УДК 398
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ АЗБУКИ К ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
© Галина Михайловна ПЕРВОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются учебно-речевой и игровой аспекты читательской деятельности дошкольников и младших школьников. Показан процесс использования современных методических пособий, а также детских книг в качестве учебного материала для начального обучения чтению. Названы механизмы ускоренного овладения навыком первоначального чтения.
Ключевые слова: методика обучения чтению; дидактическая игра; методы и средства обучения грамоте; читательские действия и читательская деятельность ребенка.
Чтение - сложный психофизиологический процесс для начинающего читателя. Первоклассник преодолевает массу учебных трудностей, связанных с различением букв и обозначаемых ими звуков. Чтобы прочитать написанное, ребенок должен распознать букву, вспомнить, какие звуки она обозначает (и обозначает ли вообще, есть беззвучные буквы), определить позицию звуков в слоге или звукосочетании и только после этого определить, как читать. Например, буква е после согласных обозначает мягкость предшествующего согласного и произносится в зависимости от позиции как [э] или [эи] или [ь], а в начале слова эта же буква является слогом [)э], т. е. обозначает звукослияние. Если учесть, что типов слогов у нас великое разнообразие, то чтение по слогам не покажется простым процессом озвучивания букв и их сочетаний.
В стране всеобщей грамотности дети учатся читать двумя способами: самодеятельным и научным. В школе, как вы догадываетесь, обучение ведется научным методом, который называется звуковой аналити-ко-синтетический. Он предполагает осознанное различение звуков и букв, а также осмысление позиционного их соединения, как мы показали на примере ранее. Первоклассники рассуждают: в слове «ели» [)эл'и] два одинаковых слога: соединяются мягкий согласный и гласный звуки.
Для такого обучения необходимо заложить логический тип мышления, а у большинства детей 6-7 лет преобладает наглядно-образный тип, поэтому в учебный материал азбуки включаются вспомогательные,
конкретизирующие абстрактный процесс элементы: схемы звукового состава слов, слогоразделительные линии, слоговые таблицы и т. п. Слово «ели» в схеме выглядит как два квадрата зеленого цвета с красным пополам: (мягкий согласный + гласный) + (мягкий согласный + гласный). Цветовое решение этого слова и есть начало дидактической игры в чтении. Рассыпались квадраты с зелено-красными и сине-красными (твердый согласный + гласный) слогами. Надо услышать звуковой состав слова и собрать правильную его модель: «дерево» - (зеленый + красный) + (зеленый + красный) + (синий + красный). Однако при записи слова ребенок может сделать две ошибки, т. е. написать, как слышит (влияние звукового метода обучения), значит одновременно приходится учить и письму, чтобы ребенок осознал: слышится одно, а пишется другое - по правилам, потому что гласные без ударения меняют свое звучание. Впрочем, как и в других языках, вспомним поговорку: написано Манчестер, а читай Ливерпуль.
Наиболее щадяще для мышления ребенка выглядит самодеятельное обучение чтению. Оно происходит по интуиции, по догадке, при минимуме подсказок и, как правило, в дошкольном возрасте. В детском саду «Эврика» г. Тамбова мы наблюдали, как са-мообучились грамоте половина воспитанников предшкольной группы, потому что в их «читальном зале» оказалась большеформатная красивая книга - «Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Замечательные педагоги Тихомировы верили в творческие силы детей, в их способность учить себя самим или с
помощью родителей. Дмитрий Иванович Тихомиров (1844-1915) - талантливый просветитель, создатель главного педагогического высшего учебного заведения в Москве (МПГУ), был также и последователем К.Д. Ушинского. Он создал для детей более 30 учебных книг, в т. ч. переизданный в наши дни «Букварь» [1].
Обучение в этой книге для первоначального чтения начинается с серии картинок, отражающих жизнь детей. По ним обучающиеся составляют рассказы, словесные описания, отдельные предложения. Предметные картинки изображают знакомых животных, растения, предметы быта, рыб и насекомых -и дети догадываются, какими словами подписаны эти картинки. Первые же буквы «у» и «а» позволяют прочесть и первые слова, понятные по смыслу: ау, Ау; уа, Уа. Включение буквы «м» дополняет словарь замечательными лексемами: ма-ма, ум, ам, му. Тут же нарисована мама, читающая малышу книгу, мычащий теленок и мальчик в лесу с корзинкой грибов, зовущий сестрицу: ау! Включение частотных согласных и гласных постепенно расширяет словарные возможности книги, построенной по принципу, который в середине XIX в. сформулировал К.Д. Ушин-ский: все, что можешь показать, покажи, отчего процесс обучения не отягощает сознание, а закрепляет первые успехи чтения. При печатании гласные как слогообразующие звуки выделены, используется слогоразделительная черта.
