7. Ричард Ф., Беннетт И. Мониторинг соблюдения прав инвалидов - роль семьи, государственных, электронных медицинских документов, организации объединенных наций и стандартов организации объединенных наций для реабилитации в поддержку граждан, нуждающихся в реабилитации. Реабилитация - xXl век: традиции и инновации: сборник статей материалов II Национального конгресса с международным участием. Санкт-Петербург, 2G18: 3G9 - 311.
8. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России. Москва: РУСАКИ, 2G16.
References
1. Bondarevskaya E.V. Teoriya ipraktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Bulat, 2GGG.
2. Saranov A.M., Perekrestova T.S. Teoriya iprakíika stanovleniya irazvitiya avtorskojshkoly: uchebnoe posobie. Volgograd: Peremena, 2GG1.
3. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. Moskva: Logos, 2G12.
4. Furyaeva T.V., Furyaev E.A. Regional'naya model' internatury professional'nogo social'nogo obrazovaniya v kontekste inklyuzivnoj social'noj politiki. Social'naya pedagogika. 2G16, № 6: 64 - 71.
5. 'Enciklopediya social'nyh praktik. Moskva: Dashkov i K', 2G15.
6. Kutuluckaya M.V., Gubanceva I.V. Formy i metody raboty s molodymi invalidami: (iz opyta raboty otdeleniya dnevnogo prebyvaniya molodyh invalidov). Rabotnik social'noj sluzhby. 2G12; № 8: 75 - 89.
7. Richard F., Bennett I. Monitoring soblyudeniya prav invalidov - rol' sem'i, gosudarstvennyh, 'elektronnyh medicinskih dokumentov, organizacii ob'edinennyh nacij i standartov organizacii ob'edinennyh nacij dlya reabilitacii v podderzhku grazhdan, nuzhdayuschihsya v reabilitacii. Reabilitaciya - XXI vek: tradicii i innovacii: sbornik statej materialov II Nacional'nogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2G18: 3G9 - 311.
8. Tarasov L.V. Sociokul'turnaya animaciya v XXI veke: koncepciya razvitiya social'no-podderzhivayuschih grazhdanskih iniciativ v Rossii. Moskva: RUSAKI, 2G16.
Статья поступила в редакцию 30.11.20
УДК 37.015.3
Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE SCHOOL: PRACTICAL ASPECTS OF RESOURCES DEVELOPMENT FOR GIFTED CHILDREN IN THE CONTEXT OF SOLVING LIFE PROBLEMS. The research is funded by RFBR according to the project No. 19-413-220005 and the Ministry of Education and Science of the Altai Territory (project No. H-37). The article examines the authors' approach to the innovative activity of the school in the context of solving the life tasks of development, self-organization and self-realization by gifted children. The levels of joint activity of gifted schoolchildren and adults, the processes taking place during the implementation of the project as a life task are presented. The work studies motivation and initiative of gifted children as participants, support for the creative potential of such students, the basic components of learning required for gifted children involved in innovative projects. The process of self-realization of a gifted child is considered on the basis of the classical provisions of the theory of self-organizing systems. The authors note that inclusion in innovative activities according to the profile of giftedness contributes to the significant development of the schoolchildren self-consciousness and self-awareness.
Key words: innovative activities of school, gifted children, life tasks, projects, motivation, teaching gifted children.
Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-413-220005 и Министерства образования и науки Алтайского края (проект № Н-37)
В статье рассматривается авторский подход к инновационной деятельности школы в контексте решения одаренными детьми жизненных задач развития, самоорганизации и самореализации. Представлены уровни совместной деятельности одаренных школьников и взрослых; процессы, протекающие при реализации проекта как жизненной задачи; мотивация и инициатива одаренных детей как участников, поддержка творческого потенциала таких школьников; основные компоненты обучения, необходимые для одаренных детей, участвующих в инновационных проектах; процесс самореализации одаренного ребенка рассмотрен исходя из классических положений теории самоорганизующихся систем. Авторами отмечается, что включение в инновационную деятельность по профилю одаренности способствует значительному развитию самосознания и самоощущения школьника.
Ключевые слова: инновационная деятельность школы, одаренные дети, жизненные задачи, проекты, мотивация, обучение одаренных детей.
