Научная статья на тему 'Вариант реализации рубежного контроля успеваемости в учебном процессе военно-учебного заведения'

Вариант реализации рубежного контроля успеваемости в учебном процессе военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касавцев Михаил Юрьевич

В статье рассмотрен вопрос совершенствования системы подготовки военных специалистов. В качестве инструмента совершенствования предложен вариант реализации рубежного контроля в учебном процессе военно-учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касавцев Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариант реализации рубежного контроля успеваемости в учебном процессе военно-учебного заведения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вариант реализации рубежного контроля успеваемости в учебном процессе

военно-учебного заведения Касавцев М. Ю.

КасавцевМихаил Юрьевич /KasavtsevMichail Yurievich — кандидат технических наук, кафедра организации повседневной деятельности и боевой подготовки, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос совершенствования системы подготовки военных специалистов. В качестве инструмента совершенствования предложен вариант реализации рубежного контроля в учебном процессе военно-учебного заведения.

Ключевые слова: военный специалист, контроль результатов обучения, рубежный контроль, система контроля успеваемости, учебный процесс.

Возрастающие требования к качеству подготовки военных специалистов на этапе завершения реформирования армии и системы военного образования, а также обновление нормативно-правовой базы [1, 2] требуют обновления системы контроля результатов обучения.

Для поддержания мотивации к обучению у обучающихся в системе высшего образования применяется контроль результатов учебной деятельности обучающихся. Поэтому необходима чёткая организация системы контроля успеваемости. В этом направлении ведутся исследования и предлагаются различные варианты реализации системы контроля успеваемости, в общем, и варианты проведения рубежного контроля, в частности. Так, авторы статьи [2] предлагают производить контроль успеваемости при помощи модульно-рейтинговой системы. В работах [3, 4] авторы рассматривает использование системы балльно-рейтинговой системы для контроля успеваемости. Несмотря на то, что разработанные предложения по контролю результатов обучения реализованы в учебном процессе гражданских вузов, для военно-учебного заведения существуют требования по контролю успеваемости в ходе учебной дисциплины, указанные в источнике [2]. Но данные требования не дают четкого определения на ряд вопросов, возникающих при реализации рубежного контроля. Например: роль и место рубежного контроля в системе контроля успеваемости; что относится к материалам и результатам рубежного контроля; порядок хранения и уничтожения материалов рубежного контроля. В статье дадим ответы на сформулированные вопросы и рассмотрим вариант реализации рубежного контроля в учебном процессе военно-учебного заведения.

Контроль результатов обучения в военно-учебном заведении реализуется при помощи текущего, промежуточного и итогового контроля [2]. В своей работе автор рассмотрит один из видов текущего контроля, а именно рубежный контроль.

Темы занятий

1,2 3,4 5, 6 7, 8, 9 10, 11 12

Планируемый рубежный контроль ПЗ KP ПЗ С KP ПЗ

Объем в часах 2 2 2 2 2 1

Рис. 1. График рубежного контроля

Рубежный контроль осуществляется с целью систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине - минимума, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Рубежный контроль проводится по завершении изучения отдельных наиболее сложных и объемных тем, разделов учебной дисциплины в соответствии с графиком рубежного контроля разработанного в рабочей программе учебной дисциплины (см. рисунок 1). Проведение рубежного контроля проводится для реализации процедуры допуска обучающегося к промежуточной аттестации (зачету, экзамену).

На рисунке 1 приняты следующие обозначения: ПЗ - практическое занятие, КР - контрольная работа, С - семинар. Таким образом, после прохождения определенной темы обучающиеся проходят рубежный контроль и получают оценку в соответствии с критериями оценивания, установленными в рабочей программе учебной дисциплины.

Сводная ведомость результатов рубежного контроля _уч. группы по дисциплине

«Название дисциплины»

№ п/п В/3 Б Фамилия, инициалы Оценка

РК1 Подпись преподавателя РК2 Подпись преподавателя РКп Подпись преподавателя

Количество допущенных к экзамену (зачету)_чел.

Преподаватель_И, Иванов

« »_201 г.

Рис. 2. Вариант сводной ведомости учета результатов рубежного контроля

Результаты рубежного контроля заносятся в журнал Учета учебных занятий и самостоятельной работы. Материалы рубежного контроля хранятся на кафедре у председателя предметно-методической комиссии в папке «Материалы рубежного контроля». К материалам рубежного контроля относятся работы обучающихся и сводная ведомость рубежного контроля (рисунок 2, где РК - рубежный контроль). В сводную ведомость заносятся результаты рубежного контроля. Под результатами рубежного контроля понимаются оценки, полученные обучающимися за выполнение заданий рубежного контроля. После проведения промежуточной аттестации материалы рубежного контроля уничтожаются (утилизируются).

Таким образом, рассмотренный вариант реализации рубежного контроля в учебном процессе военно-учебного заведения позволяет полностью учитывает требования руководящих документов к организации данного вида текущего контроля; реализовать процедуру допуска обучающегося к промежуточной аттестации; сформировать и закрепить мотивацию к обучению у обучающихся в системе подготовки военных специалистов, в частности. И повысить качество подготовки военных специалистов в общем.

