Научная статья на тему 'Возрастные особенности формирования специализированных восприятий у юных пловцов на этапе базовой подготовки'

Возрастные особенности формирования специализированных восприятий у юных пловцов на этапе базовой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
638
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЯ / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SPECIALIZED PERCEPTIONS / YOUNG SWIMMERS / AGE FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакшеев Михаил Дмитриевич, Казызаева Александра Сергеевна, Тарасевич Галина Анатольевна

На основании проведённых исследований получены данные о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов 10-15 лет. Выявленные в ходе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы в процессе технической подготовки юных пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бакшеев Михаил Дмитриевич, Казызаева Александра Сергеевна, Тарасевич Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age features influence on formation of perceptions at young swimmers at the stage of basic training

On the basis of the research the data about age features influencing formation of specialized perceptions at swimmers of 10-15 years is obtained. The laws obtained during research can be used as a basis in the course of technical training of young swimmers

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности формирования специализированных восприятий у юных пловцов на этапе базовой подготовки»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

БУБЕННОВ Александр Геннадьевич, старший преподаватель кафедры теории и методики бокса, фехтования и единоборств Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, заслуженный тренер России по боксу.

САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор ка-

федры физического воспитания, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, заслуженный работник высшей школы.

Адрес для переписки: е-шаП: rector@sibadi.org

Статья поступила в редакцию 13.09.2010 г.

© А. Г. Бубеннов, В. А. Сальников

УДК 612017 М. Д. БАКШЕЕВ

А. С. КАЗЫЗАЕВА Г. А. ТАРАСЕВИЧ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ__________________________

На основании проведённых исследований получены данные о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов 10—15 лет. Выявленные в ходе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы в процессе технической подготовки юных пловцов.

Ключевые слова: специализированные восприятия, юные пловцы, возрастные особенности.

Введение. Анализируя неудачное выступление российских пловцов на последних Олимпийских играх в Пекине, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию, член МОК Александр Попов отметил, что причиной этого стало отсутствие системы подготовки, а также то, что наши пловцы уступают мировым лидерам в психологии, в методике тренировки, в технике плавания.

Проблема совершенствования техники плавания занимает важное место в системе многолетней подготовки пловцов и во многом определяет уровень спортивных достижений [1]. Общеизвестно, что основы техники движений закладываются в детском и юношеском возрасте. В работах ряда авторов показано, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики [2 — 4]. Наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [3, 5].

Анализ научно-методической литературы показал, что к настоящему времени отсутствуют сведения о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у юных пловцов.

Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, антропометрия,

динамометрия, хронометрия, методы математической статистики.

Организация исследования. В исследовании принимали участие пловцы 10-15 лет в количестве 201 человека, разделённые по паспортному возрасту на 6 возрастных групп. Изучались специализированные восприятия, проявляемые на суше и в воде при плавании способами кроль на груди и брасс. Для удобства сравнения различных специализированных восприятий, их абсолютные величины были переведены в условные единицы, которые выражались в коэффициенте оптимальности. Данный коэффициент характеризует точность выполнения задания (коэффициент, равный 100%, означает выполнение задания без ошибок). Определение сенситивных периодов осуществлялось путём расчёта коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [6].

Результаты исследования. Способность к восприятию сопротивления воды и способность находить опору о воду в быстро изменяющихся условиях деятельности пловца (чувство воды), оценивалось нами по трём показателям: коэффициенту эффективности техники (КЭТ), коэффициенту эффективности гребковых усилий (КЭГУ) и времени выполнения сложнокоординационного упражнения в воде (специфическая ловкость).

При плавании способом брасс коэффициент эффективности техники (КЭТ), позволяющий оценить умение пловца опираться о воду увеличивается от 10 до 15 лет (рис. 1). Имеется два благоприятных периода

техники плавания

Возраст, лет

сложно-координационное упражнение

Рис. 3. Возрастная динамика специфической ловкости

для развития данного показателя: от 11 до 12 лет и от 14 до 15 лет, когда значение КЭТ увеличивается от

49.3 % до 57,9 % и от 62,7 % до 68,2 % (р<0,05).

При плавании способом кроль на груди значение коэффициента эффективности техники достоверно увеличивается от 10 до 11, от 11 до 12 и от 13 до 14 лет, а также за весь период наблюдения в целом (от 48,0 % до

65.4 %). Наибольший прирост происходит с 10 до 11 лет.

Коэффициент эффективности гребковых усилий

(КЭГУ), показывающий способность пловца принимать наиболее обтекаемое положение и за счёт этого эффективно реализовывать тяговые усилия в воде, в способе брасс достоверно улучшается и имеет два сенситивных периода (рис. 2). В первом периоде — от 10 до 11 лет — значение КЭГУ увеличивается от 14,6% до 16,4 % (р<0,05). Это происходит на фоне резкого улучшения чувства темпа на суше и в воде, чувства времени, проявляемого на суше. Во втором сенситивном периоде — от 13 до 14 лет — значение КЭГУ увеличивается от 16,8 % до 18,5 % (р<0,05), что возможно связано с наличием в этом же возрасте сенситивного периода в динамике чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации, что помогает реализовать силовой потенциал.

