Научная статья на тему 'Инновации в профессиональной подготовке современных социальных работников в США'

Инновации в профессиональной подготовке современных социальных работников в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США / УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ / INNOVATIONS / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL WORK IN THE UNITED STATES / EDUCATIONAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целых М. П.

В статье рассматривается основные направления инновационной деятельности в подготовке социальных работников США. Приводится описание практической инновационной деятельности в школе социальной политики и практики Пенсильванского университета (США). Проанализировано содержание образовательных программ магистерского уровня. Особое внимание уделено способам совершенствования учебной практики, направленной на активизацию личностной и профессиональной позиции обучающихся (учебный контракт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целых М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MODERN TRAINING OF SOCIAL WORKERS IN THE UNITED STATES

The article deals with vital issues in innovations in training of social workers in the United States. The innovation practice at the School of Social Policy and Practice of the University of Pennsylvania (the United States) is described. Master’s level curriculum and its contents are analyzed. Special attention is given to the ways of work experience improvement which is aimed at enhancing students’ personal and professional position (educational contract).

Текст научной работы на тему «Инновации в профессиональной подготовке современных социальных работников в США»

YAK 378.2(73) ББК 74.484.4(7Coe)

М.П. ЦЕЛЫХ

M.P. TSELYKH

ИННОВАУИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СОПИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США

INNOVATIONS IN MODERN TRAINING OF SOCIAL WORKERS IN THE UNITED STATES

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 15-06-00039 «Подготовка

будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»

В статье рассматривается основные направления инновационной деятельности в подготовке социальных работников США. Приводится описание практической инновационной деятельности в школе социальной политики и практики Пенсильванского университета (США). Проанализировано содержание образовательных программ магистерского уровня. Особое внимание уделено способам совершенствования учебной практики, направленной на активизацию личностной и профессиональной позиции обучающихся (учебный контракт).

The article deals with vital issues in innovations in training of social workers in the United States. The innovation practice at the School of Social Policy and Practice of the University of Pennsylvania (the United States) is described. Master's level curriculum and its contents are analyzed. Special attention is given to the ways of work experience improvement which is aimed at enhancing students' personal and professional position (educational contract).

Ключевые слова: инновации, профессиональное образование, социальная работа в США, учебный контракт.

Key words: innovations, professional training, social work in the United States, educational contract.

Инновационная деятельность при подготовке будущих специалистов является закономерной и необходимой реакцией высших учебных заведений на изменения социальной ситуации и те требования к профессионалам, которые выдвигает жизнь в связи с новыми реалиями. Внедрение изменений в ход профессиональной подготовки социальных работников происходит в разных странах, но опыт США вызывает особый интерес у профессионалов, поскольку в этой стране данный вид университетского образования устоялся уже давно. Социальные работники заслужили авторитет в научных кругах на международном уровне детальной разработкой как процесса обучения, так и способов оказания социальной помощи клиентам различного уровня и сложности испытываемых проблем.

Анализ литературы [1, 2, 3] показывает, что инновации в профессиональной подготовке современных специалистов охватывают различные области деятельности, включая изменение и расширение содержания учебных дисциплин, введение новых специальностей, внедрение педагогических, дидактических и технологических новшеств. К последнему виду инноваций относятся методы прямого и дистанционного обучения, которые развиваются благодаря компьютерным технологиям, Интернету, интерактивному телевидению, появлению нового оборудования, мобильных устройств, специальных приложений и программного обеспечения. Изменение профессиональной подготовки в этом случае исходит из необходимости адаптации учеб-

ного процесса к нуждам нового типа студентов, в особенности тех, у кого снижены социальные и личностные возможности доступа к получению высшего образования.

Целый ряд инноваций касается открытия новых образовательных программ, готовящих будущих специалистов к инновационным видам профессиональной деятельности в области социальной работы и социальной политики. Одновременно с этим прослеживается тенденция дополнения, углубления и видоизменения учебных планов и содержания учебных курсов, а также введение различных форм специализированной подготовки, которые расширяют возможности трудоустройства выпускников и повышают их конкурентоспособность на рынке труда. К ним можно отнести, например, программы сдвоенного профиля и пр.

