Научная статья на тему 'Формирование навыков плавания способом "Брасс" у юных пловцов 9 - 10 лет на основе развития координационных способностей'

Формирование навыков плавания способом "Брасс" у юных пловцов 9 - 10 лет на основе развития координационных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ 9 10 ЛЕТ / ОБУЧЕНИЕ СПОСОБУ ПЛАВАНИЯ "БРАСС"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Середкина Светлана Александровна, Черкасов Владимир Валентинович

В статье рассмотрены возможности использования упражнений для развития координационных способностей, как основного фактора успешности обучения юных пловцов 9 -10 лет способу «Брасс». Представлены результаты экспериментального исследования, доказывающие эффективность предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Середкина Светлана Александровна, Черкасов Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков плавания способом "Брасс" у юных пловцов 9 - 10 лет на основе развития координационных способностей»

2. Завада Г. В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г. В. Завада, О. В. Бушмина. Казань: КГЭУ, 2008, 160 с.

3. Загвязинский В. И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, А. Ф. Закирова // Педагогика, 2002. № 9.

4. Косогова А. С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие / А. С. Косогова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

5. Майбуров И. А. Высшее образование в развитых странах / И .А. Майбуров // Высшее образование в России, 2003. № 2, С. 54-58.

6. Недвецкая М. Н. Как помочь молодому педагогу? Методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. с. 34, 56.

7. Рябов Л. П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. / Л. П. Рябов. М., 2001.

8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Смирнов 3-е изд., стер. М.: Академия, 2009. С. 125-148.

Формирование навыков плавания способом «Брасс» у юных пловцов 9 - 10 лет на основе развития координационных способностей Середкина С. А.1, Черкасов В. В.2

'Середкина Светлана Александровна / Seredkina Svetlana Aleksandrovna — тренер-преподаватель по плаванию, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа № 2;

2Черкасов Владимир Валентинович/ Cherkasov Vladimir Valentinovich — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал), Тюменский государственный университет, г. Тобольск

Аннотация: в статье рассмотрены возможности использования упражнений для развития координационных способностей, как основного фактора успешности обучения юных пловцов 9 -10 лет способу «Брасс». Представлены результаты экспериментального исследования, доказывающие эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: координационные способности, юные пловцы 9-10 лет, обучение способу плавания «Брасс».

Проблемы развития координационных способностей у подрастающего поколения привлекают постоянное внимание широкого круга специалистов в области физической культуры и спорта. Причиной этого является то, что в физическом воспитании и спортивной подготовке координационные способности занимают особое место: они взаимосвязаны с двигательными навыками и имеют самые многообразные связи с кондиционными способностями. Поэтому, несмотря на различные концептуальные подходы современных инновационных технологий физического воспитания к процессу организации и содержанию занятий, формирование координационных способностей во всех технологиях относится к числу основных приоритетов [3].

В спортивной практике на результативность в соревновательной деятельности высокий уровень развития координационных способностей наибольшее значение имеет в ациклических видах спорта (гимнастика, спортивные игры, единоборства и др.). Однако, и в циклических видах спорта, в число которых входит и плавание, степень сформированности координационных способностей также оказывает непосредственное влияние - как на продолжительность освоения двигательных навыков при обучении способам плавания, так и на скорость прохождения дистанции. Это обусловлено тем, что эффективность техники плавания зависит не только от физической подготовленности пловца, но и от специфических координационных способностей, связанных с межмышечной координацией и выражающихся в тонкости и согласованности двигательных ощущений в каждый момент гребка и во время поворотов; с совершенством тактильных ощущений («чувство воды») и других специализированных восприятий.

Основные сенситивные периоды развития координационных способностей приходятся на возраст от 7 до 13 лет. Именно в этот период природой создаются особые условия для качественного освоения детьми тонких ощущений, перерастая затем в способность произвольно управлять параметрами движений [2].

С целью определения эффективности включения в процесс обучения способу «Брасс» упражнений для направленного развития у юных пловцов двигательно-координационных способностей на базе спортивной школы по плаванию в течение года был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы мальчиков 9 - 10 лет - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ).

Объектом исследования явился процесс физической подготовки юных пловцов; предметом исследования - методика развития двигательно-координационных способностей, как фактор успешности обучения юных пловцов 9 - 10 лет способу «Брасс».

В контрольной группе развитие двигательно-координационных способностей осуществлялось сопряжено с развитием скоростных и скоростно-силовых качеств, а также в процессе технической подготовки.

В тренировочный процесс юных пловцов экспериментальной группы на формирующем этапе исследования были включены комплексы специально подобранных упражнений, направленных на развитие специфических для плавания координационных способностей: реакции на звуковой сигнал, соизмерению и регулированию пространственно-временных и динамических параметров движения, сохранению динамического равновесия, ориентировании в пространстве [1, с. 154].

При итоговом тестировании в конце исследования в ЭГ был установлен достоверный прирост во всех исследуемых показателях (Р<0,05). Наиболее существенные изменения отмечены в показателях тестов «Брасс 25 м с различным количеством гребков» (13%), «Время стартовой реакции» (9%) и «Поворот кувырком вперед» (8%).

Показатели в контрольной группе за время исследования в среднем выросли на 5%, при достоверном приросте результатов только в тесте «Скольжение на спине без движений».

Для подтверждения степени влияния ведущих двигательно -координационных способностей на спортивный результат был проведён корреляционный анализ. По его результатам на достоверном уровне была выявлена высокая положительная взаимосвязь между соревновательной дистанцией (Брасс 50 м) с поворотом кувырком вперед (г = 0,726) и плаванием с раз личным количеством гребков (г = 0,820); средняя положительная связь установлена с показателями времени стартовой реакции (г = 0,636) и скольжением на спине (г = 0,521).

Таким образом, включение в методику тренировки юных пловцов 9-10 лет комплексов специально подобранных упражнений, направленных на развитие специфических координационных способностей, позволило не только повысить эффективность выполнения технических действий, но и улучшить спортивный результат на соревновательной дистанции.

Литература

1. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. 320 с.

2. Тарасевич Г. А., Казызаева А. С., Бакшеев М. Д. Особенности формирования специализированных восприятий у пловцов-кролистов 10 - 15-летнего возраста. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. № 3. С. 44-47.

3. Черкасов В. В. Проблемы реализации современных инновационных технологий физического воспитания. // Специфика педагогического образования в регионах России, 2012. № 1. С. 187-189.

Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2

1 Джураева Барно Очиловна /Djuraeva Вагпо ОсЫ^па — старший преподаватель, кафедра общей педагогики; 2Муртазаева Хуршида Холмуминовна / Murtazaeva Khurshida Kholmuminovna — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обоснована актуальность инноваций в воспитании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано понимание категории «инновации в воспитании», которые рассматриваются как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, воспитательного продукта, воспитательной услуги. Автор раскрывает критерии инноваций в воспитании.

Ключевые слова: инновация; инновации в воспитании; сущность и характеристика инноваций в воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.