Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСО- И ПИЛОМАТЕРИАЛОВ'

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСО- И ПИЛОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ЭКСПОРТ ЛЕСО- И ПИЛОМАТЕРИАЛОВ / КОД ТН ВЭД ЕАЭС / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ ОТРАСЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пяткова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются проблемы таможенного контроля при экспорте лесо- и пиломатериалов в условиях существующего состояния лесопромышленной отрасли Российской Федерации. Автором даны предложения по актуализации дополнительной профессиональной программы «Метрологическое обеспечение таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов» для должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS CONTROL IN THE EXPORT OF TIMBER AND LUMBER

The article deals with the problems of customs control in the export of timber and lumber in the conditions of the existing state of the timber industry of the Russian Federation. The author gives suggestions on updating the additional professional program «Metrological support of customs control of exported timber» for customs officials carrying out customs control

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСО- И ПИЛОМАТЕРИАЛОВ»

УДК 339.543

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСО-И ПИЛОМАТЕРИАЛОВ

Пяткова Татьяна Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенного дела, канд. экон. наук, доцент, e-mail: kaf-tovarovedenia@ rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы таможенного контроля при экспорте лесо-и пиломатериалов в условиях существующего состояния лесопромышленной отрасли Российской Федерации. Автором даны предложения по актуализации дополнительной профессиональной программы «Метрологическое обеспечение таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов» для должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль

Ключевые слова: таможенный контроль; таможенная пошлина; экспорт лесо- и пиломатериалов; код ТН ВЭД ЕАЭС; лесопромышленная отрасль; федеральная информационная система лесного комплекса

PROBLEMS OF CUSTOMS CONTROL IN THE EXPORT OF TIMBER AND LUMBER

Pyatkova Tatiana V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Affairs, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, e-mail: kaf-tovarovede-nia@rambler.ru

The article deals with the problems of customs control in the export of timber and lumber in the conditions of the existing state of the timber industry of the Russian Federation. The author gives suggestions on updating the additional professional program «Metrological support of customs control of exported timber» for customs officials carrying out customs control

Keywords: customs control; customs duty; export of timber and lumber; HS code of the EAEU; timber industry; federal information system of the forestry complex

Для цитирования: Пяткова Т.В. Проблемы таможенного контроля при экспорте лесо-и пиломатериалов // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2021. № 4 (80). С. 26-31.

Таможенный контроль лесо-и пиломатериалов является одной из больших проблем таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [1]. По основным показателям лесных ресурсов Россия занимает ведущее место в мире, обладая четвертью мировых лесных ресурсов, большая часть которых представлена высоколиквидными древесными породами, имеющими устойчивые позиции на мировых рынках. Площадь покрытых лесом земель составляет 775,3 млн га, запас древесины - 82,3 млрд м3. В границах России лесной фонд занимает около 70 % площади всех земель, лесистость составляет около 45,3 %, что превышает среднемировой показатель (27 %) и показатели таких лесных стран, как Канада (42 %), Бразилия (40 %), США (32 %), а также свидетельствует о глобальной экономической ценности российских лесов [2]. Кроме того, российский лес издавна пользуется высоким спросом за рубежом, что обеспечило возможность лесо- и пиломатериалам стать одним из главных составляющих экспорта России, и в настоящее время Российская Федерация является крупнейшим поставщиком лесо- и пиломатериалов на мировой рынок.

В соответствии с Перечнем стратегически важных товаров, утвержденным Постановлением

Правительства РФ [3], древесина и лесоматериалы отнесены к стратегически важным товарам. Стратегически важные товары и ресурсы - это товары и ресурсы, экспорт которых из России может создавать угрозу экономической безопасности, и подлежащие государственному контролю и ограничениям.

Перечень видов древесины и лесоматериалов, отнесенных к стратегически важным товарам, с указанием товарных позиций по ТН ВЭД ЕАЭС приведен в табл. 1.

По данным статистики экспорта товаров [4], приведенной на официальном сайте ФТС, за январь - август 2021 г. Россия экспортировала древесины и изделий из нее на сумму около 7,6 млрд долл. США. Данный показатель увеличился на 41,9 %, по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.

Физический объем экспортированной древесины за указанный период составил 28,6 млн тонн, что больше аналогичного периода 2020 г. на 3,7 %.