Одним из эффективных способов, обеспечивающих совершенствование подготовки специалистов социально-педагогической сферы, служит привлечение студентов к активному участию в реализации университетских проектов, направленных на достижение социальной справедливости в местных сообществах, или введение новых моделей предоставления социальных услуг, которые сравнимы по масштабу с акциями, существенно меняющими социальную ситуацию в лучшую сторону. При этом важным моментом оказывается перенесение акцента на новые приемы общинной и групповой социальной работы.

Другим важным направлением, в котором развивается поиск новых способов повышения эффективности профессиональной подготовки социальных работников, является активизация самих обучающихся. Эти виды инноваций опираются на идеи о том, что успех в обучении возрастает, если у учащихся сформирована устойчивая потребность в приобретении образования определенного типа. В этом случае обучающиеся имеют возможность формировать элементы содержания обучения в зависимости от своих актуальных потребностей, а преподаватели выступают не как источники информации, а как члены функциональных групп профессионального образования, предоставляющие необходимые научные и консультативные услуги экспертного характера.

Кратко обозначив основные направления инновационной деятельности в подготовке социальных работников, рассмотрим, как проходит эта работа на примере одной из самых престижных школ социальной работы в США -школы социальной политики и практики в Пенсильванском университете (г. Филадельфия, штат Пенсильвания).

Программа подготовки магистров социальной работы ведет свою историю с 1908 г., когда в Пенсильванском университете впервые были организованы курсы для благотворительных работников, занимавшихся социальной помощью детям. Их созданию способствовали Бенджамин Франклин Пеп-пер, президент частного благотворительного фонда помощи детям бедняков, и Прентис Мэрфи, который возглавлял Бюро по защите детства в Филадельфии. Курсы получили название «Course of Training in Child Helping». Предполагалось, что, посещая годичные курсы, выпускники колледжей, университетов, школ теологии и педагогики, а также те, кто самостоятельно интересуется социальной работой, смогут получить практическую подготовку, обучиться современным принципам и методам помощи детям под руководством опытных специалистов [5, с. 4].

Действительно, для обеспечения высокого уровня преподавания на курсах была собрана команда из восьми талантливых, квалифицированных, авторитетных, прогрессивно мыслящих социальных реформаторов и активистов. В нее входили врачи, юристы и руководители социальных агентств, которые считали, что миссия предлагаемых «курсов» выходит за рамки традиционной «системы ученичества», применявшейся в подготовке работников благотворительности того времени. Для организаторов профессиональных курсов это был серьезный шаг и реальный способ придать научный

характер социальной работе. Историк американской социальной работы Рой Любов писал, что открытие подобных «курсов» на рубеже XIX-XX веков в США явилось поворотным пунктом, способствовавшим трансформации благотворительности в особый вид профессиональной деятельности - социальную работу [6, с. 140].

Сегодня образование социальных работников в Пенсильванском университете вышло на высокий профессиональный уровень и занимает лидирующее положение среди 245 аккредитованных магистерских программ обучения кадров социального профиля.

Помимо этого в стране действует 511 программ подготовки бакалавров социальной работы. К ним в скором времени добавится еще 16 магистерских и 15 программ бакалавриата, которые ожидают официальной аккредитации. Все это говорит о востребованности специальности «Социальная работа». В настоящее время общее количество социальных работников в США составляет 274 800 человек. Причем Бюро труда США прогнозирует дальнейший рост численности социальных работников на 12 % ежегодно, что значительно превышает аналогичные показатели в других профессиональных областях деятельности [4].

В Пенсильванском университете обучение специалистов для социальной сферы осуществляется по трем магистерским программам (магистр социальной работы - Master of Science in Social Work, MSW; магистр в области социальной политики - Master of Science in Social Policy, MSSP; магистр в области некоммерческого лидерства - Master of Science in Nonprofit Leadership, MSNPL) и по двум докторским программам (доктор в социальном обеспечении - Ph.D. in Social Welfare, Ph.DSW; доктор в области клинической социальной работы - Doctorate in Clinical Social Work, DSW).

