гиперссылок); 2. программы, зависящие от интернета: студенты должны использовать интернет для различных «активных элементов программы», как то онлайн-дискуссии, оценка и характеристика коллективных проектов / работ, но без существенного уменьшения времени, проведенного в классе; 3. смешанные программы: студенты участвуют в онлайн-дискуссиях, выполняют, оценивают и характеризуют коллективные проекты / работы, что частично заменяет традиционное обучение в классе, но все же не отменяет его вовсе; 4. программы, полностью основанные на онлайн-обучении.
В конце 80-х годов исследование, проведенное Дж. Кулик [3], показало, что применение или неприменение ИКТ в образовательном процессе «не оказывает существенной разницы» на результаты обучения. Подобные результаты исследования были получены и К. Расселом в 2001 году [1, с. 2]. Однако последние работы в этой области показывают, что разница все же есть, а влияние ИКТ на процесс образования обусловливается не простым использованием или неиспользованием ИКТ, а его педагогической и методологической составляющей. Иными словами, нужен другой подход к использованию технологий. В таком случае качество и скорость усвоения материала повышаются на 20 или даже 60 % [2, с. 8], при этом чем больше и чаще используются технологии в образовании, тем лучше они воспринимаются студентами, и тем лучше результаты.
Литература
1. Endrizzi L. Les technologies numériques dans l'enseignement supérieur, entre défis et opportunités / L. Endrizzi // Dossier d'actualité Veille et Analyses, 2012. № 78. P. 1-30.
2. Kamal N. B. ICT in higher education - A study / N.B. Kamal, T. Banu // Canadian Journal on Data, Information and Knowledge Engineering, 2010. Vol. 1 (No. 1). P. 1-12.
3. Jung J. W. James A. Kulik. Pioneer in the field of Instructional Technology. [Electronic resource]. Mode of access: http://jungjw.myweb.uga.edu/9990/kulik%20work.htm. (date of access: 25.02.2016)
Innovations in education: essence, functions, properties and types Djuraeva B.1, Murtazaeva Kh.2 (Republic of Uzbekistan) Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2 (Республика Узбекистан)
'Джураева Барно Очиловна /Djuraeva Barno — старший преподаватель,
кафедра общей педагогики; Муртазаева Хуршида Холмуминовна / Murtazaeva Khurshida — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обоснована актуальность инноваций в образовании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Описываются функции инноваций: канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта; расширяется круг производимых услуг, улучшается их качество; вовлекаются в новые производительные силы; концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства. Abstract: relevance of innovations in education from modern positions is proved, the essence of innovations is opened, functions are described and their types are proved. Functions of innovations are described: the embodiment channel in life of achievements of human intelligence; the circle of made services extends, their quality improves; are involved in new productive forces; concentration of innovations helps to give reproduction structure in this or that sphere.
Ключевые слова: инновация, образование, инновации в образовании, сущность, функции, свойства и виды инноваций в образовании.
Keywords: innovation, education, innovations in education, essence, functions, properties and types of innovations in education.
Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития невозможно достичь без опережающего развития человеческого потенциала и перехода к непрерывному индивидуализированному образованию, формирования творческой, социально ответственной личности. Особое значение приобретает вопрос, связанный с пониманием инноваций в области воспитания, их отбором и использованием. К сожалению, считает Н. Л. Селиванова, «сейчас
нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа эффективности и результативности, имеющихся и появляющихся инноваций в сфере воспитания...» [1, с. 8].
Чтобы понять сущность инноваций, нужно раскрыть функции инноваций. К числу основных функций можно отнести следующие [2, с. 86]:
- инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;
- с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей;
- инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, реализовывать услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
- концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды.
Поскольку в нашей статье мы пишем об инновациях в образовании, логично будет на основе проанализированной нами литературы и научных источников выделить и сформулировать следующие основные свойства инноваций в образовании, такие как: научно-технологическая новизна; практическая педагогическая применимость, совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; коммерческая реализуемость в системе образования; социальная значимость и эффективность для общества; лучшее удовлетворение существующего спроса или создание нового спроса на рынке образовательных услуг, продуктов, процессов; высокая рискованность; относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; сложность и неоднозначность.
