Научная статья на тему 'Бизнес и вуз — потребители или партнеры ?'

Бизнес и вуз — потребители или партнеры ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / HUMAN RESOURCES / SKILLS / CORPORATE TRAINING / EDUCATIONAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова О.П.

В статье рассмотрены предпосылки возникновения дефицита квалифицированных кадров на предприятиях бизнеса, причины данного явления и пути решения существующих проблем как на уровне корпоративного обучения, так и на уровне вузовского образования. Рассмотрены проблемы организации образовательного процесса в вузе в контексте соответствия результатов обучения требованиям потребителей образовательных услуг. Представлены возможные варианты путей решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business and high school - consumers or partners?

The article describes the background of a shortage of qualified personnel in the business enterprise, the causes of this phenomenon and ways to solve existing problems both at the level of corporate training, and at the level of higher education. The problems of organization of educational process in high school in the context of compliance with the requirements of the learning outcomes of consumers of educational services. Presents options for solutions to the problems identified.

Текст научной работы на тему «Бизнес и вуз — потребители или партнеры ?»

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

МЕНЕДЖМЕНТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 331.586

О.П. Сидорова

БИЗНЕС И ВУЗ - ПОТРЕБИТЕЛИ ИЛИ ПАРТНЕРЫ?

В статье рассмотрены предпосылки возникновения дефицита квалифицированных кадров на предприятиях бизнеса, причины данного явления и пути решения существующих проблем как на уровне корпоративного обучения, так и на уровне вузовского образования. Рассмотрены проблемы организации образовательного процесса в вузе в контексте соответствия результатов обучения требованиям потребителей образовательных услуг. Представлены возможные варианты путей решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, профессиональная квалификация, корпоративное обучение, рынок образовательных услуг.

Сегодня Россия делает резкий стратегический поворот в сторону вхождения в глобальные мировые процессы на уровне всех сфер жизнедеятельности общества, включая образование и экономику. Это вызывает необходимость осуществления в них кардинальных количественных и качественных преобразований, предполагающих создание конкурентного рынка кадров и инноваций, более эффективное использование трудовых ресурсов.

Трансформация экономической системы в России привнесла элементы рыночных отношений и в систему высшего образования. Данные изменения в образовании поставили ряд проблем как теоретического, так и практического характера. В настоящее время можно отметить тотальную переоценку ценностей и хода общественного развития, выдвигаются совершенно новые требования к статусу образования, качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. [1]

В экономике страны сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Парадокс заключается в том, что при достаточно большом числе соискателей, желающих занять вакансию на ту или иную должность, бизнес ощущает острую нехватку квалифицированных кадров. По результатам многих социологических исследований, проводимых в разных регионах России, кадровая проблема остается одной из самых актуальных для современных работодателей. Так, согласно результатам исследований специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, недостаток квалифицированных кадров на предприятиях достигает более 80%; инженерно-технических работников - 20-25%. По данным В. Никонова, дефицит рабочих специальностей - порядка 40%. Эту ситуацию выявили и данные всероссийского социологического опроса, выполненного под руководством Ж.Т. Тощенко (2012). Практически 20% опрошенных россиян озабочены нехваткой квалифицированных специалистов и руководителей. Причем, чем

© Сидорова О.П., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.7

Сидорова Ольга Павловна - старший преподаватель Юргинского технологического института, Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

17

Новый университет

Экономика и право 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

выше уровень населенного пункта, тем выше потребность в квалифицированных руководителях: 20,5% - столичный, краевой или областной центр; 17,4% - город, но не краевой или областной центр; 15,8% - село, деревня. [2] Проблема дефицита квалифицированных кадров негативно отражается как на функционировании отдельных предприятий, так и отраслей и экономики в целом.

Нехватка на предприятиях квалифицированных специалистов обусловлена, помимо прочих факторов, предъявляемыми работодателями высокими требованиями к претендентам на вакантные должности. Часто, помимо диплома о высшем образовании, так же обязательным условием приема на работу является наличие опыта работы. Для того, чтобы соответствовать современным запросам рынка труда, многие студенты вузов начинают работать уже с первых лет обучения.