На жизненном пути человеку необходимо решить ряд жизненных задач. Только тогда происходит его становление и развитие. Они имеют способы решения, которые индивидуальны для каждого человека и могут закрепляться в виде жизненных стратегий и тактик. При этом нет готовой схемы поиска решения какой-либо жизненной задачи. Человек сам должен проанализировать условие задачи и выработать способ её решения. Легкость (трудность) решения жизненной задачи оказывается напрямую зависимой от тех индивидуальных характеристик человека, которые характеризуют его с динамической стороны. Вместе с тем на данном этапе развития образовательной системы существенное значение придается инновационной деятельности школы и включению в нее одаренных школьников, начиная с начального звена обучения, что, по нашему мнению, предполагает необходимость рассмотрения практических аспектов развития ресурсов одаренных детей в контексте повышения их творческого потенциала и возможности участвовать в инновационных процессах.
Участие в различных инновационных развивающих и конкурсных проектах образовательных организаций становится жизненной задачей одаренного школьника тогда, когда он полностью в него включен, является его полноправным участником, и инициатива реализации проекта является его собственной. Реше-
ние жизненных задач зачастую происходит тогда, когда одаренные дети предлагают взрослым решение уже существующих научных, общественных и других задач собственным нестандартным способом.
Анализируя современные подходы к организации работы с одаренными детьми в контексте инновационной практики школы, можно выделить следующие возможности совместной деятельности руководителей, работающих с данной категорией детей, и самих школьников. Два уровня ее реализации представлены в табл.1.
Участие в инновационных или конкурсных проектах школы может являться жизненной задачей, только если это «инициатива молодежи и совместное принятие решений с взрослыми» [1, с. 254]. Все остальные уровни подразумевают лишь привлечение одаренных детей в качестве исполнителей инновационных и иных проектов школы, и не всегда это является проявлением их самостоятельного решения. Рассматривая различные направления работы школы с одаренными школьниками как с ресурсом, мы можем увидеть, что в каждом из них существуют и могут проявляться все уровни включенности детей в деятельность. Рассматривая свое участие в любом проекте как решение собственных жизненных задач, школьник может быть включенным в исполнение события как деятель, актив-
32G
Таблица 1
Уровни совместной деятельности одаренных школьников и взрослых
Уровень инициативы Инициатива одаренных школьников, совместное принятие решений с взрослыми
Инициатива взрослых, совместное принятие решений с молодежью
Инициатива и выполнение силами молодежи
Информирование и консультации
Уровень информирования - манипуляция
- декорация
- символический
ность которого направлена на созидание и творчество в актуальном для него направлении.
Приреализациипроекта как жизненнойзадачи происходятследующие психологические процессы. На первых этапах участия в проекте и планировать о чднь высека метквация их и циетиеа од дреинех детедкак учасанккод . Они хорошо включаются в работу в интересующей их сфере, предстоящие трудности кажутся им не столь очевидными. Рассматривая проект как определенную жхз неун.ю зодзо°мы,как р уковедатели.потимее м, уто уилопихдго рде иза^и неопределенны, четко не структурированы и могут постоянно меняться и транс-фозмтртватьзя.
Как следствие, при столкновении с трудностями, изменениями мотивации учазтия вптоткде уедарунтыхдртекисилу инкпджиЮияиcнкждет<-я,нндрдмд руководителя проекта - найти возможности для их поддержки, сохранения моти-вадии ндуилжним ypопне|т.к.кддудиниlе рот ьои кп- эие наторько ресусс отрак зовательной организации, но и сопричастность к управлению талантами. Одним из основополагающих принципов работы руководителя проекта по поддержанию ссмоетганпззццисаииз уиаетнтков яхляется пжсаоенндя пкиволегочкскоя и иш формационная поддержка одаренных детей, в том числе должна быть реальная, что ддсоитирдя и пеооксенпатеели.
Осознание цели проекта и шагов по ее достижению, собственных ресурсов, ндоРходитыхоая рерлизацуипщокктд даетвопможаосдь оидциниомх школкние вносить максимальный вклад в проект, реально его оценивать и рационально распределять собственные временные и эмоционально-психологические ресурсы. Придтдмэдиой изкажнайшьв иддаи, стоящо пдрдд доководмтелем п|сдек-та, является постоянная поддержка творческого потенциала таких школьников, пжтюму чудсьдисклднид ^/^денназта^ с^(^щиыИ,в перпую
очередь для самого ребенка. Необходимо понимать следующее: рассматривая гдеект кaкщизндннуе задачетдаликмдмсщйзлддктиудо, в годиам е^т^о здарен-ные школьники, мы видим, что не только внешние условия окружающей среды меняют его, но и школьник своим внутренним миром одаренности может менять срте П^ДЗТМ.ДСрДВеЯСМТНртрКОДГС.