Наибольший объем экспорта в стоимостном выражении приходится:

- на лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением (товарная позиция 4407 ТН ВЭД ЕАЭС) - 53,49 %;

- на фанеру клееную, панели фанерованные

Таблица 1

Перечень видов древесины и лесоматериалов, отнесенных к стратегически важным товарам

№ п/п Товарная позиция Наименование товарной позиции

1. 4401 Древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломе-рированные или агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах.

2. 4403 Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные.

3. 4404 Древесина бондарная; бревна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина.

4. 4406 Шпалы деревянные для железнодорожных или трамвайных путей.

5. 4408 Листы для облицовки (включая полученные разделением слоистой древесины), для клееной фанеры или для аналогичной слоистой древесины и прочие лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, сращенные или не сращенные, имеющие или не имеющие торцевые соединения толщиной не более 6 мм.

и аналогичную слоистую древесину (товарная позиция 4412 ТН ВЭД ЕАЭС) - 15,5 %;

- на необработанные лесоматериалы (товарная позиция 4403 ТН ВЭД ЕАЭС) - 9,59 %.

Основные получатели лесоматериалов представлены на диаграмме (рис. 1).

Как видно из диаграммы, основными получателями необработанной древесины являются Китай и Финляндия, причем российский круглый лес закрывает 60 % потребности Китая в данном товаре [1].

Период естественного возобновления леса составляет 20-30 лет, поэтому многие страны предпочитают не вырубать собственный лес, а импортировать его. Так, в Китае введен мораторий на вырубку леса, что провоцирует вывоз леса из России с использованием различных ухищрений.

В зависимости от доступности лесных ресурсов, транспортной доступности, спроса на древесину, наличие и состояние лесов, леса России эксплуатируются неравномерно (рис. 2). На эксплуатацию леса влияют также близость к границе и удобная транспортная инфраструктура.

Немаловажным является и то, что лесопромышленная отрасль во многих регионах тесно связана с социальной сферой целого ряда регионов России. Это обусловлено градообразующей ролью предприятий данной отрасли.

В связи с этим Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики разработаны мероприятия по внедрению новых эффективных методов переработки древесины на территории Дальнего Востока.

Рис. 1. Основные получатели российских лесоматериалов

Рис. 2. Процент использования расчетной лесосеки по регионам Российской Федерации

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с участием ряда федеральных органов исполнительной власти подготовлен проект плана мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, который содержит комплекс мер в отношении развития дальневосточного лесного комплекса [5].

В силу изложенного перед таможенными органами России поставлена задача противодействия незаконному вывозу леса за рубеж. В рамках правоохранительной деятельности за восемь месяцев 2021 г. таможенными органами по фактам нарушения актов ЕАЭС и Российской Федерации при перемещении лесоматериалов возбуждено 217 уголовных дел. Из общего количества уголовных дел указанной категории 211 дел возбуждено по фактам контрабанды лесоматериалов на 2,4 млрд рублей (ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). По фактам уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) возбуждено пять уголовных дел, по которым размер неуплаченных таможенных платежей составил 85 млн рублей [1].

Кроме преступлений таможенными органами выявляется значительный объем административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства в области таможенного дела при перемещении леса через таможенную границу ЕАЭС. Так, за восемь месяцев 2021 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3 637 дел, связанных с экспортом древесины и изделий из нее. Стоимость незаконно перемещенных лесоматериалов составила более 2,7 млрд рублей. Сумма назначенных административных штрафов составила свыше 141,2 млн рублей [1].

ФТС России взаимодействует с Союзом

лесопромышленников и лесоэкспортеров России по получению информации об индикативных ценах на поставляемые на экспорт лесоматериалы. Однако предоставляемые Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России индикативные цены на лесоматериалы в несколько раз ниже цен на лесоматериалы на мировых биржах, что влечет экономические потери для российской экономики.

В последнее время в экспорте древесины большой объем занимает необработанный (круглый лес) - порядка 85-90 % от общего экспорта древесины из РФ, в денежном выражении это всего лишь 48 % от общей суммы. Удельный вес экспорта пиломатериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2020 г. составил 3,4 % (в 2019 г. - 2,8 %). Объемы экспорта пиломатериала снизились на 23,7 %, бумаги газетной - на 21,5 %, при этом объемы поставок необработанных лесоматериалов возросли на 30,1 %, фанеры клееной - на 2,4 % [6].

