Научная статья на тему 'Технологии и подходы к определению инновационности в системе высшего профессионального образования'

Технологии и подходы к определению инновационности в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева Барно Очиловна, Муртазаева Khurshida Kholmuminovna

В статье предпринята попытка классификации инновационных технологий в образовании, определения их роли в системе высшего профессионального образования, а также описаны подходы к определению инновационной деятельности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джураева Барно Очиловна, Муртазаева Khurshida Kholmuminovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии и подходы к определению инновационности в системе высшего профессионального образования»

передаются к отрицательному электроду - катоду по внешней цепи. На поверхности катода катионы лития, притягиваясь к катоду, присоединяют к себе электроны, пришедшие от анода по внешней цепи, и превращаются в атомы лития. Спустя совсем небольшое мгновение атом лития сталкивается с молекулой воды и вступает с ней в химическую реакцию. В конечном результате появляется гидроокись лития и молекулы водорода. На мониторе компьютера можно увидеть катодные и анодные процессы.

После показа анимационной программы учащимся дается время на самостоятельное размышление и осмысление увиденного, т.е. занятие продолжится в виде вопросно-ответной беседы: 1. Что означают шарики? 2. Почему размеры шариков разные? 3. Как изменяются размеры ионов щелочных металлов и галогенидов в кристаллах и в водных растворах? 4. Как движутся ионы в растворе? 5. Какие процессы происходят на поверхности анода и катода? 6. В какую сторону движутся электроны по электрической цепи (от какого к какому электроду). 7. Как изменяются размеры ионов в растворе? 8. От чего зависит кристаллографический и стоксовский радиус ионов?

Учащийся, усвоивший тему и просмотревший анимацию, примерно даст следующий ответ: Шариками в анимационной программе обозначены размеры ионов. Кристаллографические радиусы ионов щелочных металлов и галогенов растут с увеличением атомного номера. В том случае, когда ток переносится ионами фтора и лития, анионы фтора притягиваются к аноду; анионы фтора, отдав свои электроны аноду, превращаются в атомы фтора; атомы фтора, соединившись друг с другом, образуют молекулы фтора; образовавшиеся молекулы фтора выделяются с поверхности анода в газообразном состоянии. Процесс, происходящий на аноде: 2F = F2 + 2е ; на аноде анионы фтора, отдав свои электроны, окисляются, иначе говоря, на поверхности анода происходит процесс окисления. На катоде происходит процесс восстановления; на поверхности катода катионы лития, получив электрон, на короткое мгновение превращаются в атомы лития; атомы лития, столкнувшись, с молекулами воды, вступают с ними в химическую реакцию; в результате этого процесса образуется гидроокись лития и водород, который выделяется с поверхности катода. Процесс, происходящий на катоде: Li+ + е- = Ы. Химическая реакция, идущая вблизи катода: 2Li + 2Н20 = 2ЬЮН + Н2. В конечном итоге на катоде происходит процесс восстановления.

Примеры для других солей по изучению и развитию пространственного воображения у учащихся проводятся по выше указанной методике.

По результатам обучения можно сделать вывод о положительном влиянии разработанной анимационной методики на формирования пространственных представлений у учащихся.

Литература

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: 2002. -720 с.

2. Мамбетакунов Э., Сагындыков Ж., Шаршекеев О. Ш. Физика боюнча электрондук окуу курал.

Ош.: 2014.

Технологии и подходы к определению инновационности в системе высшего профессионального образования Джураева Б. О.1, Муртазаева Х. Х.2

1 Джураева Барно Очиловна / Djuraeva Вагпо ОсЫ^па — старший преподаватель, кафедра общей педагогики; 2Муртазаева Хуршида Холмуминовна / Murtazaeva Khurshida К^Ыиштота — студент, факультет физического воспитания, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье предпринята попытка классификации инновационных технологий в образовании, определения их роли в системе высшего профессионального образования, а также описаны подходы к определению инновационной деятельности вузов.

Ключевые слова: образование, инновации, инновационные технологии, высшее профессиональное образование, инновационная деятельность.

В условиях социально-экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием современного научно -технологического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг нововведения становятся жизненно важным элементом деятельности учебных заведений, необходимым условием успехов в образовании и подготовке кадров.

В статье предпринята попытка классификации инновационных технологий в образовании, определение их роли в системе высшего профессионального образования, а также описаны подходы к определению инновационной деятельности вузов.

В отношении системы образования инновацией считают «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации учебно-воспитательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам в области образования». Инновационная технология - это своего рода продуманная во всех деталях технология, обязательно основанная на нововведениях и направленная на достижение основных целей образования, повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения [1, ст. 8].

Современные общеобразовательные учреждения, колледжи и вузы в определенной степени становятся предприятиями (организациями) по подготовке творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и успешно трудиться в динамично изменяющемся мире. В то же время традиционные формы и методы управления, сложившиеся в учебных заведениях, недостаточны для профессионального руководства современными, весьма сложными, все более масштабными, дорогостоящими новациями в образовании. Не случайно национальный проект в области образования нацелен, прежде всего, на стимулирование учебных заведений, реализующих инновационные образовательные программы, а также на поддержку наиболее активных в творческом плане педагогов [2, ст. 208].