С проблемами при трудоустройстве сталкиваются так же выпускники новых специальностей. Причин, определяющих истоки создавшейся ситуации, несколько: во-первых, наблюдается трансформация сущностных основ профессий и их места и роли в современном обществе. Во-вторых, пока границы, очерченные вокруг сопричастных профессий, иерархичны. Это позволяет разным специалистам идентифицировать себя и других в рамках одной профессиональной области. Неоднозначность в восприятии специфики профессий демонстрируют и работодатели. Большинство из них имеет отдаленное представление о новых профессиях и уровнях образования (к примеру, бакалавра). Учитывая это, выпускники вынуждены доказывать работодателям компетентность и преимущества своего профессионального образования. [2]

Рынок труда в условиях имеющихся предложений со стороны специалистов с высшим образованием предъявляет все более и более жесткие требования к квалификации выпускника вуза, т.е. к качеству образования. Кажется очевидным, что функционируя в условиях рынка и высокой конкуренции, образовательные учреждения должны очень быстро реагировать на изменения в структуре спроса на образовательные услуги. Но современная российская система профессионального образования все больше ориентируется не на реальные потребности и изменения в структуре спроса на рынке труда на различные профессии и специальности, а на потребности населения в образовательных услугах. Вузы вынуждены, конкурируя между собой за абитуриентов, расширять спектр образовательных программ. Вопрос в том, всегда ли вуз в состоянии обеспечить высокий уровень обучения по заявленным программам? Необходимо понимать, что предоставление образовательным учреждением некачественных услуг высшего профессионального образования может привести не только к дискредитации учебного заведения и, как следствие, оттоку из него студентов, но и к тому, что диплом о высшем образовании постепенно перестанет служить бесспорным доказательством наличия профессиональных знаний и умений у выпускника. [1]

По роду деятельности автор является преподавателем вуза, где студентов обучают экономике и менеджменту. Ежегодно вуз проводит мониторинг занятости выпускников, включающий, помимо всего прочего, анкетирование с целью определения степени удовлетворенности работодателей подготовкой наших студентов, для получения так называемой «обратной связи». Из года в год приходится констатировать неутешительный факт: даже лучшие студенты, имеющие высокие оценки по результатам обучения, как правило, оказываются не готовы к решению возникающих в реальной деятельности компаний ситуаций. По сути, трудоустраиваясь, наши выпускники начинают свое обучение практическим навыкам работы с нуля. Предприятия несут дополнительные издержки доучивая и переучивая подготовленных вузом «квалифицированных специалистов».

Несомненно, любая компания хотела бы получить из вуза готовый продукт - специалиста, который без промедления и адаптации готов включиться в рабочий процесс. Но это - несбыточная мечта, потому что на каждом предприятии, в каждой корпорации есть свои особенности деятельности, своя корпоративная культура, поэтому доучивание на рабочем месте - неизбывное явление.

Но необходимость организации корпоративного обучения в компаниях обусловлена не только приходом на работу вчерашних студентов. Времена, когда одного полученного образования хватало на всю трудовую жизнь, безвозвратно канули в Лету. Темп научно-технического

18

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

прогресса столь высок, задачи, стоящие перед экономикой так масштабны, что активным участникам экономического процесса приходится учиться практически непрерывно, зачастую без отрыва от производства, находя баланс между работой и обучением. Возникающие на предприятиях бизнес- задачи постоянно требуют от сотрудников освоения новых навыков и знаний. И, если для решения некоторых частных задач бывает достаточно малых форм корпоративного обучения, реализуемых посредством тренингов, вебинаров, обучающих курсов, то для решения более масштабных задач, таких как повышение или изменение квалификации, получение дополнительного второго, третьего высшего образования, услугами собственных образовательных центров или тренинговых компаний уже не обойтись. Образование такого уровня возможно получить только на базе вузовского обучения.

На этом этапе остро встает проблема взаимодействия вузов и предприятий. Цель корпоративного обучения (осуществляет ли его собственный обучающий центр компании или учебное заведение) - повышение эффективности бизнес-процессов в быстро меняющейся среде деятельности предприятий. Одинаков и запрос предприятия к образовательному центру -внешнему или внутреннему - дать ориентированное на практику обучение для решения вполне конкретных задач. Почему получается так, что учебные заведения не могут оперативно отреагировать на запросы бизнеса? Причин данной проблемы несколько.

Причина первая - кадровый состав вузов. Не секрет, что в абсолютном своем большинстве преподаватели являются теоретиками, возможно замечательно владеющими своей предметной областью, но не практическим опытом решения текущих проблем и задач, возникающих сегодня на предприятиях различных сфер деятельности. Для того чтобы обучать по корпоративному заказу, преподавателю необходимо иметь такой опыт, а так же располагать обширными знаниями о текущем развитии и специфике той отрасли, из которой пришли ученики. У большинства же преподавателей вуза недостаточно практического опыта работы в определенной отрасли для передачи знаний, актуальных для работающих сотрудников предприятий.

Причина вторая - «неповоротливость» вузовской системы образования. Для подготовки специалистов определенного уровня вуз должен разработать программы, учебные планы, различную нормативную документацию, набрать или переподготовить преподавателей. В то же время, новые направления, вопросы и задачи в бизнесе появляются довольно быстро, к сожалению гораздо быстрее, чем может отреагировать система образования.

