Научная статья на тему 'Дидактические основы формирования компетентности специалиста через предметы по кыргызской литературе'

Дидактические основы формирования компетентности специалиста через предметы по кыргызской литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / КЫРГЫЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЗАДАЧА / ЛИЧНОСТЬ / МЕТОД / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акматов Болотбек Мекенович

В статье рассматривается реализация компетентностного подхода в условиях кыргызского образования. Осуществляется концептуализация компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования. А также предлагается трехступенчатая иерархия по внедрению компетентностного подхода в практику, как имеющего отношение к задачам кыргызской литературы филологического направления современного высшего профессионального образования Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акматов Болотбек Мекенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы формирования компетентности специалиста через предметы по кыргызской литературе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Дидактические основы формирования компетентности специалиста через предметы по кыргызской литературе Акматов Б. М.

Акматов БолотбекМекенович /АктаО Бо1оХЪекМекепоугек - кандидат филологических наук, доцент,

кафедра кыргызской литературы, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается реализация компетентностного подхода в условиях кыргызского образования. Осуществляется концептуализация компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования. А также предлагается трехступенчатая иерархия по внедрению компетентностного подхода в практику, как имеющего отношение к задачам кыргызской литературы филологического направления современного высшего профессионального образования Кыргызстана.

Ключевые слова: дидактика, преподавание, педагогика, обучение и воспитание, модель, кыргызская литература, задача, личность, метод, высшее профессиональное образование, профессиональный специалист, инновационный процесс, информационная технология.

Педагогическая наука подтверждает, что греческое слово «(ШаШк^» имеет свою историю еще с 16 века. Слово «Б1(1а8ко» в переводе на кыргызский язык означает «изучающий», в данное время определяется как отрасль научной оценки преподавания педагогики. Как широко и всесторонне он не исследовался в мировой педагогической науке, нельзя не упомянуть и о кыргызских ученых-педагогах. Кыргызские ученые, как Б. Апыш, Д. Бабаев, И. Бекбоев, Т. Жоробеков, А. Калдыбаева, Э. Мамбетакунов, Т. В. Панкова, М. Р. Рахимова, Т. М. Сияев и мн. др., всесторонне анализируя систему кыргызского образования, рассказывают свое мнение о научно-теоретической сути дидактики, о том, какое место занимает в образовании, о ее состоянии в современном инновационном процессе, как нормативное свойство, созданное государством, говорят свою точку зрения прикладного значения, и о значимой роли развития данной науки.

Действительно, в педагогической науке к дидактике сформулирован общий взгляд, но мнение ученых по содержанию разное, что в результате созданы несколько концепций, и в кыргызской педагогической науке они отстаивают свою точку зрения. У одних дидактика - теоретическая наука, и в то же время нормативно-прикладная. Несмотря, на другие дополнительные определенные понятия, мы считаем правильным рассмотреть ее с данной точки зрения, потому что она, как исследователь проблемы преподавания и образования, и в то же время как разносторонняя познавательная отрасль, занимается введением некоторых дополнений в свое содержание. И потому, что дидактические исследования, делая реальные процессы преподавания своим исследовательским объектом, поясняют его внутреннюю структуру, взаимосвязь, отличие друг от друга, взаимоотношения и создают возможности изучения их закономерности, раскрывают содержание всех элементов касающегося учебного процесса. Такое явление создает не только содержание дидактики, но и считается научно -теоретической функцией. На первый взгляд, дидактика кажется устойчивым теоретическим знанием, но она обновляет содержание соответственно современными общественно-социальными интересами и направляет решить множества проблем, связанные с процессом преподавания и обучения. Таким образом, обозначает, принципы преподавания соответственно требованиям времени и на их основе определяет методы, приемы и средства преподавания. Если создается необходимость принятия его обществом, то определяется нормативно-прикладная функция предлагаемой дидактики, и обозначаются пути положения осуществления новой технологии образования. Они вступают во взаимоотношение ключевыми словами, которые являются базовыми понятиями дидактики, как преподавание, знание, навык, традиция, педагогический процесс, преподаватель и студент.

