Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / технические средства таможенного контроля / проблемы таможенного контроля / ЕГАИС лес / таможенные инновации лесоматериалы / customs control / technical means of customs control / stages of customs clearance of goods / EGAIS forest / customs innovations timber

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.Е. Неровня, И.В. Полухин

В данной статье рассматривается инновационная деятельность таможенных органов при осуществлении таможенных операций в отношении вывозимых лесоматериалов, приведены конкретные проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL OF FOREST MATERIALS

This article examines the innovative activities of customs authorities in the implementation of customs operations in relation to the export of timber, provides specific problems and solutions available in this industry.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ»

УДК 339.543

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО

КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Д.Е. Неровня, ИВ. Полухин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Российская Федерация, 660037 г. Красноярск, проспект имени Газеты Красноярский Рабочий, 31.

Е-mail: nerov dasha98@mail.ru

В данной статье рассматривается инновационная деятельность таможенных органов при осуществлении таможенных операций в отношении вывозимых лесоматериалов, приведены конкретные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: таможенный контроль, технические средства таможенного контроля, проблемы таможенного контроля, ЕГАИС лес, таможенные инновации лесоматериалы.

INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL

OF FOREST MATERIALS

D. E. Nerovnya, I. V. Polukhin.

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: nerov dasha98@mail.ru

Resume: This article examines the innovative activities of customs authorities in the implementation of customs operations in relation to the export of timber, provides specific problems and solutions available in this industry.

Key words: customs control, technical means of customs control, stages of customs clearance of goods, EGAIS forest, customs innovations timber.

Инновация - это результат исследований и открытий, которые материализуют научные и практические решения. Главной функцией инновационной деятельности, является функция изменения, поэтому таможенное дело в период постоянного совершенствования, расширения и роста внешнеэкономической деятельности Российской Федерации не может оставаться в стороне, отставая от современных требований использования достижений научно-технического прогресса.

Совершенствование таможенного контроля, применение современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования т. е организационно управленческая деятельность уполномоченных органов государственной власти направленная на обеспечение процессуальных форм реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений в области таможенного дела, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах РФ -один из принципов деятельности таможенных органов.

Таможенные инновации также ориентируются и на участников внешнеэкономической деятельности, так как совершенствование таможенных систем повышает безопасность внешнеторговых отношений, снижает сроки таможенного контроля, оптимизирует способы

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

контроля и тд. Для этого в 2014 году была предложена система управления рисками (СУР), цель которой состоит в оптимальном распределении ресурсов таможенной службы и создании оптимальной системы контроля за участниками ВЭД в зависимости от их репутации и статуса [2]

Лесоматериалы - это материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев и хлыстов и (или) их частей путем поперечного или продольного сечения (пиления, раскалывания, строгания).

Таможенное оформление и таможенный контроль лесоматериалов осуществляется в порядке, установленном федеральной таможенной службой РФ, с обязательным использованием нормативных документов установленного государственного стандарта (ГОСТов), распространяющихся на лесоматериалы.

Основные проблемы таможенного контроля экспорта лесоматериалов и пути их решения:

1) Не возможность осуществить контроль достоверности заявленных сведений в декларации на товары, а именно: количество и параметры декларированных лесоматериалов, не соблюдение тарифных мер регулирования при декларировании лесоматериалов - следует создать документ для транспортировки леса в котором будут указаны реальные объемы древесины и данные объемы будут исчислены по одной законодательно установленной методике исчисления леса, как для таможенного органа, так и для перевозчика;

2) Подделка документов преимущественно лицензии Минпромторга т.е. Министерства промышленности и торговли РФ - создать и использовать единую автоматизированную базу, с доступом таможенных органов, в которой будет содержаться информация о выданных лицензиях;

3) Контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения, валютного контроля, контроля таможенной стоимости, контроля таможенных платежей - обязательное штрих - кодирование лесоматериалов на предприятиях экспортеров;

4) В соответствии с требованиями статьи 50.6 Лесного кодекса РФ была введена в действие с 1 июля 2017 года Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней.

