конкретной игры, так и с точки зрения исторического развития. Дополнительно, в рамках закрепления материала, можно провести «серию буллитов» в виде коротких ответов на конкретные вопросы по знанию терминов, дат, фамилий исторических деятелей.
Игровые технологии могут стать мощным инструментом в руках педагога, позволяя ему в свободной, ненавязчивой манере донести до учеников учебный материал.
Литература
1. Кубок Украины среди школьников по брэйн-рингу 2013 года (Одесса). Младшая возрастная группа. Игры первого этапа: База вопросов «Что? Где? Когда?». [Электронный ресурс]. URL: http://dbxhgk.info/question/cup13brj.1/3/ (дата обращения: 18.06.2016).
Использование игрового метода в физической подготовке юных дзюдоистов
7 - 8 лет
Зырянова Э. Э.1, Черкасов В. В.2, Бурак В. М.3
'Зырянова Эльвира Эдуардовна / Zyiryanova Elvira Eduardovna — старший преподаватель;
2Черкасов Владимир Валентинович/ Cherkasov Vladimir Valentinovich — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева, филиал Тюменского государственного университета;
3Бурак Валентина Михайловна / Burak Valentina Mihaylovna — тренер-преподаватель по дзюдо, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа № 1, г. Тобольск
Аннотация: в статье рассмотрена возможность использования игрового метода в физической подготовке дзюдоистов 7-8 лет. Представлены результаты исследования влияния экспериментальной методики на физическую подготовленность юных дзюдоистов 7 - 8 лет. Ключевые слова: физическая подготовка, игровой метод, дзюдоисты 7 - 8 лет.
Процесс развития физических качеств относятся к числу наиболее значимых компонентов на всех этапах физического воспитания и спортивной подготовки. Высокий уровень развития физических способностей является основой для формирования двигательных умений и навыков, повышения показателей функциональных систем и физической работоспособности организма. Между тем, как свидетельствует анализ результатов тестов комплекса ГТО, среди испытуемых количество сдавших на золотой значок не превышает 5%, причём проблемы с выполнением отдельных нормативов испытывали даже те дети, которые регулярно занимаются различными видами спорта [6].
Это свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемой детскими тренерами общей физической подготовке юных спортсменов. Многие тренеры, в погоне за высокими результатами, используют в тренировочном процессе в основном узконаправленные средства специальной подготовки, позволяющие в краткосрочной перспективе обеспечить быстрый эффект. Однако, как показывают результаты исследований, недостаточная база общей физической подготовки не позволяет добиться высоких результатов в спорте высших достижений [3].
Наметившиеся в конце прошлого века в нашей стране проблемы с демографией обусловили смещение на более ранние сроки начало регулярных занятий спортом. Если раньше отбор детей дошкольного возраста был характерен только для сложнокоординационных видов спорта, то сейчас более ранние сроки начала занятий практикуются в большинстве видов спорта, что обусловило включение в процесс многолетней спортивной подготовки спортивно-оздоровительного этапа.
В младшем школьном возрасте при физической нагрузке неэкономичное функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем из-за небольшого объёма жизненной ёмкости лёгких и сердечной мышцы приводит к быстрому утомлению. Дети плохо переносят однообразную нагрузку -воздействие монотонных раздражений способно вызвать у них запредельное торможение [4].
В то же время, развитие в нервной системе функции двигательного анализатора, обуславливающего уровень развития координационных способностей, способствует быстрому овладению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков и технических приёмов [5].
Совершенствование организации учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе ставит тренера перед необходимостью поиска наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям средств и методов, к числу которых можно отнести игровой метод. Подвижные игры оказывают комплексное воздействие на развитие
кондиционных способностей, закрепление двигательных умений и навыков, воспитание личностных качеств. В постоянно меняющихся игровых условиях совершенствуются регулятивные функции деятельности систем организма, активно формируются механизмы координации и управления движениями, улучшаются сила и подвижность нервных процессов [1].
С целью определения наиболее эффективных средств развития физических качеств с использованием игрового метода на спортивно-озлоровительном этапе подготовки было проведено исследование, в котором приняли участие 20 мальчиков 7 - 8 лет, занимающихся дзюдо в спортивно-оздоровительной группе.
Для проведения исследования юные спортсмены методом случайной выборки были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Количество тренировочных дней, общий объем, и характер выполняемой нагрузки в группах был одинаков. Отличие состояло в том, что в программе тренировок юных дзюдоистов ЭГ до 50% времени занимали специально подобранные подвижные игры и соревновательно-игровые задания комплексного характера, направленные на развитие основных физических качеств.
В КГ физическая подготовка реализовывалась с помощью повторного и кругового методов; игровой метод занимал до 25% от общего тренировочного времени.
После завершения формирующего этапа эксперимента в обеих группах был отмечен прирост во всех показателях (табл. 1).
