченко И.К. Финансовое управление в вузах России: мониторинг основных тенденций и перспектив развития // Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 4. - С. 135142.
[7] Подопригора М.Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов Монография. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. 216 с.
***
UDC 330
A.A. Marchenko
METHODS OF STUDY AND REGULATION OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN THE STATE POLICY OF IMPORT AND SUBSTITUTION DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS
The mechanism of functioning of the market of educational services, analyzed existing methods of its study in the modern state policy of import substitution and support of small business development, and existing methods of its state regulation. Outlines the key aspects that define features of the market of educational services. Main directions of influence on the education market with the aim of positioning the University as a key element in the economic development of the state.
Keywords: educational services market, import substitution, the mechanism of functioning of market of educational services, the regulation of the market of educational services.
20