В дальнейшем от простых двубуквенных дети переходят к трехбуквенным слогам, в которых к прямому открытому слогу добавляется один согласный: мал, лук, шум; даются варианты этих же слов: ма-ла, шу-ма, которые становятся понятны, если их включить в словосочетания и предложения: Наши Маша мала. Много шума. С 37 страницы букваря ребенок начинает читать предложения, а с 41 - списывать с учебника и под диктовку (в домашнем обучении; в детском саду не учили писать, а только конструировать буквы из готовых бумажных элементов).
При этом в «Букваре» Тихомировых не только красивые выразительные иллюстрации, но и главный предмет изучения - буквы - напечатаны черным и цветным шрифтом разного размера, трудные слова - покрупнее. По нарастающей сложности распо-
ложен учебный материал на развороте страниц: привлекательная картинка, новая буква в виде буквицы - маленькая и большая, печатная и прописная, затем слоги и слова в столбик, чтоб их не казалось много, предметные картинки, чтоб ребенок показал пальчиком, о ком прочитал, а уж в конце страницы текст и слова для списывания. Продуман и декоративный дизайн: орнаменты, узоры, выделяющие номер страницы, сюжетные картины для развития речи. В книге обилие природоведческого материала и детских игр, забав, занятий. Букварная часть завершается твердым и мягким знаками и картиной летнего леса, в который хочется побежать после трудов праведных, с подписью «Лесов таинственная сень» [1, с. 81].
Вторую половину книги составляет хрестоматия, содержащая басни, стихи, короткие рассказы и сказки классиков XIX в., народное творчество. Тематика чтения: времена года, природные явления, жизнь и труд людей, мир животных - домашних и диких, семья и детство.
Сравнивая букварь столетней давности с современными азбуками, делаешь вывод о существенном цивилизационном усложнении материала как по содержанию, так и по форме подачи. По современной азбуке для 1 класса вряд ли возможно самообучение чтению. Поэтому желающим овладеть первоначальным навыком чтения до школы следует искать облегченные варианты обучения: через игру в кубики, на которых нарисованы буквы, и, конечно, через художественные азбуки - загадочные, сказочные, звуковые и т. д. - таких мы обнаружили более сорока. Их авторы С. Маршак, С. Черный, В. Лунин, В. Степанов, И. Гамазкова и мн. др.
В содержание современных стихотворных и прозаических азбук, которые создают детские писатели, обязательно заложена дидактическая игра. Распространены акрости-хидные азбуки, в которых первые буквы строк составляют алфавит. Например, «Про все на свете» С.Я. Маршака. По алфавиту выстраиваются «мохнатые» (о животных) и цирковые азбуки Б. Заходера и В. Берестова; «Научусь-ка я читать» Е. Благининой, а также забавные игры, вроде города «Букварин-ска», «Аля, Кляксич и буква А» И. П. Токмаковой.
Существуют игровые методики освоения грамоты дошкольниками. Самое распространенное самостоятельное обучение - это запоминание образа буквы или т. н. «живые» буквы с сопроводительной картинкой, изображающей героя, чье название начинается с определенной буквы. Буквы на кубиках, картинках и в образном облике дети запоминают уже в 3-4 года. Причем запомнить следует прочно, чтобы не ошибаться, когда передвигая карандаш-указку по ряду, воспитатель спрашивает не по порядку: «А это какая буква у нас в гостях?».
Второй этап - сообщить малышу, что буквы дружат между собой, и это называется «слог»: «м» протянула руку «а» - получилась «ма», второй раз протянула - получилось слово «мама».
Далее начинается игра в слоги, т. к. слог является первичной единицей чтения. Разрезная азбука и полосочка-дефис соединяют устную игру с конструированием слогов: «Давай подружим «б» и «а», «б» и «у», приставим «ш»... «Какое слово подсказывают слоги?» - «бабуш-ка». Это чтение «по складам». Чем чаще тренировать дошкольника в складывании букв, звучащих как звуки, тем больше шансов, что он начнет читать вывески на улице, крупные надписи объявлений, рекламу на бульваре... Причем игра состоит в том, что читать можно слева направо, а можно и наоборот, чтобы было смешно; читать можно, прикрыв один глаз, можно взрослому начать читать, а ребенок догадается о конце слова. Фантазийная методика более всего привлекает дошкольников, т. к. она отвечает сущностной потребности его личности.
