Научная статья на тему 'Инновации в организации образовательного пространства при подготовке профессиональных кадров по социальной работе'

Инновации в организации образовательного пространства при подготовке профессиональных кадров по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL SPACE / THE INNOVATIONS / PRACTICE-FOCUSED APPROACH IN EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Елена Анатольевна

В статье представлена трехмодульная структура организации образовательного пространства, которое определяется как пространство, в котором осуществляется трансляция культуры, а именно профессиональной культуры (включающей не только навыки, но и ценностные основания деятельности специалиста социальных служб) и профессиональных компетенций, необходимых будущему профессионалу социальной сферы. Подробно охарактеризовано и проиллюстрировано примерами содержание каждого модуля, а также описан опыт применения инновационных образовательных технологий в процессе подготовки будущих профессионалов социальной сферы. Рассмотренные инновации в организации образовательного пространства позволили создать структуру социального инкубатора, которая способствует реализации практико-ориентированного подхода к развитию профессиональных, личностных и культурных компетенций студентов при подготовке профессиональных кадров по социальной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. Innovations in the organization of educational space by training of professionals in social work

The article presents a three-modular structure of organization of educational space which is defined as a space in which cultural translation is carried out, namely professional culture (including not only skills, but also the values of activity of experts of social services) and professional competences which is necessary for future professional of the social sphere. The content of each module is characterized in detail and illustrated with examples. It also describes experience of application of innovative educational technologies in the course of preparation of future professionals of the social sphere. The innovations in organization of educational space allowed to create a structure of a social incubator which promotes realization of practice-focused approach towards development of professional, personal and cultural competences of students in the process of preparation of social workers

Текст научной работы на тему «Инновации в организации образовательного пространства при подготовке профессиональных кадров по социальной работе»

УДК 316.74 Е. А. Воронова

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3

ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ*

Понятие «образовательное пространство» вошло в отечественный научный оборот еще в 80-е годы прошлого века, в официальных же документах оно было зафиксировано несколько позже: упоминалось в контексте «единства федерального культурного и образовательного пространства» [1]. Толкование данного понятия в науке достаточно многообразно (см. обзор [2]). В настоящее время в научной литературе, посвященной вопросам пространства и образования, выделены шесть основных подходов к рассмотрению образовательного пространства. Главное основание, по которому были выделены эти подходы — различие в выборе сущности, основного ядра образовательного пространства [3]:

— системно-целостный (Г. П. Сериков) под образовательным пространством понимает своеобразный элемент общественной формации и продукт жизнедеятельности человека в форме вложенных друг в друга образовательных систем, где большая система по отношению к меньшим образует соответствующее образовательное пространство;

— ментально-эмоциональный (Р. Эверман, Ю. В. Копыленко и др.) на первый план выводит необходимость совершенствования методик и технологий формирования и развития ментальных и эмоциональных возможностей и способностей личности;

— личностно-развивающий (J. Sechrest, J. L. Parker) в качестве ведущего компонента образовательного пространства рассматривает личность учащегося и его взаимодействия с содержанием, методиками и технологиями обучения;

— социально-географический (В. Г. Кинелев, Е. Б. Сошнева) основное внимание уделяет созданию единого образовательного пространства и единой информационной среды;

— дистанционный (A. W. Bates, T. Evans, J. E. Lee и др.) ориентируется на совершенствование методик, используемых в образовательном пространстве, новых средств, независимость обучаемых, текстовую коммуникацию;

— локально-постерный (Л. А. Санкин, M. Cesaroni, E. Kopachkov) оперирует специфическим понятием малого образовательного пространства отдельно взятого образовательного учреждения, факультета, отделения в реальной действительности.

Во всех шести подходах едиными являются следующие характеристики: системность, наличие пространственных координат, целостное рассмотрение элементов си-

* Статья подготовлена в рамках фундаментальных НИР СПбГУ 2011 года по направлению Социология. 3.1. «Трансформация социальных практик в современном российское обществе». Тема исследования «Социальные практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям».

© Е. А. Воронова, 2012

стемы, информационность пространства, территориальная целостность образования, личностно-развивающая направленность обучения. Отметим, что образовательное пространство анализируется главным образом как педагогическая категория. Интегрированный подход к этому многомерному явлению с нашей точки зрения находится в процессе становления и связан в первую очередь с включением в него культурного пространства. При этом условии в содержание образовательного пространства будут включены не только знания, навыки и умения, но и ценностные основания при получении профессиональных знаний.

