Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАХОВАНИЕ / ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин А.В.

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс идет все более активно, позволяя внедрять новые методики и программы. Однако в этом процессе есть проблемы, вызванные как объективными, так и субъективными обстоятельствами, но серьезно влияющие на весь процесс в целом. В статье обозначены основные проблемы системы дополнительного образования и предложены варианты из решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Этапы развития совместного рисования:

1 этап: налаживание эмоционального контакта, развитие интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка.

2 этап: рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.

3 этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.

4 этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.

Ребенок не проявляет активность, если ее не стимулировать специально. Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу.

«Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложите ему дорисовать эту деталь самостоятельно.

5 этап: введение сюжета. На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещают внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны, должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.

6 этап: перенос сюжета в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра. Совместное рисование - это замечательная возможность для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем мире.

Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Список использованной литературы:

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.

2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2004. № 8.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2007.1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб., 2011.

4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: 2016

© Висторопская С.Н., Приступчик К.С., 2021

УДК 378.046.4

Воронин А.В.

Директор Центра современных образовательных технологий «Крылья»,

г. Москва

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение цифровых технологий в образовательный

процесс идет все более активно, позволяя внедрять новые методики и программы. Однако в этом процессе есть проблемы, вызванные как объективными, так и субъективными обстоятельствами, но серьезно влияющие на весь процесс в целом. В статье обозначены основные проблемы системы дополнительного образования и предложены варианты из решения.

Ключевые слова:

образование, цифровизация, дополнительное обрахование, переквалификация, инновации,

педагогические инновации.

Любые производственные процессы со временем требуют модернизации, направленной на усовершенствование продуктов и услуг, с целью удовлетворения растущих потребностей рынка. Инновации, в отличие от идей, непосредственно внедряются в текущие процессы. Они работают на развитие экономики и позволяют конечному потребителю быстрее получить желаемый результат. В современном мире педагогический процесс, как направленное развитие и формирование личности, также требует инноваций, с целью повышения эффективности обучения и улучшения качества образования. Инновации в образовании - это те нововведения, которые способствуют повышению качества образовательного процесса.

В данной статье мы исследуем цифровизацию как основную педагогическую инновацию последних лет и связанные с этим изменения, которые возникают вследствие внедрения ее в образовательный процесс. Следует подчеркнуть, что инновация - это «не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы» [1, с. 30]. Именно цифровизацию можно с уверенностью назвать инновацией в современной образовательной системе. Термин «цифровизация» был впервые использован Николасом Негропонте в 1995 году.

Цифровизация - это не только тренд, который поддерживается на общероссийском уровне, но и является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. В Майском указе Президента РФ определена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]. Современное развитие цифровых технологий в образовании может стать одним из катализаторов развития системы дополнительного образования в России и помочь охватить максимум желающих профессионально совершенствоваться благодаря запуску заочных и дистанционных программ, а также поможет частично решить проблему безработицы в РФ.

На протяжении нескольких последних лет дистанционное обучение тестово старались внедрять в некоторых образовательных учреждениях. Однако мировая пандемия значительно ускорила этот процесс превратив цифровое обучение в повседневную практику. «Происходящие в настоящее время процессы цифровизации определяют новые условия, которые позволят обеспечить эффективность функционирования различных социальных институтов, в том числе в сфере образования» [3, 98]. А модернизация профессионального образования в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена как одно из приоритетных направлений развития страны [4].

Почему же сейчас как никогда важно дистанционное обучение и внедрение цифровых технологий в систему дополнительного образования? Ответ на этот вопрос очень четко сфомулировал Н.Н. Равочкин -«В современных реалиях ускоряющейся социальной динамики с высокой долей неопределенности освоение профессии или специальности по принципу «раз и навсегда» не представляется возможным: происходит резкое сокращение жизненного цикла специальностей» [5, 96]. Всё большую актуальность приобретает концепция «непрерывного обучения», так как именно она может стать «одним из основных способов самосовершенствования специалиста, дающим ему способность к адаптации и автономии, являющимся средством обмена знаниями и их распространения во всемирном масштабе» [6, с. 19].

Однако, помимо самосовершенствования есть еще более важные аспекты, а именно, возможность получить работу в отдаленных регионах, возможность работать удаленно, возможность поменять профессию из любой точки проживания. Эти аспекты особенно актуально для жителей сельской местности, офицеров запаса или для семей военнослужащих в отдаленных гарнизонах. На данный момент

существует ряд недостатков в государственной системе дополнительного образования, которые необходтимо устранить при помощи работы с цифровыми технологиями. К основным недостатки действующих программ профессиональной переподготовки можно отнести следующие:

1. Офлайн формат основных программ

2. Недостаточный опыт работы сотрудников образовательных организаций с онлайн платформами.

3. Специальности, которые предлагаются в большинстве образовательных учреждений, либо не актуальны, либо исключают возможность онлайн работы, что, в свою очередь, ограничивает доступ к ним людей из сельской местности и удаленных регионов.

4. Ни в одном образовательном учреждении нет никаких гарантий трудоустройства специалистов после прохождения курсов

Однако, существуют и еще проблемы, связанные не столько с процессом обучения, сколько с регламентами и контентом, поменять которые в государственных системах очень сложно. В данном случае коммерческие организации, имеющие лицензии на оразовательную деятельность более четко реагируют на потребности рынка.

Что могут предложить современные образовательные программы, которые предлагают организации, имеющие лицензии на образовательную деятельность:

1. Занятия в онлайн формате для жителей любого региона

2. Успешный опыт работы с онлайн платформами, в отличие от госучреждений, где эта система еще не стала общепринятой и вызывает различные трудности как у преподавателей, так и у персонала.

3. Возможность привлекать большое количество людей

4. Обучение только по современным, востребованным на рынке специальностям, предполагающих возможность удаленной работы

5. Гарантия трудоустройство тем, кто успешно прошел обучение и сдал экзамены.

Инновации в образовании - это неизбежный процесс, позволяющий не только получать более значимый конечный результат, но и влиять на экономический рост в целом. Прогресс науки и техники в области IT и телекоммуникаций позволяет повсеместно использовать цифровые технологии, в том числе и в развитии системы дополнительного профессионального образования в России.

Запуск заочных и дистанционных программ поможет охватить максимальное количество желающих развиваться профессионально, а также обеспечить соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Однако, всегда следует помнить о том, что любые инновации должны быть актуальны по своему контенту и востребованы конечным потребителем. Список использованной литературы:

1. Костюк Н.И. Новые принципы организации начального профессионального образования // Профессиональное образование, 2004. № 4. С. 30

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425

3. Лоханина М.Е., Глазырина М.И. Обучение социальным танцам в цифровом формате// Цифровизация: Россия и СНГ в контексте глобальной трансформации: сборник статей Международной науч.-практ. конференции (20 декабря 2020 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука» 2020. - 118 с.: ил, - Коллектив авторов.

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Равочкин Н.Н. Трансформация роли российского дополнительного профессионального образования в условиях компетентностного подхода // Вестник Международного института экономики и права. - 2017. - № 1 (26).

6. Усова А.А. Ключевые инструменты формирования стратегии развития системы дополнительного профессионального образования в России // Инновационное развитие профессионального образования. -2016.

© Воронин А.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.