Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ'

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
954
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКСПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЭКСПОРТЕРЫ / TIMBER / CUSTOMS CONTROL / EXPORT / CUSTOMS AUTHORITIES / EXPORTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садирова Н.С.

Рассматриваются особенности структуры экспортной торговли страны, рассматривается структура экспорта лесоматериалов, анализируются проблемы таможенного контроля вывоза лесоматериалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садирова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL FOR FOREST EXPORTS

This article examines the export features of export goods, analyzes the problems of customs control of timber exports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ»

Секция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ

ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Н. С. Садирова Научный руководитель - Л. Г. Чернова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lilia.chernova@mail.ru

Рассматриваются особенности структуры экспортной торговли страны, рассматривается структура экспорта лесоматериалов, анализируются проблемы таможенного контроля вывоза лесоматериалов.

Ключевые слова: лесоматериалы, таможенный контроль, экспорт, таможенные органы, экспортеры.

FEATURES OF CUSTOMS CONTROL FOR FOREST EXPORTS

N. S. Sadirova Scientific Supervisor - L. G. Chernova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lilia.chernova@mail.ru

This article examines the export features of export goods, analyzes the problems of customs control of timber exports.

Keywords: timber, customs control, export, customs authorities, exporters.

Экономика в России обладает экспортным характером, а его структура заметно отличается от структуры экспорта развитых стран. Так, если в России структура экспорта представлена нефтью и нефтепродуктами, газом, углем, железной рудой, необработанной древесиной, когда в развитых странах основа экспорта представлена автомобилями, самолетами, машинами и оборудованием, вычислительной техникой, товарами народного потребления. При экспорте лесоматериалов зачастую участники внешнеэкономической деятельности занижают вывозимые объемы, занижают контрактную стоимость, не декларируют или недостоверно заявляют сведения о вывозимых товаров.

На сегодняшний день лес и лесоматериалы занимают важную строку в структуре экспорта: в 2017 году доля экспорта лесоматериалов составила 3,2 %, когда в 2016 году этот показатель был на уровне 3,3 %, а в 2015 - 2,7 %. Динамика за последние три года показывает, что экспорт лесоматериалов растет, при этом возрастают объемы экспорта пиломатериалов, но снижается экспорт необработанных лесоматериалов. В торговом обороте страны необработанная древесина - это самый востребованный товар, в сравнении с продуктами ее переработки, именно по этой причине примерно в течение 10 лет ее экспорт не снижается (80-85 % от всего экспорта леса и лесоматериалов). Структура экспорта леса и лесоматериалов представлена следующими направлениями: СНГ (Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан) и страны дальнего зарубежья (Китай и Финляндия). 60 % потребностей Китая в лесоматериалах удовлетворяется именно экспортом из России [5].

Таможенный контроль при экспорте лесоматериалов - это глобальная проблема таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе, в рамках которой наиболее важными

вопросами является идентификация, количественный учет и классификация лесоматериалов по Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). Анализируя деятельность таможенных органов, можно отметить, что сложными товарами, в рамках проведения таможенного контроля, выступают круглые лесоматериалы (товарная позиция 4403) и лесоматериалы обработанные (товарная позиция 4407) [2]. Начиная с 2009 года, произошло перераспределение структуры экспорта в стоимостных и количественных величинах лесоматериалов (обработанных и необработанных): увеличились объемы экспорта обработанных и сократились объемы экспорта лесоматериалов необработанных. Это связано с тем, что таможенные пошлины на товарную позицию 4407 ТН ВЭД ЕАЭС значительно ниже таможенных пошлин, которые предусмотрены для товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таможенными органами для измерения круглых лесоматериалов применяется 4 основных метода. В случае расхождения результатов измерений таможенных органов и заявленных декларантом, таможенный орган проводит измерение более точной методикой, в том числе с применением расчетных коэффициентов.

На современном этапе в практику измерения таможенными органами лесоматериалов внедряется система электронного поштучного учета, которая разработана Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением. Внедрение в практику такой системы позволяет снизить количество таможенных правонарушений, повысить качество таможенного контроля, при этом снижаются временные и ресурсные затраты, возрастает эффективность применения системы управления рисками в отношении лесоматериалов. Но, несмотря на преимущества, данная система внедряется медленно, так как отсутствуют нормативно-закрепленные требования по ее обязательному применению. Также внедрение данной системы влечет за собой финансовые затраты, которые поставят в неравное положение экспортеров, несущих затраты на внедрение системы учета, и освобожденных от нерегламентированных законом производственных затрат. Так же в отношении экспортеров использование данной системы не несет никаких явных преимуществ и является экономически нецелесообразной тратой. Поштучный учет не является новеллой, которую ввел таможенный орган, каждый экспортер ведет поштучный учет. В рамках этого главным стратегическим направлением, которое обеспечит подтверждение легальной заготовки леса, упростит и ускорит проведение таможенного контроля, должен стать сквозной учет (от деляны до потребителя) [4].

Коллегией Федеральной таможенной службы России рассматривается вопрос внедрения по всей территории страны системы учета лесоматериалов от места заготовки до фактического их вывоза и его реализации на внешнем рынке. Электронный учет леса при экспорте в рамках внешнеторговых контрактов должен стать его составной частью.

Но, несмотря на это, проблемы, которые должна была решить система электронного поштучного учёта, сегодня частично решаются путем внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы, позволяющей отследить необработанный лесоматериал. Остальная часть проблем, связанная с достоверностью заявляемых объемов и характеристик круглого лесоматериала, не может быть решена системой электронного поштучного учета. Лесоматериалы могут изменять свои характеристики, в зависимости от условий хранения, от момента заготовки и маркировки, до момента декларирования на экспорт, а также существует вероятность подделки или замены бирки, содержащей данные о характеристиках товара. Одним из вариантов решения задачи идентификации древесины является применение методов неразру-шающего контроля, к которым относятся спектрофотометрических или колориметрических методы.