В статье образовательное пространство рассматривается, прежде всего, как пространство, в котором осуществляется трансляция культуры, а именно профессиональной культуры (включающей не только навыки, но и ценностные основания деятельности специалиста социальных служб) и профессиональных компетенций, необходимых будущему специалисту социальной сферы.

Качественное высшее образование, в том числе по направлению «социальная работа», дает возможность студентам формировать ряд базовых культурных, личностно-ориентированных и профессиональных компетенций, которые в сочетании с образованностью и поведенческой культурой, способностью к аналитическому мышлению способствуют постоянному повышению квалификации [4]. Основными учебными подразделениями, организующими образовательный процесс в вузе, являются кафедры. Деятельность кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ подробно освещена в статье В. Н. Келасьева, помещенной в данной рубрике. Однако подготовка специалистов, бакалавров, магистров по направлению «социальная работа», имеет свою специфику. Она заключена в потребности внедрять в образовательный процесс практико-ориентированные методы обучения студентов как залог их успешной деятельности в будущем. Для обеспечения качественной подготовки студентов с использованием подобных методов создаются учебные лаборатории. Приказом ректора № 532/11 от 16 мая 2002 г. в соответствии с решением Ученого Совета УНЦ факультета социологии СПбГУ от 19 февраля 2002 года (№ 7) на факультете была создана учебная лаборатория «Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив» как структурное подразделение (с ноября 2010 г. название изменилось на следующее: «Учебная лаборатория Учебного отдела Учебного управления Ректората СПбГУ»). Подготовка будущих конкурентоспособных специалистов социальной сферы путем формирования у студентов профессиональных компетенций: знаний, умений и навыков — особенно важна для Санкт-Петербургского государственного университета, получившего в ноябре 2009 г. особый статус — «уникального научно-образовательного комплекса». Именно на СПбГУ в первую очередь возлагается ответственность за реализацию государственной политики Российской Федерации в высшей школе [5].

При формировании ежегодного плана мероприятий учебной лаборатории учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению «социальная работа» от 8.12.2009 № 709 и Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 г.

Стратегическая цель учебной лаборатории — построение инновационной модели организации образовательного пространства посредством внедрения в учебный про-

Рис. 1. Организация образовательного пространства учебной лаборатории.

цесс практико-ориентированных методов обучения при подготовке специалистов, бакалавров и магистров по направлению «социальная работа». Учебная лаборатория непосредственно участвует в социализационном процессе и осуществляет трансляцию культурных норм и ценностей. Предложенный проект образовательного пространства, включающий в себя модули (рис. 1), сформировался в результате обобщения

10-летнего опыта деятельности учебной лаборатории. Организация образовательного пространства может служить примером успешного функционирования социального инкубатора по подготовке на факультете социологии специалистов, бакалавров и магистров по направлению «социальная работа».

Рассмотрим основные научно-исследовательские образовательные технологии1, применяемые в каждом из модулей:

1. В научно-практическом модуле использованы следующие технологии:

— ШМИ (школа молодого исследователя): формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов. Научно-исследовательская работа студентов встроена в учебный процесс. Она выполняется в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке. К научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т. п.; подготовка отчетов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя. Технология предполагает доработку самостоятельного исследования в авторскую статью с последующей публикацией в студенческом сборнике. Например, подобная технология была использована в рамках учебной дисциплины «История социальной работы в России» [6].

Издание студенческих сборников статей осуществляется в рамках общеиздательской деятельности лаборатории. Сводные показатели, характеризующие масштабы издательской деятельности за период 2002-2011 гг., приведены в табл. 1, в табл. 2 даны сведения о количестве студенческих статей, опубликованных в изданиях учебной лаборатории за тот же период.

Таблица 1. Количество научных и учебно-методических изданий, подготовленных учебной

лабораторией

Показатель Годы Итого

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество изданий 8 1 4 3 2 1 3 1 3 4 30

Примечание: составлено по данным ежегодных научных отчетов учебной лаборатории.

Таблица 2. Количество студенческих статей, опубликованных в изданиях учебной лаборатории

Показатель Годы Итого

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество статей 7 8 4 31 9 39 4 76 3 37 218

Примечание: составлено по данным ежегодных научных отчетов учебной лаборатории.

1 В данной статье под технологиями понимаем формы научно-практической и методической деятельности в образовательном пространстве.