Таким образом, проект как жизненная задача меняет самого одаренного шкзльоиза.клиядк на дазщасоннвзти, ср—кцру личцззпи. гражданскую позицию и нравственность, внутреннюю психологическую культуру, жизнднныиоднпоети.щордльюыж нрииритеим- этоа ситупскипсоиснодит 3 рестройка всего многомерного мира. Соприкасаясь друг с другом, многомерный мир одаренного ребенка и инновационный проект школы, в котором он развивает о^енхззтх, т.аомМо^и.-тмгз жозкенкущпамачук|пи энвепpеитxсуие заде -организация одаренного ребенка как личности и развитие проекта, выход его на новдИююовднк.Срдмдиииносте мзжнз прдщсадпить в <и и
уровень субьективной трудности достижения цели
Р зс.1 . Здкисимсить м—зди юотрвкцадс и ypрвтджеpодкхcеидвcтижднжо цели при разной степени осознанности цели
икдстке в гак pкшeиие одной из собственных жиз-
ненных задач, по нашему мнению, может реализовываться только тогда, когда одаренный школьник приходит к осознанию противоречия между возможностью
улучшения своей деятельности и стандартными способами ее выполнения. Не осознав данного противоречия, невозможно изменить поведение и, следовательно, стать личностью, которая реализует себя в процессе инновационной деятельности. Мы полагаем, что самореализация в инновационной деятельности для одаренного школьника, особенно старшего возраста, - это процесс принятия ответственности на себя за решение своих жизненных задач. Однако необходимо обучать их определенным социально-психологическим навыкам.
Рассмотрим основные компоненты обучения, необходимые, по нашему пониманию, в образовательных организациях для одаренных детей, участвующих в инновационных проектах:
1. Восприятие возможностей обучения.
Для успешного освоения навыков необходимо осознавать потребность в них, иметь опыт успешной или неуспешной деятельности, понимать, что такое инновационная деятельность, из каких компонентов она состоит, какие ошибки могут быть допущены при анализе собственного потенциала одаренности, какие требования предъявляет школа к одаренному ребенку или подростку как потен-еиальтзшт умдзпнкке
2. Использование возможностей обучения.
ОдиукнндР шкощюик.зпзУенно хитдршкх кехззах, по нашему пониманию инновационной деятельности, должен уметь видеть весь спектр возможностей, которые доступны в настоящий момент ему, выделять приоритетные направле-хя, нц кутерыспадз о.рдщать зтз.ее вниманпд.азже необходимо проанализировать возможные препятствия и защитные барьеры, которые могут помешать при рщдениижнзн етпыкзддочи редшаееи итнмвационных проектов. В младшем и среднем звене школы с пониманием этих моментов поможет руководитель позекха илиовикзузж
3. Мотивация к использованию возможностей обучения.
Мы cчитae-,нтoсддaеeднрго шзoлинскд, рчаствующего в инновационной деятельности, должна быть четко регламентированная внешняя и внутренняя мотивация к реализации тех или иных проектов. Ответственность зю оиознмтид птодде еиегона дысоком уровне лежит на
тьюторе, руководителе, наставнике, т.к. иногда ребенку может не хватить лич-иоедн-хгаеес^Е! длю рвелизи--ии нщжнмге объема усилий. При этом руководитель должен знать его внутренние потребности, предпочитаемый им стиль деятединхеки, псехелогтчмткие есоееокостишмтости, навыки, которые уже имеются у ребенка или подростка, и те, которые нуждаются в дополнительном развитии и наработке.
еииашеме и-ежположению . н^дки-меив дзспериментальной проверке, одним из важных качеств личности человека и особенно одаренного школь-ни кщеиактту|дщемо впинепауиюнн о й п^^^^^^ю^н^жсти дл я реализации собственных жизненных задач, является активность. Мотивация является одним из предик-тоиоививнеити, иoмтoеyеaссмщоимденкыTпеиуoдогический феномен через призму решения жизненных задач.
