Литература
1. Гибельгауз О. С., Крутский А. Н. Технология системного усвоения знаний. // Народное образование. 2012. С. 193-201.
2. Крутский А. Н. Психодидактика и перспективы её дальнейшего развития. // Школьные технологии. 2011.№ 2. С. 73-77.
3. Косихина О. С., Косихина А. Н. Системно - структурный подход к усвоению знаний в сш: дисс...к.п.н.:13.00.01. 2006.
4. Крутский А. Н. Технология системного усвоения знаний по физике и управление учебной деятельностью учащихся / А. Н. Крутский, О. С. Косихина. // Физика в школе. 2010.№ 3. С. 34-45.
5. Косихина О. С. Системно - структурный подход к усвоению знаний. Ч. 5.1.: уч. пособие Барнаул: Из-во БГПУ, 2003.
6. Чертков И. Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. - М. 1979. - С. 28 - 36.
7. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. - М.: 1977. - С. 20.
8. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. / Зорина Л. Я. - М.: Педагогика, 1978.
Criteria description of activity initial reading: assessing of reading level of a first grader Shtets A.1, Shemigon G.2 Критериальная характеристика деятельности первоначального
чтения: оценка уровня чтения первоклассника
12 Штец А. А. , Шемигон Г. И.
1Штец Александр Александрович /Shtets Alexander - доктор педагогических наук,
доцент, профессор;
2Шемигон Галина Ивановна / Shemigon Galina - магистрант, кафедра дошкольного и начального образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Севастопольский государственный университет Гуманитарно-педагогический институт, г. Севастополь
Аннотация: деятельность первоначального чтения всегда имела большое значение в начальном образовании. Это связано с тем, что она является фактически незаменимой, оказывая огромное влияние на обучение всем дисциплинам в начальной школе. Данная статья посвящена критериальной характеристике деятельности первоначального чтения. Выделяя критерии для оценивания данной деятельности, авторы предлагают комплекс заданий для определения уровней деятельности первоначального чтения и дают им краткую характеристику. Авторы полагают, что недостатки в деятельности первоначального чтения, которые были выявлены в ходе исследования, требуют существенного усиления в реализации системно-деятельностного подхода при обучении грамоте в начальной школе. Abstract: activities of the initial reading have always been of great importance in primary education. This is due to the fact that it is in fact essential, providing a huge impact on learning all subjects in primary school. This article focuses on criteria-based operation characteristic of the initial reading. Highlighting the criteria for the evaluation of this activity, the authors propose a complex job to determine the activity levels of the initial read. The authors suggest that the identified shortcomings in the activities of the initial
reading require a substantial increase in the realization of systemic-activity approach in teaching literacy in the elementary school.
Ключевые слова: критериальная характеристика, оценивание, деятельность первоначального чтения, уровень деятельности первоначального чтения. Keywords: criterial feature, evaluation, activities initial reading, the level of activity of the initial reading.
Первоначальное чтение - это один из видов речевой деятельности, который формируется на этапе обучения грамоте в первом классе начальной школы. В условиях модернизации начального образования в системе требований ФГОС НОО второго поколения особую актуальность сегодня приобретают вопросы объективного оценивания результатов обучения первоначальному чтению. На наш взгляд, объективность оценки этих результатов определяется применением критериальной характеристики деятельности первоначального чтения, а также соответствующего ей диагностического аппарата.
В ходе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, в частности, исследований Д. Б. Эльконина, В. В. Данилова, В. В. Репкина, Л. Е. Журовой, А. А. Штеца, З. Д. Гольдина, А. М. Кушнира были выделены следующие критерии, позволяющие оценить деятельность первоначального чтения: осмысленность чтения, осознанность, естественность и правильность [6]. В рамках данных критериев первоклассникам предлагался комплекс заданий на определение уровней деятельности первоначального чтения, который включал 6 заданий:
• Чтение текста и ответы на вопросы.
• Пересказ после чтения про себя.
Для проведения данных заданий, которые бы наглядно продемонстрировали уровень осмысленности чтения первоклассника, был выбран рассказ Л. Н. Толстого «Галка и голуби».