Анализ динамики основных показателей издательской деятельности свидетельствует о том, что публикация научных и учебно-методических изданий, а также результатов самостоятельных студенческих исследований, изначально стала одной из главных задач научно-практического модуля.

— участие в международных и российских научных проектах.

В рамках научно-практического сотрудничества общение носит коллегиальный характер. Поэтому включение студента в новые для него социально-профессиональные условия можно охарактеризовать как образовательную технологию. Студенты ориентированы на профессиональный рост через коллегиальное общение и совместную с практиками работу. Так, примером подобного подхода можно считать результаты участия лаборатории в международном проекте «Социальные проблемы: научно-практический опыт России и Финляндии 2007-2010 гг.».

В рамках этого проекта были организованы и проведены следующие мероприятия:

— 2007 г. Международный научно-практический семинар: «Проблемы семейного насилия и опыт реабилитационной деятельности государственных учреждений Санкт-Петербурга».

— 2008 г. Международный научно-практический семинар: «Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии».

— 2009 г. Международный научно-практический семинар: «Проблемы семейного насилия: практический опыт реабилитации жертв семейного насилия».

Мастер-класс: Реабилитация детей — жертв насилия средствами искусства (домашний театр на примере фрагментов сказки Корнея Чуковского «Тараканище»).

— 2010 г. Международный научно-практический семинар: «Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии».

По результатам проекта были выпущены два издания (при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Финляндии) [7, 8].

Проведена видеосъемка мастер-класса на тему: «Реабилитация детей — жертв насилия средствами искусства (домашний театр на примере фрагментов сказки Корнея Чуковского «Тараканище»)» для использования видеотематического материала в учебном процессе. Студентки V курса факультета социологии Е. В Фесик и Е. Г. Боброва, активно участвовавшие в проекте, подготовили и защитили в 2011 г. выпускные квалификационные работы, используя материалы семинара. В ходе проекта студентки факультета социологии получили стипендию и прошли обучение в университете г. Тампере (Финляндия) по программе международного обмена студентов СПбГУ Всего в данном международном проекте участвовало 199 человек: 40 специалистов из Финляндии, 150 человек (в том числе 9 сотрудников учебной лаборатории) из России.

Общее количество студентов, участвовавших в различных конференциях, семинарах и круглых столах, представлено в табл. 3.

Таблица 3. Участие студентов в научных конференциях, семинарах, круглых столах, организованных учебной лабораторией

Показатель Годы Итого

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество студентов 5 29 18 30 40 84 7 73 40 4 330

Примечание: составлено по данным ежегодных научных отчетов учебной лаборатории.

— проведение социологических исследований по актуальным проблемам социальной сферы.

Начиная с 2002 г., студенты факультета социологии под руководством специалистов лаборатории участвуют в проведении социологических исследований по проблемным темам. Так, в 2002 г. студенты провели социологический опрос обучающихся в школах Кировского района Санкт-Петербурга, основная цель которого — выявление детей группы риска. Были составлены информационные карточки на детей, находящихся в социально опасной ситуации. После анкетирования с детьми проведены беседы просветительского, психотерапевтического и психокоррегирующего характера. При этом тот факт, что опрос проводился студентами, безусловно, сыграл положительную роль, так как многие дети данной категории имеют негативный опыт общения со взрослыми, а к студентам, близким им по возрасту и мировосприятию, относились с доверием и на вопросы отвечали охотно.

В 2008 г. на базе общеобразовательной школы № 274 Кировского района Санкт-Петербурга студенты провели исследование на тему: «Проблемы насилия в школе». Цель — изучить проблему насилия в среде несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях. Студентам удалось привлечь внимание обучающихся к данной проблеме. В качестве инновационной методики по профилактике негативных явлений в школе студенты использовали технологию «Социальный театр». Результаты социологического исследования, оформленные в виде статей, были опубликованы в сборнике научных статей «Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии».

В 2009 г. студенты провели социологическое исследование на тему «Профессия — социальный работник». Студенты смонтировали фильм и провели мультимедийную презентацию профессии социального работника и кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ Им удалось привлечь внимание выпускников к этой интересной и нужной профессии.

В 2010 г. студенты провели социологическое исследование на тему «Семья глазами современных школьников». Выбранная для исследования тема совпала с реальным запросом классных руководителей 5-х и 9-х классов. Результаты, полученные в ходе исследования, в виде самостоятельных статей были опубликованы в сборнике «Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии» [9].