На основе проведенного анализа инновационных процессов в образовании можно выделить следующие инновационные технологии: эффективно функционирующую систему менеджмента качества вузов; информационно-коммуникационные технологии; дистанционные образовательные технологии; технологии электронного обучения (обучение с помощью сети Интернет и использованием мультимедиа-технологий для повышения качества образования); смешанные технологии обучения, в которых образовательные Интернет-технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования; педагогические технологии с использованием нововведений; тестовые технологии для контроля качества обучения; технологии использования инновационных методов в образовательном процессе; информационные технологии компьютеризации деятельности; технология модульного обучения; трансфертная технология обучения, предполагающая взаимный переход, обмен и дополнение учебных программ двух или нескольких вузов.

Инновационность высшего профессионального образования, как определение, исходит как минимум из трех оснований: во-первых, инновационная деятельность университетов в научно-технической сфере, способность к коммерциализации научных разработок учеными университетов; во-вторых, инновационное образование как подготовка кадров для различных инновационных отраслей; в-третьих, инновационное образование как процесс и результат собственно образовательного процесса.

Следуя логике В. Е. Шукшунова, инновационный процесс представляет собой процесс преобразования нематериальных активов (или определенных идей) в материальные активы. Обозначенный подход формирует адекватный состав и характер инфраструктурной поддержки технологического трансферта и коммерциализации новшества при вузах.

Вариативная модель инновационного образования в рамках второго подхода (образование как система кадрового сопровождения инновационной сферы) требует доскональной проработки и внедрения программ развития инновационного образования, призванных обеспечить кадрами реализацию программ развития инновационной деятельности. Главной характеристикой данного подхода является ориентация на увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости, что, по мнению разработчиков рассматриваемой программы, может быть достигнуто посредством целевой подготовки кадров для развития инновационной сферы образования. Второй из анализируемых подходов «идеологически» очень близок к первому, так как практически полностью воспроизводит его «чисто» экономически ориентированную логику.

Третий подход к определению инновационной деятельности университетов основывается на очевидном тезисе, что в системе образования инновационная деятельность ведется в двух сферах - научной и образовательной. Это слияние двух сфер диктуется необходимостью обеспечения интеграции образовательных, научных и инновационных структур в университетах, которые должны быть объединены в единый учебно-научно-инновационный комплекс. Университеты накопили немалый опыт и получили весомые результаты инновационной деятельности в образовательной и научной сферах.

Представляется, что фундаментальное и адекватное решение задач перевода вузов (прежде всего ведущих) на инновационный путь развития с соответствующей системой управления должно базироваться на следующих методических положениях и практических действиях:

• необходимо в институциональном, нормативно-правовом порядке придать инновационной, в том числе инновационно-образовательной, деятельности статус основного вида деятельности вузов наряду с научной и образовательной учебной;

• потребности инновационного развития современных российских вузов требуют создания современных вузовских инновационно-образовательных систем в составе: во-первых, инновационно-образовательных комплексов, непосредственно создающих образовательные новации, во-вторых, оргструктур управления и содействия инновационно-образовательной деятельности и образовательным новациям и, в-третьих, методологии-инструментария для обеспечения инновационно-образовательной деятельности в вузе;

• создание современных вузовских систем управления образовательными новациями должно осуществляться в рамках построения названных инновационно-образовательных систем, формируя основное содержание двух их блоков - оргструктуры управления инновационно-образовательной деятельностью (образовательными новациями) и методологии-инструментария управления инновационно-образовательной деятельностью (образовательными новациями);

• важной методической установкой при построении предложенной конструкции вузовской инновационно-образовательной системы управления подготовкой кадров должна быть ориентация на установку либеральной модели вуза, недопущение развития в ней бюрократизации;

• при решении вопросов создания вузовских инновационно-образовательных систем и их управления необходимо определение качественных и количественных критериев вузов, для которых данные системы являются наиболее адекватными и эффективными.

• Таким образом, инновационная деятельность в системе образования, образовательных учреждениях и организациях различных уровней - это деятельность ученых, педагогов, методистов, обучаемых, направленная на существенное повышение качества образования и качество личности, создание и применение новых, в том числе интеллектуальных или наукоемких, образовательных технологий и учебного оборудования, создание или усовершенствование образовательного менеджмента, создание новых образовательных научно-образовательных и научно-образовательно-производственных структур, новых организационных форм в сфере образования, повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений и организаций и их выпускников [3, ст. 121-122].

В заключение отметим, что в условиях современного информационного общества следует ожидать появления и других инновационных технологий, позволяющих вузам повысить качество, эффективность и доступность образования. Инновационность в образовательной сфере может не быть напрямую связана с экономикой, а характеризоваться более эффективной реализацией миссии вузов и школ, а именно, развивать качество самого образования, его технологий и субъектов.

Литература

1. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании.

2007. № 2. С. 8.

2. Пономарев Н. Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: Учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов. М.: Издательский

центр «Академия», 2007. С. 208.

3. Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентационный университет // Высшее

образование в России. 2002. № 2. С. 121-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.