Программа обучения магистров социальной работы (Master of Science in Social Work, MSW) в Пенсильванском университете нацелена на подготовку социальных работников к руководящей роли в разработке и предоставлении социальных услуг для отдельных лиц, семей, групп, общин и организаций на местном, национальном и глобальном уровнях [7]. В недавно переработанном учебном плане Школа постаралась соединить самые современные инновационные подходы с богатыми образовательными традициями и с базовыми ценностями социальной работы, коренящимися в идеях социальной справедливости и социального обновления. Вместе с тем учебные программы строятся в строгом соответствии с аккредитационными требованиями Совета по образованию социальных работников (Council on Social Work Education [CSWE]), которые регламентируют обеспечение высокого уровня знаний, умений и профессионально-нравственных качеств у выпускников.

При строго нормативном характере образования Школа предлагает четыре различных варианта освоения программы MSW, что позволяет студентам выбрать длительность курса обучения, соответствующего их личным жизненным обстоятельствам и карьерным предпочтениям. Это может быть:

- двухгодичная программа (the two-year Full-Time program);

- программа трехлетнего обучения (the three-year Part-Time program);

- ускоренный курс обучения, т. е. 10-месячная программа для студентов, которые имеют степень бакалавра наук по социальной работе;

- специальная программа для работающих сотрудников социальных агентств.

Магистерская программа подготовки социальных работников в Пенсильванском университете, как, впрочем, и в других университетах США, обычно складывается из двух частей, включающих основные (обязательные) курсы и курсы по выбору, которые из предлагаемого университетом списка подбирает сам обучающийся в соответствии со своими планами и перспективами трудоустройства. Первый год обучения в магистратуре - основной (foundation year). Изучение большей части базовых курсов приходится именно на первый год обучения. В содержание обязательных курсов входят тео-

рии и методы, которые являются основой деятельности социальных работников. Они обеспечивают студентов требуемыми знаниями и ценностями, развивают критическое мышление и профессиональные умения.

К основным дисциплинам первого курса в Penn University относятся 6 обязательных дисциплин и 2 электива (таблица).

Для второго года студенты выбирают «концентрацию», т. е. ту область социальной работы, в которой они будут специализироваться: клиническую социальную работу или макропрактику. Именно эти элементы являются наиболее подвижными в структуре учебного плана магистратуры, обеспечивая максимальную гибкость образовательной политики в целях удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся.

Таблица

Перечень дисциплин магистерской программы подготовки социальных работников в Пенсильванском университете

Первый год обучения Второй год обучения

Осенний семестр Обязательные дисциплины: Осенний семестр Обязательные дисциплины:

• SWRK 601: История и философия социальной работы и социального обеспечения (History and Philosophy of Social Work and Social Welfare); • SWRK 602: Поведение человека и его социальное окружение (Human Behavior in the Social Environment); • SWRK 603: Американский расизм и практика социальной работы (American Racism and Social Work Practice); • SWRK 604: основы социальной работы I часть (Foundations of Social Work Practice I) + полевой практикум (Field Placement) • SWRK 704/708: Практикум по клинической или макро социальной работе I часть (Advanced Clinical/Macro Social Work Practice I) + полевой практикум (Field Placement); • SWRK 7xx: курс по выбору № 2; • SWRK 7xx: курс по выбору № 3; • SWRK 7xx: Обязательный курс в области исследовательской социальной работы; • SWRK 710: Супервизорский семинар (Supervision Seminar)

Элективные курсы: Весенний семестр

• SWRK 614 основы социальной работы II часть (Foundations of Social Work Practice II) + полевой практикум (Field Placement); • SWRK 615: Введение в исследование социальных проблем (Introduction to Social Work Research). • обязательный курс по социальной политике; • курс по выбору № 1 • SWRK 714/718: Практикум по клинической или макро социальной работе II часть (Advanced Clinical/Macro Social Work Practice II) + полевой практикум (Field Placement); • SWRK 713: Социальные изменения: вопросы расы и пола (Understanding Social Change: Issues of Race and Gender) • SWRK 7xx: курс по выбору № 4. • SWRK 7xx: курс по выбору № 5. • SWRK 710: Супервизорский семинар (Supervision Seminar)