2. В учебно-методическом модуле использовались методы:

— создание и включение в образовательный процесс аудиовизуальных технологий. Анализируя в рамках образовательного процесса отдельные темы или проводимые мероприятия, преподаватель дополняет устную информацию видеокадрами и помогает студентам понять конкретные цели этого видеоряда. Приведем примеры. В 2004 г. в рамках федеральной целевой социально-образовательной программы «Мир без насилия» состоялся круглый стол. Студенты принимали участие в разработке сценария и съемках фильма «Дети глазами студентов», раскрывающего проблемы беспризорных детей. Фильм был показан участникам круглого стола. Представим отзывы самих участников съемок фильма:

«Согласившись сниматься, я была вынуждена присмотреться к этим детям, постараться понять, что вытолкнуло их на улицу и заставило попрошайничать... Самое сложное — придумать, как помочь им... Своей работой мы подробнее осветили проблемы беспризорных детей.»

«Мы сняли фильм. В этом фильме рассказывается о беспризорных детях, которые оказались на улице по каким-либо семейным или другим причинам. Нас водили на Стремянную улицу, где ночуют эти дети, и на Сенную площадь, где находится так называемая «Халява», место, где бесплатно кормят беспризорников. У каждой из нас (студенток) появились различные чувства: страх, боль за детей, злость на чиновников.»

Предлагая студентам участвовать в съемках фильма, преподаватель помог им проанализировать такое социальное явление, как беспризорность несовершеннолетних, сформировать социально-правовое и психолого-педагогическое отношение к нему, а его демонстрацией заставил задуматься о серьезных последствиях нерешенных своевременно социальных проблем.

Освещая новые направления профилактики негативных социальных явлений среди детей и подростков, преподаватель дал возможность студентам факультета социологии при поддержке кафедры теории и практики социальной работы и сотрудников учебной лаборатории адаптировать и реализовать методику обучения детей и подростков социальной грамотности «Социальный театр». Идея этой методики не нова. Она родилась в Санкт-Петербургской региональной молодежной благотворительной общественной организации «Молодежный информационный центр» в 2001 г. Методика включает в себя создание неформальной театрализованной группы, состоящей из молодежи и подростков, «для проигрывания» опасных социальных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне. Важными аспектами этой методики являются мобильность, гибкость, выход на широкую аудиторию и возможность охватить разные социальные слои подростков и молодежи, от социально успешных до безнадзорных.

Студенты продемонстрировали перед учащимися одной из школ г. Пушкина три сценки, в которых отражены проблемы, с которыми сталкивается на практике социальный работник: о наркомании, семейном алкоголизме, одинокой матери, воспитывающей ребенка. После каждой сценки состоялось обсуждение увиденного. Несомненным плюсом данной методики является то, что можно наблюдать со стороны поведенческие клише, демонстрируемые детьми в разных ситуациях;

— методическая поддержка и консультирование практиков социальной сферы (групповая и индивидуальная). Сотрудники учебной лаборатории регулярно проводят лекции, консультации, круглые столы, индивидуальное и групповое обучение специалистов партнерских организаций. По итогам консультаций выявилась актуальная необходимость в методической поддержке специалистов. База данных лаборатории содержит сведения о представителях системы социальной защиты населения из 62 регионов Российской Федерации, которые обращались за методической литературой и консультациями. В рамках сотрудничества учебная лаборатория привлекала специалистов к участию в публикациях для описания инновационных моделей помощи клиентам в системе социального обслуживания Санкт-Петербурга (табл. 4).

— разработка программ для повышения квалификации практиков социальной сферы. Специалисты учебной лаборатории и кафедры теории и практики социальной работы в 2005-2008 гг. разработали и внедрили две программы курсов повышения квалификации для специалистов социальной сферы. Обучение проходило по программам «Социальная защита семьи и детства» и «Социальная работа с детьми — жертвами насилия и жестокого обращения». В процессе обучения слушатели имели возможность познакомиться с современными социологическими теориями и новыми направлени-

ями в социологии и социальной работе, овладеть методами и технологиями работы с проблемными группами клиентов, методиками и технологиями в области социального обслуживания, социально-психологического и правового сопровождения клиентов, получить консультации преподавателей университета и специалистов-практиков социальной сферы.

Таблица 4. Количество публикаций специалистов социальной сферы Санкт-Петербурга и преподавателей Санкт-Петербургского университета в изданиях учебной лаборатории

Группа авторов Годы Итого

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Специалисты 57 2 33 11 4 3 45 1 15 2 173

Преподаватели СПбГУ 47 11 20 14 7 6 14 2 12 10 143

Примечание: составлено по данным ежегодных научных отчетов учебной лаборатории.