При плавании кролем на груди КЭГУ также улучшается от 10 до 15 лет (от 19,0% до 24,9%). Уско-рённый прирост данного показателя отмечен в возрастной период от 13 до 14 лет. Сравнивая данный показатель у пловцов-кролистов и брассистов необходимо отметить, что его абсолютные значения у пловцов-кро-листов находятся на более высоком уровне развития.

Двигательная активность пловца происходит в водной среде, в усложнённых и быстро изменяющихся условиях. Поскольку пловцу необходимо быстро,

Рис. 2. Возрастная динамика коэффициента эффективности гребковых усилий

точно и эффективно оценивать свои ощущения, тонко и своевременно регулировать и управлять своими движениями — большое значение приобретает специфическая ловкость, проявляемая в воде. Данное качество оценивалось во времени выполнения сло-жно-координационого упражнения: двух кувырков вперёд и назад.

В изучаемом возрастном диапазоне отмечено улучшение специфической ловкости от периода к периоду. Так, время выполнения кувырков уменьшалось с 8,9 до 6,4 секунды. При этом зафиксировано два достоверных улучшения данного показателя от 10 до 11 и от 13 до 14 лет (рис. 3). Кроме того, период от 10 до 11 лет является благоприятным для развития специфической ловкости: время выполнения упражнения уменьшается с 9,01 до 7,58 секунды (р<0,05).

Чувство времени является одним из основных специализированных восприятий спортсмена, которое позволяет адекватно определять длительность, скорость и последовательность своих действий, а также варьировать их в зависимости от текущей ситуации. Анализируя возрастной ритм развития проявлений восприятия времени в воде, можно констатировать особенности его формирования у спортсменов при плавании различными способами. При плавании способом брасс чувство времени неизменно улучшается от 10 до 15 лет, имея сенситивный период от 11 до 12 лет (рис. 4).

При плавании способом кроль на груди чувство времени также неизменно улучшается от возраста к возрасту. Так же как и при плавании брассом отмечен один ускоренный период в развитии данного показателя. Однако, в отличие от брасса, он приходится на возраст от 10 до 11 лет.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Рис. 6. Возрастная динамика чувства развиваемых усилий в воде при плавании брассом

Возраст, лет

.... чувство развиваемых усилий при плавании с помощью ног —□— чувство развиваемых усилий при плавании с помощью рук —*— чувство развиваемых усилий пр плавании в координации

Рис. 7. Возрастная динамика чувства развиваемых усилий в воде при плавании кролем на груди

Возрастная динамика чувства темпа, характеризующего умение спортсмена изменять количество гребков на отрезках дистанции в зависимости от внутренних и внешних условий, при плавании брассом имеет неравномерный характер (рис. 5). Достоверное улучшение значений этого показателя в воде отмечается в возрасте от 10 до 11 лет (с 90,4% до 95, 6 %). В остальных возрастных периодах значительных изменений не обнаружено. При плавании кролем на груди наблюдается поступательное улучшение чувства темпа с одним ускорённым периодом в возрасте

от 11 до 12 лет.

Одним из показателей специализированных восприятий пловца является чувство развиваемых усилий. В способе брасс при анализе результатов исследования этого параметра при плавании в координации и с помощью ног обнаружена сходная динамика (рис. 6).

Так, от 10 до 11 и от 12 до 13 лет данные показатели имеют тенденцию к снижению, а от 11 до 12 и от 13 до 14 — к улучшению. Однако достоверных изменений чувства развиваемых усилий при плавании с помощью ног на протяжении изучаемого периода не обнаружено.

При плавании в координации был зафиксирован ускорённый период развития чувства развиваемых усилий от 13 до 14 лет — значение коэффициента оптимальности увеличилось с 88,3 до 91,2 %. Чувство развиваемых усилий при плавании с помощью рук достоверно ухудшается в возрастном диапазоне от 10 до 11 лет. Вероятно, от 10 до 14 лет ведущим звеном в дифференцировании силы тяги при плавании брассом являются ноги, а с 14 до 15 лет возникает феномен слитной координации, когда именно общий динамический рисунок может быть дифференцирован намного точнее, чем задания, выполняемые по элементам.

Возрастная динамика данного показателя в способе кроль на груди значительно отличается от таковой при плавании способом брасс. Если в брассе благоприятный период в развитии чувства развиваемых усилий при плавании в координации отмечен в возрасте от 13 до 14 лет, то в кроле на груди такого периода не обнаружено ни при плавании в координации, ни при плавании по элементам (рис. 7).

