УДК 37.04-053
Висторопская С.Н.
воспитатель МБДОУ № 107 Приступчик К.С.
учитель-логопед МБДОУ № 107 г. Ростов-на-Дону, РФ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
В статье описываются особенности развития игровой деятельности ребенка с РАС и специально подобранные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с ребенком, выявить у него негативные эмоции и страхи.
Ключевые слова
Расстройство аутистического спектра (РАС), стереотипная игра, сенсорная игра, совместное рисование, аутичный ребенок.
Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные возможности и конечно, помогает приобрести эстетический опыт.
Стереотипные игры. У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;
- повторяемость: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
- неизменность: установившись однажды, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
- длительность: ребенок может играть в такую игру годами.
Родителей такие игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, ребенок с РАС бродит по кругу, что - то бормоча себе под нос или напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры, вымышленных животных. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации игры буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки негативно, как бы показывая, что не испытывает необходимости в партнере. Для ребенка ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же он испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия -ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.
Для начала, необходимо присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой. Вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий, прислушаться к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать необходимо с того, что в нужный момент подать ему нужную деталь, тем самым обратив внимание на ваше присутствие. Негромко повторять за ребенком его слова. В следующий раз можно использовать любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. На следующем этапе необходимо внести в стереотипную игру новую сюжетную линию. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека - взрослого. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре - нельзя ему мешать или запрещать. Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла тревога, агрессия, страх,
аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, - необходимо предложить ему его привычную любимую игру.
Параллельно с этой работой можно начинать предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка.
Сенсорные игры. В отличие от обычных детей, дети с РАС надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками -привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, чем их сенсорные свойства.
Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета красок, их перетекание друг в друга, смешивание и получение нового цвета);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки - от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это различные по фактуре материалы - от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики, соприкосновения и объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).
Виды сенсорных игр:
Игра с красками: «цветная вода» - для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом - красная краска - томатный сок, белая - молоко, коричневая - кофе и т.д. Игра с водой: переливание, брызгание - посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.
Игры на развитие дыхания: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку -вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.
Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.
Игры со льдом: «тает льдинка» - в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» - приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» - замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.
Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки.
Игры со звуком: послушаем звуки - скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.
Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ногами, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.
Совместное рисование - это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком
рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Этапы развития совместного рисования:
1 этап: налаживание эмоционального контакта, развитие интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка.
2 этап: рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.
3 этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.
4 этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.
Ребенок не проявляет активность, если ее не стимулировать специально. Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу.
«Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложите ему дорисовать эту деталь самостоятельно.
5 этап: введение сюжета. На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещают внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны, должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.
6 этап: перенос сюжета в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).
Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра. Совместное рисование - это замечательная возможность для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем мире.
Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Список использованной литературы:
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2004. № 8.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2007.1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб., 2011.
4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: 2016
© Висторопская С.Н., Приступчик К.С., 2021
УДК 378.046.4
Воронин А.В.
Директор Центра современных образовательных технологий «Крылья»,
г. Москва
ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение цифровых технологий в образовательный