Несомненным плюсом программ являются практические занятия в социальных учреждениях (государственных социальных службах Санкт-Петербурга), работающих с данными категориями клиентов. Специалисты на местах знакомятся с накопленным опытом социальных служб. В рамках таких занятий проходят мастер-классы по работе с клиентами. Участие слушателей в практических занятиях помогает более качественному и профессиональному решению социальных проблем горожан, расширению спектра социальных услуг, оказываемых различным группам петербуржцев и жителей других регионов России. Ниже приведены количественные показатели численности специалистов, прослушавших курсы (табл. 5).

Таблица 5. Повышение квалификации специалистов социальных учреждений

Группа слушателей Годы Итого

2005 2006 2007 2008

Специалисты из Санкт-Петербурга 1 19 46 23 89

Специалисты из регионов 14 4 18 42 78

Итого 15 23 64 65 167

Примечание: составлено по данным Дирекции дополнительных образовательных программ факультета социологии СПбГУ

Итого 167 специалистов социальной сферы Российской Федерации за период 2005-2008 гг. получили удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (72 часа) государственного образца.

В 2011 г. была разработана новая программа повышения квалификации «Инновационные технологии социальной работы в Санкт-Петербурге». Программа дает научно-практическое представление о системе социального обслуживания населения в России, основы организационно-административной деятельности учреждений социального обслуживания населения в регионе. Также в программе уделено большое

внимание методам работы с различными категориями населения: людьми «третьего возраста», инвалидами и семьями с детьми;

— методическая поддержка проектной деятельности студентов. Проектная деятельность студентов предполагает привлечение практиков социальной сферы к участию в образовательном процессе. В первую очередь это способствует передаче студентам профессионального опыта специалистов социальной сферы. Для качественного решения поставленной задачи в рамках учебного плана используется практико-ориен-тированный подход. Алгоритм действия:

— на учебные занятия, проводимые лектором, ведущим дисциплину, приглашают представителей государственных и негосударственных социальных учреждений. Они рассказывают о социальных технологиях работы с категориями населения в разных типах организаций Санкт-Петербурга, проектном менеджменте и инновационном менеджменте, которые наиболее эффективно внедряются в организациях негосударственного сектора;

— полученные теоретические знания студенты закрепляют в период прохождения практик в учреждениях социальной сферы. Для этого учебная лаборатория заключает договоры о взаимодействии и сотрудничестве с учреждениями социальной сферы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

— студент составляет индивидуальный отчет об итогах практики с перечислением тех компетенций, которые он смог обрести во время практической работы. Кроме того, возможность самостоятельной работы над учебными и практическими обобщениями ориентирует студента на использование полученной информации для лучшей осведомленности о своей будущей профессии и создания самостоятельного проекта решения проблем социальной сферы.

Учебная лаборатория поддерживает студенческие инициативы и инициативы общественных организаций в части экспертизы и внедрения социальных проектов. Приведем примеры некоторых социальных проектов.

В 2011 г. учебная лаборатория поддержала проект «Благотворительный магазин», представленный в виде выпускной квалификационной работы студенткой факультета социологии Д. М. Арсеньевой. В дипломном исследовании студентка рассмотрела одну из новых форм благотворительности — проект «Благотворительный магазин "Спасибо!"», встраиваемую в настоящее время в социокультурное пространство России. Этот проект был представлен на региональных и всероссийских конкурсах социальных проектов. В 2009 г. «Благотворительный магазин "Спасибо!"» участвовал во всероссийском конкурсе «Доброволец 2009», проект был отмечен организаторами конкурса и занесен в каталог «100 технологий добра». В 2010 г. проект занял первое место на региональном конкурсе социальных проектов «Участие». Для реализации проекта было выделено финансирование, которое позволило открыть первый в Санкт-Петербурге благотворительный магазин. Для руководителей проекта, а также и для волонтеров и покупателей, магазин как социальное явление образует интересное социокультурное пространство, в рамках которого каждый имеет возможность удовлетворить свои личные цели — от самореализации до получения нуждающимися реальной социально значимой поддержки.

В 2012 г. за организационной и методической поддержкой к сотрудникам учебной лаборатории обратились представители автономной некоммерческой организации «Театр-цирк «Монгольфьери». В рамках совместного проекта студенты IV курса ве-

чернего отделения кафедры теории и практики социальной работы были привлечены к сопровождению детей из семей группы риска. В этом же году в учебную лабораторию обратились студенты медицинского факультета СПбГУ за организационной и методической поддержкой проекта «Студенческий благотворительный союз СПбГУ».

