Научная статья на тему 'Использование электронно-анимационной программы при изучении процессов электролитической диссоциации'

Использование электронно-анимационной программы при изучении процессов электролитической диссоциации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ANIMATION PROGRAM / ДИССОЦИАЦИЯ / ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ / DISSOCIATION / КИСЛОТА / ACID / ОСНОВАНИЕ / BASE / СОЛИ / SALT / ЧАСТИЦА / ИОНЫ / IONS / КАТИОН / CATION / АНИОН / ANION / ПРОТОН / PROTON / ГИДРОКСИЛ / HYDROXYL / КЛАСТЕР / CLUSTER / ВЫЗОВ / CALL / ОСМЫСЛЕНИЯ / THE DISSOCIATION OF THE ELECTROLYTE / PARTICLES / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагындыков Жумабай, Мурзакулова Батма Сыдыковна, Макамбаева Ыxвалхан Жигитовна

Создано анимационное электронное учебное пособие по химии на кыргызском языке. Написан электронный вариант учебника по основам физической химии. Анимационные программы составляются с учетом способностей учеников школ и колледжей, а также студентов ВУЗов первых курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагындыков Жумабай, Мурзакулова Батма Сыдыковна, Макамбаева Ыxвалхан Жигитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронно-анимационной программы при изучении процессов электролитической диссоциации»

6. Штец А. А. Учебно-практические задачи обучения естественному чтению первоклассников посредством организации учебного диалога // А. А. Штец, Г. И. Шемигон // Гуманитарно-педагогическое образование. 2015. Т. 1. № 2. С. 135-144.

7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна // Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с. С. 334.

The use of e-animation program in the study of electrolytic dissociation

12 3

Sаgyndykov Zh. , Murzakulova B. , Makambaeva Y. Использование электронно-анимационной программы при

изучении процессов электролитической диссоциации Сагындыков Ж.1, Мурзакулова Б. С.2, Макамбаева Ы. Ж.3

1Сагындыков Жумабай /Sagyndykov Zhumabay - кандидат химических наук,

профессор;

2Мурзакулова Батма Сыдыковна /Murzakulova Batma - кандидат химических наук,

доцент;

Макамбаева ЬЬвалхан Жигитовна /Makambaeva Yhvalhan - преподаватель, кафедра химии и химической технологии, технологический факультет, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: создано анимационное - электронное учебное пособие по химии - на кыргызском языке. Написан электронный вариант учебника по основам физической химии. Анимационные программы составляются с учетом способностей учеников школ и колледжей, а также студентов ВУЗов первых курсов.

Abstract: an electronic textbook of chemistry with animations has been created in the Kyrgyz language. An electronic version of a textbook has been written which is based on physical chemistry. Animation programs are compiled according to the capacity of high school children and college students, as well as first-year students of universities.

Ключевые слова: анимационная программа, диссоциация, электролитическая диссоциация, кислота, основание, соли, частица, ионы, катион, анион, протон, гидроксил, кластер, вызов, осмысления.

Keywords: animation program, dissociation, the dissociation of the electrolyte, acid, base, salt, particles, ions, a cation, anion, proton, hydroxyl, cluster, call, reflection.

На основе авторского электронного варианта учебника по физической химии создано электронно-анимационное учебное пособие на киргизском языке [1].

В созданном нами авторском электронно-анимационном учебном пособии, описана анимационная программа, для изучения процессов и механизмов при электролитической диссоциации различных веществ. Анимационные модели сделаны на основе программ Adobe Flash и созданы с помощью программ Site Edit Standard и Delphi. На этих анимационных моделях объемы молекул, атомов, ионов, электронов и других микрочастиц получены в увеличенном виде примерно в миллиард раз [1, 3].

Перед изучением механизмов и процессов электролитической диссоциации различных веществ, преподаватель заранее дает учащимся самостоятельное задание по определенной литературе с целью их предварительной подготовки, например, литература [1-4].

По этой теме предлагаем следующий способ проведения практического занятия.

В первой части занятия (вызов) преподаватель должен подготовить учащихся к предстоящей теме. Для этого составляем кластер на понятие «электролитическая диссоциация». На интерактивной доске пишем это понятие.

