Научная статья на тему 'Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий'

Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ / СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева Барно Очиловна, Муртазаева Хуршида Холмуминовна

В статье обоснована актуальность инноваций в воспитании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано понимание категории «инновации в воспитании», которые рассматриваются как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, воспитательного продукта, воспитательной услуги. Автор раскрывает критерии инноваций в воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джураева Барно Очиловна, Муртазаева Хуршида Холмуминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий»

С целью определения эффективности включения в процесс обучения способу «Брасс» упражнений для направленного развития у юных пловцов двигательно-координационных способностей на базе спортивной школы по плаванию в течение года был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы мальчиков 9 - 10 лет - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ).

Объектом исследования явился процесс физической подготовки юных пловцов; предметом исследования - методика развития двигательно-координационных способностей, как фактор успешности обучения юных пловцов 9 - 10 лет способу «Брасс».

В контрольной группе развитие двигательно-координационных способностей осуществлялось сопряжено с развитием скоростных и скоростно-силовых качеств, а также в процессе технической подготовки.

В тренировочный процесс юных пловцов экспериментальной группы на формирующем этапе исследования были включены комплексы специально подобранных упражнений, направленных на развитие специфических для плавания координационных способностей: реакции на звуковой сигнал, соизмерению и регулированию пространственно-временных и динамических параметров движения, сохранению динамического равновесия, ориентировании в пространстве [1, с. 154].

При итоговом тестировании в конце исследования в ЭГ был установлен достоверный прирост во всех исследуемых показателях (Р<0,05). Наиболее существенные изменения отмечены в показателях тестов «Брасс 25 м с различным количеством гребков» (13%), «Время стартовой реакции» (9%) и «Поворот кувырком вперед» (8%).

Показатели в контрольной группе за время исследования в среднем выросли на 5%, при достоверном приросте результатов только в тесте «Скольжение на спине без движений».

Для подтверждения степени влияния ведущих двигательно -координационных способностей на спортивный результат был проведён корреляционный анализ. По его результатам на достоверном уровне была выявлена высокая положительная взаимосвязь между соревновательной дистанцией (Брасс 50 м) с поворотом кувырком вперед (г = 0,726) и плаванием с раз личным количеством гребков (г = 0,820); средняя положительная связь установлена с показателями времени стартовой реакции (г = 0,636) и скольжением на спине (г = 0,521).

Таким образом, включение в методику тренировки юных пловцов 9-10 лет комплексов специально подобранных упражнений, направленных на развитие специфических координационных способностей, позволило не только повысить эффективность выполнения технических действий, но и улучшить спортивный результат на соревновательной дистанции.

Литература

1. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. 320 с.

2. Тарасевич Г. А., Казызаева А. С., Бакшеев М. Д. Особенности формирования специализированных восприятий у пловцов-кролистов 10 - 15-летнего возраста. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. № 3. С. 44-47.

3. Черкасов В. В. Проблемы реализации современных инновационных технологий физического воспитания. // Специфика педагогического образования в регионах России, 2012. № 1. С. 187-189.

Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2

1 Джураева Барно Очиловна /Djuraeva Вагпо ОсЫ^па — старший преподаватель, кафедра общей педагогики; 2Муртазаева Хуршида Холмуминовна / Murtazaeva Khurshida Kholmuminovna — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обоснована актуальность инноваций в воспитании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано понимание категории «инновации в воспитании», которые рассматриваются как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, воспитательного продукта, воспитательной услуги. Автор раскрывает критерии инноваций в воспитании.

Ключевые слова: инновация; инновации в воспитании; сущность и характеристика инноваций в воспитании.

Изменения, происходящие в окружающем мире, оказывают значительное влияние на систему образования и деятельность образовательных организаций. Эти перемены в значительной степени меняют их положение относительно конкурентов, а инновации становятся одним из наиболее важных направлений деятельности, при помощи которого можно поддерживать и расширять свои позиции на образовательном рынке [1, с. 335]. Целью нашей статьи является сущностное раскрытие феномена инноваций в воспитании, и попытка их характеристики в возможных проекциях. Это необходимо осуществить для того, чтобы понять процесс возникновения, становления и развития инноваций, что в конечном итоге позволит теоретикам и практикам четче обозначить их смысл, предназначение, востребованность в современном меняющемся образовательном пространстве. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействия процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач [2, с. 89]. Мы полагаем, что одним из важных условий для развития личности ребенка будет служить инновационный характер воспитания, а точнее -инновации в воспитании.