Большую помощь в переходе от устных упражнений к чтению письменного текста оказывают разнообразные дизайнерские типы детских книг: книжки-картинки, устроенные как ширмочки, на которых изображены предметы, животные, люди, а под изображением подписи; книжки-игрушки фигурного типа, в которых ведущую роль вновь выполняют иллюстрации, подсказывающие содержание подписей; книжки-театр, которые устроены как сцена с декорациями и двигающимися фигурками, речь которых ребенок озвучивает после рассказывания сказки воспитателем. Книжки-раскраски требуют изобразительной деятельности (штриховки, об-
водки, расцвечивания, что отлично развивает моторику руки, важную для письма), в которую незаметно стоит ввести и печатание знакомых букв.
Чередование устных и письменных упражнений при чтении-рассматривании детских книг оригинального оформительского искусства формирует мотивацию детского чтения. Ребенок непременно захочет читать подписи к картинкам. Для облегчения процесса слогового чтения можно под гласными буквами поставить точки, слоги соединить карандашной лодочкой, трудные слова прочитывать вместе с малышами (трудными являются слова со стечением согласных: ) чтобы он читал их «за лидером».
Из личного опыта помню, как пятилетний сын, прочитав страницу азбуки для дошкольников на букву «х» и поняв, что слоги «ха», «хи», «хо» обозначают смех, вдруг неожиданно предложил: что же ты мне раньше не сказала, как читать интереснее? Надо читать словами!
И зачитал целыми словами от пробела до пробела, т. е. не потребовалось искусственного деления слова на слоги. Помолчав, про себя произнеся слоги, он вслух соединял их в слова, значение которых тут же уточнялось:
о чем (о ком) прочитал? Что он делал?
Из опыта обучения первоначальному чтению было замечено, что дети любят прерываться после прочтения одного предложения или абзаца и играть или беседовать [2].
Замечательными словами, обращенными к первоклассникам, предваряет упражнение в чтении методист Л.Ф. Климанова: «Дорогой друг!.. Внимательно читай эту книгу, и ты увидишь, что мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, «секретики», шутить, превращаться.» [3, с. 3]. И далее начинается занимательная игра-чтение. Примеры:
1) составь слоги из согласных букв в «капельках» и гласных под зонтиком в «шариках»;
2) доскажи слово:
Ра-ра-ра - начинается иг- .
Ры-ры-ры - у тебя в руке ша -.
3) добавь одинаковый слог:
Кош -. мис - . гор - . шап - .
Какое слово лишнее? Ответы: первое, т. к. оно означает живое существо; второе, т. к. содержит первый мягкий согласный звук; третье, т. к. горку из снега построили ребята во дворе и на ней можно играть. - Но с кошкой тоже можно играть! А вот с миской и шапкой - нельзя!
4) чудесное превращение: что изменилось в слове?
БОР-БОК-БЫК-БАК-БАЛ. [3, с. 5, 7]
Игровые упражнения для первоклассников предлагает методист О.В. Джежелей:
- чтение с последующим договарива-нием слов или досказыванием текста (проверка понимания);
- формирование умения узнавать слово в любом шрифтовом оформлении;
- чтение рисованных текстов (контроль за содержательной стороной прочитанного);
- чтение текстов с большим количеством повторов (вырабатывает беглость чтения);
- установление последовательности событий (понимание текста на фактическом уровне);
- упражнение в создании повествований на заданную тему и т. д. [4].
- Что в кармане на букву В? Долго дети называют слова: винтик, веревочка, вишня, воробей, восемь конфет. Оказалось, -воздух.
- Почему кот умывается после еды, а не до еды, как люди? Не знаете?
Слушайте сказку: «Клевал на дворе зерно воробей, а кот следил за ним, спрятавшись за дерево. Как схватит воробья! Сейчас съест! «Как не стыдно, - зачирикал воробей, - не умылись, а есть хотите!» Кот стал лапкой мордочку мыть, а воробей вспорхнул и был таков. С тех пор кот решил умываться после обеда». После таких забав чтение страницы про воробья и кота идет с большим успехом [4, с. 53-54].
Таким образом, включение занимательных бесед и игровых эпизодов в процесс обучения чтению способствует ускорению обучения и выработке мотива, желания читать. В наши дни удлиняет процесс одновременное обучение письму как более трудоемкому виду речевой деятельности, а также звуковой анализ устной речи. Работа со звуками важна, но. Разве мы учимся читать, когда разговариваем? Ведь чтение есть про-
цесс зрительного восприятия графических знаков.