Целями создания ЕГАИС являются контроль объёмов, количества и стоимость экспортируемой древесины, информирование о совершенных сделках с ней, выполнение исследований, сбора и обработки данных и проверки заявленных сведений

В ходе использования ЕГАИС были выявлены проблемные вопросы имеющиеся у таможенных органов при работе в данной системе, а именно : отсутствие взаимодействия информационных систем федеральной таможенной службы РФ и ЕГАИС с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, отсутствие при декларировании древесины возможности при помощи портала ЕГАИС отслеживать объемы движения древесины начиная с заготовки и заканчивая конечной точкой прибытия к покупателю, отсутствие сведений о сроках исполнения контрактов (сделок), информация о которых содержится в ЕГАИС - обеспечить взаимодействие информационных систем, ужесточить меры со стороны государства за их не выполнение, совершенствование и расширение работы ЕГАИС.

5) Невозвращение валютной выручки и подтверждение легальности лесоматериалов -разрешить экспортировать лесоматериалы за границу тем участникам ВЭД, которые самостоятельно занимаются только вырубкой и заготовкой леса. Также с целью устранения посредников в цепочке поставок, обязать заключать прямые зарубежные контракты только напрямую с покупателями [1].

6) Превышение заявленных объемов в декларации на товары фактическим объемам, так как отсутствует единый порядок правильности измерения леса и лесоматериалов в

компаниях ВЭД, экспортирующих лес и таможенных органах - утвердить единый перечень методик для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, для вычисления физических характеристик лесоматериалов [2].

Итогом развития и внедрения новых информационных технологий в таможенных органах должны стать достижения в стратегической перспективе следующих показателей (целевых индикаторов), установленных Правительством РФ в виде «Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года»:

1. доля средств вычислительной техники с характеристиками и сроками эксплуатации, достаточными для бесперебойного функционирования информационных систем в составе единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, в общем количестве средств вычислительной техники, эксплуатируемых в таможенных органах Российской Федерации (с 61% в 2012 г. до 84% к 2020 г.);

2. отношение количества телекоммуникационных каналов ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети Федеральной таможенной службы, имеющих пропускную способность 2 Мбит/с и более, к общему количеству телекоммуникационных каналов (с 50% в 2012 г. до 90% к 2020 г.);

3. использование должностными лицами таможенных органов Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (с 30% в 2013 г. до 75% к 2020 г.) [1].

Внедрение современных технологий таможенного контроля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе подготовки кадров готовых с использовать возможности новой техники и технологий. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов. Оптимизируется структура таможенных органов, адаптируются к потребностям таможенного дела методология анализа, прогнозирования и планирования показателей деятельности таможенных органов. Повышение экономической обоснованности принимаемых решений в таможенном деле сопровождается разработкой новых методологий таможенной статистики внешней торговли, системы управления рисками СУР. Эффективность внедрения научно технического прогресса в таможенное дело выражается в повышении качества таможенного контроля, обеспечении расчетной суммы доходной части федерального, обеспечении экономической безопасности.

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Законы. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) : ТК ЕАЭС : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : ратифицирован Федеральным законом от 14 ноября 2017 года № 317 —ФЗ : вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 года. - Москва: Проспект, 2018. - 512 с. -(Актуальное законодательство). - Текст: непосредственный.

2. Российской Федерации. Законы. Лесной кодекс от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 09.03.2021 : текст с изменениями и дополнениями на 9 марта 2021 года [принят Государственной думой 8 ноября 2008 года : одобрен Советом Федерации 28 ноября 2006 год]. - Москва: Проспект, 2018. - 512 с. - (Актуальное законодательство). - Текст: непосредственный.

3. Российская Федерация. Закон. О таможенном регулировании в РФ: Федеральный закон № 289 —ФЗ: [принят Государственной думой 26 июля 2018 года: одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 год]. - Москва: Проспект, 2018. - 512 с. - (Актуальное законодательство). - Текст: непосредственный.

© Неровня Д. Е., Полухин И. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.