В настоящее время Правительством РФ принимаются меры по ограничению экспорта необработанного леса и по стимулированию экспорта пиломатериалов. Так, внесены изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы ЕАЭС, дополнен перечень товарных подсубпозиций, которые облагаются вывозной таможенной пошлиной [7]; в зависимости от степени влажности пиломатериалов с 1 июля по 31 декабря 2021 г. включительно введены новые пошлины на вывоз лесоматериалов с уровнем влажности, превышающим 22 %.

В соответствии с действующими ГОСТами [8, 9] пиломатериалы могут изготавливаться сухими (с влажностью не более 22 %) и сырыми (с влажностью более 22 %). Сушка пиломатериалов может осуществляться как ускоренным методом с применением сушильных камер, так и методом

атмосферной сушки на специально оборудованных складах. Сроки атмосферной сушки пиломатериалов до влажности не более 22 % зависят от месяца укладки пиломатериалов, климатических условий отдельных регионов (климатической зоны) и толщины пиломатериалов.

При проведении должностными лицами таможенных органов фактического контроля за достоверностью заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений, касающихся влажности пиломатериалов, необходимо определять влажность пиломатериалов по утвержденным Рекомендациям по определению влажности лесоматериалов [10], для чего таможенные органы фактического контроля оснастили влагометрами. Несмотря на достигнутые результаты, на сегодняшний день имеется ряд проблем, от решения которых напрямую зависит возможность осуществления оперативного и эффективного таможенного контроля экспортируемого леса и лесоматериалов.

Первая проблема - оснащение таможенных органов фактического контроля закрытыми складами для контроля влажности пиломатериалов в зимнее время года. При отрицательной температуре влага

кристаллизируется, и для контроля влажности необходимо поместить пиломатериалы в теплое помещение, однако не все таможенные органы фактического контроля, осуществляющее таможенный контроль лесо-и пиломатериалов, оснащены такими закрытыми складами.

Вторая проблема - несоответствие объемов выборки пиломатериалов для контроля влажности. Рекомендации по определению влажности лесоматериалов разработаны ГУИТ совместно с ЦЭКТУ, согласованы с ГУОТОиТК и утверждены руководителем ФТС России [11]. В данных Рекомендациях на основе действующих ГОСТов приведена таблица определения объема выборки для контроля влажности (табл. 2).

В 2017 г. научно-методической секцией экспертизы товаров лесной промышленности научно-технического совета Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации была разработана соответствующая методика М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136 «Объем пилопродукции. Методика измерения при проведении таможенных операций» [11].

Таблица 2

Количество единиц пиломатериалов для контроля влажности согласно Рекомендациям по определению

влажности лесоматериалов

Объем партии пиломатериалов, шт. Количество отбираемых единиц, шт.

До 280 8

282-500 15

501-1 200 36

1 201-150 000 50

Таблица 3

Количество единиц пилопродукции для выборочного контроля согласно методике М 13-24-13

ФР.1.27.2014.17136

Объем партии, шт. Объем выборки, шт. Приемочное число, шт.

До 280 32 3

От 281 до 500 50 5

От 501 до 1 200 80 7

От 1 201 до 3 200 125 10

От 3 201 до 10 000 200 14

От 10 001до 150 000 315 21

В данной методике, которая аттестована и зарегистрирована в Федеральном реестре, в п. 11.3.4. приведена таблица для определения влажности (табл. 3).

Из табл. 2 и 3 видно, что данные объемов выборки различаются. Решение проблемы видится в приведении в соответствие объемов выборки, и автор предлагает взять за основу объем выборки из Рекомендаций по определению влажности лесоматериалов и внести изменения в методику М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136, определив объем

выборки пилопродукции в соответствии с действующими ГОСТами.

Таможенные органы России осуществляют контроль в отношении экспортируемых лесо-и пиломатериалов, в том числе в рамках системы управления рисками, обеспечивая противодействие их незаконному вывозу. Применение мер по минимизации рисков в отношении экспортируемого леса и лесоматериалов организовано как на этапе декларирования, так и на этапе убытия в пунктах пропуска через государственную

границу Российской Федерации.

В целях повышения уровня автоматизации процессов выбора объектов таможенного контроля в отношении экспортируемых лесоматериалов проводится работа по созданию автоматических индикаторов риска, которые относятся к составу динамических и ориентированы на оценку в режиме реального времени различных сведений о товарах и лицах, осуществляющих их декларирование. Разработка и применение профилей рисков на основе данных индикаторов позволит точечно выявлять и пресекать нарушения при экспорте лесоматериалов.