Как видно из таблицы, учебный план первого года магистратуры предполагает участие студентов в практике (field practice), которая носит общий, универсальный характер. На втором году обучения практика приобретает специализированный характер и соответствует выбранной «концентрации». Примечательно, что гибкость предоставляемых образовательных услуг состоит и в том, что студенты могут выбрать удобное для себя время посещения занятий в университете. Каждый обязательный курс ведут в течение двух дней в неделю по меньшей мере от 7 до 9 преподавателей, причем в различное время. Поэтому до начала учебного семестра студентам предлагается выбрать конкретное время и группу, состав которой обычно не превышает 20-25 человек, для того чтобы скомпоновать свой учебный день сообразно с расписанием практической работы в социальном агентстве.

Практика занимает значительную часть учебного времени. На каждом курсе студент должен провести на практике 694 часа (с сентября по апрель). Предполагается, что в первый год обучения в Пенсильванском университете студенты должны работать в агентстве по понедельникам, четвергам и пятницам, поэтому занятия для первого курса проводятся во вторник и среду. Практика студентов второго курса организована так, чтобы они могли посещать учебные занятия в университете в среду и четверг.

Программа учебной практики строится на основе общих требований, обеспечивается педагогическим сопровождением со стороны университета и руководством наставника по месту прохождения практики. Обычно в практике задействовано 5 основных участников: студент-практикант; наставник (супервизор) из агентства по месту прохождения практики; университетский координатор практики; университетский наставник (супервизор) студента; руководитель специального курса или семинара (Social Work Practice).

Успешное прохождение практики обеспечивается не только сопровождением и консультациями наставников и супервизоров, но и наличием в программе аудиторных занятий специального практикума, на которых обсуждаются актуальные вопросы, возникающие в связи с практической деятельностью студентов. Этот курс называется «Social Work Practice», то есть «Практика социальной работы». Содержание занятий направлено на соединение теоретических знаний студентов с конкретными условиями их реальной практической деятельности. Выполняемые в ходе занятий специальные задания помогают учащимся:

- развивать представления о собственной профессиональной готовности;

- сознательно выбирать и применять на практике теоретические знания, осмысливать опыт их применения;

- совершенствовать устные и письменные формы профессиональной коммуникации;

- развивать умения эффективной профессиональной деятельности;

- использовать возможности супервизорства (наставничества) для профессионального роста и пр.

Интересным и полезным приемом в плане активизации личностной и профессиональной позиции студентов является составление ими соглашений (или контрактов), в которых они определяют для себя цели и задачи, которых они должны достичь в результате прохождения этого вида обучения.

Для разработки подобных учебных соглашений студентам предлагаются различные методические и учебные пособия. Так, например, в руководстве для студентов авторов Ч. Хорейси и Г. Гартвейт [4, с. 230-231] имеется специальный образец, состоящий их 11 пунктов. Отвечая на поставленные вопросы, студенты могут более успешно справиться с составлением учебного контракта и наметить учебные цели практики. В результате консультаций со своими университетскими наставниками студенты выбирают те виды деятельности, которые помогут им достичь этих целей. Студенты также определяют критерии, по которым наставник сможет оценить результативность их деятельности. Для этого в ответствующих графах они указывают конкретные виды деятельности, которые они намерены выполнять в агентстве по месту прохождения практики.

Так, в первом разделе (1), касающемся знаний о социальной работе как профессии, студенты должны обозначить те роли, которые они предполагают выполнять, наметить уровни профессионального вмешательства и показать знание положений Этического кодекса, которых будут придерживаться в социальной работе.

Второй раздел (2) предполагает знание организационного контекста социальной работы. Студенты должны проанализировать деятельность социального агентства в терминах его миссии, структуры, функций, финансирования, характера предоставляемых услуг и их соответствия потребностям клиентов.