Методическая поддержка проектной деятельности студентов повышает ответственность специалистов высшей школы и научных учреждений за воспитание гражданской ответственности и инициативы студентов в период получения ими профессиональных знаний.

3. Профориентационно-воспитательный модуль.

Данный модуль образовательного пространства представлен анализом инициативной деятельности студентов факультета социологии направления «социальная работа» и служит ресурсом для профориентационной работы. Профориентационная деятельность в настоящее время стала для преподавателей социально значимой деятельностью, основная цель которой — формирование профессионального самоопределения студентов в процессе профильного обучения. Изучение социального опыта и культуры профессии в рамках образовательной программы способствует расширению профориентационного кругозора студентов, а знание потребностей рынка труда своего региона — уверенности в правильности выбора профессии.

В профориентационном проекте студента преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути и мероприятия, проведение которых необходимо для решения задач. Каждое мероприятие проекта имеет свою тематическую и воспитательную направленность. Важным условием такого проекта является четкая постановка планируемого результата, значимого для студента. Специфика проекта предполагает интенсивную работу студента с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют познавательную активность студента, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать и планировать мероприятия, делать выводы и обобщения. К числу профориентированных проектов, поддерживаемых специалистами учебной лаборатории, относятся добровольческие (волонтерские) инициативы студентов, проведение ими самостоятельных социальных акций на благотворительной основе;

— поддержка волонтерства (добровольчества) с целью формирования организационно-управленческих навыков у студентов. Проектный метод и проблемное обучение используется при включении волонтерской (добровольческой) деятельности как технология, направленная на пробуждение интереса и создание проблемной ситуации в ее разрешении при совместной деятельности обучающихся, практиков социальной сферы при направляющем руководстве преподавателя. Практический опыт учебной лаборатории СПбГУ по организации добровольческой деятельности студентов показал, что включенность в благотворительную деятельность формирует у студентов профессиональную компетентность и мотивационную готовность к работе с разными группами клиентов. Благотворительная деятельность студентов проходила в трех направлениях: участие в проектах (например, был приобретен опыт использования студенческого потенциала по социальному сопровождению детей и семей; студенты участвовали в работе летних оздоровительных лагерей), личная инициатива (прежде всего, организация содержательного досуга детей из неблагополучных семей, детей-

инвалидов, лиц пожилого возраста и др.) и включение студентов в благотворительную деятельность через учебные курсы.

Обобщение опыта студентов по организации и проведению акций помощи и поддержки различным группам населения, а также практическая реализация профессиональных, научных и организационных компетенций студентов нашли отражение в статьях сборника «Студенты о благотворительности и добровольчестве (научно-практический опыт)» [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе многолетней работы со студентами сотрудники учебной лаборатории разработали технологию организации и проведения благотворительной акции [10, с. 203-205]. Данная технология адаптирована на кафедре теории и практики социальной работы факультета социологии, студенты которой ежегодно участвуют в волонтерских (добровольческих) акциях. Ниже приведена таблица количественных показателей участия студентов в волонтерских акциях за период 2002-2011 г. (табл. 6).

Таблица 6. Поддержка волонтерства (добровольчества) студентов

Показатель Годы Итого

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество акций 4 2 10 3 4 4 8 4 5 3 47

Количество студентов, участвовавших в акциях 46 38 11 10 7 30 20 30 60 45 297

П р и м е ч а н и е: составлено по данным ежегодных научных отчетов учебной лаборатории.

Отзывы студентов о волонтерской деятельности.

«Для волонтеров факультета социологии, в особенности для волонтеров-студентов кафедры теории и практики социальной работы, возможность поработать в социальном учреждении большое подспорье в дальнейшей работе и огромный опыт, который обязательно пригодится в жизни, не может не пригодиться, ведь каждый на своем жизненном пути так или иначе столкнется с детьми, а трудных жизненных ситуаций не избежать».

Приведем высказывания студентов после проведения акции «Мы вместе» в Санкт-Петербургском государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»: «Уезжая из Павловска, каждый думал о своих новых друзьях, о том, что МЫ действительно были ВМЕСТЕ, мы — абсолютно разные, но при этом удивительно похожи друг на друга. Личный опыт, обретенный в ходе данной акции, это не только знания организации, сбора средств, проведения мероприятий и т. д. Важнее этого оказалось простое человеческое общение, те эмоции, которые получаешь, когда учишь и учишься, даешь и принимаешь, радуешь и при этом радуешься сам. Такой опыт бесценен, и именно поэтому мы и должны быть вместе.»