Существует проблема, связанная с обнаружением недостоверных сведений о вывозимом количестве: таможенные органы вывозимый лес измеряют кубическими метрами, а железная дорога - тоннами. То есть у железной дороги фиксируется максимальный вес в вагоне, а у таможенного органа - объем. Так, по нормам железной дороги в вагон входит 63 тонны леса, а таможенного органа - не менее 72 кубометров - с учетом средних показателей по влажности и плотности леса. Здесь важно отметить, что 63 тонны, например, ангарской сосны - это более 90 кубометров объема (может доходить до 100 кубометров) [3].

Также в списке проблематики нельзя не выделить невозможность таможенного контроля каждой партии экспортируемого лесоматериала, затруднения определения их характеристик и

Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

объемов, потребность в автоматизированном средстве определения породы и объемов древесины, так как нарушения таможенных правил осуществляются в основном по факту не декларирования и недостоверного декларирования лесоматериалов.

Таможенное декларирование вывозимых лесоматериалов товарных позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 (кроме некоторых подсубпозиций), возможно только на определенных таможенных постах, что говорит о том, что Федеральной таможенной службой России сокращено количество таможенных постов, где возможно таможенное декларирование экспорта лесоматериалов, что свидетельствует о существенном усилении таможенного контроля за их вывозом [2].

Но, несмотря на это, каждую товарную партию просмотреть невозможно, так как произойдет глобальная парализация мировой торговли, и в рамках этого таможенные органы проводят таможенный контроль по принципу выборочности и ограничиваются только теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При этом международное право в области таможенного дела (Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) рекомендует таможенным органам применять современные информационные технологии для ускорения таможенного декларирования, сокращения издержек, устранения межведомственных барьеров, что обусловлено необходимостью введения автоматизации процессов классификации номенклатуры товаров; определению страны происхождения и таможенной стоимости декларируемых товаров; использованию единых цифровых кодовых позиций при заполнении деклараций на товары.

Также для внедрения системы управления рисками является необходимым применение средств автоматизации, компьютерных и интернет-технологий, что способствует значительному ускорению таможенного декларирования и предполагает обмен информацией между всеми участниками этого процесса. На сегодняшний день система управления рисками не является совершенной, так как недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности не всегда удается выявить, даже несмотря на то, то эффективность мер по минимизации рисков, повышается с каждым годом. Принцип выборочности и ограничения форм таможенного контроля ускоряет таможенные операции, но неизвестно, сколько таможенных правонарушений остается безнаказанными.

Измерение объемов необработанных лесоматериалов - это не менее важная проблема, так как единой методики измерения объема круглых лесоматериалов не принято, но есть действующие документы в сфере измерения объемов круглых лесоматериалов - это ГОСТ 2292-88, ГОСТ 2708-75, ОСТ 13-303-92, ОСТ 13-43-79Е, ОСТ 13-208-85 и аттестованные методики Федеральной таможенной службой России. Данные стандарты и методики предусматривают погрешность измерения до 3-9 % [4].

На сегодняшний день применяется штабельный метод определения объема лесоматериалов, с помощью которого измерение происходит без выгрузки лесоматериалов.

Китай является основным импортером необработанных лесоматериалов, где таможенные органы Китая используют методы определения объемов ввозимых лесоматериалов, определенные по национальным стандартам и закупленные китайскими предпринимателями лесоматериалы из России, измеряются одновременно по российскому и по китайскому стандартам: до границы с Китаем товар сопровождают документы, где указан объем по российскому стандарту, а в Китае - документы с объемом по их стандарту. Таким образом, использование «двойных» стандартов затрудняет сопоставление данных двух стран, и очень важно привести их к единым стандартам [3].

В борьбе с контрабандой лесоматериалов необходимо внедрение системы их контроля по штриховым кодам: лесоматериалы будут маркироваться жесткой пластмассовой биркой с указанием длины бревен, диаметра, объема, сорта, породы, далее все данные заносятся в базу данных предприятия лесозаготовителя и передаются в таможенные органы вследствие чего можно проконтролировать путь лесоматериалов от момента помещения его на склад отправителя, до фактического вывоза с таможенной территории.

Помимо этого, нерешенной остается проблема таможенного контроля при помещении лесоматериалов под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, так как

невозможно провести идентификацию ранее вывезенного российского сырья в продуктах переработки и, как следствие, в отношении этих продуктов переработки не выполняется условие выдачи лицензии на переработку [1].

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL https://www.alta.ru/codex-2017/R2/GL7/ST54/ (дата обращения: 27.03.2018).

2. Андрева Е. И. Классификация товаров таможенных целях : учеб. пособие / Е. И. Андреева, А. Е. Нестеров. 2-е изд. М. : Изд-во Рос. тамож. акад., 2013. 112 с.

3. Сенотрусова С. В. Круглый лес в квадрате проблем // Стратегия России. 2013. № 3.

4. Филиппов В. И., Колесников В. Е. Проблема таможенного контроля лесоматериалов // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (23 марта 2017 г., Иркутск) / под ред. С. А. Курганского ; БГУ. Иркутск, 2017. 293 с.

5. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2017 года [Электронный ресурс].

URL: http://www. customs.ru/index2. php?option=com_content&view=article&id=24772:.......2016-

(дата обращения: 27.03.2018).

© Садирова Н. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.