На должностных лиц таможенных органов также возложена обязанность по отслеживанию законности заготовки, движению объема заготовленной древесины относительно объема, указанного в декларации на товары, и по передаче в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕАИС) статуса данной проверки для принятия решения о возможности выпуска декларации на товары (убытия).

В настоящее время существующая единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) не содержит эффективных механизмов, обеспечивающих проведения анализа сделок с древесиной за длительный период времени. Думается, модернизация ЕГАИС учета древесины и сделок, которая планируется к вводу с 1 января 2023 г., будет содержать механизмы проведения анализа таможенными органами всей цепочки движения древесины - от заготовки на лесосеке до производства продукции или вывоза за рубеж. Предполагается, что для уменьшения объема вывоза круглых лесоматериалов будет сокращено количество пунктов пропуска через государственную границу РФ, осуществляющих выпуск необработанного леса.

Происходящие изменения требуют от должностных лиц таможенных органов обновления и систематизации знаний по вопросам организации таможенного контроля и его метрологического обеспечения при экспорте лесо- и пиломатериалов с позиций требований законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, совершенствования практических навыков проведения фактического таможенного контроля в форме таможенного досмотра и осмотра с применением методик измерений как объема пиломатериала, так и его влажности.

Кафедрой таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии подготовлены предложения по совершенствованию процесса совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении экспортируемого леса и лесоматериалов, а также противодействия их незаконному вывозу в условиях изменения порядка перемещения экспортируемых лесо- и пиломатериалов:

1. Актуализировать дополнительную профессиональную программу «Метрологическое обеспечение таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов» для должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и должностных лиц Центрального экспертно-криминали-стического таможенного управления (ЦЭКТУ), дополнив программу темами, посвященными таможенному контролю пиломатериалов за счет сокращения тем, посвященных таможенному контролю круглых лесоматериалов.

2. Дополнить программу «Метрологическое обеспечение таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов» следующими темами:

- идентификация и классификация пиломатериалов по ТН ВЭД ЕАЭС;

- измерение влажности пиломатериалов;

- изучение методики измерения объема пиломатериалов при проведении таможенных операций;

- таможенное декларирование и таможенный контроль экспортируемых пиломатериалов.

3. Организовать проведение круглого стола «Актуальные проблемы таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов» с представителями разработчика информационной системы ЕГАИС с целью обучения должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и должностных лиц ЦЭКТУ работе с единой государственной автоматизированной информационной системой учета древесины, или, как принято ее называть, ЛесЕГАИС.

Библиографический список:

1. Приказ ФТС России № 1019 от 23.11.2021 «О решении коллегии ФТС России от 01.10.2021 «О совершенствовании процесса совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении экспортируемого леса и лесоматериалов, а также противодействия их незаконному вывозу в условиях изменения лесного законодательства» (не опубликован в открытой печати).

2. Сенотрусова С.В., Андреева Е.И. Таможенный контроль лесных товаров: учебное пособие / под общ. ред. С.В. Сенотрусовой // Всемирный фонд дикой природы (WWF России). М: 2012. 111 с.

3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» URL: https:// https://base.garant.ru/

4. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам Федеральная таможенная служба. URL: https:// customs.gov.ru/folder/502

5. Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лес-

ного комплекса Российской Федерации до 2030 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/573658653

6. Экспорт необработанного леса из России хотят запретить - к ЛесЕГАИС планируется подключение таможенных и правоохранительных органов. URL: https://www.vedomosti.ru/

7. Постановление Правительства РФ от 15.05.2021 № 737 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников Соглашений о Таможенном союзе». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_384545/92d969e26a4326c5d02fa79b8f 9cf4994ee5633b/

8. ГОСТ 8486-86 «Межгосударственный стандарт. Пиломатериалы хвойных пород. Технические

условия». URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200004108

9. ГОСТ 2695-83 «Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия». URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200001718

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рекомендации ФТС России № 04-55/47839 от 12.08.2021 «Рекомендации по определению влажности лесоматериалов» (не опубликован в открытой печати).

11. М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136 «Объем пилопродукции. Методика измерения при проведении таможенных операций» URL: https://customs.gov. ru/storage/document/document_info/2018-02/24/ metodika_izmereniya_2017.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.