Надо отметить, для реализации педагогического процесса, дидактика и ее понятия, основные категории и другие, состоящие во взаимоотношении, ее функция, играющая важную роль в их деятельности, зависят от цели, потому что цель профессионального образования в педагогической деятельности выполняет функцию создания системы и соответственно, ею определяется содержание обучения и воспитания, методы и средства. Современные ученые рассматривают педагогические цели профессионального образования, разделяя на три части [1, с 21 - 34]: первая из них - государственно-нормативная, вторая - общественно-социальная, третья определяется как возникшая по инициативе преподавателей. Л. П. Рябов отмечает, что осуществляется она в учебном процессе в тех государствах,

которые вошли в Болонский договор [7, с. 124 - 127]. Если согласиться с его мнением, что государственные нормативные цели создаются в интересах образования страны и отражаются в учебном стандарте, то общественно-социальные цели создаются от необходимости к профессии разных слоев общества и, в свою очередь, обусловливаются определением рыночных требований к профессии. Это играет огромную роль в профессиональном образовании допустимыми условиями преподавания с учетом потребностей современного кыргызского студента. В развитых странах это объясняется тем, что требование потребителя - полученное знание студентом - считается не выполненным, и это приведет к предъявлению претензии предлагаемого качественного образования. Поэтому сейчас знают, что каждая профессия, предлагаемая педагогической наукой (дидактика) обществу, дает результаты той деятельности, где опираются только на цели, которые основаны интересами потребителей в этой социальной сфере. В области профессионального образования инициативные цели преподавателей в сочетании выше названных целей - организовать профильную специализацию учебного предмета, качество подготовки студентов к профессии, научно-теоретическую базу вузов, где студенты могут получить знания, практические мероприятия по формированию специализированных навыков студентов и сотрудничество их с производством (со школой), и в результате привить профессиональные навыки.

И. А. Майбуров правильно показывает, что инициативные цели современных преподавателей намного отличаются от определенной дидактической цели, сформировавшиеся в высшей школе, т. е. его содержание - формировать потребность специалиста с интересами личности (студента). Соответственно, его знания, навыки, эстетические чувства, эмоционально-экспрессивный, психологический внутренний мир обусловливаются умением решить проблемы, связанные с работой данной профессии [5, с. 54-58]. Действительно, такое явление не может изменить коренным образом основы профессионального образования дидактики, но и настоящее положение в Кыргызстане говорит о необходимости внесении изменения в методологии, и ее итоговым результатам при реализации поставленных задач. С точки зрения М. Н. Недведской, предлагает сначала создать модель показателей содержания специализированную готовность специалиста, как окончившегося высшее профессиональное образование, умение применять самостоятельные решения, а потом определить цели необходимости действия по отношению к нему [6, с. 34, 56]. Эта модель специалиста создана из результатов потребностей к профессии, которую требует современная общественно-социальная жизнь, и отличается тем, что в ее содержании систематизированы требования к специалисту-филологу, определены квалификационные характеры, сгруппированы качества достижения к успеху на рабочем месте. Здесь учитывается не только состояние рабочего места специалиста-филолога, но и одной из отличительных особенностей являются индивидуальные гражданские психологические качества, знания и практические навыки, которые обеспечивают умение принятия решений в трудных и опасных ситуациях. Также отличительными особенностями являются, выработанная привычка инициативных способностей в организации и выполнении работы, пути решения психолого-педагогических проблем в обучении и воспитании студента через модель специалиста-филолога в высшем профессиональном образовании. А пути решения, в свою очередь, требуют соответствию поставленной цели, учебному плану, учебной программе и зависят от реализации метода преподавания и состояния организации учебного процесса. К такому мнению присоединяется, и Н. Ф. Талызина: «Если в модели специалиста выделяют необходимые решающие задачи после получения профессии, и определяют их типовые свойства, типовые ситуации». Учитывая психологическое состояние специалиста, оказавшегося в таких ситуациях, обозначающих содержание дидактики, входящие в организацию учебно-практического мероприятия, то бакалавр-специалист «кыргызского языка и литературы» в высшем профессиональном образовании филологического направления, не должен оставаться в стороне.