Затем преподаватель задает вопрос учащимся: - Что вы знаете об электролитической диссоциации? Преподаватель, поставив такой вопрос перед студентами, во-первых, требует от них, чтобы они сами самостоятельно написали ответ в рабочую тетрадь, и дает им время (примерно 2-3 минуты). Во-вторых, между парами проводит обмен мнениями. В парах, задавая друг другу вопросы, и отвечая на них, они дополняют друг друга. В-третьих, преподаватель просит эти пары по порядку дать ответы и написанные на доске слова постоянно обводит в кружок. Обучающий преподаватель при ответах требует, чтобы не было повтора. Также он ставит вопрос о зависимости процесса электролитической диссоциации от свойств веществ, их природы и строения, от свойств молекулы воды и других веществ и старается получить соответствующие ответы на них. После того, как студенты расскажут о том, что они узнали по этой теме, на доске появится кластер.

Преподаватель по этому кластеру сможет узнать, в какой степени учащиеся группы знают эту тему и насколько им запомнился материал. С составлением кластера заканчивается первая часть урока.

Вторая часть занятия считается осмыслением. Эта часть урока проводится учителем на основе кластера и ответов учащихся. С помощью модельной анимационной программы рассматривается определение понятий, которые показаны на кластере химической связи.

1. Электролитическая диссоциация кислот. Когда рассматривается этот вопрос в первую очередь нужно настроить учащихся «вызов» на тему «Электролитическая диссоциация кислот». Для этого нужно задать соответствующие вопросы студентам о том, что собой представляют «кислоты», прояснить их природу, а также о физические и химические свойства других веществ, и при этом важно получить ответы учеников. Получив тот или иной ответ от студентов, переходим к осмыслению темы «Электролитическая диссоциация кислот». Для этого мы предлагаем модельную анимационную программу, созданную для изучения процессов и механизмов электролитической диссоциации для одно-, двух- и трехосновных кислот (с анимационной программой можете ознакомиться на кафедре химии ОшТУ). Когда анимационная программа начнет свою работу на интерактивной доске (на дисплее) появляются команды «ОТ», «НС1» «HNOз», «HCOOH»,«H2SO4», «Н3РО4», и другие. Если нажать на кнопку «ОТ», на интерактивной доске можно будет увидеть, как шарики приходят в движение и при взаимодействии с молекулами воды молекула ОТ диссоциирует, как образуются ионы водорода и фтора, а также механизмы образования этих ионов при электролитической диссоциации.

После показа анимационной программы переходим к процессу самостоятельного осмысления и усвоения учащимися просмотренного материала. Учащиеся отвечают на вопросы, какие же частицы образуются в результате диссоциации; почему образованные частицы на основе электростатического закона физики остаются рядом друг с другом. Правильно воспринявшие материал учащиеся ответят, что в результате процесса электролитической диссоциации молекулы воды своими противоположными полюсами приближаются к молекулам электролита и разъединяют их. А образовавшиеся заряженные ионы притягиваются друг к другу и не отходят далеко друг от друга.

Чтобы получить ответ на определение электролитической диссоциации кислот, преподаватель задает соответствующие вопросы:

а) Как протекала электролитическая диссоциация кислот?

б) Какие частицы образовались в результате этого эксперимента?

в) Какой тип связи у частиц между собой?

г) Какой общий ион образуется при электролитической диссоциации кислот? Что вы можете рассказать о них?

д) Что такое диссоциация?

е) Какой величиной определяется сила кислот?

После таких вопросов ученики:

а) индивидуально готовят ответ;

б) в парах обмениваются мнениями;

в) работают в группах.

После ответа учеников можно сформулировать такое определение:

При электролитической диссоциации кислот обязательно в качестве катиона образуется ион водорода. Сила кислот зависима от значения чисел константы диссоциации. В соответствии с количеством образованных ионов водорода определяется основность кислот. Преподаватель должен требовать, чтобы учащиеся написали на доске уравнения процессов диссоциации кислот.

В конце преподаватель приводит примеры некоторых процессов диссоциации кислот, ученики пишут в тетрадь уравнения а) индивидуально; б) парами; в) в группе.