«Под обучением грамоте традиционно понимают формирование действий чтения и действий письма, хотя современная грамматология и психолигвистика трактуют их как разные виды речевой деятельности. Дидактика настаивает на том, что способы освоения столь разного учебного материала, по крайней мере, с материальной точки зрения, тоже должны быть различны. Метод обучения должен отражать не только целевой и содержательный аспект, но также и психологический (закономерности усвоения знаний) и гносеологический (организацию познавательной деятельности учащихся) аспекты» [5, с. 33].
Как утверждают психологи, совершить интуитивный скачок от буквенных значков к звучащему слову каждый ребенок должен сам. Здесь трудно помочь инструкциями и разъяснениями позиционного принципа чтения [6].
Современного ребенка, живущего в развитой информационной среде, можно обучить чтению за две-три недели, - такой вывод подтверждается достижениями современной методической науки и давней разумной практикой. Рассказчик в произведении Л. Пантелеева «Буква ты» научил девочку Иринушку четырех с половиной лет читать как раз за десять дней, а до двух недель задержала обучение коварная буква «я», которую малышка называла «ты», т. к. взрослый не знал (не профессионал), как объяснить, что я - это и знак, и слог, и буква, а не только слово [4, с. 101].
Ускоренное обучение чтению связано с новым порядком изучения букв, их группировкой и блоковой подачей, с решением задачи формирования у первоклассников структуры действия чтения, поэтапного предъявления младшим школьникам учебных «правил чтения», которые начинают формирование типа правильной читательской деятельности. Механизм формирования действия чтения предлагает Л.С. Сильченко-ва [5]. Алгоритм раскодирования текста направлен на то, чтобы активно работал зрительный анализатор, который у современных детей развит более, чем слуховой. Выделяя релевантные / нерелевантные графические буквосочетания как единицы чтения, она
предлагает инновационную конструкцию учебного материала для чтения в азбуках. Если современный младший школьник обучится механизму чтения быстрее и с меньшими усилиями, это создаст условия для формирования действия чтения, а построение учебного процесса с позиций деятельностного подхода (деятельность с книгами и среди книг) позволит с первого класса формировать читательскую самостоятельность как личностное качество, отличающее младшего школьника от дошкольника.
Ныне в современных азбуках для 1 класса мало материала для чтения и поздно (во втором полугодии) учащиеся начинают читать полноценные тексты. Выручает внеклассное чтение, однако оно не заложено в учебный план как обязательный предмет, а значит гарантировать его выполнение всеми учителями сложно. Методическая переориентация в системе обучения первоклассников чтению ждет молодых новаторов-учителей, способных использовать теорию формирования типа правильной читательской деятельности Н.Н. Светловской и учеников ее научной школы - Л.С. Сильченковой и др. - в полной мере, ибо только она дает надежные результаты обучения каждого ребенка полноценному чтению. Дидактическая игра при этом стоит на страже перехода от одного вида ведущей детской деятельности к новому, более сложному виду: учебная читательская
деятельность также может быть освоена в игре [2-4; 6].
Чтение - универсальный вид человеческой деятельности, которая интегрирует учебный, речевой, игровой, познавательный, коммуникативный, эстетический и, возможно, другие аспекты. Поворачивая процесс чтения к ребенку этими разными гранями, можно предполагать зарождение подлинного интереса к формированию жизненно необходимого умения читать. Играя учим тому, что чтение нужно обучающемуся, а не только педагогу, выполняющему учебный план.
1. Тихомиров Д.И., Тихомирова Е.Н. Букварь. М., 2000.
2. Первова Г.М. Дискретное чтение как ведущий прием обучения творческому чтению на начальном этапе становления читателя // Начальная школа. 2011. № 5. С. 35-39.
3. Климанова Л.Ф. Читалочка: кн. для чтения в
1 классе. М., 1994.
4. Джежелей О.В. Подскажи Словечко. М., 1992.
5. Сильченкова Л.С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.
6. Цукерман Г.М., Школяренко Е.Н. Как Винни-Пух и все-все-все научились читать: сказка-букварь. Кн. первая. М., 1997.
Поступила с редакцию 23.04.2012 г.
UDC 398
DIDACTIC GAME AS TEACHING METHOD ON TRANSITION STAGE FROM ALPHABET TO READING BOOK
Galina Mikhailovna PERVOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Head of General Pedagogy and Educational Technologies Department, Doctor of Education, Professor, e-mail: [email protected]
The article reveals the studying, verbal and game aspects of readers’ activity for pre-school and junior school children. The process of use of modern methodical manual and also children’ books as studying material for initial reading teaching is shown. Mechanisms of speed up obtaining of initial reading skill are enumerated.
Key words: methodics of reading teaching; didactic game; methods and means of reading and writing; reading actions and reader’s activity of child.