Незаменимым компонентом профессионализма является умение специалиста оценивать реальный социальный контекст (3-й раздел), в котором расположено социальное агентство. В связи с этим студенты должны уметь определять позитивные и негативные стороны имеющейся социальной ситуации, а также активно использовать доступные социальные ресурсы на пользу клиентов.

Остальные разделы формы учебного контракта содержат положения, касающиеся компетенций, необходимых для изучения контингента клиентов (индивидов, семей, групп и др.) (4-й раздел), умений планирования (5-й раздел), видов интервенции, завершения процесса социальной работы и ее оценки (6-й раздел), коммуникативных способностей (7-й раздел), профессиональной рефлексии (8-й раздел) и самопознания (9-й раздел), практического применения теоретических знаний о социальной политике (10-й раздел) и межкультурных различиях (11-й раздел).

Главная цель составления учебного контракта - соединение теории с опытом работы и максимальная активизация студентов на ее осмысление и самоанализ. Таким способом знания, что студенты получают в ходе аудиторных занятий, используются в реальной жизни. А студент, обретая статус непосредственного участника профессионального процесса, несет персональную ответственность за свои действия, как специалист, и постоянно отслеживает и оценивает уровень своего профессионального роста. Следуя намеченному плану, студент получает возможность развития требуемых компетенций исходя из личностных особенностей, имеющегося опыта и достигнутого уровня подготовки. Таким образом, практика становится серьезным средством становления профессионализма, а рефлексия профессиональной деятельности является обязательным условием развития личности специалиста. Этот процесс приобретает субъектный характер, в котором студент выступает не пассивным потребителем образовательных услуг, а активной самообразующейся личностью, сознательно достигающей поставленных целей. Образование в этом случае предназначено не для достижения внешних целей, оно служит самому студенту и делает его свободным и активным.

В этой связи целесообразно привести примеры из учебных контрактов, составленных студентами школы социальной работы Пенсильванского университета. Так, например, студентка второго курса магистратуры М.Я. предваряет постановку учебных целей самоанализом и рассуждениями о своих профессиональных планах: «В начале моей практики в прошлом году я была уверена, что хочу заниматься геронтологией, но не понимала, в каком именно качестве. Я проходила практику в геронтологическом отделении мемориального госпиталя имени Кеннеди (г. Стратфорд, штат Нью Джерси). В течение года я занималась общим менеджментом и была помощником фасилитатора в нескольких группах взаимопомощи. Однако уже к концу года я поняла, что мне не удалось установить с клиентами тесных взаимоотношений, о которых я так мечтала. Теперь в ходе предстоящей практики я хочу работать там, где смогу общаться с клиентами на регулярной основе и помогать им в решении имеющихся проблем. Мое нынешнее место практики - Дом для ухода за пожилыми людьми (г. Филадельфия, штат Пенсильвания). Надеюсь, что это будет продуктивная практика, поскольку у меня будет примерно 15 клиентов. Это позволит мне научиться устанавливать профессиональные взаимоотношения с клиентами, которые так необходимы специалисту в социальной работе» [7].

В качестве учебных целей эта студентка называет:

- развитие наиболее полного представления о работе системы социальных услуг;

- изучение политики и процедуры работы в учреждении (по месту практики);

- обретение профессионального опыта социальной работы с пожилыми клиентами;

- понимание сущности социального кейс-менеджмента;

- проникновение в суть психолого-социальных проблем пожилых людей;

- получение опыта взаимодействия с пожилыми клиентами различных категорий;

- приобретение опыта работы со спонсорскими группами, оказывающими финансовую помощь учреждению (по месту практики);

- изучение специфики работы с конкретными клиентами и реализация социальной помощи индивидуального характера и т. д.

В контракте студентки М.Д. (она также проходила практику в учреждении, обслуживающем пожилых людей) образовательные потребности выражены следующим образом:

- общее знание о программах, которые предоставляются пожилым людям медицинскими организациями и системой здравоохранения;

- целостное представление о старении;

- способность эффективно коммуницировать (устно и письменно);

- совершенствование умений ведения интервью;

- расширение знаний об имеющихся социальных ресурсах для клиентов и т. д.