Выводы

1. Для различных видов движений существуют «свои» оптимальные возрастные периоды, в пределах которых создаются благоприятные условия для их успешного освоения.

2. Возрастная динамика формирования специализированных восприятий у пловцов 10-15 лет характеризуются гетерохронностью и сенситивностью:

— временные характеристики специализированных восприятий имеют ускорённые темпы прироста с 10 до 12 лет.

— силовые характеристики специализированных восприятий ускорённо развиваются с 13 до 14 лет.

— различные компоненты чувства воды, за исключением периода с 12 до 13 лет, активно формируются с 10 до 15 лет.

Библиографический список

1. Макаренко, Л. П. Техника спортивного плавания [Электронный ресурс]. — URL : http : //swimming.hut.ru/tech/tech.html (дата обращения : 27.08.2010).

2. Аикин, В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7—17 лет : дис ... д-ра пед. наук / В. А. Аикин. — Омск, 1997. — 260 с.

3. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в по-стнатальном онтогенезе человека (5-65 лет) : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / В. К. Бальсевич, 1971. — 38 с.

4. Волков, Л. В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды : автореф. дис ... д-ра пед. наук / Л. В. Волков. — М., 1986. — 38 с.

5. Гужаловский, А. А. Проблема критических периодов онтогенеза в её значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры : труды ученых соц. стран. — М., 1984. — С. 211 — 224.

6. Франченко, А. С. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок 9—15 лет : автореф. дис ... канд. пед. наук / А. С. Франченко. — Омск, 1997. — 23 с.

БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой теории и методики плавания.

КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна, кандидат педа-

гогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики плавания.

ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры.

Адрес для переписки: е-таіі: akvatrener@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2010 г.

© М. Д. Бакшеев, А. С. Казызаева, Г. А. Тарасевич

УДК 796 012 1 С. Г. ПАТРИНА

В. А. САЛЬНИКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕВОЧЕК 7-11 ЛЕТ______________________________________

В работе показана динамика связей между морфофункциональными показателями, двигательными проявлениями и индивидуально-психологическими особенностями в возрастном аспекте у девочек 7-11 лет. Выявлено, что к предпубертатному периоду количество связей между морфофункциональными показателями и двигательными проявлениями уменьшается. Значительно эти связи проявляются со стороны морфофункциональных показателей и двигательных проявлений с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

Ключевые слова: двигательные способности, этапность онтогенетического развития, функциональное развитие, свойства нервной системы.

Изучение динамики возрастного развития является актуальной в целом и применительно к физическому развитию в частности. Имеющиеся же данные убедительно свидетельствуют о том, что темп развития двигательных способностей в каждом возрасте существенно изменяется.

При этом в многочисленных исследованиях показана определенная этапность онтогенетического развития человека, и рассматривается это как основополагающее свойство онтогенеза, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития. Одновременно в формировании различных органов и систем человека наблюдается чередование так называемых сенситивных и критических периодов развития [1—2]. Обозначенные периоды чаще всего рассматриваются как фазы большей или меньшей реализации потенций организма в онтогенезе. Следует отметить, что возрастные изменения организма очень многообразны и проявляются на самых ранних стадиях онтогенеза.

Особенно важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развитии: так называемое функциональное развитие, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности [3]. Функциональное развитие протекает по-разному на разных возрастных этапах, и оно составляет одну из предпосылок более общих возрастных изменений.

Так, изучение индивидуальных различий у детей первых двух лет жизни выявило, что не многие характеристики сохраняют постоянство в течение нескольких месяцев [4]. Однако имеется тенденция к увеличению интервалов такого постоянства с возрастом.

P. Neilon [4] сравнивал свои наблюдения с данными М. М. Shirley [5] (исследовались одни и те же дети, но спустя 15 лет), отметил, что уже в два года достаточно выражена индивидуальность ребенка. Это отмечает Р. Мейли, по результатам A. Gessel [6], в самые первые месяцы жизни ребенка можно выявить индивидуальные различия в темпераменте, сохраняющиеся в последующие годы. Существенной характеристикой 50 — 70-х годов прошлого столетия является бурный процесс акселерации и секулярного тренда в развитии морфометрических показателей (увеличение скорости роста и раннее созревание, повышение характеристик длины и массы тела). На рубеже XX и XXI веков наблюдается относительное прекращение акселерации роста и нормальное развитие ребенка. Отмечается, что в младшем школьном возрасте (7 — 10 лет) современные дети несколько опережают своих сверстников 20-летней давности. Однако в период полового созревания соотношения существенно изменяются: современные дети полностью соответствуют нормативным показателям по длине тела, т. е. сохраняют прежнюю активность ростового развития, но при этом начинают отставать в показателе массы тела, достигая разницы в 2 —4 кг, а также в силовых показателях, достигая к 17-ти годам разницы 18 — 20 % [7]. Имеет место и по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.