Сегодня все больше принято говорить и писать об инновациях в образовании, не выделяя в особую проблематику инновации в воспитании. Актуальность и фундированность данной проблемы определяются различными факторами, среди которых:

• активная образовательная конкуренция;

• постоянное стремление к усовершенствованию существующей воспитательной системы, устранение противоречий между реальным и желаемым состояниями;

• проблема определения потенциала инноваций в сфере воспитания, их перспективность для личности и общества;

• неудовлетворенность собственной системой образования и воспитания, свойственная современным государствам;

• поиск оригинальных форм взаимодействия государства, образования, науки и бизнеса в целях решения общих задач воспитания;

• социальный заказ - вызовы научно-педагогической общественности.

Критерий 1. Инновационность. Методологические позиции в отношении сущности понятия инновационность выявляется в работах ряда современных авторов (Б. Твис, Ф. Никсон и др.), которые считают, что инновация - это товар, появляющийся в результате научно-технических предпосылок. Соответственно, он должен иметь две стороны: научно-техническую (качественную) новизну и рыночную востребованность. Под инновационностью понимают научно-технологическую новизну, востребованность, улучшение, обновление, в данном случае воспитательного продукта, при этом новизна данного продукта присваивается участниками воспитательного процесса. В свою очередь инновационность реализуется через инновационный процесс, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научных идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании.

Критерий 2. Продуктивность. Результат, при котором плодотворно созидаются полезные ценности, в нашем случае воспитательные ценности. Результатом такой продуктивности в воспитании могут быть: инновация-процесс, инновация-продукт и инновация-услуга. Инновация - процесс - это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса (например: процесс реализации инновационного проекта в воспитании); инновация -продукт-новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации (например: технология обогащающего воспитания); инновация-услуга - комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей (например: форма - творческая сессия обогащающего воспитания).

Критерий 3. Эффективность - отношение полезного результата к затратам, ресурсам. В воспитании критерием эффективности может служить:

• создание наибольших ценностей для участников образовательных отношений;

• возможность для самореализации и личностного роста;

• получение морального эффекта;

• формирование навыков социальной адаптации и самореализации.

Эффективность тесно связана с конкуренцией, которая понимается как действия, направленные на привлечение к своей продукции потребителей; также действия покупателей, направленные на

получение продукта, который находится в ограниченном предложении [3. с. 160]. Конкуренция осуществляется через дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы.

Выделенные нами критерии следует рассматривать как внешнюю среду воспитательной компоненты, тогда как признаки проявления и условия существования критерия следует считать внутренней средой воспитательной компоненты. Соотношение внешней и внутренней социокультурной среды воспитательной компоненты будет составлять специфику и теоретическую платформу модели инноваций в воспитании в каждом конкретном случае.

Именно такая инновационная среда воспитательной компоненты, будет способствовать развитию дополнительных условий для успешной социализации учащихся. В этом случае целями инноваций в воспитании будут являться:

• качественная интеграция воспитания и обучения;

• развитие предприимчивости, творчества, креативности и таланта у детей;

• становления инновационного мышления и способа деятельности;

• приобретения инновационного иммунитета;

• способом инновационного проектирования и др.

Таким образом, попытка изучения актуальной темы «инновации в воспитании», показала, что этот вопрос слабо исследован и освещен в научной литературе, что создает затруднения в его изучении, но вместе с тем, такая ситуация создает исследовательское поле новизны, что позволяет нам продолжить научные изыскания в этом направлении.

Литература

1. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. 335 с.

2. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 5. 89 с.

3. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. Педагогическое общество России. М., 2006. 160 с.

Сложные стороны для создания дистанционного обучения в Наманганском инженерно-педагогическом институте Катаева М. М.

Катаева Мукаррамхон Махмудовна / К^аеуа Muka.rra.mhon МаНшиЛэупа — преподаватель, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, РеспубликаУзбекистан

Аннотация: системы дистанционного образования дают равные возможности студентам Наманганского инженерно-педагогического института на образование и получение информации. Ключевые слова: дистанционное обучение, Современные компьютерные телекоммуникации, форма обучения, методик преподавания.

Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование-это и есть открытое образование! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных поясов. Дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов [2, с. 17].

Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности студентам Наманганского инженерно-педагогического института, на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека [1, с. 48].

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.