2. Электролитическая диссоциация оснований. Прежде чем рассматривать этот вопрос, нужно настроить «вызов» учащихся на тему «Электролитическая диссоциация оснований». Для этого нужно, чтобы учащиеся дали ответы на вопросы, что они понимают под понятием «основания», как они образуются, физические и химические свойства других веществ. Затем переходим к осмыслению темы «Электролитическая диссоциация оснований». Для этого мы можем предложить созданную нами модельную анимационную программу, для изучения процессов и механизмов электролитической диссоциации оснований с одной, двумя и тремя гидроксильными группами. В начале работы анимационной программы на интерактивной доске появятся: «КОН», «№ОН», «Ва(ОН)2», «Са(ОН)2» и другие кнопки. Если нажать на кнопку «Са(ОН)2» шарики приходят в движение, с помощью молекулы воды молекула Са(ОН)2 разъединяется и на первой ступени образуются ион Са(ОН)+ с анионом гидроксила, что хорошо иллюстрирует механизм явления электролитической диссоциации. После этого продолжаем следить, как на интерактивной доске ион Са(ОН)+ продолжает разъединяться в процессе его электролитической диссоциации и как образуются ионы Са++ и ОН. Таким же образом с помощью этой анимационной программы можно увидеть процессы электролитической диссоциаций для остальных оснований.

После показа анимационной программы настает время для самостоятельного размышления и усвоения учащимися эксперимента. Проведем беседу об увиденной анимационной программе, какие частицы образовались в результате диссоциации, почему образованные частицы на основе электростатического закона физики остались рядом друг с другом. Обращаем внимание учеников на основные особенности процессов электролитической диссоциации оснований.

Преподаватель задает соответствующие вопросы студентам по электролитической диссоциации, степени, особенностям и свойствам:

а) Как протекала электролитическая диссоциация оснований?

б) Какие частицы образовались в результате этого процесса?

в) В какой связи были частицы между собой?

г) Какой общий ион образуется при электролитической диссоциации оснований? Что вы можете рассказать о них?

д) До какой степени протекала диссоциации оснований?

е) Какой величиной определяется сила оснований?

После таких вопросов ученики:

а) индивидуально готовят ответ;

б) в парах обмениваются информацией;

в) в группах получают ответ.

Далее возможно следующее предполагаемое определение:

При электролитической диссоциации оснований обязательно образуются анионы гидроксила, причём сила оснований зависит от значения чисел константы диссоциации. В соответствии с количеством ионов гидроксила определяется кислотность оснований. Обязательное требование преподавателя, запись студентами уравнений процессов диссоциации оснований.

В конце занятия преподаватель приводит примеры некоторых процессов диссоциации оснований, учащихся пишут в тетрадь уравнения а) индивидуально; б) парами; в) в группе.

3. Электролитическая диссоциация солей. Изучение процессов электролитической диссоциации солей проводим по выше указанной методике.

Литература

1. Сагындыков Ж. Физикалык химия (электронный учебник). - Бишкек. 2014. 320 с.

2. Общая методика обучения химии: Содержание и методы обучения химии. Пособие для учителей. Цветков Л. Н., Иванова Р. Г., Полосин В. С. и др.: Под ред. Л. А. Цветкова - М.: Просвещение, 1981, с. 137 (библиотека учителя химии).

3. Гмох Ришард. Теория и практика компьютеризации профессионально-методической подготовки учителя химии в педвузах Польши: Дисс. Д.п.н. РГПУ. М. 1997. 328 с.

4. Юков Е. А. Спектроскопия // Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - Т.4. С. 625-704.

The study of the processes and mechanisms of electrolysis based on animation electronic program

12 3

Sаgyndykov Zh. , Murzakulova B. , Makambaeva Y. Изучение процессов и механизмов электролиза на основе анимационно-электронной программы

1 2 3

Сагындыков Ж.1, Мурзакулова Б. С.2, Макамбаева Ы. Ж.3

1 Сагындыков Жумабай /Sagyndykov Zhumabay - кандидат химических наук,

профессор;

2Мурзакулова Батма Сыдыковна /Murzakulova Batma - кандидат химических наук,

доцент;

3Макамбаева Ь^валхан Жигитовна /Makambaeva Yhvalhan - преподаватель, кафедра химии и химической технологии, технологический факультет, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: создано анимационно-электронное учебное пособие по химии на киргизском языке. Написан электронный вариант учебника по основам физической химии. Анимационные программы составляются с учетом способностей учеников школ и колледжей, а также студентов ВУЗов первых курсов.

Abstract: an electronic textbook of chemistry with animations has been created in the Kyrgyz language. The electronic version of the textbook is written on the basics of physical chemistry. Animation programs are compiled according to the capacity of high school children and college students, as well as first-year students of universities.

Ключевые слова: электролиз, частица, ионы, катод, анод, катион, анион, протон, гидроксил, катодный процесс, анодный процесс, кислота, соль, осмысления. Keywords: electrolysis, particle, ions, cathode, anode, cation, anion, proton, hydroxyl, cathode process, anodic process, acid, salt, comprehension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.