Литература

1. Федеральный закон № 273 «Об образовании и Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. URL http://rg.ru/2014/12/30/minoborony-dok.html (дата обращения 12.04.2016).

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 670 от 15 сентября 2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL http://consultant.ru/dokyment/cons_doc_LAW_140174. (дата обращения: 12.04.2016).

3. Бурлай В. В., Суфляева Н. Е., Юренкова Л. Р. Контроль и оценка знаний студентов с использованием модульно-рейтинговой системы // Наука и образование / Электронное научное издание. № 2. 2012. [Электронный ресурс]: URL http://technomag.edu.ru/doc/323937.html. (дата обращения: 12.04.2016).

4. Зайцева Н. А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Современные проблемы сервиса и туризма. № 4. 2011. С. 98 - 105.

5. Шехонин А. А., Тарлыков В. А. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения // Высшее образование в России. № 6, 2011. С. 22 - 29.

6. Асадуллина Л. И. Стендовый доклад как средство проведения рубежного контроля // филологические науки. Вопросы теории и практики. №6-2 (24), 2013. С. 34-37.

Развитие пространственного воображения у учащихся при изучении курса электродинамики на основе анимации Бердибекова С.1, Сагындыков Ж.2

'Бердибекова Сырга / Бег^Ьекоуа Зуг§а — преподаватель, кафедра физики;

2Сагындыков Жумабай /Sаgyndykov 2ЫтаЬау - кандидат химических наук, профессор, кафедра химии и химической технологии, Ошский технологичесий университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: создано анимационное электронное учебное пособие по физике и химии - на киргизском языке. Анимационные программы, составленные с учетом размеров частиц, облегчают изучение новых понятий.

Ключевые слова: анимация, электролиз, диссоциация, соль, ион, катион, анион, пространственное мышление, воображение.

По некоторым разделам электродинамики создано электронно-анимационное учебное пособие на киргизском языке. В созданном нами авторском электронно-анимационном учебном пособии описана анимационная программа для изучения процессов и механизмов передачи тока и зависимости сила тока от различных факторов. В нашей анимационной модели объемы молекул, атомов, ионов, электронов и других микрочастиц показаны в увеличенном виде примерно в миллиард раз [1, 2].

При использовании анимации у преподавателя открывается возможность развивать пространственное воображение у учащихся. А учащийся, видя анимацию, должен иметь четкие представления о поступательных, вращательных и колебательных движениях микрочастиц в трехмерном пространстве. Например, дипольные моменты некоторых молекул могут изменяться в зависимости от строения составляющих частиц и электронных облаков.

Используя анимационную программу на уроках, мы получаем информацию о пространственном положении и движении предметов и объектов. Эта информация дополняется сведениями о форме, структуре и строении предмета.

При применении авторской анимационной программы по теме «Электролиз» на дисплее компьютера появляются дополнительные иконки в виде «кнопки». Например, «натрий», «калий», «литий», «медь», «серебро», «золото» и другие.

Анимационная программа для получения металлического натрия путем электролиза расплава поваренной соли. Если нажать с помощью «мыши» на кнопку «натрий», то на экране появится анимация процессов электролиза расплава поваренной соли. Сначала происходит расплавление соли. После чего в расплав, находящийся в электролизёре, опускаются электроды: катод и анод. Как только анод и катод подсоединяются к источнику постоянного тока, анимационная программа начнет работать. На дисплее компьютера появляются параметры электролизного процесса и становится видно, каким образом ионы мигрируют к тому или иному электроду в объемном изображении.

Вблизи анодного пространства ионы хлора начинают притягиваться к аноду и, отдавая электрон электроду, превращаются в атомы хлора, а затем пары атомов хлора соединяются друг с другом и превращаются в молекулы хлора. Электроны, отданные аноду - положительному электроду, передаются к отрицательному электроду - катоду по внешней цепи. На поверхности катода ионы натрия, притянувшиеся к катоду, присоединяют к себе электроны, пришедшие от анода по внешней цепи, и превращаются в атомы натрия. На экране монитора можно увидеть катодные и анодные процессы.

После показа анимационной программы учащимся дается время на самостоятельное размышление и осмысление увиденного, т.е. занятие продолжится в виде вопросно-ответной беседы: Какие процессы происходят на аноде и катоде; какой электрический ток используется в электролизере; к какому электроду направляются анионы в процессе электролиза; к какому электроду движутся катионы в процессе электролиза; как меняются размеры иона до и после электролиза; как и какая реакция происходит в процессе электролиза; каким образом можно перевести химическую энергию в электрическую; можно ли перевести электрическую энергию в химическую?

Студент, правильно усвоивший тему и просмотревший анимацию, ответит следующим образом: ионы хлора О притягиваются к аноду; ионы хлора, отдавая свои электроны аноду, превращаются в атомы хлора; атомы хлора, соединившись друг с другом, образуют молекулы хлора; образовавшиеся молекулы хлора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.