«Работать волонтером должен попробовать каждый. Об этом невозможно рассказать, это нужно испытать самому. Когда я вижу, как нуждаются в моей помощи, как эта помощь действительно приносит результат, я чувствую самоутверждение и самоудовлетворение, а это дорогого стоит»;

— организация взаимодействия студентов с практиками в рамках установления социального партнерства.

В течение 2002-2011 гг. студенты в рамках учебного плана направления «социальная работа» проходили практику в социозащитных и реабилитационных учреждениях Санкт-Петербурга. В ходе практики студенты совместно со специалистами осуществляли выходы в адреса проживания семей, вели беседы со взрослыми и несовершеннолетними членами семей, заполняли документацию, участвовали в беседах и консультациях клиентов, вели телефонные беседы с обслуживаемыми гражданами. В результате профориентационной практики студенты обрели умения и навыки в разработке алгоритма индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с различными группами клиентов и их сопровождении. Студенты проявили творческий подход к решению поставленных задач, ответственность, умение и желание использовать свои профессиональные способности, целеустремленность и искреннюю заинтересованность в достижении наилучшего результата в работе;

— информационное просвещение студентов по вопросам социальной проблематики и трудоустройства. Учебная лаборатория еженедельно оформляет стенд по следующим темам: социально значимые события недели, деятельность некоммерческих организаций, историческая справка социолога и социального работника, этика социолога и социального работника, благотворительная деятельность, объявления о вакансиях и социально значимых мероприятиях, волонтерство. Систематизирована библиотека учебной лаборатории. Для эффективности поиска книг и наиболее полного их соответствия тематическим направлениям работ студентов для самостоятельной исследовательской работы создан электронный каталог библиотеки и читальный зал (более 800 экз.). Проводятся выставки книг.

— включение студентов в мероприятия социально-культурной направленности. Воспитательным компонентом при создании учебной лаборатории стали поездки в древнерусские города — Псков, Новгород и Старую Ладогу. Они были приурочены к Конгрессу «Христианство и проблемы благотворительности: проблемы детей в современном мире» (2000, 2005 гг.) и ставили своей задачей включение студентов в новые для них темы благотворительности и помощи нуждающимся.

В 2002-2003 гг. студенты факультета социологии направления «социальная работа» сопровождали детей в летних городских оздоровительных лагерях на базе четырех школ Кировского района Санкт-Петербурга. Помимо сопровождения детей, совместного с ними проведения свободного времени, организации досуга в виде конкурсов, развивающих игр, кружковой работы проводился анализ деятельности лагеря, конфликтности среди детей с представлением предложений по практической работе с ребятами. Работа студентов была отмечена благодарственными письмами от администрации городских оздоровительных лагерей, что является подтверждением результативности и перспективности данного вида привлечения студентов к практической работе.

12 февраля 2003 г. в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета состоялась премьера спектакля «Буратино и все, все, все». Спектакль детского театра прошел в рамках семинара по результатам деятельности городского трехгодичного проекта «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию», осуществленного при поддержке Международной организации труда (МОТ). Спектакль подготовили учащиеся школы № 503 Кировского района Санкт-Петербурга

совместно со студентами факультета социологии СПбГУ На примере сказки о Бура-тино студенты стремились привлечь внимание взрослых людей к проблеме уличных детей. Воспитательным моментом для студентов стали встречи в школе, где прошел круглый стол, в рамках которого студенты получили возможность вести доверительные беседы с детьми на интересующие их темы в свободной дружеской обстановке. Студенты, принимавшие участие в работе проекта «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию», представили на конкурс три самостоятельных проекта по работе с уличными детьми.

С 1 октября по 1 ноября 2004 г. в рамках общественной программы «Мир без насилия» студенты провели конкурс рисунков среди детей группы риска, находящихся в социозащитных учреждениях Санкт-Петербурга. В конкурсе приняло участие 111 детей в возрасте от 5 до 17 лет из 9 социозащитных и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Конкурс проводился при поддержке компании «Смешарики», призы победителям, учрежденные компанией, вручали студенты факультета социологии СПбГУ.

