С.Ф. Панов, М.В. Боровицкая
РОЛЬ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ..
ROLE OF SOURCES OF FINANCING OF CAPITAL INVESTMENTS IN THE FINANCIAL
CONDITION OF THE ENTERPRISE
© 2013
S.F. Panov, applicant of the chair «Accounting, analysis and audit» M.V. Borovitckaia, candidate of economical science, associate professor, head of the chair «Accounting, analysis and audit»
Togliatti State University, Tolyatti (Russia)
Annotation: In article internal and external sources of financing of capital investments are considered. Advantages and shortcomings of existing sources of financing of capital investments are noted. Degree of efficiency of various methods of investment in achievement of stability of a financial condition of the enterprise is defined.
Keywords: Capital investments; sources of financing of capital investments; retained earnings; reserve capital; loan capital; loan instruments of investment; credit, budgetary methods of investment.
УДК 338.46
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА
© 2013
И.Г. Карзун, аспирант кафедры «Экономика предприятия, финансы, учет и аудит» Уманский государственный педагогический университет, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрены основные факторы, которые определяют необходимость внедрения инноваций в сфере высшего образования. Обоснованы основные направления формирования инновационной модели развития высшего учебного заведения в контексте повышения качества подготовки и конкурентоспособности выпускников.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность вуза, стимулирование инновационной деятельности, рыночные отношения, качества образовательной услуги.
Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического развития страны и относится к числу высших приоритетов Украины. Чтобы сохранить за собой позиции на внутреннем и мировом рынках, Украине нужно осваивать производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
Изменяющиеся экономические условия в стране обуславливают коммерциализацию научной деятельности вузов и, как следствие, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В складывающейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение, является одним из путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики [1]. _
Проблемы инновационного развития субъектов рыночной экономики длительное время служат предметом особого внимания ученых, внесших большой вклад в исследование данного направления. Само понятие «инновация» было разработано и введено в широкий научный оборот в начале ХХ века Й. Шумпетером.
Весомый вклад в процесс исследования теоретических и практических проблем функционирования системы высшего образования сделали такие ученые, как А. Ашкеров, Т. Боголиб, В. Бородюк, Г. Дмитренко, В. Кремень, И. Каленюк, В. Луговой, П. Курмаев и др.
Но, несмотря на значительное количество публикаций, посвященных трансформации системы высшего образования, дальнейшее исследования проблемы требует рассмотрения наиболее перспективных современных экономических, социальных и политических условий направленных на развитие высших учебных заведений в Украине.
Движущей силой в развитии мировой экономики, в настоящее время, становится инновационный капитал, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении. При этом эффективное развертывание инновационных процессов в отечественной экономике тесно связано с усилением научно-инновационного потенциала структур образования и, в первую очередь, высшей школы.
Ученые высшей школы все больше внимания уделяют внедрению результатов своих разработок, используя механизмы инновационной деятельности, имеющей
своей целью повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе создания и использования научно-технологического новшества. Другими словами, высшее учебное заведение может и должно самостоятельно или в ассоциации с другими вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления изделия и его реализации. Следовательно, научно-предпринимательская деятельность высшей школы является естественным способом поддержать себя своими собственными силами, хотя и ценой некоторого отвлечения от прямых функций [2].
Анализ действующего понятийно-категориального аппарата, применяемого в области управления инновационной деятельностью вуза, позволяет отметить значительный разброс мнений о сущности понятия «инновация» и производных от нее категорий, что приводит к определенной терминологической путанице.
В этой связи, крайне важным является уточнение понятийно-категориального аппарата в области управления инновационной деятельностью вузов в условиях системной трансформации высшей школы Украины [2]. В частности, для характеристики экономической категории «инновация», сформулирован ряд новых дефиниций, отражающих характерные черты управления инновационной деятельностью вузов (табл. 1).
Вышеприведенные определения отличаются от существующих трактовок тем, что учитывают реализацию всех этапов инновационного цикла в вузе при создании инновационного продукта.
Экономический рост в большинстве развитых стран основывается, прежде всего, на использовании научных знаний и технологий и базируется на высокоэффективных национальных инновационных системах.
В последние годы большая часть прироста валового внутреннего продукта в этих странах была получена за счет успешного и крупномасштабного внедрения новых научных знаний в экономику, поэтому инновационная сфера получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку. В связи с анализом процесса финансирования отечественной вузовской науки и развития инновационной деятельности имеет смысл провести анализ зарубежного опыта [3, с. 20-23].
За последние два десятилетия наметились определенные изменения в системе государственного финансиро-
И.Г. Карзун
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ...
вания науки в высших учебных заведениях зарубежных государств. Несмотря на то, что государство продолжает увеличивать ассигнования на научно-исследовательскую деятельность, тем не менее, с середины 70-х гг. доля этих ассигнований (в результате попыток введения режима жесткой экономии и «подталкивания высшей школы к поиску альтернативных источников внебюджетного финансирования») сокращается в общем объеме финансовых ресурсов.