С. Д. Смирнов, обобщая такие типовые задачи, поясняет, что в целях высшего профессионального образования существует трехступенчатая иерархия [8, с. 125 - 148], а мы его, как имеющейся отношение к задачам кыргызской литературы филологического направления современного высшего профессионального образования Кыргызстана, упорядочили следующим образом:

1). Высшая ступень. Эта ступень состоит из задачи сформированной необходимыми способностями всех профессионалов типовыми задачами в иерархии, в формировании всевозможными способностями прожить независимо от конкретной специальности и государства, в котором он живет, а также состоит из задачи, обязывающего решить проблемы, касающиеся данной исторической эпохи. Первое - это касающееся экологии (в том числе и вопросы спасания самого человека), приводящие к страху весь мир, а второе - это всю жизнь получать образование, т.е. подготовка к получению непрерывного образования. Нельзя не сказать, что эти две задачи входят в одну из целей в высшем профессиональном образовании в преподавании литературы бакалаврам в филологическом направлении по специальности «кыргызский язык и литература». Итак, какова роль художественно-эстетических ценностей, созданных в литературных произведениях для формирования человеческих

90

качеств граждан (человеческая экология), такова и роль кыргызской литературы для специалиста-литератора, который является объектом совершенствования своих знаний, занимаясь всю жизнь. Здесь надо представить обеспеченность информациями, касающимися не только кыргызской литературы, но и развития мировой литературы, литературно-теоретических находок, новостей происходящих в литературном процессе.

2). Средняя ступень. Типовые задачи, входящие в данную ступень, состоят из задачи профессионального образования, характерных данному государству, и ставят акцент «человеческому фактору». В ней специалисту любой профессии имеется целеполагание получения знаний в реализации ситуативных задач, раскрывающих дорогу, трудиться в современной общественно-социальной сфере. В нашей стране кыргызский литературный язык, имея Государственный статус, используется как орудие отношений в проведении разного рода официальных мероприятий и не может исключить роль художественной литературы в формировании необходимыми коммуникативными компетенциями. Это происходит, потому что проводимые переговоры на разных уровнях, используемые в них письменные и устные тексты, реализуют беседы окружающих, используя художественные средства - тропы художественного произведения для образности и доступности высказанной мысли, организуют позитивные эмоционально-экспрессивные ситуации, применяя юмор, рассказывая смешные и юмористические события, создавая веселую обстановку. Каким бы он специалистом не был, он должен оказать влияние на благоприятную атмосферу на работе, быть фактором взаимопонимания в коллективе.

Как показывает практика, в стране четверть века, в рыночных условиях, во всех областях социальной среды, ярко выражается необходимость художественных средств, например, рекламирование товаров, презентации разных проектов, доходчивое объяснение содержания работы и т.п. Довести до населения разные понятия и термины, вошедшие из других языков мира, литературным «простым, доходчивым языком», имеет огромную роль. Все эти задачи, хочется отметить, сохранены «спрятаны» в благотворительных и известных художественных произведениях кыргызского народа. Как правильно заметил В. Г.Загвязинский, современный профессиональный специалист не только должен овладеть необходимыми знаниями своей профессии, но и уметь решать значимые задачи общества, хорошо понимать особенности и ценности народов, которые живут в стране. Должны владеть тактичным отношением к национальным чувствам, уважительным отношением к религиям, отнестись с пониманием к прозрачности в условиях демократии, уметь отличать национального патриота от шовинизма [3]. А также у современного специалиста должно быть точное восприятие предложений с иносказаниями, уметь адекватно определять значение точных мыслей, в какой бы ситуации не оказался с чуткостью и терпеливостью воспринять мир.

3). Нижняя ступень. В дидактике высшей школы профессионального образования целями данной ступени является совокупность всех задач, касающихся каждой профессии. Г. В.Завада дает определения, что реализация, и объем, и многообразие этой цели зависят от того, какие проблемы должен решить профессиональный специалист в реальной жизни. Для всей профессии они делятся на три типа (исследовательский, практический и педагогический) [2]. Действительно, задачи, входящие в эти три типа, в государственном стандарте указаны, в каком профессиональном образовании, какие цели и задачи осуществляются. Мы посчитали, что нет надобности, повторятся. Наоборот, нас интересует, как же создается вышеуказанная «модель» знания по кыргызской литературе у уходящего специалиста на производство, получив образование степени бакалавра по «кыргызскому языку и литературе».

Иначе говоря, сформированная модель, используемая в мировом высшем профессиональном образовании, выявляет, определяя место в степени бакалавра по кыргызскому языку и литературе, что нельзя оставлять содержание изучаемого предмета как раньше, и из этого возникает очень значимый вопрос: какими положениями, способами можно преподавать сегодня? Потому что компетентная парадигма заботится о филологе-специалисте в умении работать по свой профессии, сформировать все необходимые способности, требующие осуществления в реальной жизни, учитывая быстро меняющиеся ситуации; она всегда ставит акцент на содержание предлагаемых предметов, как явление меняющееся по новому.

В таких ситуациях никто не может отрицать огромную роль учебного плана. По современному государственному стандарту учебный план составляется не государством, не министерством, а учебным заведением умелое понимание проблем, научно-теоретическая подготовка профессорско-преподавательского состава. А также хотим напомнить, что в развитых странах вышеназванная модель решается принятием по возможности самим высшим учебным заведением [4, с. 24 - 37].

Литература

1. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. / Б. Л. Вульфсон.

М., 1999. 204 с.

2. Завада Г. В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г. В. Завада, О. В. Бушмина. Казань: КГЭУ, 2008, 160 с.

3. Загвязинский В. И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, А. Ф. Закирова // Педагогика, 2002. № 9.

4. Косогова А. С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие / А. С. Косогова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

5. Майбуров И. А. Высшее образование в развитых странах / И .А. Майбуров // Высшее образование в России, 2003. № 2, С. 54-58.

6. Недвецкая М. Н. Как помочь молодому педагогу? Методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. с. 34, 56.

7. Рябов Л. П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. / Л. П. Рябов. М., 2001.

8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Смирнов 3-е изд., стер. М.: Академия, 2009. С. 125-148.

Формирование навыков плавания способом «Брасс» у юных пловцов 9 - 10 лет на основе развития координационных способностей Середкина С. А.1, Черкасов В. В.2

'Середкина Светлана Александровна / Seredkina Svetlana Aleksandrovna — тренер-преподаватель по плаванию, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа № 2;

2Черкасов Владимир Валентинович/ Cherkasov Vladimir Valentinovich — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал), Тюменский государственный университет, г. Тобольск

Аннотация: в статье рассмотрены возможности использования упражнений для развития координационных способностей, как основного фактора успешности обучения юных пловцов 9 -10 лет способу «Брасс». Представлены результаты экспериментального исследования, доказывающие эффективность предложенной методики.

Ключевые слова: координационные способности, юные пловцы 9-10 лет, обучение способу плавания «Брасс».

Проблемы развития координационных способностей у подрастающего поколения привлекают постоянное внимание широкого круга специалистов в области физической культуры и спорта. Причиной этого является то, что в физическом воспитании и спортивной подготовке координационные способности занимают особое место: они взаимосвязаны с двигательными навыками и имеют самые многообразные связи с кондиционными способностями. Поэтому, несмотря на различные концептуальные подходы современных инновационных технологий физического воспитания к процессу организации и содержанию занятий, формирование координационных способностей во всех технологиях относится к числу основных приоритетов [3].

В спортивной практике на результативность в соревновательной деятельности высокий уровень развития координационных способностей наибольшее значение имеет в ациклических видах спорта (гимнастика, спортивные игры, единоборства и др.). Однако, и в циклических видах спорта, в число которых входит и плавание, степень сформированности координационных способностей также оказывает непосредственное влияние - как на продолжительность освоения двигательных навыков при обучении способам плавания, так и на скорость прохождения дистанции. Это обусловлено тем, что эффективность техники плавания зависит не только от физической подготовленности пловца, но и от специфических координационных способностей, связанных с межмышечной координацией и выражающихся в тонкости и согласованности двигательных ощущений в каждый момент гребка и во время поворотов; с совершенством тактильных ощущений («чувство воды») и других специализированных восприятий.

Основные сенситивные периоды развития координационных способностей приходятся на возраст от 7 до 13 лет. Именно в этот период природой создаются особые условия для качественного освоения детьми тонких ощущений, перерастая затем в способность произвольно управлять параметрами движений [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.