Таблица 1. Результаты физической подготовленности юных дзюдоистов на этапах исследования
Тесты Группы Начало исследования Окончание исследования Достоверность различий
Статистические показатели
Х± а Х± а г Р
Бег 30 м, с. ЭГ 6,22±0,21 5,93±0,21 2,9 < 0,05
КГ 6,20±0,19 5,98±0,22 2,5 < 0,05
Прыжок в длину с места, с. ЭГ 142,7±7,05 149,9±5,44 2,4 < 0,05
КГ 143,2±5,92 148,3±4,29 2,1 < 0,05
Подтягивание, кол-во раз ЭГ 4,2±1,54 6,0±1,69 2,4 < 0,01
КГ 4,0±1,41 5,5±1,34 2,3 < 0,05
Челночный бег 3х10, с. ЭГ 9,50±0,20 9,24±0,22 2,9 < 0,05
КГ 9,49±0,24 9,31±0,26 1,6 > 0,05
Наклон вперёд, см ЭГ 4,2±1,50 5,1±1,26 1,4 > 0,05
КГ 4,1±1,56 5,0±1,41 1,3 > 0,05
Бег 1000 м, с. ЭГ 340,5±8,06 334,7±10,18 1,3 > 0,05
КГ 341,1±9,24 335,2±10,50 1,2 > 0,05
Скоростные и скоростно-силовые способности дзюдоистов ЭГ повысились на 4,6% и 5% соответственно, превысив в среднем аналогичные показатели спортсменов контрольной группы на 1,5%. При этом в обеих группах выявлен достоверный прирост показателей, причиной чего может являться как достаточный объём тренировочной нагрузки соответствующего характера, так наличие сенситивного периода для развития этих способностей.
Наиболее значительные изменения в обеих группах произошли в тесте, характеризующие силовые показатели, где результаты юных спортсменов достоверно улучшились на 42,8% в экспериментальной группе и на 37,5% в контрольной группе, что обусловлено силовой направленностью основных средств физической подготовки дзюдоистов и невысокими исходными данными. Выраженная направленность используемых в тренировочном процессе подвижных игр на развитие координационных способностей позволило достоверно (Р<0,05) на 2,7% улучшить результаты в экспериментальной группе в тесте «Челночный бег 3х10». У дзюдоистов контрольной группы при недостоверном различии показателей (Р>0,05) прирост составил 1,9%.
Недостоверные различия показателей в обеих группах отмечены в тестах на гибкость и общую выносливость. В данных тестах прирост показателей в обеих группах практически идентичен, из чего можно заключить, что для развития данных качеств требуется более длительное время, дополнительные средства и другие методы. Так, наиболее эффективно выносливость развивается с использованием циклических упражнений с использованием непрерывных методов выполнения упражнения, а развитие гибкости - при использовании повторного метода [2].
Между тем, в тестах, характеризующих наиболее значимые для дзюдоистов физические качества, прирост показателей спортсменов ЭГ выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, использование на спортивно-оздоровительном этапе подготовки специально подобранных подвижных игр и соревновательно--игровых заданий с элементами единоборств, способствует двигательной активизации юных дзюдоистов и, как следствие, повышению эффективности учебно-тренировочного процесса.
Литература
1. ЖуковМ. Н. Подвижные игры: Учебник. М.: «Академия», 2000. 160 с.
2. КурамшинЮ. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. 320 с.
3. Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
4. Савченков Ю. И., Солдатова О. Г., Шилов С. Н. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2013. 143 с.
5. Середкина С. А., Черкасов В. В. Формирование навыков плавания способом «Брасс» у юных пловцов 9-10 лет на основе развития координационных способностей // Academy, 2016. № 6 (9). С. 92-93.
6. Черкасов В. В. Проблемы и перспективы реализации Комплекса «Готов к труду и обороне» // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: 17-я межд. конф. СПб.: Экспресс, 2016. С. 323-324.
Развитие творческих способностей учащихся при обучении геометрии
в средней школе Тагаева Д. А.
Тагаева Дамира Абылкасымовна / Tagaeva Damira Abylkasymovna — старший преподаватель, кафедра высшей математики и методики преподавания математики, факультет математики и компьютерной технологии, Ошский гуманитарный педагогический институт им. А. Мырсабекова, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматривается развитие творческих способностей учащихся на уроках геометрии. Творческая способность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности, как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, и как средство повышения процесса обучения.
Ключевые слова: творчество, способность, творческая способность, творческая активность, творческая деятельность, дидактика, развитие, знание, задача, обучение.
Принцип активности и сознательности в обучении - основной принцип дидактики, рассматривающей познавательную деятельность не только как средство овладения знаниями, но и как важнейший источник умственного развития школьников. Одним из приемов такой активизации является развитие творческих способностей учащихся. В дидактике творческую деятельность характеризуют следующими признаками: 1. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. 2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации. 3. Видение новой функции объекта. 4. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. 5. Видение структуры объекта. 6. Альтернативное мышление. 7. Построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов [4].
Развитие творческих способностей - для учителя задача не из легких. Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им интересные находки, наработки из своей методической копилки.
Творческие способности можно развивать на уроках, на внеклассных мероприятиях, на факультативных занятиях. Наибольшая возможность учителю предоставляется в руководстве индивидуальных исследовательских, поисковых работ в виде в виде домашних задач, геометрических фигур. С развитием личности школьника его познавательная деятельность поднимается до уровня поисковой деятельности. При этом воспроизводящие процессы постепенно уступают место творческим. «Для того чтобы учащиеся по настоящему включились в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне