Научная статья на тему 'Результаты оценивания обобщенных гендерных отличий результатов выступления сильнейших пловцов на престижных соревнованиях'

Результаты оценивания обобщенных гендерных отличий результатов выступления сильнейших пловцов на престижных соревнованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТ / ОТЛИЧИЕ / ПЛОВЦЫ-МУЖЧИНЫ / ПЛОВЦЫ-ЖЕНЩИНЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / ВіДМіННіСТЬ / ПЛАВЦі-ЧОЛОВіКА / ПЛАВЦЯ-ЖіНКИ / ЗМАГАННЯ / RESULT / DIFFERENCE / SWIMMER MAN / SWIMMER WOMAN / EUROPEAN CHAMPIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганчар Алексей Иванович

Представлена информация об участии сильнейших пловцов в республиканских и международных соревнованиях. Определен уровень и степень формирования навыков плавания у спортсменов разного пола, возраста и квалификации. Выявлены доминирующие отличия и сходства в динамике показателей плавательной подготовленности спортсменов. Показаны направления профессионального обучения студентов, совершенствования специальных знаний, прикладных навыков и умений. Рекомендованы стимулирующие факторы обучения и совершенствования специальных знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of an estimation of the generalized gender differences of results of performance of the strongest swimmers at prestigious competitions

The information on participation of the strongest swimmers in republican and international competitions is submitted. The level and a degree of forming of skills of navigation at sportsmen of a different floor, age and qualification is determined. Dominating differences and similarities in dynamics of parameters of swimming readiness of sportsmen are revealed. Directions of vocational training of students, perfection of special knowledge, applied skills and skills are shown. Stimulating factors of training and perfection of special knowledge of students are recommended.

Текст научной работы на тему «Результаты оценивания обобщенных гендерных отличий результатов выступления сильнейших пловцов на престижных соревнованиях»

Результаты оценивания обобщенных гендерных отличий результатов выступления сильнейших пловцов на престижных соревнованиях

Ганчар А.И.

Одесская национальная морская академия

Аннотации:

Представлена информация об участии сильнейших пловцов в республиканских и международных соревнованиях. Определен уровень и степень формирования навыков плавания у спортсменов разного пола, возраста и квалификации. Выявлены доминирующие отличия и сходства в динамике показателей плавательной подготовленности спортсменов. Показаны направления профессионального обучения студентов, совершенствования специальных знаний, прикладных навыков и умений. Рекомендованы стимулирующие факторы обучения и совершенствования специальных знаний студентов.

Ключевые слова:

результат, отличие, пловцы-

мужчины, пловцы-женщины, соревнования.

Ганчар О.І. Результати оцінювання узагальнених гендерних відмінностей результатів виступу найсильніших плавців на престижних змаганнях.

Представлено інформацію про участь найсильніших плавців у республіканських і міжнародних змаганнях. Визначено рівень і ступінь формування навичок плавання у спортсменів різної статі, віку й кваліфікації. Виявлено домінуючі відмінності й подібності в динаміці показників плавальної підготовленості спортсменів. Показано напрямки професійного навчання студентів, удосконалювання спеціальних знань, прикладних навичок і вмінь. Рекомендовано стимулюючі фактори навчання й удосконалювання спеціальних знань студентів.

результат, відмінність, плавці-чоловіка, плавця-жінки, змагання.

Ganchar A.I. Results of an estimation of the generalized gender differences of results of performance of the strongest swimmers at prestigious competitions. The information on participation of the strongest swimmers in republican and international competitions is submitted. The level and a degree of forming of skills of navigation at sportsmen of a different floor, age and qualification is determined. Dominating differences and similarities in dynamics of parameters of swimming readiness of sportsmen are revealed. Directions of vocational training of students, perfection of special knowledge, applied skills and skills are shown. Stimulating factors of training and perfection of special knowledge of students are recommended.

result, difference, swimmer - man, swimmer - woman, European championship.

Введение.

Объективная информация о современном этапе развития спортивного плавания необходима специалистам физического воспитания и спорта для выявления имеющихся особенностей в реализации физических способностей по достижению более высоких результатов представителями разного пола, возраста и квалификации при обучении и совершенствовании у них двигательных навыков плавания (Т.М. Абсалямов, Т.С. Тимакова, 1973; Н.Ж. Булгакова и др., 1996, 2001; С.М. Вайцеховский, 1971; А.Д. Викулов, 2003 и др.). Вместе с тем, объективная информация по сходству и отличию формирования навыков плавания у представителей разного пола, возраста и квалификации может способствовать обоснованию, разработке и внедрению реальных критериев их достигнутой подготовленности для реализации нормативно-оценочной функции в различных звеньях существующей системы физического воспитания и спорта.

Имеющиеся публикации по теории и методике преподавания плавания в основном раскрывают сведения, касающихся параметров динамики формирования навыков плавания с учетом возраста обучающихся и практически отсутствуют гендерные отличия изменения показателей в спортивном плавании среди детей, молодёжи и взрослых (И.В. Вржесневский, 1969; И.Л. Ганчар, 2006-а,-б, 2007; Ю.Д. Железняк и др., 2002; Е.И. Иванченко, 1996, 1997-а, -б; и др.). Однако имеются отдельные публикации по особенностям проведения бучения и тренировки в женском плавании, как отечественных авторов (Ю.А. Короп и др., 1983; Б.И. Оноприенко, 1981; В.А. Парфенов, 1978; В.Н. Платонов и др., 2000 и др..), так и в зарубежной печати (G. Levin, 1982; E.W. Maglischo, 1993; E. Schramm, 1987; M. Schubert, 1990; G. Walter, 1985; K. Wilke, 1997-a, -b).

© Ганчар А.И., 2010

Поэтому наибольший интерес для специалистов физического воспитания и любителей плавания представляет изучение особенностей проявления отличий в динамике результатов женщин и мужчин на престижных соревнованиях, какими являются для них финальные старты на первенствах Украины, Беларуси, России, а также участия во всемирных Универсиадах чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.

Исследование осуществлялось с учетом НИР ОНМА по теме «Технология интенсивного обучения и совершенствования навыков плавания в разных возрастных группах», согласно плана НИР МОН Украины на 2008-2010 гг., РК № 0108Ш0Ш7.

Работа выполнена по плану НИР Одесской национальной морской академии.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Исходя из разработки актуальной проблемы, нами избран соответствующий объект исследования: динамика плавательной подготовленности молодёжи и взрослых на этапах многолетнего обучения и совершенствования навыков спортивного плавания. Предмет исследования: особенности проявления сходства и различий формирования навыков спортивного плавания у представителей разного пола и возраста на стартах престижных соревнований.

Цель исследования: определить уровень и степень формирования навыков спортивного плавания у пловцов разного пола, возраста и квалификации по результатам финальных заплывов на престижных республиканских и международных соревнованиях. Поэтому определенный профессиональный интерес представляет информация о фактах участия сильнейших пловцов в республиканских и международных соревнованиях, являющаяся объективным критерием тенденции развития спортивного плавания на современном этапе.

Задачами исследования стали: а) выявление доминирующих отличий и сходства в динамике показателей плавательной подготовленности у пловцов разного пола по данным практики на республиканских и международных соревнованиях; б) внедрение наиболее существенных результатов в практику для возможного улучшения показателей плавательной подготовленности в разных возрастных группах. Основными методами исследования явились: теоретический анализ и обобщение документальных материалов, математическая статистика.

Результаты исследования и их обсуждение.

В данном разделе работы рассматриваются обобщенные факты участия отечественных пловцов на стартах чемпионатов Украины, Беларуси, России, а также на всемирных Универсиадах, чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх. Критерием отличия рассматриваемых показателей пловцов стали данные изменения средней скорости плавания разными способами на различные дистанции среди мужчин и женщин, являющихся участниками финальных заплывов, которые представляют лучших отечественных и зарубежных спортсменов.

В таблице 1 приведены данные обобщенного отличия результатов в плавании разными способами у мужчин и женщин на стартах открытых летних чемпионатов Украины, Беларуси, России, всемирных Универсиадах, чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.

В плавании вольным стилем отличие результатов женщин от мужчин оказалось наибольшим - 0,22 м/с, далее по степени уменьшения этого параметра оказалось плавание баттерфляем на короткие дистанции (50, 100, 200 м) - 0,21 м/с, затем результаты эстафетного плавания вольным стилем и комбинированной эстафете - 0, 20 м/с, а потом плавание на спине и брассом - 0,18 м/с, комплексное плавание на 200 и 400 м - 0,16 м/с., а в плавании на средние и длинные дистанции вольным стилем отличие параметров оказалось на уровне - 0,13 м/с, хотя в марафонском плавании эти отличия оказались наименьшими только - 0,10 м/с.

Таким образом, обобщенное отличие показателей средней скорости плавания у мужчин от женщин во всех способах плавания на различные дистанции составило - 0,17 м/с, что может свидетельствовать о конкретном уровне гендерных отличий результатов пловцов на рассматриваемом этапе развития плавания.

Отличие максимума (0,22 м/с) от минимума (0,10 м/с) составило - 0,12 м/с, что может служить объективным критерием отличия результатов в плавании мужчин от женщин в зависимости от способа плавания.

В таблице 2 приведены данные обобщенного отличия результатов в плавании разных дистанций у мужчин и женщин на стартах открытых летних чемпионатов Украины, Беларуси, России, всемирных Универсиадах, чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.

В плавании на дистанциях плавания 50 м вольным стилем и разными способами плавания обобщенное

отличие результатов средней скорости плавания у мужчин от женщин оказались наибольшими на уровне - 0,23 м/с.

Далее по степени уменьшения отличия оказались результаты в плавании на дистанции 100 м разными способами плавания на уровне - 0,21 м/с., в эстафетном плавании вольным стилем и комбинированной эстафете разными способами плавания -0,20 м/с. Более низкие уровне отличия результатов среди мужчин от женщин наблюдаются в преодолении дистанции 200 м разными способами плавания -0,16 м/с, а также дистанций 400 м вольным стилем и комплексным плаванием - 0,15 м/с.

Наименьшее отличие рассматриваемых параметров зафиксировано на средних и длинных дистанциях плавания вольным стилем 800-1500 м - 0,12 м/с, а также на дистанциях марафонского плавания 5000 м, 10000 м, 25000 м на уровне только - 0,10 м/с. Отличие максимума (0,23 м/с) от минимума (0,10 м/с) составило - 0,13 м/с, что может служить объективным критерием отличия результатов в плавании мужчин от женщин по длине преодолеваемой дистанции.

Выводы.

Полученные результаты позволяет сделать следующие выводы:

а) в профессиональном обучении студентов, изучающих плавание как учебную, спортивную и педагогическую дисциплину очень важно дополнить имеющиеся сведения современной информацией об уровне динамики существующих гендерных отличий результатов мужчин от женщин (на уровне средней скорости плавания - 0,17 м/с), сопровождающие успешное выступления сильнейших пловцов на престижных соревнованиях, какими для многих элитных пловцов являются летние чемпионаты Украины, Беларуси, России, всемирные Универсиады, чемпионаты Европы, Мира и Олимпийские игры.

б) выявленные данные существенно расширяют профессиональный кругозор у выпускников факультета физического воспитания при изучении ими плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины по курсу спортивно-педагогического совершенствования. Это может явиться для них стимулирующим фактором, как при обучении, так и при совершенствовании у них специальных знаний, прикладных навыков и профессиональных умений, которые важно учитывать при подготовке специалистов физического воспитания и спорта во многих педагогических вузах Украины и стран СНГ;

в) специалистам по физическому воспитанию и спорту в своей профессиональной деятельности следует располагать достаточно объективной информацией о реальном участии пловцов различно пола, возраста и подготовленности во многих престижных соревнованиях. Поэтому будет информативен обобщенный уровень отличия результатов прошедших соревнований по спортивному плаванию, как одному из самых «медалеёмких» выступлений по олимпийскому виду спорта на очередное 4-х летие для учета и прогноза успешности выступления элитных пловцов в очередных Олимпийских играх в Лондоне-2012;

Таблица 1

Обобщенное отличие результатов в плавании разными способами у мужчин и женщин

Дистанция, м средняя скорость, дистанция: время, м/с, мужчины - женщины -Укр. -Бел. -Рос.-Ун. -Евр. -Мир. -Олимп. отличие средней скорости плавания м/ж отличие способа плавания м/ж, м/с отличие пловцов м/ж, м/с

50 м в/стиль 0,26-0,27-0,29-0,24-0,24-0,25-0,27 1,82:7=0,26

100 м в/стиль 0,22-0,25-0,25-0,21-0,22-0,21-0,24 1,60:7=0,23 0,22

200 м в/стиль 0,18-0,19-0,21-0,17-0,17-0,17-0,17 1,26:7=0,18

400 м в/стиль 0,15-0,15-0,15-0,15-0,14-0,14-0,15 1,03:7=0,15

1500-800 м в/стиль 0,20-0,08-0,11 0,10 0,49:4=0,12 0,13

800 м в/стиль -0,13-0,12-0,12- 0,37:3=0,12

1500 м в/стиль -0,13-0,13-0,14- 0,40:3=0,13

5000 м в/стиль -0,09- 0,09

10000 м в/стиль -0,10-0,09 0,10 0,10

25000 м в/стиль -0,10- 0,10

50 м на спине 0,17-0,18-0,25-0,23-0,21-0,22- 1,26:6=0,21

100 м на спине 0,19-0,17-0,21-0,21-0,18-0,20-0,20 1,36:7=0,19 0,18 0,17

200 м на спине 0,14-0,10-0,16-0,17-0,16-0,16-0,17 1,06:7=0,15

50 м брасс 0,24-0,22-0,18-0,22-0,22-0,20- 1,28:6=0,21

100 м брасс 0,20-0,16-0,17-0,18-0,19-0,17-0,19 1,26:7=0,18 0,18

200 м брасс 0,17-0,15-0,16-0,13-0,16-0,16-0,15 1,08:7=0,15

50 м баттерфляй 0,25-0,23-0,24-0,23-0,24-0,23- 1,42:6=0,24

100 м баттерфляй 0,25-0,24-0,23-0,20-0,20-0,21-0,22 1,55:7=0,22 0,21

200 м баттерфляй 0,20-0,13-0,19-0,17-0,18-0,17-0,18 1,22:7=0,17

200 м комплексное 0,20-0,14-0,16-0,17-0,16-0,19-0,17 1,19:7=0,17 0,16

400 м комплексное 0,20-0,13-0,16-0,13-0,14-0,16-0,14 1,06:7=0,15

эстафета4х100 м в/с 0,19-0,20-0,22-0,23-0,22-0,24 1,30:6=0,22

эстафета4х100 м ко 0,19-0,19-0,21-0,21-0,20-0,20 1,20:6=0,20 0,20

эстафета4х200 м в/с 0,15-0,18-0,18-0,18-0,17-0,18 1,04:6=0,17

Таблица 2

Обобщенное отличие результатов в плавании на разных дистанциях у мужчин и женщин

Дистанция, м средняя скорость, дистанция: время, м/с, мужчины - женщины Укр. Бел. Рос. -Ун. -Евр. -Мир. -Олимп. отличие средней скорости плавания м/ж отличие дистанции плавания м/ж, м/с отличие пловцов м/ж, м/с

50 м в/стиль 0,26-0,27-0,29-0,24-0,24-0,25-0,27 1,82:7=0,26

50 м баттерфляй 0,25-0,23-0,24-0,23-0,24-0,23- 1,42:6=0,24 0,23

50 м на спине 0,17-0,18-0,25-0,23-0,21-0,22- 1,26:6=0,21

50 м брасс 0,24-0,22-0,18-0,22-0,22-0,20- 1,28:6=0,21

100 м в/стиль 0,22-0,25-0,25-0,21-0,22-0,21-0,24 1,60:7=0,23

100 м баттерфляй 0,25-0,24-0,23-0,20-0,20-0,21-0,22 1,55:7=0,22 0,21

100 м на спине 0,19-0,17-0,21-0,21-0,18-0,20-0,20 1,36:7=0,19

100 м брасс 0,20-0,16-0,17-0,18-0,19-0,17-0,19 1,26:7=0,18

200 м в/стиль 0,18-0,19-0,21-0,17-0,17-0,17-0,17 1,26:7=0,18

200 м баттерфляй 0,20-0,13-0,19-0,17-0,18-0,17-0,18 1,22:7=0,17

200 м на спине 0,14-0,10-0,16-0,17-0,16-0,16-0,17 1,06:7=0,15 0,16

200 м брасс 0,17-0,15-0,16-0,13-0,16-0,16-0,15 1,08:7=0,15 0,17

200 м комплексное 0,20-0,14-0,16-0,17-0,16-0,19-0,17 1,19:7=0,17

400 м в/стиль 0,15-0,15-0,15-0,15-0,14-0,14-0,15 1,03:7=0,15 0,15

400 м комплексное 0,20-0,13-0,16-0,13-0,14-0,16-0,14 1,06:7=0,15

1500-800 м в/стиль 0,20-0,08-0,11 0,10 0,49:4=0,12

800 м в/стиль -0,13-0,12-0,12- 0,37:3=0,12 0,12

1500 м в/стиль -0,13-0,13-0,14- 0,40:3=0,13

эстафета4х100 м в/с 0,19-0,20-0,22-0,23-0,22-0,24 1,30:6=0,22

эстафета4х100 м кп 0,19-0,19-0,21-0,21-0,20-0,20 1,20:6=0,20 0,20

эстафета4х200 м в/с 0,15-0,18-0,18-0,18-0,17-0,18 1,04:6=0,17

5000 м в/стиль -0,09- 0,09

10000 м в/стиль -0,10-0,09 0,10 0,10

25000 м в/стиль -0,10- 0,10

г) перспектива дальнейших исследования в избранном направлении состоит в изучении особенностей проявления гендерного фактора среди сильнейших пловцов-участников чемпионатов Европы, проходящих как на длинной (50 м), так и на короткой воде (25 м), а также на Олимпийских играх, всемирных Универсиадах и ветеранском плавании, что позволит выяснить степень его определенного, доминирующего влияния на параметры результативности спортсменов-пловцов.

Литература:

1. Абсалямов ТМ. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования. / ТМ. Абсалямов, Т.С. Тимакова. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 191 с.

2. Булгакова Н. Ж. Спортивное плавание: учеб. для вузов физ. культуры. / Булгакова Н.Ж., Афанасьев В.З., Воронцов А.Р., Макаренко Л.П., Морозов С.Н. и др.- М.: ФОН, 1996. - 430 с.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. для вузов. / Булгакова Н.Ж., Афанасьев В.З., Макаренко Л.П., Морозов С.Н., Попов О.И., Чеботарева И.В. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.

4. Вайцеховский С. М. Книга тренера. / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.

5. Викулов А.Д. Плавание: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -368 с., ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вржесневский И.В. Плавание: учеб. для средних физкультур. учеб. заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - / И.В. Вржеснев-ский. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 307 с.

7. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для факультетов физической культуры педагогических вузов и университетов Беларуси, Украины и Российской Федерации. / И.Л. Ганчар. - Мн: Экоперспектива, Четыре четверти, 1998. -352 с., ил.

8. Ганчар И., Ганчар А., Похомова Н. Исследование тенденции изменения результатов выступления сильнейших пловцов СССР и СНГ на чемпионатах Мира с 1973 по 2005 гг. //материалы конференции /Ганчар И., Ганчар А., Похомова Н. Chisinau INEFS, 2006. - P. 251-254.

9. Ганчар И. Л. Теория преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: часть I: монография. / И. Л. Ганчар.

- Одесса: Астропринт, 2006. - 512 с.

10. Ганчар И. Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: часть II: учебник для студентов вузов Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт». / И.Л. Ганчар. -Одесса: Друк, 2006. - 696 с.

11. Г анчар И. Л. Плавание: теория и методика преподавания спортивно-педагогического совершенствования: часть III: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт». / И.Л. Ганчар. - Одесса: Друк, 2007. - 816 с.

12. Ганчар И.Л. Изучение динамики рейтинга выступления сильнейших пловцов на чемпионатах мира с 1973 по 2005 гг. / материалы конференции: Brasov, marte 2007./ Ганчар И.Л., Ганчар А.И., Ботнаренко Ф. А. - Brasov: Editura Universitatii “Transilvania”, 2007. P. 272-277.

13. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.

14. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: учеб. пособие: В 3 ч. - Ч. 1. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1996. - 130 с.

15. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: учеб. пособие: В 3 ч. - Ч. 2. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1997. - 180 с.

16. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: учеб. пособие: В 3

ч. - Ч. 3. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1997. - 240 с.

17. Короп Ю.А. Женское плавание: Особенности и перспективы. / Ю.А. Короп, Ю.А. Кононенко. - К.: Здоров'я, 1983. - 112 с.

18. Оноприенко Б.И. Биомеханика плавания./ Б.И. Оноприенко. -К.: Здоров'я, 1981. - 192 с.

19. Парфенов В.А. Плавание: учеб. для фак.физ. воспитания пед. ин-тов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / В.А. Парфенов. - К.: Вища школа, 1978. - 285 с.

20. Платонов В.Н. Плавание: учебник. / Платонов В.Н., Абсалямов Т.М., Булатова М.М., Булгакова Н.Ж. и др. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 495 с., ил.

21. Lewin G. u. a. Shwimmsport: Ein Lehrbuch for Trainer, Ubbngs-leiter und Sportlehrer. / Lewin G. u. a. - Berlin: Sportverlag, 1982.

- 271 p., ill.

22. Maglischo Ernest W. Swimming Even Faster: A Comprehensive Guide to the Science of Swimming. / Maglischo Ernest W. -Mayfield Publishing Company, Moutain View, California,1993. - 755 p.

23. Schramm E. (red.) u. a. Sportschwimmen: Hochschullerbuch. / Schramm E. (red.) u. a. - Berlin: Sportverlag, 1987. - 330 p.

24. Schubert M. Sports illustrated competitive swimming: technigues for champions. / Schubert M. - New York, 1990. - 238 p., ill.

25. Walter G. Schwimmen von A bis Z /Gesamtred. / Walter G. -Berlin:Sportverlag, 1985. - 95 s.,ill.

26. Wilke Kurt. Anfanger Schwimmen: Training-Technik-Taktik. / Wilke Kurt. - Rowohlt, sport ro, ro, ro, 1997. - 185 p.

27. Wilke Kurt. Schwimmsport Praxis: Offizielles Lehrbuch des Deut-schen Shwimm. / Wilke Kurt. - Verbandes. - Rowohlt, sport ro, ro, ro, 1997. - 382 p.

Поступила в редакцию 29.09.2010г.

Ганчар Алексей Иванович [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.