Причина третья - сугубо потребительское отношение к высшему образованию со стороны работодателей и низкая социальная активность со стороны бизнеса, касающаяся вопросов качественного образования. Непонятна ситуация, когда есть неудовлетворенность оказываемой услугой, но нет желания довести до сведения исполнителей желаемые критерии качества. Современные образовательные стандарты предоставляют значительно большую свободу в формировании заявленных результатов обучения, и именно от бизнес-структур вуз должен получать информацию о необходимых им навыках будущих специалистов. Представители бизнеса лучше чем кто-либо знают о том, как быстро развиваются их отрасли, появляются новые технологии, бизнес-модели, меняется рынок, но по отношению к высшему образованию остаются, как правило, критически настроенными потребителями, а не партнерами.

Но существующие преграды на пути корпоративного обучения не являются непреодолимыми. На сегодняшний день наметились следующие решения современных задач в образовании.

В первую очередь, это внедрение технологий онлайн-образования. Данное направление несомненно перспективно, поскольку позволяет минимизировать затраты времени и другие расходы, которые неизбежно возникали при необходимости отправки сотрудников для обучения по программам повышения квалификации или при приглашении специалистов сторонних организаций для проведения обучения. С внедрением технологических платформ онлайн-обучения, с развитием дистанционных методов обучения, появляется возможность учиться у специалистов очень высокого уровня, осуществляющих преподавательскую деятельность как в России, так и за рубежом. Можно с уверенностью сказать, что технология онлайн - образования не только создает много новых возможностей, но и заставляет пересмотреть многие традиционные взгляды на образовательный процесс.

19

Новый университет

Экономика и право 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

Особое внимание следует уделить контенту электронных образовательных курсов. Помимо актуальности используемых при создании учебных курсов материалов, необходимо заложить в него инструменты, улучшающие контакт преподавателя со студентами в электронной образовательной среде.

Второе важное направление - это совместное участие в разработке учебных программ сотрудников вуза и профессионалов высокого уровня, специализирующихся на применяемых в отрасли передовых технологиях, а так же специалистов по бизнес-решениям. Так же важным решением в части «осовременивания» учебного процесса является приглашение иностранных консультантов и практиков. В реализации данного решения существенную помощь может оказать опять же организация краткосрочных учебных онлайн-курсов.

Преподавателей вуза следует переподготовить на новый вид обучения, напоминающий тренинги, нацеленный на передачу необходимых, но достаточных знаний и в котором приоритетное внимание будет уделяться практическим, а не теоретическим вопросам.

Сегодня одним из наиболее прогрессивных методов непрерывного обучения называют модульный подход. В модульном обучении специалисты видят то, что им необходимо, исходя из их личных интересов или потребностей организации, в которых они планируют работать. Такой подход позволяет максимально соединить теорию с практикой и приносит видимую пользу не только обучаемым, но и организациям, где они впоследствии реализуют свой потенциал.

Резюмируя, следует отметить, что наиболее значимыми проблемами, которые препятствуют эффективному взаимодействию рынка труда и образовательных услуг сегодня являются слабая информированность населения и, в частности, будущих студентов о тенденциях на рынке труда; несоответствие профилей подготовки специалистов запросам региональных экономик; финансовые проблемы развития рынка образовательных услуг; проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов по полученной специальности; несоответствие профессиональных качеств выпускников требованиям работодателей. В данной ситуации особенно актуальным является усиление взаимодействия и установление контактов между субъектами данных рынков.

Библиографический список

[1] Перминова М.С. Проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в современной России. Современное общество и труд: сборник научных статей / ред. кол. Р.В. Карапетян (отв. ред.), А.А. Русалинова, О.А. Таранова. - СПб.: Издат. центр экономии. ф-та СПбГУ, 2014.

[2] Цветкова Г.А. Профессиональное образование и труд: взаимосвязь и взаимовлияние. Современное общество и труд: сборник научных статей / ред. кол. Р.В. Карапетян (отв. ред.), А.А. Русалинова, О.А. Таранова. - СПб.: Издат. центр экономия. ф-та СПбГУ, 2014.

UDC 331.586

O.P. Sidorova

BUSINESS AND HIGH SCHOOL - CONSUMERS OR PARTNERS?

The article describes the background of a shortage of qualified personnel in the business enterprise, the causes of this phenomenon and ways to solve existing problems both at the level of corporate training, and at the level of higher education. The problems of organization of educational process in high school in the context of compliance with the requirements of the learning outcomes of consumers of educational services. Presents options for solutions to the problems identified.

Keywords: human resources, skills, corporate training, educational services market.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.