Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) / СТЕРЕОТИПНАЯ ИГРА / СЕНСОРНАЯ ИГРА / СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ / АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Висторопская С.Н., Приступчик К.С.

В статье описываются особенности развития игровой деятельности ребенка с РАС и специально подобранные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с ребенком, выявить у него негативные эмоции и страхи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 37.04-053

Висторопская С.Н.

воспитатель МБДОУ № 107 Приступчик К.С.

учитель-логопед МБДОУ № 107 г. Ростов-на-Дону, РФ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация

В статье описываются особенности развития игровой деятельности ребенка с РАС и специально подобранные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с ребенком, выявить у него негативные эмоции и страхи.

Ключевые слова

Расстройство аутистического спектра (РАС), стереотипная игра, сенсорная игра, совместное рисование, аутичный ребенок.

Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные возможности и конечно, помогает приобрести эстетический опыт.

Стереотипные игры. У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько. Главные особенности стереотипных игр следующие:

- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

- в игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;

- повторяемость: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

- неизменность: установившись однажды, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

- длительность: ребенок может играть в такую игру годами.

Родителей такие игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, ребенок с РАС бродит по кругу, что - то бормоча себе под нос или напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры, вымышленных животных. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации игры буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки негативно, как бы показывая, что не испытывает необходимости в партнере. Для ребенка ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же он испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия -ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

Для начала, необходимо присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой. Вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий, прислушаться к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать необходимо с того, что в нужный момент подать ему нужную деталь, тем самым обратив внимание на ваше присутствие. Негромко повторять за ребенком его слова. В следующий раз можно использовать любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. На следующем этапе необходимо внести в стереотипную игру новую сюжетную линию. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека - взрослого. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре - нельзя ему мешать или запрещать. Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла тревога, агрессия, страх,

аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, - необходимо предложить ему его привычную любимую игру.

Параллельно с этой работой можно начинать предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка.

Сенсорные игры. В отличие от обычных детей, дети с РАС надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками -привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, чем их сенсорные свойства.

Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета красок, их перетекание друг в друга, смешивание и получение нового цвета);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки - от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это различные по фактуре материалы - от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики, соприкосновения и объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).

Виды сенсорных игр:

Игра с красками: «цветная вода» - для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом - красная краска - томатный сок, белая - молоко, коричневая - кофе и т.д. Игра с водой: переливание, брызгание - посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.

Игры на развитие дыхания: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку -вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.

Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.

Игры со льдом: «тает льдинка» - в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» - приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» - замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.

Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки.

Игры со звуком: послушаем звуки - скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.

Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ногами, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.

Совместное рисование - это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком

рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Этапы развития совместного рисования:

1 этап: налаживание эмоционального контакта, развитие интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка.

2 этап: рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.

3 этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.

4 этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.

Ребенок не проявляет активность, если ее не стимулировать специально. Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу.

«Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложите ему дорисовать эту деталь самостоятельно.

5 этап: введение сюжета. На этом этапе ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов помещают внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны, должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.

6 этап: перенос сюжета в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра. Совместное рисование - это замечательная возможность для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем мире.

Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Список использованной литературы:

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.

2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2004. № 8.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2007.1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб., 2011.

4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: 2016

© Висторопская С.Н., Приступчик К.С., 2021

УДК 378.046.4

Воронин А.В.

Директор Центра современных образовательных технологий «Крылья»,

г. Москва

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение цифровых технологий в образовательный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.