М.С. Горбулева выделяет следующие аспекты мотивации в волонтерской дддедлоножм,кртор ыдмт.мчитаддвезможн ымиранслировать и на инновационную деятельность: саморазвития, ценностный, идеологический, материальный, эиционельто-птирологичеезий.соьиадьиый [и. При этом психологические аспекты проявления мотивации сопряжены с социальными и внешними аспекта-ми.Таким оОрдзом, оибщрм видд метивекитсчдсии я в инновационной работе школы для одаренного школьника является суперпозицией внутренней потребности реализовывать собственный потенциал одаренности и, возможно, вносить
вида3 в уоа.щкетио, в китором .дает жить онеа м и его потомки.
Мотивация одаренных школьников начинает формироваться на стадии ккпюидния дго в гродкр -длее з^^^ча руководителя инновационного проекта должна способствовать тому чтобы дго мотивация оставалось на должном уров-нд и вндшняя мотивация трансформировалась во внутрдннюю.
Подлинная инновационная ддятдльность образовательной организации продктирудтся и осущдствлядтся только в рамках стимулирования и развития процдссов самосознания, самордализации и самоопрдддлдния дд участников, в том числд и одарднных школьников. Полагадм, что процдсс самордализации одарднного рдбднка мождт быть рассмотрдн исходя из кпассичдских полождний теории самоорганизующихся систем. Исходя из дд полождний, мы мождм описать данный процдсс елддующим образом:
1. Самордализация одарднного школьника в инновационных продктах образовательной организации сопровождадтся упорядочиванидм, планированидм и структурированидм дго ддятдльности.
2. В процдссд самордализации происходит накоплднид информации нд только о едбд, своих возможностях, способностях, психологичдских характеристиках, но и о социальных аепдктах инновационной ддятдльности образовательной организации.
3. Далдд происходит возникновднид новых аепдктов личности, позволяющих процдссу самордализации как протекать ужд болдд структурированно и самоотиятемьтобди б отьтех yеиаиKсocтоpoнкlдддpднного ребенка, так и быть наиболее эффективным в решении жизненных задач, как в проекте, так и в структурировании будущей жизни взрослого человека.
4. В процессе самореализации и участия в инновационной деятельности происходит усложнение и переход на уровень от внешней детерминации деятельности и становления личности одаренного школьника, а, следовательно, и
мотивации, к внутренней и системной детерминации, позволяющей уже рассматривать собственную деятельность в том или ином проекте как собственную жизненную задачу, о чем мы уже писали ранее.
Движущей силой процесса самореализации одаренного школьника будет являться противоречие между собственными возможностями в организации своей жизни и социальными запросами общества. Для снятия данного противоречия ему самостоятельно или с помощью руководителя необходимо полностью по-иному посмотреть на собственное жизненное пространство, систему жизненных смыслов и ценностей, принять ответственность за собственные внутренние изменения и трансформации на себя и после этого решать жизненные задачи наиболее эффективным и оптимальным способом.
В процессе деятельности по реализации профильного для одаренного инновационного проекта школы под влиянием воздействия внешней среды у ребенка происходит целенаправленный отбор и накопление информации, повышающие уровень его самореализации. На начальных этапах инновационной деятельности самостоятельность одаренного школьника рассматривается как возможность выполнить поставленную перед ним задачу. На более высоких уровнях - это проявление самостоятельности в постановке задач, целей, направлении собственной деятельности, это требует большой внутренней работы, которая предполагает наличие целостного мировоззрения, способности самостоятельно мыслить и критически оценивать ситуацию.
При этом включение в инновационную деятельность по профилю одаренности, по нашему мнению, способствует значительному развитию самосознания и самоощущения школьника. Осознание ценности выполняемой деятельности,
Библиографический список
ощущение ее социальной значимости приводит к тому, что совместно с этим меняется и его самооценка, которая непосредственно связана с самосознанием и мировоззрением.
Включение в инновационную деятельность школы помогает одаренному ребенку определять собственную стратегию и тактику по решению жизненных задач, выявляет динамику требований и фрагментов деятельности, все это приводит к самоорганизации его деятельности как динамической целостной системы, способной меняться в зависимости от видов проектов и поставленных задач. Способность успешно сочетать разные виды участия в инновационных проектах в процессе обучения, по нашему мнению, есть способность к саморегуляции собственной деятельности и к ее успешной самоорганизации. В случае если такому ребенку не удается оптимально сочетать все виды деятельности и саморегулировать их, то возникают вторичные психические и личностные образования -усталость, скука, чрезмерная перенапряженность, негативные эмоциональные состояния, стресс и т.д. [3].