В 2005-2006 гг. студенты факультета социологии направления «социальная работа» сопровождали детей группы риска на о. Коневец в летнем оздоровительном лагере. В 2006 г. в рамках учебных семинаров состоялась поездка в Новгород-Валдай. Группу сопровождали священники из Александро-Невской лавры. На примере восстановления древних храмов и монастырей студенты наблюдали возрождение историко-культурного наследия России.

В 2009 г. за участие с концертным номером в «Православной выставке» студенты получили диплом. В 2011 г. студенты участвовали в выставке «Православная жизнь». Перед ними стояла задача провести интервью с приходскими и монастырскими социальными работниками и описать формы помощи семье и детям в разных регионах Российской Федерации. Все эти мероприятия носили как ознакомительный, так и воспитательный характер. Оценивая проведенную профориентационную и воспитательную работу, можно сказать о ее ценности и востребованности.

Образовательное пространство учебной лаборатории включает в себя три направления (модуля) деятельности, которые интегрированы в учебные дисциплины. Данные направления можно рассматривать как мобильные модули, формирующие современное образовательное пространство учебной лаборатории. Взаимодействуя между собой, модули ориентируются на социально значимые виды деятельности. Они охватывают основные сферы образовательного пространства учебной лаборатории, позволяя качественно решать стоящие перед ней задачи. Студенческие инициативы, а именно волонтерская (добровольческая) деятельность и социальное проектирование присутствуют во всех модулях. Это является инновационным моментом для учебно-воспитательного и профориентационного процесса на факультете социологии. Волонтерское движение позволяет студенту еще в рамках образовательного процесса пройти профориентацию, а также обрести необходимую квалификацию и уверенность в правильности профессионального выбора, получить навыки самостоятельной работы в социальных проектах.

В данной модели организации образовательного пространства учебной лаборатории сочетаются теоретические и практические аспекты учебного процесса, обеспечиваются освоение и закрепление учебного материала по базовым курсам и самостоятельной деятельности в форме студенческих инициатив в рамках будущей професси-

ональной деятельности. Предлагаемый проект образовательного пространства в виде трехуровневой модели является наиболее оптимальным в плане научно-практической подготовки студента, обладающего определенным объемом исходных теоретических знаний и умеющего применять свои знания во многих сферах социальной практики (от практической работы до научно-исследовательской деятельности). Участие студентов в работе учебной лаборатории позволяет им еще в процессе обучения обрести навыки и компетентность специалиста и наметить свою профессиональную перспективу.

Инновации в организации образовательного пространства при подготовке профессиональных кадров по социальной работе позволили создать структуру социального инкубатора, которая способствует практико-ориентированному обучению, развивая профессиональные, личностные и культурные компетенции студентов. Подробнее с инновационными технологиями можно ознакомиться в учебном издании лаборатории [11].

Литература

1. Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-I (ред. от 03.12.2011) «Об образовании». Статья 2. Принципы государственной политики в области образования. URL: http://www. referent.ru/1/172568 (дата обращения: 11.03.2012).

2. Алексеев С. Г. Что такое образовательное пространство? // Образование Омской области. 2005. № 3 (06) август. URL: http://vestnik.omskedu.ru/index.php?cat=8&arttext=243 (дата обращения: 02.03.2012).

3. Образовательное пространство в современной философии и теории образования. URL: http://www.rcde.ru/method/985.html (дата обращения: 02.03.2012).

4. Горбачева В. Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности. URL: http://www.ibl.ru/konf/070411/17.html (дата обращения: 07.03.2012).

5. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» от 15.02.2006 № 1. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://innovatika-saratov. ru (дата обращения: 07.03.2012).

6. Благотворительность в России: лица, факты, события / ред. колл.: Е. А. Воронова, В. С. Сдоб-никова, Е. Ю. Парпарова, С. М. Васильева, А. Н. Воронов. СПб.: «Златоуст», 2009. 476 с.

7. Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии: сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 220 с.

8. Опыт организационно-административной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей: учеб.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2008. 400 с.

9. «Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии» (по материалам российско-финского семинара) / сост. А. Н. Воронов. СПб.: Изд-во «Центр информационной культуры», 2010. 96 с.

10. Студенты о благотворительности и добровольчестве (научно-практический опыт): сб. статей / под ред. Е. А. Вороновой, С. М. Васильевой, А. Н. Воронова. СПб.: Изд-во «Скифия-принт», 2011. 302 с.

11. Инновационные модели организации образовательного пространства на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова. СПб.: Изд-во «Скифия-принт». 2012. 204 с.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.