Таблица 1 - Основные понятия категории «инновация»
Дефиниция Определение
Инновационный продукт вуза Результат коммерциализации новых знаний и технологий, создаваемых сотрудниками вуза.
Инновационный процесс Последовательная реализация этапов инновационного цикла при создании инновационного продукта.
Инновационная инфраструктура вуза Совокупность научных, образовательных, производственных, социальных и иных подразделений вуза, участвующих в реализации инновационного процесса.
Инновационный потенциал вуза Совокупность факторов, определяющих состояние и перспективы развития элементов инновационной инфраструктуры вуза.
Инновационная деятельность вуза Деятельность, направленная на создание инновационных продуктов путем реализации всех этапов инновационного цикла.
Управление инновационной деятельностью вуза Целенаправленное воздействие на инновационный цикл, реализуемый в вузе с целью получения экономического, социального, экологического и иных эффектов.
Источник: [2; 3
Следует подчеркнуть, что в этот период коммерциализация научных исследований в целом, широкое использование малых форм инвестиционной деятельности (в первую очередь создание рисковых, венчурных фирм) увеличили источники финансирования научно-исследовательской деятельности вузов. Этому также способствовала государственная политика стимулирования создания технополисов и технопарков, в большинстве своем создававшихся на базе университетов, научных лабораторий, центров и т. д. Направляя бюджетные ассигнования и поощряя инвестиции в новую научно-техническую инфраструктуру США, страны Европейского союза, Япония проводят целенаправленную стратегию. Целями этой стратегии являются: во-первых, объединение усилий высшей школы и частного, корпоративного сектора в ускорении научно-технического прогресса; во-вторых, создание наиболее благоприятных условий для интеграции науки и производства с использованием рыночного механизма и тесного взаимодействия фундаментальной науки (представленной, прежде всего, университетами) и прикладной; в-третьих, использование накопленного в военном секторе научного потенциала (главным образом открытия и технологии двойного назначения) для нужд гражданского производства и конверсии милитаризированного научного потенциала [5, с. 26-29].
Как показывает опыт передовых стран мира, ведущая роль в переходе к инновационной экономике принадлежит университетам, так как здесь сконцентрированы основные составляющие успеха: научно-технические идеи и разработки; подготовка высококвалифицированных специалистов.
Однако в деятельности вуза существует немало проблем, среди которых: усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности вуза; потеря стабильности, особенно в области
содержания и технологии образования; конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаний; изменение внешней среды; повышение требований потребителя к качеству научных исследований, технологических разработок, образовательных услуг.
Таким образом, обозначенные тенденции требуют как смены парадигмы образовательного процесса в профессиональной сфере, так и новой экономической основы для образовательных учреждений, обеспечивающей на принципах самодостаточности и интеграции в экономическую систему общества.
Это объективно привело к формированию качественно новых структур в сфере высшего профессионального образования - инновационных университетов.
Основным фактором миссии образования в обществе становятся образовательные программы (ИОП), определяющие подготовку специалистов, способных решать инновационные задачи. Такого рода проблемы актуали-зованы на всех уровнях управления.
Процесс подготовки специалистов на основе ИОП предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но, самое главное, оно включает сам процесс творческого поиска новых знаний в качестве компоненты образовательного процесса. Следовательно, эффективная реализация такого рода программ возможна при наличии у учебного заведения значительного кадрового, научно-исследовательского, информационно-методического, материально-технического, социального и коммуникационного потенциала. Инвестирование средств в указанные направления развития вуза, реализующего ИОП, способно дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики и т.п. [2].
Традиционными объектами, на которые направлена система управления качеством образовательных услуг, выступают образовательно-профессиональные услуги, которые предоставляются клиентам для удовлетворения их потребностей на определённых условиях и пользуются спросом. В образовании это: места расположения вузов; величина и характер площади, занимаемой вузами; общественный статус (престиж) вуза; рейтинг преподавателей; научно - методический потенциал; материальные ресурсы, необходимые в образовательном процессе или являющиеся его продуктами; а также широкий комплекс сопутствующих услуг, обусловленный инновационным потенциалом вуза [6; 8].
В этих условиях суть учета результатов стимулирования инновационной деятельности при построении системы управления качеством образовательных услуг вуза раскрывается через принципы построения подобной системы [9-12]. Когда сущность и основные принципы развития системы управления качеством образовательных услуг определены, необходимо подумать о средствах, инструментах, стратегии и тактике поведения вуза на рынке услуг с тем, чтобы создать предпосылки для перманентного совершенствования инновационного и образовательного процесса в образовании страны и отдельных регионов.
Сложность состоит в том, как при построении системы управления качеством образовательных услуг на базе результатов стимулирования инновационной деятельности вуза увязать в единый процесс образовательные и цели развития инновационного потенциала вуза, его внутреннюю среду, реальные возможности (образовательные, интеллектуальные, материальные, финансовые) с внешней средой, с требованиями рынка и отдельных потребителей [13-15]. В теории инноваций эту задачу решает цикл согласования качества образовательной услуги с задачами стимулирования инновационной деятельности вуза, который в укрупнённом плане представляет собой логически выстроенную замкнутую модель, состоящую из 5 блоков:
- ситуационный анализ информации и исследования
И.Г. ^рзун
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ .
рынка.
- синтез или определение целей инновационной деятельности вуза.
- выбор стратегии развития или стратегическое управление.
- реализация стратегии или оперативное управление.
- контроль и сравнение результатов стимулирования инновационной деятельности и качества образовательных услуг вуза.
Инновационные проекты в научно-технической и образовательной сферах могут классифицироваться по результатам как проекты, направленные: на создание новых или усовершенствованных продуктов, технологий, предоставление новых или усовершенствованных услуг, формирование новых механизмов продвижения продукции (услуг) на рынок, создание и развитие инновационной инфраструктуры.
Для инновационных образовательных проектов характерно взаимодействие с рынком образовательных услуг и рынком труда. Рынок образовательных услуг и рынок труда имеет свою специфику. В частности, для рынка труда специалист может рассматриваться как конечный инновационный продукт. В связи с этим необходимо классифицировать инновационные образовательные проекты:
- учебные, направленные на предоставление нового или модернизированного вида образовательных услуг;
- учебно-издательские, направленные на разработку содержания новых учебников, учебно-методических пособий включая электронные мультимедийные учебники и учебно-методические пособия;
- материально-технические, направленные на разработку, тиражирование и коммерческую реализацию новых или модернизированных образцов стремительной техники, оборудования и средств обучения.
Для управления инновационной деятельностью в вузе принципиально важным является обеспечение полноты и согласованности этапов инновационного цикла. В связи с этим, система управления инновационной деятельностью в научно-технической и образовательной сферах в вузах должна обеспечивать решение следующих задач:
- оценку инновационного потенциала результатов фундаментальных и поисковых исследований подразделений вуза;
- фиксацию прав на результаты научно - исследовательской деятельности;
- ведение баз данных и информационной поддержки инновационной деятельности вуза;
- коммерциализацию прав на объекты интеллектуальной собственности;
- повышение квалификации кадров, задействованных в инновационной деятельности, тренинг менеджеров инновационных проектов.
Выводы. Следовательно, на каждом этапе инновационного цикла необходимо сформулировать и зафиксировать полученные результаты, оценить их новизну, научно-техническую и образовательную значимость, инновационный потенциал, ресурсное, кадровое и инфраструктурное обеспечение для их дальнейшего продвижения и коммерчески выгодного использования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерыгина Л.В., Аршинская С.Д. Управление инновационной образовательной программой вуза: теоретические основы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-bsea.narod.ru/2007/ekonom_2007_2/ erygina_upravl.htm
2. Губарьков С.В. Управление потенциалом научно-педагогических кадров в университетском комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 3. С. 37-43.
3. Радченко М. В. Роль вузов в развитии инновационной экономики региона //Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2004. С. 191-192.
4. Курмаев П.Ю. Актуальные проблемы финансирования сферы высшего образования в Украине // Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 3. Том 38. Иваново: МАРКОВА АД, 2013. С.60-62
5. Каленюк И.С. Развитие высшего образования и экономика знаний: Монография // И.С. Каленюк, А.В. Куклин. - К.: Знания, 2012. - 234 с.
6. Shaughter S. Academic Capitalism and the New Economy / S. Shaughter, G. Rhoades. - U.S.A.: The John Hopkins University Press, 2009. - 384 p.
7. Курмаев П.Ю. Основные направления формирования региональных инновационных комплексов //Сборник научных трудов Sworld. Выпуск 2. Т. 31. Иваново: МАРКОВА АД, 2013. С. 52-54.
8. Койчева Т.И. Роль научно-исследовательской деятельности преподавателей в инновационной стратегии развития педагогического университета // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 143-146.
9. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.
10. Крамин Т.В., Кочеткова Н.В. Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе трансак-ционного подхода // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 157-163.
11. Вахрушев Д.С., Кулебякин К.А. Формирование адекватных институциональных условий деятельности венчурных фондов в стратегическом направлении развития инновационной деятельности в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 76-81.
12. Кочеткова Н.В. Трансакционные издержки интеллектуального капитала негосударственных вузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 135-139.
13. Ярыгина Н.А. Особенности экономического анализа деятельности вузов // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 112-117.
14. Швецов М.В. К вопросу об инвестициях инновационной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 235-238.
15. Ярыгина Н.А. Анализ факторов и показателей внутренней и внешней среды вуза // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 176-179.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF INNOVATION MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2013
I.G. Karzun, post-graduate student of the chair «Economy of enterprise, finances, accounting and audit»
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University (Ukraine)
Annotation: This article describes the main factors that determine the need for innovation in higher education. The author offers basic directions of innovative development model of higher education in the context of improving the quality of training and competitiveness of graduates.
Keywords: innovation, innovation activities of the university, promoting innovation, market relations, quality of educational services.