Галка и голуби.
Галка увидала, что голубей хорошо кормят, - выбелилась и полетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим. Но галки испугались, что она белая и тоже прогнали.
Вопросы к тексту:
o про какую птицу идет речь?
o что сделала галка, чтобы попасть в голубятню?
o почему голуби ее прогнали?
• Распределение слов на 2 группы по принципу чтения (твердое/мягкое).
• Выявление букв, которые обозначают 2 звука.
Данные задания были разработаны для выявления осознанности чтения ученика первого класса.
Разделяя слова на группы, первоклассники должны были распределить на две группы (по принципу твердости и мягкости чтения) следующие слова: шуба, люди, рука, муха, мель, сени, рыба, кисель, лень, трава.
При выявлении букв, обозначающих два звука, первоклассники должны были подчеркнуть в слове букву, которая обозначает два звука, в следующих словах: яма, ель, дерево, ёлка, заяц, листья, тряпка, уют, прольёт, клён, яблоко.
• Чтение текста с соблюдением естественности произношения.
Ученикам предлагалось прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Снежная кукла» с соблюдением естественности произношения по всем параметрам, чтобы определить уровень естественности чтения.
Снежная кукла.
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славная. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
• Чтение текста с учетом правильности.
Для определения уровня правильности первоначального чтения первоклассникам предлагался рассказ Л. Н. Толстого «Обезьяна и горох».
Обезьяна и горох.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
Задание № 1 оценивалось шестью баллами, задания № 2, 5, 6 - тремя баллами, задания № 3, 4 - пятью баллами, что позволило выделить три уровня деятельности первоначального чтения: неполный (от 0 до 9 баллов), частичный (от 10 до 18 баллов) и максимальный (от 19 до 25 баллов).
При неполном уровне ученик читает текст в замедленном темпе (около 20 слов мин.), допуская ошибки в словах. Ответы на вопросы учителя по тексту неточные, односложные. Распределить слова на две группы (твердое и мягкое чтение) затрудняется. В большом количестве слов путает положение йотированной гласной, подчеркивая те слова, в которых она дает только гласный звук. Также могут допускаться длинные паузы перед незнакомыми словами. При чтении нарушаются акцентологические нормы русского языка, целостность текста (отмечается выпадение целых строк).
При частичном уровне чтение текста проходит с незначительным количеством ошибок (до 5). Ответы на вопросы к тексту сжатые. Ученик отвечает лишь с использованием подсказок, наводящих вопросов. Йотированные гласные находит не во всех словах, подчеркивает в некоторых случаях не букву, а все слово. Темп чтения ниже разговорного (около 30 слов в мин.), могут присутствовать незначительные паузы перед словами.
При максимальном уровне ученик внимательно читает текст в слух, не допуская ошибок. Темп приближен к разговорному (более 40 слов в мин.), чтение выразительное. Первоклассник понимает без помощи учителя тему текста и может давать ответы на все вопросы к тексту. Ответы полные, логичные. Школьник быстро находит в словах йотированные гласные, подчеркивает нужные буквы. Ученик соблюдает акцентологические нормы русского языка, не допускает при чтении замен, пропусков или перестановок букв.
Представленные уровни использовались для оценки экспериментального обучения, которое проводилось в 2014-2015 учебном году с 9 февраля по 21 марта на базе гимназии № 24 г. Севастополя, в которой первоклассники обучались по УМК «Школа России».
Анализ результатов изучения деятельности первоначального чтения показал, что только 35 % учеников имеет высокий и средний уровни деятельности первоначального чтения. У большинства учеников выявлено послоговое чтение, темп при чтении значительно отличается от разговорного, допускается нарушение акцентологических норм, пропуск и замена букв, слогов, слов и предложений.
В обобщенном виде результаты представлены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Уровень деятельности первоначального чтения в первых классах
Неполный уровень деятельности первоначального чтения показало 65 % учащихся, частичный уровень наблюдается у 31 % учеников, а максимальный -только у 4 %.