Завершая, следует отметить, что процесс саморегуляции деятельности будет наиболее эффективен, если одаренный школьник с помощью взрослого научится рассматривать стоящую перед ним задачу как «задачу на смысл», т.е. включенную в систему его собственного мировоззрения, отношения к жизни, его терминальных ценностей и установок [4]. Саморегуляция позволяет произвести оптимизацию возможностей, регуляцию собственных психических состояний в зависимости от собственных жизненных задач и социальных проектов, в которые включен одаренный школьник, развивая инновационный потенциал образовательной организации.
1. Robins T.G., Roberts R.M., Sarris A. Understanding how personality impacts exhaustion and engagement: the role of job demands, and job and personal resources as mediators. Australian psychologist. 2018; Т. 53, Vol. 3: 253 - 262.
2. Горбулёва М.С. Добровольчество: генезис и мотивы. Вестник ТГПУ. 2015; № 5 (158): 140 - 146.
3. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Москва: Издательство Московского университета, 1999.
4. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. Москва; Наука, 1981: 3 - 19. References
1. Robins T.G., Roberts R.M., Sarris A. Understanding how personality impacts exhaustion and engagement: the role of job demands, and job and personal resources as mediators. Australian psychologist. 2018; T. 53, Vol. 3: 253 - 262.
2. Gorbuleva M.S. Dobrovol'chestvo: genezis i motivy. Vestnik TGPU. 2015; № 5 (158): 140 - 146.
3. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti (problemy metodologii, teorii iissledovaniya real'noj lichnosti). Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1999.
4. Ancyferova L.I. K psihologii lichnosti kak razvivayuschejsya sistemy. Psihologiya formirovaniya irazvitiya lichnosti. Moskva; Nauka, 1981: 3 - 19.
Статья поступила в редакцию 30.11.20
УДК 377
Kusakina E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Criminal Law Disciplines of the Faculty of Law, St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS-CINOLOGISTS AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION. The article discusses one of the urgent problems of professional and personal development - the psychological and pedagogical support for the development of professional competence of dog handlers at the stage of professionalization. Psychological approaches to the concepts of "competence" and "professional completeness" in the national psychological science are analyzed. The author reveals the qualification requirements for the activities of dog handlers and the specific features of their professional activities. With the help of content analysis of scientific and information sources dedicated to the peculiarities of the dog service, the main components of the professional competence of dog handlers have been determined. On the basis of the Federal State Educational Institution of Higher Education of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, in the context of the implementation of an additional educational program for advanced training of the heads of the departments of canine services of the Federal Penitentiary Service and the GUFSIN of Russia, an empirical study was conducted, in which 250 people participated. For each criterion of professional competence, a psychological toolkit was selected. As a result of psychological research, it is possible to determine the severity of each criterion. The motivational-target component was formed in 50% of respondents, affective - 61%, axiological - 51%, conative - 45% and reflexive 42%. The results obtained indicate the need to include a system of psychological and pedagogical support for the formation of professional competence of dog handlers in the educational program for advanced training of dog handlers. The publication considers the educational project "Development of the professional competence of dog handlers", which enables to make changes in the substantive aspects of the professional competence of dog handlers.
Key words: professional competence, specialist cynologist, psychological and pedagogical support, educational project, axiological criterion, affective criterion, conative criterion, motivational-target criterion.
Е.А. Кусакина, канд. психол. наук, доц., ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ-КИНОЛОГОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье рассматривается одна из актуальных проблем профессионально личностного становления - психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности специалистов-кинологов на этапе профессионализации. Анализируются психологические подходы к понятиям «компетентность» и «профессиональная комплектность» в отечественной психологической науке. Автор раскрывает квалификационные требования к деятельности специалистов-кинологов и специфические особенности их профессиональной деятельности. С помощью контент-анализа научных и информационных источников, посвященных особенностям кинологической службы, определены основные компоненты профессиональной компетентности специалистов-кинологов. На базе ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России» в условиях реализации дополнительной образовательной программы повышения квалификации начальников отделений кинологических служб УФСИ И ГУФСИН России было проведено эмпирическое исследование, в котором уча-