Примечательно, что студенты не только определяют цели, но и планируют виды деятельности по их достижению:

- участие в работе с клиентами, персоналом социального агентства, коллегами, сотрудниками, супервайзером и пр.;

- участие в работе обучающих семинаров и мастер-классов, проводящихся для персонала социального агентства;

- использование возможностей университетского семинара для консультаций с преподавателями;

- применение теоретических знаний на практике;

- подбор и чтение необходимой литературы и других материалов, относящихся к избранной теме по проблемам социальной работы;

- изучение и применение на практике различных способов решения социальных проблем клиентов в реальном контексте;

- участие в работе мультидисциплинарной команды специалистов по проблемам социальной работы;

- выступление с докладами и презентациями;

- осуществление психологического исследования клиента и его семьи, составление плана социальной помощи с использованием клинических процедур и привлечения разнообразных социальных ресурсов (учебный контракт студентки С.М., 2-й курс магистратуры).

В учебных контрактах студенты определяют те виды отчетности, по которым их деятельность сможет быть оценена руководителями практики. Чаще всего это:

1) записи дел клиентов, которые ведутся в ходе социальной работы;

2) посещение консультаций с супервайзером;

3) результаты социальной работы с конкретными клиентами;

4) предоставление еженедельных отчетов о процессе социальной работе в агентстве;

5) тексты письменных работ, докладов, презентаций и пр. (учебный контракт студентки О.Г., 2-й курс магистратуры) [7].

Поскольку все программы подготовки специалистов предполагают оценивание образовательных результатов, студентов учат понимать процедуру оценки, определять ее средства и инструменты. С этой целью студентов ориентируют на рефлексию и самооценку по следующим 10 областям, характеризующим наличие знаний и умений в социальной работе:

1) социальная работа как профессия;

2) организационный контекст практической деятельности;

3) социальный контекст практической деятельности;

4) сбор информации и исследование социальной проблемы;

5) планирование и осуществление плана работы;

6) завершение работы и оценка ее результатов;

7) понимание социальных проблем и социальной политики;

8) понимание многообразия в социальной работе;

9) коммуникативные умения;

10) самопознание и использование личностного потенциала в профессиональной деятельности [4, с. 211-217].

Предлагаемый алгоритм помогает студентам структурировать процесс проведения самооценки и комплексно оценивать собственные результаты прохождения практики в социальном агентстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, инновации в образовании современных социальных работников США связаны преимущественно с активизацией самих обучающихся и созданием такой образовательной среды, в которой преподавателю легко получать обратную связь о характере профессионального становления и развития студентов, об удовлетворении их образовательных потребностей, возникающих проблемах, затруднениях и успехах.

В целом итогом инновационной деятельности вуза служит успешная работа выпускников, предполагающая наличие у них инициативы и ответственности, упорства и трудолюбия, способности ставить цели и достигать их, воспринимать новое и постоянно совершенствоваться в избранной профессии.

Литература

1. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России [Электронный ресурс] : монография / И.И. Гребенюк [и др.] // Научная электронная библиотека. Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. - Режим доступа: http://www.monographies. ru/ru/book/section?id=4713 (дата обращения 10.04.2016).

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. - 412 с.

3. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] / В.И. Слободчиков. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/ methodics/nauka/a_1xizkd.html?xsl:print=1 (дата обращения 10.04.2016).

4. Horejsi, C.R. The social work practicum: A guide and workbook for students. Allyn and Bacon [Тех^ / C.R. Horejsi, C.L. Garthwait. - Boston : Allyn & Bacon, 1999. - 231 p.

5. Lloyd, M.F. 100 Years: A Centennial History of the School of Social Policy & Practice [Electronic resource] / M.F. Lloyd. - URL: http://repository.upenn.edu/ centennial/1 (date of access: 10.04.2016).

6. Lubove, R. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930 [Тех^ / R. Lubove. - Cambridge : Harvard University Press, 1965. -291 p.

7. School of Social Policy & Practice [Electronic resource]. - URL: http://www.sp2. upenn.edu/ (date of access: 10.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.