Кроме того, изучение деятельности первоначального чтения показало, что значительная часть учеников демонстрирует пониженный темп чтения и различные нарушения при чтении (искажение окончаний, неправильное ударение, пропуск и замена букв, слогов и др.).
В целом проведенное исследование со всей очевидностью обнаружило, что качество первоначального чтения первоклассников, обучавшихся в методической системе УМК «Школа России», остается достаточно низким. Среди критериев характеристики деятельности первоначального чтения существенно страдает естественность чтения и как следствие - все остальные критерии. Полученные результаты диагностики деятельности первоначального чтения были обусловлены системными недостатками применявшейся методики обучении первоклассников первоначальному чтению, что не позволяет говорить о ее соответствии требованиям ФГОС НОО второго поколения.
Литература
1. Кушнир А. М. Азбука чтения: Как правильно учить читать / А. М. Кушнир // Школьные технологии. - 1996. № 1-2. С. 199. 13 с.
2. М-во образования и науки Рос. Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2010. 35 c.
3. Плешаков А. А. Железникова О. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». Пособие для учителей. ФГОС. М.: Просвещение, 2013. 64 с.
4. [Электронный ресурс]. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15): URL: mon.gov.ru/documents/922/file/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 11.02.2016).
5. Штец А. А. Обучение чтению и письму в букварный период (1-4). Программа. Методические рекомендации: Пособие для учителей начальных классов / Р. В. Сабодах, С. А. Исаева. М.: АРКТИ, Рольф, 2002. 208 с.
6. Штец А. А. Учебно-практические задачи обучения естественному чтению первоклассников посредством организации учебного диалога // А. А. Штец, Г. И. Шемигон // Гуманитарно-педагогическое образование. 2015. Т. 1. № 2. С. 135-144.
7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна // Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с. С. 334.
The use of e-animation program in the study of electrolytic dissociation
12 3
Sаgyndykov Zh. , Murzakulova B. , Makambaeva Y. Использование электронно-анимационной программы при
изучении процессов электролитической диссоциации Сагындыков Ж.1, Мурзакулова Б. С.2, Макамбаева Ы. Ж.3
1Сагындыков Жумабай /Sagyndykov Zhumabay - кандидат химических наук,
профессор;
2Мурзакулова Батма Сыдыковна /Murzakulova Batma - кандидат химических наук,
доцент;
Макамбаева Ыxвалхан Жигитовна /Makambaeva Yhvalhan - преподаватель, кафедра химии и химической технологии, технологический факультет, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: создано анимационное - электронное учебное пособие по химии - на кыргызском языке. Написан электронный вариант учебника по основам физической химии. Анимационные программы составляются с учетом способностей учеников школ и колледжей, а также студентов ВУЗов первых курсов.
Abstract: an electronic textbook of chemistry with animations has been created in the Kyrgyz language. An electronic version of a textbook has been written which is based on physical chemistry. Animation programs are compiled according to the capacity of high school children and college students, as well as first-year students of universities.
Ключевые слова: анимационная программа, диссоциация, электролитическая диссоциация, кислота, основание, соли, частица, ионы, катион, анион, протон, гидроксил, кластер, вызов, осмысления.
Keywords: animation program, dissociation, the dissociation of the electrolyte, acid, base, salt, particles, ions, a cation, anion, proton, hydroxyl, cluster, call, reflection.
На основе авторского электронного варианта учебника по физической химии создано электронно-анимационное учебное пособие на киргизском языке [1].
В созданном нами авторском электронно-анимационном учебном пособии, описана анимационная программа, для изучения процессов и механизмов при электролитической диссоциации различных веществ. Анимационные модели сделаны на основе программ Adobe Flash и созданы с помощью программ Site Edit Standard и Delphi. На этих анимационных моделях объемы молекул, атомов, ионов, электронов и других микрочастиц получены в увеличенном виде примерно в миллиард раз [1, 3].
Перед изучением механизмов и процессов электролитической диссоциации различных веществ, преподаватель заранее дает учащимся самостоятельное задание по определенной литературе с целью их предварительной подготовки, например, литература [1-4].