Сопоставляя свойства инноваций вообще и инноваций в образовании в частности, мы пришли к пониманию того, что наряду с общими свойствам (научно-технологическая новизна; длительность внедрения; неопределенность и риски инноваций; сложность и неоднозначность инноваций; нежесткий характер инновационного целеполагания), инновации в образовании имеют частные специфические свойства, такие как: практическая педагогическая применимость, совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; коммерческая реализуемость в системе образования; социальная значимость и эффективность для общества. Отметим, что все эти свойства содержат одно важное качество - внутреннюю противоречивость (парадоксальность) инновации. Нигде основная стратегическая дилемма «вызов-возможность» не проявляет себя с такой силой, как в инновационном процессе.
Нами выделены виды инноваций в образовании, их можно классифицировать в три группы:
инновация-процесс - это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса;
инновация-продукт - это новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации;
инновация-услуга - это комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.
Итак, инновация в образовании считается технологической, если способы и методы оказания образовательных услуг принципиально новые и усовершенствованы в технологическом отношении. Использование новых образовательных технологий способствует совершенствованию методов передачи знаний и поэтому является технологической инновацией.
Тщательное изучение сущности, функций, свойств и видов инноваций в образовании дает возможность исследователю раскрыть новые глубинные грани данного образовательного ресурса. Этот процесс выводит нас на понимание проблем инноваций в воспитании и бифуркационных тенденций внутри этого феномена, а именно: «затруднений целеполагания воспитания, определении ценностно-смысловых координат его содержания, и соответственно - проблематичности единства различных субъектов воспитания и создаваемого этими субъектами широкого воспитательного пространства с различными полюсами» (Т. А. Ромм) [3, с. 26]; «технологических оснований социокультурных трансформаций, экономических оснований социокультурных трансформаций» (С. Д. Поляков) [4, с. 21]; «экономической продуктивности инноваций в воспитании» (А. М. Сидоркин) [5, с. 16].
Литература
1. Селиванова Н. Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства. М.: АНО «ЦНПРО»,
2012. С. 8.
2. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2007. С. 86.
3. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 2. С. 26.
4. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 2. С. 21.
5. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал,
2013. № 2. С. 16.
Pedagogical conditions of students with special education needs in the information educational environment Zhiganova O. (Russian Federation) Педагогические условия обучения студентов с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) в информационно-образовательной среде Жиганова О. М. (Российская Федерация)
Жиганова Оксана Михайловна / Zhiganova Oxana — аспирант, кафедра человековедения и физической культуры, филологический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия социального управления государственного учреждения высшего образования Московской области,
г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного обучения студентов в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения, определяются основные особенности и проблемы данного процесса.
Abstract: the article deals with the organization of inclusive education students in the information educational environment of a higher educational institution, indentifies and problems of the process.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, инклюзия, студенты с особыми образовательными потребностями, студенты с ограниченными возможностями, вуз, высшая школа, информационная образовательная среда.
Keywords: inclusive education, inclusion, students with special educational needs, students with limited opportunities, higher education institution, the higher school, information educational environment.
Одной из социально значимых проблем педагогической науки и практики на данный момент является вопрос обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и их жизнедеятельности в условиях массовых высших общеобразовательных учреждений. Согласно статистическим данным в Российской Федерации в настоящее время проживает около 11 млн. людей с ограниченными возможностями. При этом, по сведениям Министерства здравоохранения и социального развития России, из общего числа детей в стране 4,5 % относятся к лицам с ограниченными возможностями. По завершении профессионального обучения лишь 13-15 % из них находят постоянную работу [1]. Анализ состояния высшего профессионального образования людей с ограниченными возможностями в РФ, проведенный в последние годы специалистами федеральных и региональных органов управления образованием и социальной защиты населения, показывает, что в начале XXI века возникла необходимость глубоких изменений в его организации [1].
Развитие инклюзивного образования на высшей ступени российской образовательной системы является одним из важнейших условий успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации и саморазвития людей с ограниченными возможностями в различных видах профессиональной и социальной деятельности [2, с. 3]. Для организации эффективных условий инклюзивного высшего профессионального обучения, безусловно, необходимы безбарьерная среда, пакет адаптивных образовательных программ, система психолого-педагогического, медицинского и тьюторского сопровождения, адаптированные дистанционные